Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 00:16, реферат

Краткое описание

Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики.
Основные конечные цели денежно-кредитной политики:
устойчивые темпы роста национального производства,
стабильные цены,

Содержание

Введение…………………………………………………………..…3
1.Передаточный механизм денежно-кредитной политики: кейнсианский и монетаристский подходы………………………….…...…5
2 .Политика «дешевых» и «дорогих» денег…………………….…...16
3. Эффективность денежно-кредитной политики……………....…..19
4. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе ……………………………………………...………..23
Заключение…………….…………………………………………….30
Литература……………

Вложенные файлы: 1 файл

Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

  Содержание

 

   Введение…………………………………………………………..…3

1.Передаточный механизм  денежно-кредитной политики: кейнсианский  и монетаристский подходы………………………….…...…5

2 .Политика «дешевых» и «дорогих» денег…………………….…...16

3. Эффективность денежно-кредитной политики……………....…..19

4. Особенности денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь  на современном этапе ……………………………………………...………..23

   Заключение…………….…………………………………………….30

   Литература……………………………………………………….…..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики.

Основные конечные цели денежно-кредитной политики:

  • устойчивые темпы роста национального производства,
  • стабильные цены,
  • высокий уровень занятости населения,

 равновесие платежного баланса.

 Из их совокупности  можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики — стабилизацию общего уровня цен.

Наряду с конечными выделяют промежуточные цели. Ими являются объем денежной массы и уровень процентных ставок.

Денежно-кредитная  политика выглядит "плаванием против ветра", она призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и зажимать, угнетать экономический рост при перегреве конъюнктуры, хотя реальное осуществление этих акций является делом архисложным.

Осуществляет денежно-кредитную  политику центральный банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д.; на втором — изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Виды и типы денежно-кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики различаются в зависимости от того, какие цели ставит перед собой центральный банк. Как известно, основными промежуточными целями являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определенных целей, ибо, как следует из анализа равновесия денежного рынка, каждой ставке процента соответствует определенная денежная масса и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать: ставку процента или объем денежной массы.

В самом общем  виде задача монетарной политики состоит  в создании условий, при которых экономические агенты (частные лица, предприниматели, общественные и государственные органы), реализуя свободу выбора, производили бы действия, совпадающие с целями экономической политики. Кредитно-денежное регулирование индикативно, не имеет принудительного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Передаточный механизм денежно-кредитной политики: кейнсианский и монетаристский подходы

В нынешних условиях нет сомнений в том, что рычаги денежно-кредитной политики оказывают прямое воздействие на состояние национального производства.

Вопрос состоит лишь в том, каким будет суммарное воздействие используемых монетарных факторов — с учетом лага времени и в конкретных экономических условиях. Поэтому всегда существует необходимость теоретически обосновать оптимальный вариант сочетания и использования тех или иных инструментов денежно-кредитной политики.

При решении фундаментальных  вопросов денежно-кредитной политики в экономической теории обозначились два основных подхода. Первый отстаивают сторонники школы английского экономиста Дж. М. Кейнса. Второй — образуют сторонники современного монетаризма.

          Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.

Можно выделить 4 звена  передаточного механизма денежно-кредитной  политики:

1) изменение величины реального предложения денег (M/P) в результате проведения Центральным Банком соответствующей политики;

2)  изменение ставки  процента на денежном рынке;

3) реакция совокупных  расходов (в особенности инвестиционных  расходов) на динамику ставки  процента;

4) изменение объема  выпуска в ответ на изменение  совокупного спроса (совокупных  расходов).

Между изменением предложения  денег и реакцией совокупного  предложения расположены ещё  две промежуточные ступени, прохождение  через которые существенно влияет на конечный результат (см. рис. 1.1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1 . Передаточный механизм денежной политики

Изменение рыночной ставки процента (2) происходит путем изменения  структуры портфеля активов экономических  агентов после того, как в результате, скажем, расширительной денежной политики Центрального Банка на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита, то есть в итоге – снижение ставки процента (см. рис.1.2а)

 Однако реакция  денежного рынка зависит от  характера спроса на деньги, т.е.  от крутизны кривой LD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению ставки процента (пологая LD), то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки процента. И наоборот: если спрос на деньги слабо реагирует на ставку процента (крутая LD), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению процентной ставки (рис. 1.2б, 1.2 в).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2а                                  Рис. 1.2б                                   Рис. 1.2 в

Следующим шагом является корректировка совокупного спроса (совокупных расходов) в связи с  изменением ставки процента. Обычно считается, что больше других на динамику ставки процента реагируют инвестиционные расходы (хотя можно говорить и о реакции потребления, расходах местных органов государственного управления, но они менее значительны). Если предположить, что на денежном рынке произошло существенное изменение ставки процента, то далее встанет вопрос о чувствительности  инвестиционного спроса (или совокупного спроса в целом) к динамике ставки процента. От этого, при прочих равных условиях, будет зависеть величина мультипликативного расширения совокупного дохода.

Очевидно, что нарушения  в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежной политики. Например, незначительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько со ставкой процента на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Помимо качества работы передаточного механизма существуют и другие сложности в осуществлении  денежной политики. Поддержание Центральным Банком одного из целевых параметров, скажем ставки процента, требует изменения другого в случае колебаний на денежном рынке, что не всегда благоприятно сказывается на экономике в целом, Так, Центральный Банк может удерживать ставку процента на определенном уровне для стабилизации инвестиций, а  следовательно, их воздействия через мультипликатор на объем выпуска в целом. Но если по каким-то причинам в экономике начинается подъем и ВВП растет, то это увеличивает трансакционный спрос на деньги (реальный ВВП – один из параметров спроса на деньги: (M/P)D = kY - hR). При неизменном предложении денег ставка процента будет расти, а значит, чтобы удержать ее на прежнем уровне, Центральный Банк должен увеличить предложение денег. Это, в свою очередь, создаст дополнительные стимулы роста ВВП и к тому же может спровоцировать инфляцию.

В случае спада и сокращения на деньги Центральный Банк для предотвращения снижения ставки процента должен уменьшить предложение денег. Но это приведет к падению совокупного  спроса и только усугубит спад в экономике.

Существуют разные точки  зрения по этому поводу. Дж. М. Кейнс, разработавший основы денежно-кредитного регулирования, утверждал, что передаточный механизм денежно-кредитной политики следующий:

центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, влияя тем самым в нужном направлении на предложение денег;

изменения в предложении  денег вызывают понижение или повышение ставки процента;

изменения процентной ставки приводят к расширению или сокращению плановых инвестиций;

изменения плановых инвестиций, в свою очередь, повышают или понижают уровень номинального национального дохода.

Современные сторонники Дж. М. Кейнса признают прямую зависимость между изменением уровня процентной ставки, объемом денежного предложения, инвестиционным спросом и изменением объема ВВП. Указывается на существование временного лага между денежным воздействием и изменением объема ВВП. Каждый раз национальная экономика как бы присматривается к ситуации, изменяющейся на рынке ссудного капитала. Причем временной разрыв всегда складывается между объемом денежного предложения и инвестиционным спросом.

Такое отставание реакции  со стороны инвестиционного спроса грозит тем, что возросший объем  денежного предложения может до минимума понизить уровень процентной ставки. При сложившейся норме дохода по ценным бумагам снижение процентной ставки будет сопровождаться повышением рыночной цены на ценные бумаги. Это подтверждает нам известная формула расчета курса ценной бумаги. Из-за этого домашние хозяйства ликвидность денежных сбережений начнут предпочитать приобретению подорожавших ценных бумаг, имеющих к тому же свою степень риска.

Поэтому считается, что  денежно-кредитная политика не столь  уж и эффективна при решении задач  стабилизации национальной экономики.

Таким образом, главным  объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку.

В данных теоретических  построениях отстаивается идея тесной взаимосвязи между динамикой денежной массы (денежного предложения) и номинальным объемом ВВП. В качестве исходного пункта также выступает уже известное нам денежное уравнение обмена И. Фишера:

MV = PQ.

Так как в среднесрочной  перспективе скорость движения денег  вполне можно принять в качестве постоянной величины (тем более что радикальные изменения в организации денежного обращения происходят не так уж и часто), поэтому денежное уравнение приобретает следующий вид:

MV = Mk = PQ,

где к — есть некий  постоянный коэффициент.

Напрашивается весьма простой  вывод: изменение количества денег в обращении неизбежно должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВВП. Объем производства в денежном выражении определяется количеством денег, находящихся в обращении, при допущении постоянной скорости их обращения.

Но известно, что объем производства всегда предполагает использование соответствующих материальных факторов производства. В условиях «экономики полной занятости», когда дополнительные факторы производства отсутствуют физически, монетарное воздействие на экономику способно отразиться лишь на уровне цен. Последний будет изменяться вслед за изменением количества денег, находящихся в обращении.

В долгосрочной перспективе  смысл «денежного правила» сводится к тому, чтобы государство следило  за обоснованным приростом денежной массы. В темповой записи денежное уравнение предстает в следующем виде:

ДМ = ДР + AQ,

где ДМ — это среднегодовой  темп прироста денежной массы; AQ — это среднегодовой темп прироста ВВП; ДР — это среднегодовой темп ожидаемой инфляции в связи с денежным фактором.

Что касается конкретных практических рекомендаций монетаристов, то в качестве нормы достаточным  признается ежегодный прирост денежной массы на уровне 3-5%. Такой денежный параметр способен активизировать деловую  активность при минимальной инфляции. По сути дела, тогда весь прирост денежной массы способен превратиться в прирост реального ВВП.

Трансмиссионный механизм монетарной политики целесообразно  рассматривать как часть общего экономического механизма государства. Монетарная политика стала одним из наиболее важных макроэкономических инструментов главным образом по причине того, что изменение финансовых переменных приводит к соответствующим изменениям совокупного спроса экономике.

Согласно монетаристской концепции, передаточный механизм денежно-кредитной политики короче. Она влияет на экономику следующим образом:

центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, воздействуя на предложение денег, увеличивая или сокращая его;

изменения денежного  предложения вызывают расширение или сокращение совокупного спроса;

изменения совокупного  спроса приводят к увеличению или к уменьшению уровня национального дохода.

Следовательно, монетаристы  доказывали, что центральный банк должен регулировать предложение денег.

Рассмотрим, как осуществляется выбор промежуточной цели денежно-кредитного регулирования и каковы его последствия. Предположим, центральный банк избирает фиксацию ставки процента на уровне г0 (гибкая денежно-кредитная политика). Он стремится удержать ее, изменяя предложение денег. Такому положению будет соответствовать горизонтальная кривая предложения денег Sm (рис. 1.3).

Информация о работе Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики