Процесс и оценка проектирования организационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение организационного планирования. Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач:
 изучить теоретические основы проектирования организационных систем;
 рассмотреть методы проектирования;
 раскрыть процесс проектирования организационных систем;
 провести оценку методологии и эффективности организационного проектирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И МЕТОДОЛОГИЯ 5
1.1 Понятие организационного проектирования -
1.2 Методология проектирования 9
2. МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ 11
2.1 Метод аналогий и экспертный метод -
2.2 Методы структуризации целей и организационного моделирования 13
3. ПРОЦЕСС И ОЦЕНКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ 16
3.1 Процесс организационного проектирования -
3.2 Оценка методологии и эффективности организационного проектирования 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

ИСУ 1.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

- производительность при  переработке информации;

- оперативность принятия  управленческих решений;

- надежность аппарата  управления, выражающуюся в качестве  исполнения решений в рамках  установленных сроков и ресурсов;

- адаптивность и гибкость, характеризующиеся способностью своевременного выявления организационных проблем и соответствующей перестройкой работы.

Особенно значима экономичность аппарата управления. Однако не следует при этом экономический критерий сводить непременно к сокращению численности персонала. Необходимо формулировать его как критерий экономической эффективности, в соответствии с которым должна быть обеспечена максимализация результатов по отношению к затратам на управление.

В теории организации, особенно в части проектирования организационных систем, при исследовании связи между структурой, целями и технологией организации выделяют два подхода:

1) сравнительный анализ, осуществляемый главным образом  социологами естественной ориентации  в теории организации;

2) системное проектирование, разрабатываемое приверженцами концепции организации как искусственной социотехнической системы и сторонниками административной теории управления.

При сравнительном анализе всегда исследуется не одна организация, а группа. При этом отдельная организация рассматривается как системная целостность, которая выступает единицей анализа. При анализе не уделяют особого внимания структурному и техническому разнообразию элементов, составляющих организацию. Менее влиятельное крыло в этом подходе иногда выделяет в рамках организационной целостности и дополнительные компоненты анализа (подразделения и рабочие группы). Одной из главных задач сравнительного анализа является установление типов изучаемых организаций. Организационная система обычно описывается в терминах некоторых общих структурных и технологических характеристик:

- уровень сложности  и формализации отношений;

- степень централизации;

- уровень интеграции  рабочего потока и др.

Выбранные для анализа структурные и технологические переменные рассматриваются как концептуально различные, но причинно связанные между собой. Конкретная организация (система) описывается как точка в многомерном пространстве, координаты которой фиксируются через местоположение характеристик на соответствующей оси координат. В итоге получают типологию организаций. Внимание в рамках выделенных типов сосредоточивается на типичных моделях (образцах) поведения социальных элементов. Процесс нахождения этого образца облегчается в результате использования линейных статистических методов (корреляционный, регрессивный анализ и др.).

При сравнительном анализе проводится интенсивное изучение нескольких систем, что позволяет сделать общее заключение о различных системах. При этом его слабой стороной является то, что не учитывается детальное проникновение в суть. Специфика подхода заключается в том, что исследуются существующие модели взаимосвязи между переменными, а не изобретаются новые.

Системное проектирование принципиально отличается от сравнительного анализа.

Во-первых, оно предполагает, что организационная система не может быть понята без точного определения внутриорганизационных компонентов и их взаимосвязей. В частности, структура и технология рассматриваются как взаимозависимые аспекты единой проектируемой социотехнической системы. Особое внимание уделяется взаимосвязи между переменными и спецификой ситуации в системе. Этот метод способствует проникновению в механизмы работы организации, но в то же время не позволяет провести сравнительное теоретизирование, так как исследование проводится всегда в одной конкретной организации и в определенный период.

Во-вторых, при системном проектировании не осуществляется измерение структурных и технологических переменных и не определяется их взаимосвязь путем статистического анализа.

Системное проектирование - это процесс, посредством которого генерируется конфигурация организации на основе информации о технологическом производственном потоке. Организационная цель или стратегия рассматривается как основа формирования организационной структуры и комплекс взаимозависимых технических действий. Для создания иерархической структуры применяют различные административные правила в целях обработки информации по разным видам деятельности. Единой методологии для операционализации переменных, сбора данных или оценки результатов в рамках данного подхода не создано. Выводы основываются на личном консультационном опыте. Наконец, при системном проектировании главным образом изобретаются новые организационные связи, а не объясняются существующие.

С методологической точки зрения в единой системе должны рассматриваться и различные методы формирования организационных структур управления[11, c. 187]. Подход к оценке эффективности различных вариантов организационной структуры определяется ее ролью как характеристикой системы управления. Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учетом двух направлений оценки ее функционирования:


- по степени соответствия  достигаемых результатов установленным  целям производственно-хозяйственной  организации (начиная с уровня  выполнения плановых заданий);

- по степени соответствия  процесса функционирования системы  объективным требованиям к его  содержанию, организации и результатам.

Показатели, используемые при оценках эффективности аппарата управления и его организационной структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные группы:

- группа показателей, характеризующих  эффективность системы управления, выражающуюся через конечные  результаты деятельности организации  и затраты на управление;

- группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда;

- группа показателей, характеризующих  рациональность организационной  структуры и ее технико-организационный  уровень, которые могут использоваться в качестве нормативных при анализе эффективности проектируемых вариантов организационных структур.

Важными требованиями, которые должны быть реализованы при формировании системой показателей для оценки эффективности организационной структуры, являются обеспечение структурно-иерархического соответствия показателей системе целей организации, способность адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организационное проектирование как процесс - это упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.

Предметом организационного проектирования на предприятии, в учреждении является система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.

Целью организационного проектирования является разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем, а результатом - комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы. Проектирование рассматривается как процесс составления описания, необходимого для создания еще не существующего объекта; алгоритма его функционирования; предвидения последствий, к которым приведет появление объекта; определение мер по реализации проекта.

Методологические подходы к проектированию организационных структур управления можно условно объединить в четыре группы: метод аналогий, экспертный метод, метод структуризации целей и метод организационного моделирования.

Процесс организационного проектирования состоит из трех основных этапов: анализ действующей организационной структуры, проектирование организационных структур, оценка эффективности организационных структур.

Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа се совершенствования.

Рассмотрев основные понятия организационного проектирования; основные подходы и методологические принципы построения организационных структур; изучив основные этапы и методы организационного проектирования; остановившись на оценке эффективности организационных проектов, можно сделать вывод, что организационное проектирование представляет собой сложный процесс, состоящий из различных этапов, стадий и разработок, и имеющий большое значение для развития организационной, производственной системы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 


  1. Акулов В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации. Петрозаводск: ПетрГУ, 2009. - 276 с.
  2. Алексеев Н. Организационное проектирование в новой экономике // Бизнес-Академия .- 2003 .- N 2/3. - 346 с.
  3. Виханский  О.С., Наумов А.И. менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: Гардарика, 2008. - 350 с.
  4. Герчикова В.Н. Менеджмент. М.: Варна, 2006. - 167 с.
  5. Гвишиани Д.М. Организация и управление. Издат.3-е, перераб. - М.: Из-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 265 с.
  6. Голубков Е.П. Голубкова Е.П., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М: Экономика, 2007. - 151 с.
  7. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МНИИПУ, 2007. - 285 с.
  8. Зайцева О.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. М.: Центр, 2008. - 432 с.
  9. Зеленцова Л.С. Механизм развития управлением производством. - М.: ГАУ, 2006. - 336 с.
  10. Козлова О.В. Управление производством.- М.: Издательство, 2002.-111 с.
  11. Лафта Дж. К. Теория организации.- М.: Проспект, 2003. - 384 с.
  12. Милнер Б.З. Теория организации, М.: ИНФРА- М, 2005. - 186 с.
  13. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Соломатина Н.А. Управление организацией, М.: ИНФРА -М, 2007. - 618 с.
  14. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Соломатина Н.А. Управление организацией; Уч.изд.2-е перераб. и доп. - М.: ИНФРА -М, 2003. - 716 с.
  15. Румянцева З.П., Филинов Н.Б., Шрамченко Т.Б. Общее управление организацией: принципы и процессы: Модульная программа для менеджеров. Модуль № 3. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 720 с.
  16. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. - М., 2001. - 476 с.
  17. Теория организации : учеб. пособие для вузов / Т.А. Акимова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 248 с.
  18. Теория организации: учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко.- СПб.: Питер, 2012. - 288 с.
  19. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 436 с.
  20. Финансы: Учебное пособие / Под ред.прф. А. М. Ковалёвой. - 3-е изд.перераб . и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 340 с.
  21. Щербина В. В. Социальные теории организации.- М.: ИНФРА-М., 2010. - 364 с.

37


Информация о работе Процесс и оценка проектирования организационных систем