Совершенствование организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является разработка проекта совершенствования организационной культуры исследуемого предприятия в целях повышения эффективности менеджмента ОАО «Сибнефть».

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие поставленные задачи:


осветить теоретические аспекты анализа организационной культуры организации – получить представление о понятии организационной культуры, рассмотреть её структуру, уровни и существующие типы, а также диагностику, развитие и изменение;


дать краткую характеристику рассматриваемой организации;

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

 

 Изучение, измерение и оценка  организационной культуры представляет  значительную сложность при всей  её важности для эффективного  функционирования предприятия. Как  правило, обобщение и изучение  конкретных проявлений организационной культуры является трудоёмким и долгим процессом, включающий анализ всех указанных выше факторов. Организационную культуру часто приравнивают к ценностям, полагая, что имеющиеся ценности, превалирующие в индивидуальном сознании, в целом создают общую ценностную атмосферу в организации. Подобный подход дает возможность получить количественную характеристику преобладающих в организации представлений. На самом деле, ценностные ориентации все-таки являются внутренними составляющими каждой личности, хотя необходимо понимать, что культура любой организации также складывается из культуры каждого конкретного ее работника. Но все же если говорить о ценностях, то это по большей части относится к индивидуальному уровню.

 

 Выводы: в данной главе основное внимание было уделено изучению понятия «организационная культура», которое предполагает нормы поведения, убеждения, ценности и установки, являющиеся неписанными правилами, которые определяют как должны работать и вести себя люди в данной организации.

 

 Организационная культура –  один из важнейших факторов  эффективности организации. Личная  вера, ценности и стиль поведения  руководителя организации во  многом определяет культуру организации.  Факторы внешнего и внутреннего  окружения оказывают влияние  на формирование, ее содержания и отдельные параметров. Для поддержания культуры в организации использую ряд методов. Среди которых можно выделить: лозунги; истории, легенды, мифы и обряды; внешние и статусные символы; поведение руководства; кадровая политика и др.

II.1.Краткая характеристика ОАО «Сибнефть»

 

 Компания «Сибнефть» является  открытым акционерным обществом.  ОАО «Сибнефть» является юридическим  лицом и действует на основании  Устава и законодательства РФ.

 

 Уставный капитал Общества  составляет 11 352 000 рублей и состоит из: обыкновенных именных акций в количестве: 37840 штук. Номинальная стоимость акции составляет 300 рублей.

 

 «Сибнефть» – вертикально-интегрированная  компания, активно развивающая направления  разведки и добычи нефти, производства  и реализации нефтепродуктов (автобензины, дизельное топливо, масла, тосол, керосин и др.).

 

 Компания строит свое будущее  на активном и устойчивом росте  в основных секторах нефтегазового  бизнеса, укреплении лидирующих  позиций в отрасли за счет  эффективного использования имеющихся активов и новых приобретений

 

 «Сибнефть» стремится оставаться  социально-ориентированной компанией,  соблюдать экологические нормы,  уважать историческое наследие  народов Севера.

 

Миссия «Сибнефти» состоит в  том, чтобы быть устойчивым лидером в секторах разведки и добычи нефти, производства и реализации нефтепродуктов за счет использования внутреннего потенциала компании и приобретения новых активов, обеспечивать долгосрочный и прибыльный рост бизнеса с целью увеличения стоимости акций компании и доходов акционеров.

 

 Успех «Сибнефти» складывается  из усилий сотрудников различных  подразделений, направленных на  достижение общих целей лидерства  в отрасли. 

 

 Предприятие состоит из центрального  управления и подчиняющихся ему  отделений сбыта.

 

 Центральное управление направляет, координирует, планирует и прогнозирует  всю работу предприятия.

 

 Центральное управление состоит  из отделов и секторов. У каждого  отдела есть Заместитель Генерального  директора соответствующего отдела. Структура управления компании представлена на рисунке 2.1.

 

 

 

 Рис 2.1 Структура управления  ОАО «Сибнефть»

 

Отдел маркетинга. В функции отдела входит: заключение договоров с клиентами, получение нефтепродуктов от ОНПЗ и  других поставщиков нефтепродуктов, контроль качества нефтепродуктов, работа с клиентами.

 

Отдел по связям с общественностью  сопряжен с отделом маркетинга. Функции: реклама, информирование.

 

Отдел розничной реализации. Функции: розничная реализация нефтепродуктов, работа с клиентами, торговля сопутствующими товарами и ТМЗ.

 

Планово-экономический отдел. Функции: производственное планирование, финансовое планирование, подготовка статистического  отчета и системный анализ.

 

Общий отдел. Решает вопросы: по кадрам и специальным работам, по подготовке кадров. С данным отделом связан участок общественного питания.

 

Производственно-технический отдел. Отдел занимается вопросами охраны труда и пожарной безопасности, перспективного развития и подготовки ПОФ и эксплуатации, эксплуатации оборудования и т.д.

 

Информационный отдел, диспетчерский отдел и отдел безопасности сопряжены с производственно-техническим отделом.

 

Информационный отдел. Занимается вопросами разработки, эксплуатации и сопровождения, технической поддержки.

 

Отдел безопасности. Отвечает за осуществление  охраны и безопасности.

 

Бухгалтерия. Производит централизованный учет финансово-хозяйственной деятельности организации

 

Отделы сбыта. Функции: прием, хранение, отпуск нефтепродуктов.

 II.2.Структура организационной культуры ОАО «Сибнефть»

 

 В качестве основного метода оценки состояния организационной культуры в данной работе использовался Опросник по диагностике корпоративной культуры, приведенный в приложение 1.

 

 Диагностика организационной  культуры была осуществлена в  3 этапа:

 

 

 Работа с анкетой.

 

 Сотрудникам предлагалась анкета, содержащая 18 вопросов, имеющих несколько альтернативных ответов. Необходимо было выбрать вариант ответа, наиболее точно описывающий ситуацию в организации.

 

 Автором было проведено анкетирование  сотрудников организации в количестве 15 человек различных отделов. Было опрошено 2 бухгалтера, 2 начальника отдела, 3 секретаря, 1 кладовщик, 3 инженера-программиста, 2 экономиста, 2 маркетолога. Таким образом, в опросе участвовали различные категории работников, в связи с чем было получено наиболее полное представление об организационной культуре предприятия.

 

 Таблица 1

 

Ответы респондентов   

Номер вопроса

 

 Номер респондента 

  

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

18

 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

д 

а 

а 

а 

а 

а 

б 

б 

а 

а 

а

 

б 

б 

б 

а 

б 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

б 

а 

а 

б 

а 

а 

а

 

а 

в 

в 

а 

а 

а 

а 

б 

а 

б 

а 

б 

а 

а 

б 

а 

а 

а

 

в 

а 

б 

а 

б 

б 

а 

в 

а 

а 

б 

а 

а 

а 

б 

а 

а 

а

 

б 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

б 

а 

а 

а 

а

 

а 

б 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

в 

а 

а 

б 

а 

а 

б 

а 

а 

а

 

а 

в 

в 

а 

б 

а 

б 

б 

а 

б 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

б

 

б 

а 

а 

б 

а 

а 

а 

в 

а 

а 

б 

б 

а 

б 

б 

а 

а 

а

 

б 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

г 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

б 

а 

а 

а

 

10 

а 

б 

г 

а 

а 

а 

в 

д 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

б 

а 

а 

а

 

11 

г 

б 

а 

а 

а 

а 

а 

г 

а 

б 

а 

б 

а 

б 

б 

а 

а 

а

 

12 

б 

г 

б 

б 

а 

а 

а 

д 

в 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

в

 

13 

г 

а 

в 

а 

а 

а 

а 

в 

а 

а 

б 

а 

а 

а 

б 

а 

а 

а

 

14 

а 

г 

а 

а 

б 

а 

а 

д 

а 

а 

а 

б 

а 

а 

б 

а 

б 

а

 

15 

б 

а 

г 

а 

а 

а 

а 

д 

а 

б 

а 

а 

а 

а 

б 

а 

а 

а

 

 Итого выбрано, % 

а 

40 

47 

47 

87 

73 

93 

87 

20 

87 

73 

80 

60 

100 

73 

20 

100 

93 

87

 

б 

40 

27 

20 

13 

27 

6,7 

6,7 

13 

27 

20 

40 

27 

80 

6,7 

6,7

 

в 

6,7 

13 

20    

6,7 

20 

13         

6,7

 

г 

13 

13 

13     

13          

 

д  

0      

33          

 

 

Страницы: ← предыдущая следующая  →

 

Анализ ответов респондентов.

 

 После поведения анкетирования  автором были обработаны ответы  и получены результаты, которые  приведены в таблице 1. Здесь  наглядно приведено процентное  соотношение данных ответов всех респондентов.

 

 

 Заключительный этап - интерпретация  профилей культуры.

 

 Все опрошенные заявили, что  считают организационную культуру  чрезвычайно важной для деятельности  любой организации. Но под организационной  культурой они понимают лишь  её поверхностный уровень: традиции и обряды, символику компании.

 

 Положительными чертами организационной  культуры ОАО «Сибнефть» являются:

 

 

организованный подход к обучению новых сотрудников: в большинстве  случаев сотрудники отметили прохождение  испыта­тельного срока, который способствует более скорой адаптации на неопсредственном рабочем месте, наличие наставников, помогающих новым сотрудникам;

 

 

системный подход к праздником компании, в частности ее День рождения;

 

 

наличие униформы (делового стиля  одежды);

 

 

символика предприятия, наличие у  компании различных деталей, которые  имеют символы компании: папок, календарей больших и малых форматов, бланков, ручек и др.;

 

 

наличие обрядов, (обряды по поводу окончания  стажировки, учёбы, которые подразумевают  торжественное вручение дипломов, сертификатов);

 

 

наличие корпоративных мероприятий  в компании в том числе дни  рождения и юбилеи сотрудников, посещение  оздоровительных мероприятий, выезды на природу, походы в бассейн и  др.

 

 

собрание основных событий в  жизни организации: праздников, семинаров, вручений дипломов и сертификатов и т.д. (фото- и видеосъемка);

 

 

создание рекламных буклетов, связь  со средствами массовой информации.

 

 Стоит отметить, что большинство  сотрудников организации имеют  достаточно четкое представление о миссии, цели, стратегии и структуре своей компании, однако информацию о них работники почерпнули из различных источников и не всегда из документов, как этому следовало быть. Чаще всего эту информацию сотрудники получили из бесед с руководителем, а иногда и от коллег.

 

 Безусловно, проведенный анализ  выявил ряд недостатков организационной  культуры предприятия, главные  из них:

 

1. отсутствие письменно зафиксированных  правил поведения;

 

2. недостаток легенд и мифов  о положительных сторонах компании;

 

3. отсутствие конкурсов профессиональной  успешности и мастерства.

 

 На основании полученных  в ходе опроса данных, можно  сделать вывод, что в целом,  компания «Сибнефть» обладает  основными составляющими организационной  культуры.

 II.3.Содержание организационной культуры ОАО «Сибнефть»

 

 Согласно теории Ф. Харриса  и Р. Морана, рассматривающей содержание  организационной культуры на  макро и микроуровне на основе 10 характеристик, можно сделать  следующие выводы:

 

 

Наиболее ценными качествами в  компании ОАО «Сибнефть признаются коммуникабельность, творческое начало, индивидуализм и профессионализм.

 

 

В компании ценится деловой стиль, умение сотрудником хорошо и с  достоинством выглядеть, с честью и  достоинством нести имя своей  организации.

 

 

Коммуникации в ОАО «Сибнефть» развиты очень хорошо, в систему коммуникации входит невербальная, устная, письменная и т.д.

 

 

Обязательными к исполнению являются требования к соблюдению распорядка дня и пунктуальность.

 

 

Отношения в коллективе не являются чисто формальными, присутствуют дружественные отношения, чувствуется доброжелательный настрой к коллегам. Однако стоит отметить о четком соблюдение дистанции по отношению к руководству.

 

 

Сотруднику постоянно получают информацию о сегодняшнем состоянии  компании посредством проведения руководством различного рода собраний.

 

 

В организации важными качествами являются профессионализм, чувство  здоровой конкуренции. Многие сотрудники прилагают силы для продвижения  по карьерной лестнице

 

 

В работниках также ценятся чувство  ответственности за себя и за коллектив, чистоплотное отношение к своему рабочему месту.

 

 

У работников присутствуют высокие  моральные ценности, вера в руководство.

 

 

Питание организуется непосредственно  в офисе, что является как плюсом, так и минусом. Плюс в том, что прием пищи не занимает много времени у сотрудников, нет отрыва от производства, минус же данной системы в том, что даже во время обеденного перерыва работники не могут полноценно отдохнуть от работы.

Информация о работе Совершенствование организационной культуры