Роль общественных организаций в совершенствовании социальной работы в формировании ЗОЖ у клиентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить роль общественных организаций в совершенствовании социальной работы в формировании здорового образа жизни клиентов.
Задачи:
1. Определить сущность понятия здоровый образ жизни.
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу деятельности общественных организаций и охраны здоровья.
3. Раскрыть возможности общественных организаций в формировании здорового образа жизни населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………..........................................................................................3
Глава 1.Сущность понятия «здоровый образ жизни».........................................6
Глава 2. Нормативно-правовая база деятельности общественных организаций и охраны здоровья................................................................................................12
Глава 3. Использование возможностей общественных организаций в
формировании здорового образа жизни………………………………..............17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...……………………..…23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Ежегодное проведение Дня здоровья вошло в традицию с 1950 года. Мероприятия Дня проводятся для того, чтобы люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни. А здравоохранительные организации призваны решить вопрос, что им нужно сделать, чтобы здоровье людей во всем мире стало лучше.

Каждый год  Всемирный день здоровья посвящается глобальным проблемам, стоящим перед здравоохранением планеты и проходит под разными девизами: «В безопасности твоей крови – спасение жизни многих», «Активность – путь к долголетию», «Беременность – особое событие в жизни. Сделаем его безопасным», «Защитим здоровье от изменений климата».

Ежегодно в  третий четверг ноября в большинстве  стран мира отмечается Международный  день отказа от курения. Он был установлен Американским онкологическим обществом в 1977 году. 

Всемирный День отказа от курения, 31 мая  был впервые провозглашён Всемирной организацией Здравоохранения в 1988-м году резолюцией № WHA42.19 от 42-й сессии ВОЗ [16].

Необходимо  отметить, особое значение в формирование ЗОЖ, первой Глобальная министерская конференция  по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям, которая прошла в апреле 2011 г. в Москве. По итогам работы первой глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям была принята Московская декларация. В декларации отмечается, что профилактика и контроль НИЗ (неинфекционных заболеваний) требуют регулирования на всех уровнях и реализации широкого ряда многоуровневых и межсекторальных мер, направленных на весь спектр детерминант НИЗ (от индивидуального до структурного уровня) с целью создания необходимых условий для ведения здорового образа жизни [17]. «Это включает в себя продвижение и поддержку здорового образа жизни и его выбора, соответствующего законодательства и политики, профилактики и выявления заболеваний на самой ранней стадии для сведения к минимуму страданий людей и сокращения расходов и обеспечения пациентов наилучшей возможной комплексной помощью на протяжении всей жизни, включая участие пациента, реабилитацию и паллиативную терапию», - сообщается в декларации.

Проведенное диссертационное  исследование Н.В.Бредихиной показало, что ведущими каналами получения информации о здоровье являются СМИ (52,5 %); референтная группа (33,8 %); специальная и популярная литература (31,7%). Не может не беспокоить тот факт, что такие важные источники информации, как институты здравоохранения, образования и семья не являются приоритетными. Это говорит о том, что за последние годы произошло серьезное ослабление влияния данных институтов не только на получение информации о здоровье и здоровом образе жизни, но и влияния на формирование последнего.

Исследование  также показало, что в формировании ориентаций на здоровый образ жизни  населения области существует ряд  противоречий:

- между социальной потребностью  в здоровом человеке и реальными  условиями для формирования соответствующих установок различных групп населения;

- между общественной ценностью  здоровья и реальными возможностями  его сохранения и укрепления  независимо от уровня материального  положения различных групп населения;

- между необходимостью создания в регионе соответствующих экологической ситуации форм и методов сохранения и укрепления здоровья населения и реальными действиями по их формированию;

- между декларируемой  в обществе «модой на здоровье и здоровый образ жизни» и реальными действиями семьи, учреждений образования и здравоохранения в этой сфере [14].

Глава 2. Нормативно-правовая база деятельности общественных организаций и охраны здоровья

В Российской Федерации  за последнее десятилетие создана  определенная нормативно-правовая база в виде федеральных и региональных законов об охране здоровья населения, в числе которых, прежде всего, следует выделить Конституцию РФ и Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Статья 41 Конституции  РФ устанавливает и закрепляет право каждого на медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Более детально эта норма урегулирована в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан [15].

В ст. 1 Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, охрана здоровья населения трактуется как «совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья»  В число основных принципов охраны здоровья (ст.2) входят: соблюдение прав человека и гражданина и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность медико-социальной помощи; социальная защита граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и должностных лиц за обеспечение прав граждан; а также приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.

Однако, несмотря на то, что  профилактика включена в число основных приоритетов, детальное описание ее методов в данном документе отсутствует, а термин «здоровый образ жизни» вообще не встречается ни разу! Это, во-первых, во многом обедняет содержательное значение данного нормативного документа, а во-вторых, свидетельствует, что понятие здорового образа жизни в нашей стране еще не стало предметом системной деятельности в рамках социальной политики.

Изъятое из нормативно-правового  документооборота, непосредственно  обеспечивающего деятельность российской системы здравоохранения, врачей, понятие  здорового образа жизни, тем не менее, присутствует в законодательной части, регулирующей деятельность в области физкультуры и спорта.

В официальном Обращении  Совета Федерации ФС РФ к органам  государственной власти (2002 г.) особо  подчеркивается, что в стране сложилась  острая ситуация, связанная с отсутствием  действенной системы государственной поддержки физической культуры и спорта, а состояние развития массовой физической культуры и спорта среди детей, подростков и молодежи вызывает серьезную тревогу. Основным препятствием в развитии физкультуры и спорта, формировании ЗОЖ законодатели видят в административных барьерах, сложившихся в системе исполнительной власти. В то же время отмечается, что в ряде российских регионов есть положительный опыт, где «…усилиями энтузиастов возрождаются национальные виды спорта и спортивные игры, поддерживаются олимпийские виды спорта. Благодаря этому дети и подростки учатся дисциплине, обретают здоровье, высокие жизненные цели, избегают социальных рисков, связанных с детской беспризорностью и безнадзорностью, наркоманией, преступностью» [18].

Программные положения  и нормы, направленные на укрепление здоровья содержатся в ряде иных федеральных  законов. Так, Федеральный закон  от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепил норму о том, что гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, являются обязательными. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» направлен на улучшение качества и структуры питания как одного из основных факторов, определяющих здоровье населения [15].

В «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.) Медико-социальная помощь рассматривается как комплекс социальных услуг,  которые россияне имеют право получить при заболевании, утрате трудоспособности и иных случаях [7].

Первые шаги в области институционализации  организаций некоммерческого сектора  в нашей стране относятся к октябрю 1990 г., когда был принят закон СССР «Об общественных объединениях». Данный закон, впервые в истории СССР, заменил существующий до того разрешительный порядок формирования общественных организаций на регистрационный, тем самым предоставив широкие возможности для развития некоммерческих организаций. Однако данный закон носил предельно общий характер и не определял основные формы деятельности общественных объединений, что привело к возникновению большого числа неясностей в работе некоммерческого сектора.

ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать  некоммерческим организациям экономическую  поддержку в различных формах, в т.ч.:

  • предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей;
  • предоставление НКО иных льгот, в т.ч. полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
  • размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;
  • предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку

ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»  в дополнение к вышеназванным  предусматривает такую форму  поддержки государством деятельности НКО, как целевое финансирование отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты). Данный закон закрепляет право общественных объединений участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объемах, предусмотренных законодательством РФ, а также право выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти.

ФЗ от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»  помимо экономических форм поддержки НКО предусматривает также, что в целях осуществления взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и благотворительных организаций могут создаваться советы (комитеты) по поддержке благотворительности, в состав которых входят представители органов законодательной и представительной власти, благотворительных организаций, общественных организаций, общественные деятели. Решения этих советов (комитетов) носят рекомендательный характер для участников благотворительной деятельности.

Помимо этих трех законов, нормы, регламентирующие взаимодействие власти и НКО содержаться  и в специальных законах, регулирующих отдельные сферы общественной жизни, виды деятельности или деятельность отдельных видов организаций. Такими законами являются, например, ФЗ от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», определяющий принципы, формы и порядок поддержки этого вила НКО, ФЗ от 23 ноября 1995 г. Особо в ряду федеральных законов, содержащих нормы о взаимодействии власти и НКО следует упомянуть недавно принятый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Отдельная глава этого закона посвящена формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участию населения в осуществлении местного самоуправления. Она регламентирует, в частности, вопросы проведения местного референдума по значимым вопросам общественной жизни, механизмы правотворческой инициативы граждан, вопросы территориального общественного самоуправления, порядок проведения публичных слушаний.

Федерального  закона от 5 апреля 2010 года         № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»;

Помимо законов  на федеральном уровне нормы о  взаимодействии власти и НКО содержаться  и в актах отдельных федеральных  органов власти (Правительство, министерства, ведомства и т.п.).

В ряде Положений, регулирующих деятельность отдельных  Министерств РФ, в частности Министерства по налогам и сборам РФ и Министерства финансов РФ, содержаться нормы о  том, что они осуществляют свою деятельность во взаимодействии с общественными  объединениями и иными организациями.

Данный список не исчерпывает всего массива  федерального законодательства России, в той или иной форме затрагивающего вопросы взаимодействия власти и  НКО. Но, тем не менее, можно сказать, что и перечисленные выше и  иные нормативно-правовые акты федерального уровня регулируют лишь отдельные аспекты такого взаимодействия, причем в основной массе законов речь идет не о полноправном взаимодействии власти и НКО, как равных партнеров, а о различных формах поддержки НКО со стороны государства.

Глава 3. Использование возможностей  общественных организаций в формировании здорового образа жизни

В современном  российском обществе происходит переход  от однополюсности в осуществлении  социальной политики по схеме "государство-личность" к многополюсности. Общественные организации совместно с государством берут на себя функции по реализации социальной политики. В связи с этим актуально определение их места и роли в становлении и развитии социальной работы, особенно в плане интересующей нас проблемы по формирования ЗОЖ у клиентов социальных служб.

В общественных организациях значительный объем работы, включая управление ею, сбор средств, реализацию программ и проектов, работу с клиентами и многое другое выполняется добровольцами.

Общественные  организации обладают большими возможностями привлечения внебюджетные средства для развития физкультурно-спортивной инфраструктуры.

В России придаётся  большое значение активной деятельности общественных организаций, работа которых  ориентирована на подростков и молодёжь. 
         Эта позиция нашла отражение в утверждённой Президентом Российской Федерации в июне 2010 года Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, где указано на необходимость разработки механизмов социального партнёрства между государственными структурами и общественными объединениями и организациями при проведении профилактических мероприятий антинаркотической направленности, а также отмечено, что потенциал общественных объединений ещё недостаточно используется в данном направлении. [19]

Информация о работе Роль общественных организаций в совершенствовании социальной работы в формировании ЗОЖ у клиентов