Системный подход и системный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить системный подход и системный анализ как эффективный инструмент управления.
Согласно цели исследования можно выделить следующие задачи:
дать понятие системного подхода и системного анализа, показать ценность его для организаций;
исследовать практическое применение системного анализа на примере ООО «Окна Самары».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..............3
ГЛАВА1. Теоретические аспекты системного подхода и системного анализа…5
1.1 Определение и значение системного подхода.……………..………....5
1.2. Сущность системного анализа. Цели, задачи………...……..………....9
1.3. Система управления как объект исследования……………..…………13
ГЛАВА2. Анализ предприятия ООО «Окна Самары» как объекта управления с точки зрения системного подхода……………………………………………...…16
2.1. Внутренняя среда предприятия ООО «Окна Самары» …….………..16
2.2 Анализ внешней среды предприятия ООО «Окна Самары» ………...18
ГЛАВА3.Постановка проблем и рекомендации по решению проблем……..….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….………….24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТО.docx

— 67.65 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..............3

ГЛАВА1. Теоретические аспекты системного подхода и системного анализа…5          

         1.1 Определение и значение системного подхода.……………..………....5

          1.2. Сущность системного анализа. Цели, задачи………...……..………....9

          1.3. Система управления как объект исследования……………..…………13

ГЛАВА2. Анализ предприятия ООО «Окна Самары»  как объекта управления с точки зрения системного подхода……………………………………………...…16                                        2        2.1. Внутренняя среда предприятия ООО «Окна Самары» …….………..16

           2.2 Анализ внешней среды предприятия ООО «Окна Самары» ………...18

ГЛАВА3.Постановка проблем и рекомендации по решению проблем……..….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях создается  очень много организаций и  значительная часть людей уже попробовала себя в качестве собственников или руководителей малых и средних компаний. Навыки и умение профессионального руководства организацией требуют определенного набора знаний. Системный анализ представляет собой некоторую часть требуемых знаний, которая помогает понять законы и принципы функционирования организации и помогает нам использовать эти законы в практической деятельности.

Цель данной работы состоит  в том, чтобы изучить системный  подход и системный анализ как  эффективный инструмент управления.

Согласно цели исследования можно выделить следующие задачи:

  1. дать понятие системного подхода и системного анализа, показать ценность его для организаций;
  2. исследовать практическое применение системного анализа на примере ООО «Окна Самары».

          Научная значимость данной работы  состоит в оптимизации и упорядочивании  существующей научно-методологической  базы по исследуемой проблематике  – еще одним независимым авторским  исследованием. Практическая значимость темы состоит в анализе проблем, как во временном, так и в пространственном разрезах.

Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой  проблематике. Ко второй отнесены учебная  литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая  литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой  проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций.

Эмпирическую базу составила  практическая информация касательно использования  системного анализа в управлении ресурсами организации.

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:

  • анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
  • обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
  • моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические  аспекты системного подхода и  системного анализа

1.1.Определение  и значение системного подхода

Весь XX в. можно охарактеризовать как век постоянного нарастания комплексных проблем, требующих  для своего разрешения все больше информации и участия специалистов различных областей знаний. Все острее ощущается потребность в специалистах широкого профиля, и в смежных  областях знания, умеющих эти знания обобщать. По мере усложнения типов  производств усложняются и отношения  во всех сферах человеческой деятельности. Возникают задачи, решение которых  невозможно без использования понятия  комплексного системного подхода.

Для обобщения дисциплин, связанных с исследованием и  проектированием сложных социальных систем чаще используется термин «системные исследования» или «системный подход». В настоящее время системный  подход используется и подвергается осмыслению философами, биологами, кибернетиками, физиками, инженерами, экономистами и  другими специалистами.

Системный подход вошел в  современную теорию организации  управления как особо востребованная методология научного анализа и  мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю, менеджеру. Системное мышление — не дело свободного выбора, а производственная необходимость. К сожалению, мышление человека несистемно: люди не успели в процессе эволюции выработать системное видение мира. Наше воображение создает усеченный образ объекта, который требуется изучить, исследовать с целью изменения или усовершенствования объекта. Г.С. Альтшулер в книге «Найти идею» пишет: «Если в задаче сказано «дерево», человек видит именно дерево. Начинается перебор вариантов. Дерево становится то больше, то меньше... Ответ не найден, задача признана неразрешимой. Это обычное мышление. Системное мышление зажигает одновременно, как минимум, три экрана: видны надсистема (группа деревьев), система (дерево) и подсистема (лист). Это минимальная схема. Для решения системных задач требуется включить и другие экраны, которые помогут посмотреть на систему в развитии, во времени. Даже у гениев полная многоэкранная схема проявляется в редкие звездные мгновения.

 «Девять (минимум девять!) экранов системно и динамично  отражают системный и динамичный  мир».

Системы окружают нас везде: каждый предмет, явление, процесс - это  система. Например, системой является любой живой организм, т.к. его  клетки, ткани, органы взаимосвязаны. Системами, конечно же, являются фирмы, корпорации, банки, отрасли экономики, экономика  в целом. Везде и во всем, где  можно выявить взаимосвязи - можно  говорить о системе.

О том, что объединение  элементов создает новое качество человечество знало давно, еще со времен Аристотеля; и на бытовом уровне, интуитивно, каждый человек пользуется этой способностью систем, соединяя окружающие его предметы в различные комбинации, которые, обретая новые черты, несвойственные каждому предмету в отдельности, становятся средствами достижения целей человека.

Откуда же возникает новое  качество у системы, если оно отсутствовало у ее элементов? Действительно, у отдельных частей, например, деталей автомобиля, отсутствует способность быть транспортным средством. А вместе, будучи особым образом соединенными, они вдруг обретают это качество. Откуда же оно берется? Оно возникает благодаря связям в системе. Именно связи осуществляют перенос свойств каждого элемента системы ко всем остальным элементам. В этом и заключается “тайна” появления у систем новых качеств, отсутствовавших у элементов. Мы будем такие качества называть системными, интегральными, подчеркивая тем самым, что они присущи только системам, а не их отдельным элементам.

Осознание описанных выше свойств систем заставляет с особым вниманием отнестись к связям между окружающими нас предметами, людьми, процессами, идеями, т.е. ко всему, что соединившись может приобрести новое, неожиданное, непредвиденное качество. “Системное” мышление, побуждая нас тщательно исследовать связи в системах, приводит к более глубокому пониманию причин многих явлений, которые в разрозненном, несвязанном виде казались случайными, но будучи объединенными в систему, помогают обнаруживать закономерности. Так, многие экономические проблемы порождаются политическими причинами. Те, в свою очередь, коренятся в особенностях общественной психологии, которые, связаны с определенными историческими традициями и т.д.

Системный подход заставляет иными глазами посмотреть и на эффективность функционирования систем: взаимодействие между частями системы  оказывается гораздо важнее, нежели результативная работа отдельных ее частей. Например, точная, эффективная  работа отдела маркетинга фирмы не даст положительного результата, если не налажено его взаимодействие с  производственными подразделениями, финансовым отделом, руководством фирмы  и т.д.

Цель системного подхода, — опираясь на изучение объективных  закономерностей развития систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.

Системный подход ориентирует  исследователя на раскрытие целостности  объекта, на выявление многообразных  типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. В настоящее время под системным  подходом понимают направление методологии  научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Соответственно, суть системного подхода в теории организации заключается в представлении  об организации как о системе. Кроме этого системный подход представляет любую систему как  подсистему: над любой системой есть надсистема, которая находится на более высоком уровне иерархии систем. Системный подход представляет собой  определенный этап в развитии методов  познания, методов исследования и  конструирования, способов описания и  объяснения природных или искусственно создававших объектов. Наиболее широкое применение системный подход находит при исследовании сложных развивающихся объектов — многоуровневых иерархий, как правило, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных, экономических и других систем, одним словом, — организаций.

На основании вышеизложенного  сформулируем определение системного подхода.

Системный подход — это  методологическое направление в  науке, основная задача которого состоит  в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных типов  и классов.

Применительно к экономическим  организациям чаще всего под системным  подходом понимают комплексное изучение объекта как единого целого с  позиций системного анализа. Таким  образом, системный подход шире системного анализа: системный подход — это  направление, методология, которая  немыслима без системного анализа.

Действительно, на практике системный подход реализуется чаще всего в виде системного анализа. Системный анализ используется как  один из важнейших методов в системном  подходе, как эффективное средство решения сложных, обычно недостаточно четко сформулированных проблем. Соответственно системный анализ сводится к уточнению  проблемы и ее структуризации в серию  задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождению критериев их решения, детализации целей. Системный анализ можно считать дальнейшим развитием  идей кибернетики: он исследует общие  закономерности, относящиеся к сложным  системам, которые изучаются любой  наукой.

 

1.2. Сущность системного  анализа. Цели и задачи.

Системный анализ — совокупность методов и средств исследования и конструирования сложных объектов, прежде всего методов обоснования  решений при создании и управлении техническими, экономическими и социальными  системами.

Применительно к социальным системам системный анализ используется как один из важнейших методов  системного управления организацией.

Системный анализ возник в 60-х  гг. XX в. как результат развития исследования операций и системотехники. Он применяется  главным образом к исследованию искусственных (возникших при участии  человека) систем, причем в таких  системах важная роль принадлежит деятельности человека. Согласно принципам системного анализа возникающая перед обществом  та или иная сложная проблема (прежде всего проблема управления) должна быть рассмотрена в целостном  контексте — как система во взаимодействии всех ее компонентов, чаще всего как организация компонентов, имеющая общую цель. Однако реальные материальные системы сложны, и поэтому  для целей системного анализа  используются модели, отражающие свойства реальной системы в определенном приближении, т.е. в процессе системного анализа необходимо построить объяснительную модель, более или менее отражающую реальную систему.

Системный анализ выступает в качестве методологии исследования сложных объектов посредством представления их в качестве систем, моделирования этих систем и их анализа. Именно системный анализ позволяет выявить условия, приводящие к наилучшим результатам функционирования и оптимизации системы. При этом любой объект рассматривается не только как неразделимое, единое целое, но и как система взаимосвязанных составных элементов, их свойств и качеств. Соответственно системный анализ сводится к уточнению сложной проблемы и ее структуризации в набор задач, решаемых с помощью экономических методов, детализации целей, нахождению критериев оптимизации, конструированию эффективной организации для достижения целей.

Системный анализ можно представить как совокупность методологических средств, позволяющих изучать объект исследования в виде системы и на основе результатов аналитической работы обосновать управленческие решения, в том числе непосредственно по совершенствованию системы управления. Он чаще используется для изучения сложных объектов, информация о которых в большей своей части, из-за наличия неподдающихся строгой количественной оценке различного рода факторов, остается недостаточно определенной.

Системный анализ позволяет  выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности  она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации  труда, которые применялись ранее.

Информация о работе Системный подход и системный анализ