Поведение в эмоционально-напряженной (стрессовой) ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 00:13, реферат

Краткое описание

Руководителям и всем работникам вообще важно понимать, что стресс на работе - это не только личная проблема "обладателя" стресса, но и снижение качества работы. Для многих работников стресс на рабочем месте является существенной характеристикой работы, от этого зависит текучесть на производстве. Поэтому идеальным в организации будет такое положение дел, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс при этом - на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться анализировать пользу и вред от тех или иных аспектов организации труда.

Содержание

Введение
Понятие стресс
Этапы развития стрессового состояния у человека
Потенциальные источники стресса на рабочем месте
Стратегии поведения при эмоционально-напряженной ситуации
Методы управления стрессом
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

поведение в стрессовой ситуации.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА (г. Москва) (филиал)

 

Кафедра экономики на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства.

 

ДОКЛАД ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

«Поведение в эмоционально-напряженной (стрессовой) ситуации»

Работу выполнила:

Харитонова Е.В. группа Э4

 

Руководитель:

Невидимова Е.А

 

 

 

Москва

2013

 

Содержание

Введение

  1. Понятие стресс
  2. Этапы развития стрессового состояния у человека
  3. Потенциальные источники стресса на рабочем месте
  4. Стратегии поведения при эмоционально-напряженной ситуации
  5. Методы управления стрессом

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Руководителям и всем работникам вообще важно понимать, что стресс на работе - это не только личная проблема "обладателя" стресса, но и снижение качества работы. Для многих работников стресс на рабочем месте является существенной характеристикой работы, от этого зависит текучесть на производстве. Поэтому идеальным в организации будет такое положение дел, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс при этом - на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться анализировать пользу и вред от тех или иных аспектов организации труда. 

 

  1. Понятие стресс

В психологии под стрессом понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его деятельности и повседневной жизни или в особых, экстремальных ситуациях. В качестве стрессоров (факторов, ведущих как к возникновению у человека кратковременных стрессовых состояний, так и к развитию тяжелых, продолжительных переживаний) могут выступать неблагоприятные физические воздействия окружающей среды, экстремальные ситуации.

Стресс в последнее время становится все более распространенным явлением. Обычно стресс ассоциируется с двумя основными моментами: препятствиями и неосуществленными желаниями.

Перенесенное в сферу социальной психологии, понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Следует уточнить, что все экстремальные воздействия могут вывести из равновесия и физиологические, и психологические функции.

  Действия стресса тесно связаны с потребностями личности, невозможностью реализовать какую-либо значимую для нее потребность, в результате чего происходит многократное усиление физиологических возможностей, и включаются психологические механизмы защиты.

 

  1. Этапы развития стрессового состояния у человека

 

Развитие эмоционально-напряженной ситуации состоит из трех основных этапов:

  • нарастание напряженности;
  • собственно стресс;
  • снижение внутренней напряженности.

По своей продолжительности первый этап строго индивидуален. Одни человек “заводится” в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего я стресс, меняется па “противоположный знак”.

Так, спокойный сдержанный человек становится суетливым и раздражительным, он может стать даже агрессивным и жестоким. А человек, в обычной жизни живой и подвижный, становится мрачным и неразговорчивым. Японцы говорят: “Человек теряет свое лицо” (утрачивает самообладание).

На первом этапе исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых отношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (например, “Ты сам (а) — такой (такая)...”).

Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

Второй этап развития стрессового состояния проявляется в том что у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная). “Волна” деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия, довольно смутно, и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все впоследствии очень жалеют об этом.

Также как и первый, второй этап по своей продолжительности строго индивидуален — от нескольких минут и часов — до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость.

На третьем этапе он останавливается и возвращается “к самому себе”, часто переживая чувство вины (“Что же я сделал”), и дает себе слово, что “этот кошмар” больше никогда не повторится.

Увы, через некоторое время стресс повторяется. Причем, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и форме проявления). Чаще всего этот сценарии усваивается в детстве, когда родители конфликтуют на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы. Так, одни переживают стресс, чуть ли не каждый день, но в небольших дозах (не слишком агрессивно и без существенного вреда для здоровья окружающих). Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль и находясь как бы “в стрессовом угаре”.

Стрессовый сценарий, усвоенный в детстве, воспроизводится не только по частоте и форме проявления. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя и на окружающих. Один винит во всем самого себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки. Другой обвиняет всех вокруг, но только не себя.

Усвоенный в детстве стрессовый сценарий происходит почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, как “включается” стрессовый механизм и начинает разворачиваться практически против воли человека, как “маховик” какого-то мощного и убийственного “оружия”. Человек начинает конфликтовать по причине какой-либо мелочи или пустяка. У него искажается восприятие действительности, он начинает придавать негативное значение происходящим событиям, подозревая всех “в несуществующих грехах”.

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый “стресс льва”. Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое снижение ее эффективности, пассивность и общее торможение (“стресс кролика”).

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

 

3. Потенциальные источники стресса на рабочем месте.

 

4. Стратегии поведения при эмоционально-напряженной ситуации

 

5. Методы управления стрессом

 

Заключение

 

Список использованной литературы

  1. Аширов Д.А.  Организационное поведение: учеб. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 360 с
  2. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О.

Организационное поведение: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 220 с. — (Серия «Высшее образование»).

  1. Ньюстром Д. Дэвис К. Основы организационного поведения

  1. Латфуллина Г.Р., Громова О.Н. Организованное поведение. Учебник для вузов. – Изд-во Питер, 2007. – 432 с

  1. Малкина-Пых.И.Г Психосоматика. Справочник практического психолога. – Изд-во Эксмо, 2004. – 554 с

  1. Критические жизненные ситуации: стресс, конфликт, кризис http://www.e-reading.biz/chapter.php/69387/131/Krylov_-_Psihologiya.html

  1. А.Я. Психология. Причины стресса на работе http://azps.ru/articles/stts/stts23.html

  1.  Психические процессы и состояния. Стресс http://www.grandars.ru/college/psihologiya/stress.html

 

 


Информация о работе Поведение в эмоционально-напряженной (стрессовой) ситуации