Учет внутрихозяйственных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблематики, отсутствие нормативного регулирования бухгалтерского учета и контроля взаиморасчетов многоуровневого предприятия в современных условиях хозяйствования при неоднозначности решения многих вопросов, а также их востребованность практикой обусловили выбор темы исследования и его структуру.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Формы внутрихозяйственных расчетов. Зависимость внутрихозяйственных расчетов от структуры организации……………………………………………..5
1.1 Сущность и формы внутрихозяйственных расчетов. Задачи учета……….5
1.2 Влияние организационной структуры предприятия на форму внутрихозяйственных расчетов…………………………………………………..9
2. Теоретические основы бухгалтерского учета внутрихозяйственных расчетов…………………………………………………………………………..16
2.1 Понятие внутрихозяйственных расчетов и организация их учета………16
2.2 Формирование отчетности при внутрихозяйственном расчете………….21
3. Учет внутрихозяйственных расчетов………………………………………..23
3.1 Общая характеристика объекта внутрихозяйственных расчетов………...23
3.2 Аналитический и синтетический учет внутрихозяйственных расчетов...24
3.3 Особенности внутрихозяйственных расчетов на предприятии…………27
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ 1111111111111111.docx

— 52.00 Кб (Скачать файл)

                                   Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Формы внутрихозяйственных расчетов. Зависимость внутрихозяйственных       расчетов от структуры организации……………………………………………..5

1.1 Сущность и формы внутрихозяйственных расчетов. Задачи учета……….5

1.2 Влияние организационной  структуры предприятия на форму         внутрихозяйственных расчетов…………………………………………………..9

2. Теоретические основы бухгалтерского учета внутрихозяйственных          расчетов…………………………………………………………………………..16

2.1 Понятие внутрихозяйственных расчетов и организация их учета………16

2.2 Формирование отчетности  при внутрихозяйственном  расчете………….21

3. Учет внутрихозяйственных  расчетов………………………………………..23

3.1 Общая характеристика  объекта внутрихозяйственных расчетов………...23

3.2 Аналитический и синтетический  учет внутрихозяйственных  расчетов...24

3.3 Особенности  внутрихозяйственных расчетов на  предприятии…………27

Заключение………………………………………………………………………30

Список использованной литературы…………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

              Введение.

         Освоение в различных регионах России рынков сбыта товаров, работ и услуг стимулирует создание крупных многоуровневых хозяйствующих субъектов, организационная структура которых включает в себя Аппарат управления и обособленные подразделения. Правовые, экономические, бухгалтерские и налоговые аспекты деятельности таких предприятий предопределили централизацию расчетных функций на уровне Аппарата управления, что в свою очередь привело к изменению задач, стоящих перед внутрихозяйственным учетом. Он стал связующим звеном в единой системе бухгалтерского и налогового учета, объединяющим разрозненные данные, сформированные в децентрализованном учете обособленных подразделений. Увеличение объемов внутренних учетных операций и жесткая связь между задолженностью структурных подразделений и платежеспособностью Аппарата управления потребовали разработки механизма контроля состояния внутрихозяйственных расчетов.

До настоящего времени  не получили должного отражения в  трудах 
ученых и специалистов организационно-методические аспекты бухгалтерского и налогового учета крупных многоуровневых предприятий как в целом по отраслям народного хозяйства. Теоретически не обобщены вопросы бухгалтерского учета и налогообложения услуг (сетевых услуг), при оказании которых доходы и расходы формируются в одних обособленных подразделениях, а относятся к деятельности других, являющихся звеньями одной технологической цепочки. Не систематизирован порядок проведения внутрихозяйственных расчетов при большом разнообразии внутренних связей, обусловленных спецификой почтовых услуг. Не разработан механизм контроля внутренней задолженности, который позволил бы объективно оценивать ее состояние с учетом особенностей производственного процесса и условий функционирования структурных подразделений.

Актуальность проблематики, отсутствие нормативного регулирования  бухгалтерского учета и контроля взаиморасчетов многоуровневого предприятия  в современных условиях хозяйствования при неоднозначности решения  многих вопросов, а также их востребованность практикой обусловили выбор темы исследования и его структуру.

Предметом исследования является совокупность теоретических и организационных  положений бухгалтерского учета внутрихозяйственных расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

      1. Формы внутрихозяйственных расчетов. Зависимость     внутрихозяйственных расчетов от структуры    организации.

1.1  Сущность  и формы внутрихозяйственных  расчетов. Задачи учета.

      Развитие бизнеса в ряде случаев делает необходимым создание подразделений вне места нахождения (регистрации) юридического лица. Причины здесь самые многообразные: приближение производственных мощностей к источникам сырья, вывод «грязных» производств из крупных городов, приближение точек сбыта к потребителю, снижение издержек на ресурсные и имущественные платежи, экономия фонда оплаты труда и другие подобные причины. Из таких подразделений формируются горизонтально и вертикально интегрированные компании. Наибольшая степень интеграции достигается в тех случаях, когда такие производственные единицы оформляются в виде обособленных подразделений, в том числе филиалов.

Крупные компании (преимущественно  сырьевые и ТЭК) раньше других пошли по этому пути и уже решили вопросы организации бухгалтерского и налогового учета, а также формирования отчетности при наличии обособленных подразделений, однако эти проблемы становятся актуальными и для «среднего» эшелона.

Под внутрихозяйственными расчетами  понимаются расчеты юридического лица с филиалами и другими обособленными  подразделениями. Филиалы обладают хозяйственной самостоятельностью в пределах предоставленных организацией полномочий, имуществом, закрепленным организацией за филиалом, а также  имуществом, имущественными правами  и обязанностями, приобретенными филиалом от имени организации.

Филиалы действуют на основании  устава организации, положения о  филиале, утвержденного руководителем  организации, в соответствии с другими  внутренними организационно-распорядительными  документами организации, а также  соответствующими нормативными актами РФ.

Основным внутренним документом, регламентирующим деятельность филиала, является положение о филиале. Состав информации, подлежащей раскрытию в  данном документе, определяется головной организацией самостоятельно. К основным разделам положения о филиале  относятся:

– цели, задачи и функции филиала;

– виды осуществляемой деятельности;

– органы управления филиалом;

– источники образования имущества;

– порядок взаимодействия с органами управления головной организации;

– контроль деятельности филиала.

Бухгалтерский учет у юридических  лиц, имеющих филиалы (представительства) или иные структурные подразделения, может осуществляться в различных  формах в зависимости от назначения структурного подразделения, источников финансирования их расходов, структуры  управления ими, территориального расположения и других особенностей. Порядок ведения  бухгалтерского учета у головной организации зависит также от наличия или отсутствия банковского  счета у филиала и отдельного баланса. Кроме того, в зависимости  от степени законченности внутренней отчетности филиалы, выделенные на отдельный  баланс, можно условно разделить  на два вида: филиалы, определяющие собственный финансовый результат, и филиалы, его не определяющие.

Учетной политикой организации  должен быть предусмотрен порядок организации  бухгалтерского учета и отчетности филиалов, выделенных на отдельный  баланс, в том числе порядок  и сроки представления бухгалтерской  отчетности, формы передаваемых документов (включая расшифровки, справки и  пр.), перечень ответственных лиц, порядок  документального подтверждения  передачи затрат и пр.

Практикующие бухгалтеры, которые только приступают к обслуживанию обособленных подразделений, да и те, кто уже ведет там учет, наверняка обратили внимание на путаницу в определениях. Если следовать Гражданскому кодексу, то обособленные подразделения – это представительства и филиалы. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Далее Гражданский кодекс констатирует: представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Кроме того, они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, а также действуют на основании утвержденных головным офисом положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (ст. 55 ГК РФ). Других определений обособленных подразделений в Гражданском кодексе нет.

Налоговый кодекс по этому вопросу дает более широкое толкование. В соответствии со статьей 11 обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

При этом рабочее место  считается стационарным, если оно  создается на срок более одного месяца и удовлетворяет требованиям статьи 1 закона от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и статьи 209 Трудового кодекса. Указанные положения определяют рабочее место как место, на котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В определении обособленного подразделения, приведенном в статье 11 Кодекса, одним из его критериев значится всего лишь оборудование стационарных рабочих мест. Более того, как следует из разъяснений налоговиков, даже одно оборудованное стационарное рабочее место вне расположения юридического лица создает обособленное подразделение и обязывает это лицо стать на учет в налоговом органе по месту нахождения такого, с позволения сказать, обособленного подразделения.

Кроме этих различий, приводящих к путанице, Налоговый и Гражданский кодексы оперируют таким понятием, как «отдельный баланс». В зависимости от того, выделено или нет обособленное подразделение на «отдельный баланс», на него могут или не могут быть возложены обязанности по уплате налога и/или сдаче налоговой отчетности. Так вот, несмотря на то, что законодательство содержит отсылки к этому термину, его определения нет не только в законодательных актах, но и в подзаконных. Правильнее сказать, теперь нет.

В ранее действовавшем ПБУ 4/96 понятие было раскрыто. Приведем его. Под отдельным балансом понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе составления бухгалтерской отчетности. При этом подразделения организации, выделенные на отдельные балансы, составляют отчетную информацию применительно к порядку, установленному Положением ПБУ 4/96. Однако в 1999 году Минфин своим приказом утвердил ПБУ 4/99, которое этого определения уже не содержит.

Получается, понятие «отдельный баланс» – это рудимент, относящийся к периоду, предшествующему принятию Налогового кодекса. Суть этого термина заключалась в том, что обособленное подразделение, созданное в соответствии с нормами Гражданского кодекса, наделенное имуществом, имеющее расчетный счет, признавалось налогоплательщиком по основным налогам (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, местные налоги).

В настоящее время смысл этого понятия применительно к положениям Гражданского кодекса практически невозможно определить или конкретизировать. Что же касается обособленных подразделений, имеющих «отдельный баланс и расчетный счет (подразделения)», то Налоговый кодекс вменяет в обязанность организаций отдельное декларирование в местах расположения таких подразделений ЕСН (ст. 243 НК РФ), налога на имущество (ст. 386 НК РФ) и по некоторым видам местных налогов (там, где они еще сохранились). Фактически в нынешней редакции Налоговый кодекс под обособленным подразделением, имеющем «отдельный баланс» и расчетный счет «по умолчанию», подразумевает филиал или представительство.

          1.2 Влияние организационной структуры предприятия на форму внутрихозяйственных расчетов.

          Подразделение создается не с целью удовлетворить требования налоговых инспекторов и иных контролирующих органов, а для развития бизнеса, так в чем же преимущества и в чем недостатки тех или иных форм «обособленцев». В принципе, все производственные вопросы можно с одинаковым успехом решить как в дочернем предприятии, так и в филиале. Представительство, как организационная форма, ранее рассматривалось исключительно как подразделение, не ведущее активных операций, однако в современных условиях его статус практически не отличается от статуса филиала. Обособленное подразделение, возникшее по признаку наличия стационарных рабочих мест, имеет, с точки зрения производственных отношений, практически те же возможности, что и филиал.

            Чем же руководствуются предприятия при выборе формы? Причины и обстоятельства кроются в организации управления предприятием, структуре внутренних взаимоотношений и правилах налогообложения внутрикорпоративных перемещений, основных средств, сырья, промежуточного продукта, готовой продукции, товаров, инвестиций.          В таблице 1 предпринята попытка систематизации отличий в налогообложении некоторых видов операций. 

Как видно из таблицы 1, с позиций организации учета и отчетности, подразделение в виде дочернего предприятия имеет смысл создавать при относительно малой производственной зависимости этого подразделения от головного предприятия, т.к. передача любых видов активов может создавать налоговую базу либо на стороне передающего, либо на стороне принимающего предприятия.

В свою очередь обособленные подразделения свободны от этого недостатка. Отметим также, что в обособленных подразделениях легче обеспечить централизацию управления, что бывает важно на предприятиях с большой численностью работников, подразделения которых расположены на значительном удалении друг от друга.

Особенности организации  бухучета в компании, имеющей обособленные подразделения.

 

                                                           Таблица 1 – Систематизация отличий в налогообложении некоторых видов операций.

Действие/ процесс

Головное– дочернее; дочернее – дочернее

Головное – филиал  представительство 

Филиал – филиал

Головное – обособленное

1

2

3

4

5

 Передача Основных  средств 

Налоговые последствия по НДС и налогу на прибыль

Без налоговых последствий 

Без налоговых последствий 

Наделение подразделения  основных средств не производится

Передача ТМЦ, материалов, промпродукта

Налоговые последствия по НДМ и налогу на прибыль.

Претензии по трансфертным ценам 

Без налоговых последствий 

Без налоговых последствий

Без налоговых последствий

Маневр трудовыми ресурсами 

Только путем увольнения и последующего приема на работу

Возможен без существенных ограничений

Возможен без существенных ограничений

Возможен без существенных ограничений

Маневр денежными ресурсами 

Имеет специфические ограничения, связанные с налогом на прибыль (подп.11п. 1 ст. 251 НК РФ)

Нет ограничений

Нет ограничений

Нет ограничений

Информация о работе Учет внутрихозяйственных расчетов