Роль системного подхода при изучении деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы определить место системного подхода в исследовании систем управления.

Содержание

Введение 3
1. Подходы к управлению организацией
1.1. Основы системного подхода при изучении деятельности
организации 5
1.2. Ситуационный и процессный подходы 7
2. Диалектическое единство анализа и синтеза
2.1. Неразрывная связь между анализом и синтезом системы 11
2.2. Методы декомпозиции, основанные на принципах независимости, полноты отображения и слабого влияния 13
3. Явление эмерджентности – получение в рамках синтеза нового
целого работоспособного образования, потенциал которого выше
суммы потенциалов объединенных элементов 19
4. Обеспечение целостности организации 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Роль системного подхода при изучении деятельности организации.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Саратовский институт

Филиал РГТЭУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:

теория организации

 

«Роль системного подхода при изучении деятельности организации»

 

 

 

 

 

 

 

               Выполнил: студент 2 курса

                                                                       торгово-экономического факультета 
                                                             по направлению «менеджмент 

                                                 организации торговли»

                                 Горбачев М.С. 
          Номер зачетной книжки:

 

                                  Проверил: доцент к.э.н. Кораблев В.Я.

 

 

 

 

2013г.

Содержание

Введение                                                                                                                3

1. Подходы к управлению организацией

1.1. Основы системного подхода   при изучении деятельности 

организации                                                                                                           5                                                                 

1.2. Ситуационный и процессный  подходы                                                       7                                       

2. Диалектическое единство анализа и синтеза

2.1. Неразрывная связь между анализом  и синтезом системы                        11                    

2.2. Методы декомпозиции, основанные на принципах независимости, полноты отображения и слабого влияния                                                         13

3. Явление эмерджентности –  получение в рамках синтеза  нового 

целого работоспособного образования, потенциал которого выше

суммы потенциалов объединенных элементов                                                 19                                     

4. Обеспечение целостности  организации                                                         22                                              

Заключение                                                                                                         25                                                          

Список использованной литературы                                                                  27

Приложение                                                                                                          28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Динамичность изменений  в современной экономике вынуждает  руководство предприятий и организаций  обращать своё внимание и как-то учитывать  возникающие угрозы и возможности. Для этих целей теория управленческой мысли предлагает использовать концепцию стратегического управления. Основополагающими элементами этой концепции являются процессы разработки и реализации стратегии. Эти процессы разрабатываются уже достаточно давно, представлен целый ряд формальных методов. Но хотя методы и позиционируют себя, как стратегические, большинство из них носят либо просто аналитический характер, либо основаны на методах экстраполяции. Объясняется это недостаточной изученностью вопросов, касающихся определения воздействующих факторов, законов их воздействия на организацию и законов их влияния друг на друга. Как следствие этого вся концепция стратегического управления носит феноменологический характер.

Для учёта воздействия  факторов на деятельность предприятия необходим системный подход к описанию его деятельности. Предлагаемая и широко используемая концепция «чёрного ящика» не позволяет вскрыть механизм действия влияющих факторов. Поэтому тема моей курсовой работы «Роль системного подхода при изучении деятельности организаций» является особенно актуальной.

Цель данной работы заключается в том, чтобы определить место системного подхода в исследовании систем управления. 

Задачи курсовой работы:

1. Определить сущность системного подхода при изучении деятельности организации;

2. Раскрыть сущность ситуационного и процессного подходов;

3. Показать неразрывную связь между анализом и синтезом системы;

4. Раскрыть методы декомпозиции;

5. Изучить явление эмерджентности.

6. Выяснить в чем заключается целостность организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Подходы к  управлению организацией

1.1. Основы системного  подхода  при изучении деятельности  организации

При изучении теории организации  и осуществлении деятельности важнейшее  методическое значение имеют те категории системного подхода, которые помогают понять системы в части их строения, функционирования, оценки сложности и качества их организации, а также их синтеза как систем эргатических, то есть «очеловеченных».

Системный подход — это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих — это способ мышления по отношению к организации и управлению. Организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой.

К общим категориям системы, помимо ее организации, относят также ее структуру, выражающую состав элементов  системы и совокупность их наиболее устойчивых взаимодействий, связей. Всякий объект или процесс рассматривается  как система путем выделения  его из среды. Это первый шаг структурирования. Далее система может быть структурирована на подсистемы или системы по продуктовому, функциональному, технологическому или иному признаку методами декомпозиции, и наоборот, скомпонована из различных систем–элементов методами композиции. Важнейшим приемом декомпозиции, в частности, является подразделение системы на управляемый объект и управляющий субъект. При этом признаком системности является проверка на соответствие принципу (закону) эмерджентности, означающему, что специфика и возможности системы в целом не есть сумма возможностей ее частей, что система в целом обладает качествами, не наблюдаемыми непосредственно в ее элементах [4, c.27].

Особенностью деятельностных процессов и систем, отличающей их от систем технических, биологических и др., есть то, что они функционируют целенаправленно и целеполагание осуществляется людьми либо из-за пределов системы, либо управляющим субъектом самой системы. Под целью деятельности может выступать стремление к определенным результатам или получение прибыли, изменение функций или сохранение существующего положения, самоликвидации или преобразования и т.п. Видоизменение деятельности происходит через расширение или сужение отдельных функций, активизацию новых или отмирание старых функций. Функциями являются также и само целеполагание и внутреннее преобразование или самоорганизация системы в соответствии с поставленными целями.

Достичь поставленные цели деятельности – представляет важнейшую задачу организации, которая, как правило, трудноосуществима из-за следующих трех обстоятельств.

Во-первых, сами цели многочисленны, полиструктурны, конфликтны, почему и  подлежат систематизации, ранжированию, сочетанию и объединению, а также устранению конфликтов, например по принципу «главного звена», симплекс-методом, по Парето и т.п.

Во-вторых, цели сами по себе не указывают, за редчайшим исключением, требуемый характер организации  деятельности, который бы мог обеспечить успех. Поэтому любая организация или самоорганизация деятельности, даже использующая научные рекомендации либо передовой опыт, для каждой конкретной системы является в той или иной мере интуитивной, а получаемые результаты деятельности имеют те или иные расхождения с ранее обозначенными целями.

В-третьих, никакая организация  не может быть полностью спроектирована либо осуществлена (что отличает ее от технической конструкции, которая  всегда закончена и конечна по своим возможностям). Системы деятельности, независимо от размера предприятия или объема работ и т. п., являются в принципе большими или сложными или очень большими и очень сложными в том смысле, что превышают возможности человека по их изучению, наблюдению и пониманию. Схематично под сложностью системы можно понимать сумму составляющих ее элементов, их разнообразия и сочетаний разнообразия [13].

Разнообразие системы, регламентируемое ее организацией, в  отношении к сложности системы  характеризует достигнутый уровень  определенности или организованности – У (эта доля всегда меньше единицы). Тогда 1- У (уровень организованности) представляет энтропию системы, степень ее нерегламентированности, случайности, дезоорганизации.

Системный подход рассматривает  организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем [8, c.52]. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителям понять взаимозависимость между отдельными частями организации и между организацией и средой, окружающей ее.

1.2. Ситуационный  и процессный подходы

Ситуационный  подход. Традиционные школы управления пытались определить принципы, относящиеся к функциям управления. Этот комплекс теоретических знаний о том, как должны работать руководители, традиционно рассматривается как научный компонент управления. Применение этих принципов на практике традиционно рассматривалось как искусство, т.е. как нечто, чего можно достичь только через опыт, методом проб и ошибок. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям [6, c. 37]. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными  конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации  наиболее эффективно.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс.

1. Руководитель должен  быть знаком со средствами  профессионального управления, которые  доказали свою эффективность.  Это подразумевает понимание  процесса управления, индивидуального  и группового поведения, системного  анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих  концепций и методик имеет  свои сильные и слабые стороны,  или сравнительные характеристики  в случае, когда они применяются  к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, — как положительные, так и отрицательные, — от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен  уметь правильно интерпретировать  ситуацию. Необходимо правильно  определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен  уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший  отрицательный эффект и таили  бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Процессный  подход. Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается  как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Информация о работе Роль системного подхода при изучении деятельности организации