Роль человеческого фактора в деятельности современного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы
- выявить влияние человеческого фактора на формирование и деятельность организации, рассмотреть принципы управления человеческими ресурсами;
- изучить роль человеческого фактора в управлении, роль лидера в управлении.

Содержание

Введение 1
Глава 1. Теоретическое обоснование роли человеческого фактора в деятельности современного руководителя. 3
1.Управление и его элементы. 3
2.Личность руководителя. 5
3.Роль человеческого фактора в процессе подготовки управленческого решения. 7
4.Управление персоналом в кризисной ситуации. 11
5.Конфликт как метод управления в кризисной ситуации. 13
6.Роль человеческого фактора в конфликтной ситуации между подчинёнными. 14
7.Советы для руководителя по управлению персоналом. 16
Глава 2. Анализ работы молодого руководителя. 21
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Интернет ресурсы 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение 1

Глава 1. Теоретическое обоснование роли человеческого фактора в деятельности современного руководителя. 3

1. Управление и его элементы. 3

2. Личность руководителя. 5

3. Роль человеческого фактора в процессе подготовки управленческого решения. 7

4. Управление персоналом в кризисной ситуации. 11

5. Конфликт как метод управления в кризисной ситуации. 13

6. Роль человеческого фактора в конфликтной ситуации между подчинёнными. 14

7. Советы для руководителя по управлению персоналом. 16

Глава 2. Анализ работы молодого руководителя. 21

Заключение 27

Список использованной литературы 28

Интернет ресурсы 28

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная  работа посвящена анализу повседневной деятельности руководителя. В ней  рассматриваются основные приемы и методы работы руководителя. Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.

Основу  любой организации составляет человеческий фактор, заключенный в знании субъектом  управления своего дела, в умении организовать собственный труд и работу коллектива. Центральной фигурой организации  выступает профессионал - управляющий, способный видеть перспективы развития дела, которым он занимается, умеющий  быстро оценивать реальную ситуацию, находящий оптимальное решение  для достижения поставленной цели. В этой связи менеджер должен обладать определенными профессиональными  и личными качествами.

Основой человеческого фактора является личность: психологический облик  человека, как дееспособного члена  общества, сознающего свою роль в обществе.

Цель  курсовой работы - выявить влияние  человеческого фактора на формирование и деятельность организации, рассмотреть  принципы управления человеческими  ресурсами;

изучить роль человеческого фактора в  управлении, роль лидера в управлении.

Методы  исследования курсовой работы - сбор, обработка  и анализ теоретического материала и материала научно-практических статей. Актуальность курсовой работы заключается в том, что руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Без человека ни одно предприятие не может быть организовано. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Объектом исследования является человек, как важнейший элемент производственного процесса на предприятии.

Объект  исследования - человеческий фактор в  организации, а также управление человеческими ресурсами.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование роли человеческого фактора в деятельности современного руководителя.

  1. Управление и его элементы.

 

Управление - это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью, которой  он упорядочивает и подчиняет  своим интересам элементы внешней  среды - общества, живой и неживой  природы, техники.

Элементы, на которые направлена эта деятельность, составляют объект управления. Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, которым может быть как отдельный человек, так и группа людей. Субъект управленческой деятельности - физическое лицо, живой человек, через которого реализуются управленческие отношения.

Управленческая  деятельность представляет собой специфическую  разновидность трудового процесса, и характеризуется предметом  труда, средствами труда, самим трудом, а так же его результатами. Предметом  труда в управлении является информация. Вся собранная и полученная информация из разных источников в результате управленческой деятельности анализируется и на ее основе создаются варианты решений. То есть это та информация, исходя из которой объект управления может предпринимать конкретные действия. Средствами управления являются все, что будет способствовать осуществлению операций с информацией - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.

Управление  относится к категории умственного  труда, который осуществляется человеком  в виде нервно - психологических  усилий (слушание, чтение, разговор, контактирование, наблюдения, мышления и тому подобное). Все управленческие действия различаются по назначению, конкретному содержанию, формам и методам осуществления, по степени сложности. Сложность управления определяется масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Сложность характеризуется и степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений, поиском нетрадиционных подходом, а так же определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать.

Управление  организацией является одним из основных видов всей совокупности управления. Представляет собой способ воздействия  на процесс производства, каких - либо благ или услуг с целью его  упорядочения на основе объективных  законов развития производства. Управление можно разделить на управление людьми и управление деятельностью организации. Управление в организации является взаимоотношением между руководителем  и подчиненным ему персоналом, направленное на достижение результатов  деятельности организации. Управление соединяет все человеческие и  материальные ресурсы с целью  выполнения задач, стоящих перед  организацией.

Таким образом, можно разделить все поле деятельности управления на две части: на управление деятельностью и управление людьми. Деятельность, осуществляемая на практике:

- индивидуальная  деятельность

- групповая  деятельность

- сотрудничество  в рамках организации

- отношения  между отдельными группами организации

Управление  деятельностью, складывается из планирования деятельности, постановки производственных задач, создания системы измерения  производственной работы и контроля за выполнением заданий. Управление деятельностью не может быть успешным, если управление людьми осуществляется неправильно.

Управление людьми представляет собой  деятельность по руководству персоналом организации. Эта область управления непосредственно связана с работой  руководителя. К данному виду управления относятся: обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация персонала и другие составные части работы руководителя. Для того чтобы управленческая деятельность осуществлялась хорошо, необходимо выполнение ряда условий. Субъект и объект управления должны соответствовать друг другу. Если они не смогут понять друг друга в процессе работы, то они не реализуют свои потенциальные возможности. Субъект и объект управления должны обладать самостоятельностью. Степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления. И это составляет целую проблему управления в том случае, когда его субъект и объект не связаны отношениями собственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что управление повсюду сопровождает деятельность человека. И всякая деятельность человека нуждается в управлении. Чем лучше  осуществляется управление, тем выше вероятность успеха. От управления зависит реальность предвидения  результата, четкость и согласованность  действий людей. А так же заинтересованность человека - участника совместного  труда в общем, результате. Вот  почему начиная с определенного  этапа развития производства и общества, все большее внимание уделяется  управлению.

  1. Личность руководителя.

Основой человеческого фактора является личность: психологический облик  человека, как дееспособного члена  общества, сознающего свою роль в обществе. В связи с этим создается функциональная структура :

процессы

Личность  руководителя можно представить  в виде трех групп характеристик, которые составляют: биографические характеристики, способности и черты  личности.

К биографическим характеристикам относятся:

    1.   Возраст руководителя. Проблема возрастного предела для управленческих работников высокого ранга, а также вопросы возрастного оптимума для менеджеров в тех или иных видах профессиональной деятельности существуют достаточно давно. Так, проводя анализ материалов собранных Т. Коно, средний возраст президентов крупных японских компаний составляет 63,5 года, их американские коллеги несколько моложе - 59 лет. Возраст - это во многом опыт; не только природная, но и социальная характеристика человека, в том числе и руководителя. Однако не следует думать, что только зрелый возраст (а значит и опыт) дает право его владельцу рассчитывать на высокий пост. Возраст руководителя не может быть ни преимуществом, ни помехой для того, чтобы эффективно управлять. Зависимость между возрастом и эффективностью руководства так и остается не определенной.

       2.      Пол руководителя. Данная характеристика привлекает в последнее время все большее внимание со стороны исследователей, которые пытаются объяснить различие между мужским и женским поведением в роли руководителя. Женщины реже становятся лидерами и проявляют малую склонность, чем мужчины добиваться этой роли. Это объясняется тем, что мужчины обладают большей компетентностью в решении групповых задач, а так же их стремлением обладать преимуществом в группе. От исполнителя мужской роли ожидают и соответствующее поведение. А женщинам, для того чтобы к ним относились, как к достойным руководителям приходится доказывать свои способности и присущие им деловые качества. Женщины превосходят мужчин в демократичности руководства, а, следовательно, и в степени ориентации на человеческие отношения. Но, пока нельзя с уверенность утверждать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина. Слишком невысок процент женщин - руководителей по сравнению с представительством на этом посту сильной половины человечества.

      3. Социально - экономический статус и образование. Данные характеристики очень важны для руководителя. Эффективный руководитель должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с деятельностью компании, иностранными языками. В настоящее время руководители стремятся овладевать не только специальными знаниями, но и экономическими, юридическими. Социально - экономический статус человека способен оказать значительное влияние на развитие менеджерской карьеры. Как заметил Ф. Фидлер "один из наиболее надежных способов стать президентом компании - родиться в семье, которая владеет этой компанией". На многие руководители (например, Форд, Якокка) начинали свой путь с самого начала, "с нуля" и покорили высокие вершины бизнеса. Поэтому путь наверх в менеджменте не заказан никому.

         4.  Способности. Все способности можно разделить на общие (к ним относятся интеллект) и специфические (знания, умения и т.п.). Наибольшее влияние на эффективность руководства оказывают общие способности, то есть интеллект. Наиболее эффективными оказываются менеджеры не с очень высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие средний уровень. Но эти данные не являются каким-то стандартом для интеллектуального потенциала. Какой-то конкретный эффективный руководитель может иметь достаточно низкие результаты по проведенному тесту интеллекта. На взаимосвязь между интеллектом и эффективностью работы оказывают воздействие и другие факторы. К ним относятся: мотивация и опыт руководителя, а так же его отношения с вышестоящим руководством и подчиненными. К специфическим способностям личности можно отнести специальные умения, знания, компетентность, информированность.

 

  1. Роль человеческого фактора в процессе подготовки управленческого решения.

 

Человеческий фактор оказывает  влияние как на процесс разработки УР, так и на оценку имеющейся  ситуации и проблем, требующих решения. Качества личности являются особо значимыми при разработке и реализации, решений. Два параметра — постоянные качества, которыми обладают все лица принимающие решения, и индивидуальные, присущие личности. Постоянные: целеустремленность, последовательность познания, выбор выгодной альтернативы действий, стремление к достижению цели, последовательная организация процессов ПРУР. Это психические свойства, общие для всех людей стабильные черты, имеющие место во всех задачах по принятию решений. Это конституционные свойства человека, или инварианты. Инвариантные свойства обусловливают однородность поведения людей, вследствие чего можно проводить сравнение отдельных личностей. К ним относятся интеллектуальные способности лица, принимающего решение: ум и логика, оригинальность, знание дела, рассудительность, концептуальность, речевая развитость, принципиальность, образование и т.д.

Второй  аспект влияния человеческого фактора  на процесс ПРУР — индивидуальные (специфические, особенные, переменные) свойства, которыми обладают конкретные люди. Это такие свойства, как: оригинальность мышления, уровень тревоги, агрессивность, самостоятельность, экстравертность или интраверность, эгоизм, профессионализм и т.д.

Действия  ЛПР по принятию УР можно разделить  на реактивные и проактивные. Реактивные вызываются простыми внешними побудителями решения, которые состоят в выполнении реактивных действий (нажатие кнопки, выключение рубильника и т.д.), они мало зависят от личностных факторов.

Информация о работе Роль человеческого фактора в деятельности современного руководителя