Принципы построения структуры организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 11:14, реферат

Краткое описание

Именно структура организации должна обеспечивать реализацию её стратегии, взаимодействие организации с внешней средой и эффективное разрешение основных задач организации. В широком понимании задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы избрать ту структуру, которая лучше всего соответствует целям и задачам организации, а также внешним и внутренним факторам, которые влияют на неё.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность организации…………………………………………………………4
2. Особенности построении организации……………………………………….…………..6
3. Виды структур управления……………………………………………….……………….9
4. Принципы построения структуры организации……………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Теории организации.docx

— 35.06 Кб (Скачать файл)

При линейном управлении каждое звено  и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все  команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность  за результаты всей деятельности управляемых  объектов. Речь идет о по-объектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.

Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху  вниз», а сам руководитель нижнего  звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей  данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что  подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий  орган управления не имеет права  отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника. Структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада, отдел и т.д.).

Многолинейная (функциональная) организационная структура управления организацией. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности.

9

В организации, как правило, специалисты  одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким  образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию.

Линейно - функциональная организационная  структура управления. При такой  структуре управления всю полноту  власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный  аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).

В данном случае функциональные структуры  подразделений находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь  либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих  руководителей служб-исполнителей.

Таким образом, линейно - функциональная структура включает в себя специальные  функциональные подразделения (штабы) при линейных руководителях, которые  помогают им выполнять задачи организации.

Производственные  структуры управления.

- Дивизиональная;

- Функциональная;

- Матричная;

- Проектная.

Дивизиональная структура управления – совокупность самостоятельных подразделений (предприятий), входящих в организацию, пространственно отделенных друг от друга, имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные вопросы.

Подразделения, образующие дивизиональную структуру, объединены между собой, а также с общим центром производственными, финансовыми и административными связями.

Производственные связи могут  быть как технологическими, так и  продуктовыми. Технологические основываются на том, что каждое подразделение  выполняет лишь отдельные операции в цепочке изготовления конечного  изделия. Их деятельность не воплощается  в законченном продукте, имеющем  самостоятельное значение. Продуктовые  связи предполагают, что имеет  место обмен законченными изделиями, которые предназначены для использования  не только внутри организации, но и  на стороне.

10

Функциональная структура управления – структура, сформированная в соответствии с основными направлениями деятельности организации, где подразделения  объединяются в блоки.

Для большинства средних и крупных  предприятий или организаций  основным подходом к формированию подразделений  является функциональный. Под функциями в данном случае понимаются главные направления деятельности, например, производство, финансы, сбыт и т.п. В соответствии с функциями образуются блоки подразделений – производственный, управленческий, социальный.

Матричная организационная структура  управления создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой  структуры управляющее воздействие  направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой  участвуют все звенья организации.

При матричной структуре управления руководитель программы работает не со специалистами, которые подчинены  не непосредственно ему, а линейным руководителям, и в основном определяет, что и когда должно быть сделано  по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как  будет выполнять ту или иную работу.

Создание матричной организационной  структуры управления организацией считается целесообразным в случае, если существует необходимость освоения ряда новых сложных изделий в  сжатые сроки, внедрения технологических  новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка.

Проектные организационные структуры  управления. Под проектом обычно понимают детально разработанный чертеж, план, в соответствии с которым будет  осуществляться решение какой-то разовой  задачи. В управлении проект – это, кроме того, временное подразделение, ликвидируемое после завершения работ. Как правило, эти работы заключаются  в проведении научных и практических экспериментов, освоении нового вида продукции, технологии, методов управления, что  всегда связано с риском неудачи  и финансовых потерь. Организация, состоящая  из подобного рода подразделений, получила название проектной.

Проектные структуры мобильны и  сконцентрированы на определенном виде деятельности. Это позволяет достичь  высокого качества выполнения работы. В то же время из-за узкой специализации, используемые в проекте ресурсы, по завершении работ не всегда могут  найти себе дальнейшее применение, что увеличивает расходы. Поэтому использование проектных структур по карману далеко не всем организациям, несмотря на то, что подобный принцип организации работы весьма плодотворен.

11

4. Принципы построения структуры  организации

Основными принципами построения организационных  структур являются:

- охват всей управленческой деятельности;

- способность реагировать на изменяющиеся ситуации;

- минимальное число уровней и звеньев;

- минимальные затраты времени на принятие решений и их прохождение от высшего

   руководителя к непосредственному исполнителю;

- сочетание централизации и децентрализации функций управления;

- соблюдение оптимальной численности, управляемости, времени и обслуживания;

- соотношение численности руководящих работников, специалистов и технических

  исполнителей;

-  равномерность нагрузок на каждое звено и уровень управления;

 

Организационная структура управления опирается на основные принципы управления:

- принцип иерархичности уровней управления — каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;

- принцип целеполагания — ОСУ должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству товаров или услуг;

- принцип соответствия — в ОСУ должен реализовываться принцип соответствия полномочий и ответственности работников, с одной стороны, и квалификации и уровня культуры — с другой (именно с помощью ОСУ реализуется система ответственности и полномочий);

- принцип разделения труда — ОСУ должна обеспечить оптимальное разделение труда между органами управления и объемом их полномочий;

- принцип ограничения полномочий — полномочия руководителей ограничиваются миссией и целями организации, факторами внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами;

- принцип адаптации — ОСУ должна быть достаточно гибкой и реагировать на внешние и внутренние изменения; ОСУ должна быть адекватна социально-культурной среде организации.

 

12

Заключение

 

В заключении важно подчеркнуть, что  экспериментирование с разработкой  и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов  нередко используются самые разнообразные  комбинации известных видов и  типов структур, приспосабливаемых  организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими. При этом называются следующие десять требований и характеристик формирования эффективных структур управления: 

1)сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом; 

2) уменьшение числа уровней управления;

3) групповая организация труда  как основа новой структуры  управления; 

4) ориентация текущей работы, в  том числе графиков и процедур, на запросы потребителей; 

5) создание условий для гибкой  комплектации продукции; 

6) минимизация запасов; 

7) быстрая реакция на изменения; 

8) гибко переналаживаемое оборудование;

9) высокая производительность и  низкие затраты; 

10) безупречное качество продукции  и ориентация на прочные связи  с потребителем.

Можно не сомневаться в том, что  в ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием структур, каждая из которых будет отвечать потребностям конкретной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Список  литературы

 

 

1. Акимова Т. А. Теория организации:  Учебное пособие для вузов.- М.: Юнити-

    Дана, 2010.

2. Амелина А.С, Теория организации. – М.: ПРИОР, 2009.

3. Беляева  С.Н. Теория организации. –  М.: Литера, 2008.

4. Латфуллин Г. Р. Теория организаций: Учебник / Г. Р. Латфуллин, А. В  Райченко  -

   СПб.: Питер, 2009.

5. Мишин С.А. Теория управления. – М.: Смарт, 2009.

6. Смирнова А.Н. Управление на предприятии. – М.: Олма-пресс, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14


Информация о работе Принципы построения структуры организации