Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 22:24, реферат

Краткое описание

Учебные курсы по разным аспектам деятельности госаппарата читаются во многих вузах и институтах повышения квалификации. Однако существующая литература не отвечает в полной мере потребностям учебного процесса и, главное, последующей практической работы выпускников, поскольку издаваемые пособия и учебники носят, как правило, узкопрофилированный, односторонний характер, что не соответствует системному характеру проблематики государственной службы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
История государственной службы в Германии………………….………..4
Государственная служба в Германии……………………………………....7
Подготовка государственных служащих в Германии……………………10
Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих в Германии……………………………………………………………….….12
Заключение………………………………………………………….……..…15
Список литературы…………………………………………….…………….17

Вложенные файлы: 1 файл

готовый реф по УП.docx

— 35.57 Кб (Скачать файл)

    

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

История государственной  службы в Германии………………….………..4

Государственная служба в  Германии……………………………………....7

Подготовка государственных  служащих в Германии……………………10

Переподготовка и повышение  квалификации государственных  служащих в Германии……………………………………………………………….….12

Заключение………………………………………………………….……..…15

Список литературы…………………………………………….…………….17

 

 

 

   Введение

Государственная служба (или, иначе говоря, государственная бюрократия) была, есть и в обозримом будущем  останется одним из главных институтов государства. Поэтому знания различных  аспектов ее построения и функционирования, лежащих в ее основе теоретических  представлений, истории ее возникновения  и развития в нашей стране, динамики происходящих и грядущих в ближайшем  будущем перемен, наконец, особенностей государственной службы в различных  странах — необходимы широкому кругу образованных людей — не только специалистам в области государственного управления, но также юристам, экономистам, политологам, менеджерам, представителям ряда других учебных дисциплин и специальностей.

Учебные курсы по разным аспектам деятельности госаппарата  читаются во многих вузах и институтах повышения квалификации. Однако существующая литература не отвечает в полной мере потребностям учебного процесса и, главное, последующей практической работы выпускников, поскольку издаваемые пособия и  учебники носят, как правило, узкопрофилированный, односторонний характер, что не соответствует системному характеру проблематики государственной службы.

Государственная служба — вид трудовой деятельности, заключающейся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд. Как правовой институт государственная служба — комплекс правовых норм, определяющих правовое положение служащих, условия и порядок их поступления на службу и ее прохождения, их ответственность и формы поощрения. В большинстве стран Запада государственная служба носит название "публичная" или "гражданская служба".

Следует также уточнить "объем" понятия госслужбы, поскольку оно употребляется в двух различных смыслах, что служит источником многих недоразумений как "статистического", так и содержательного характера. Широкое значение термина охватывает всю совокупность людей, работающих в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях независимо от характера их деятельности, т.е. всех, кроме работающих в частном секторе. При таком подходе в госслужбу входят работники не находящихся в частной собственности заводов, больниц, школ, научных учреждений, почты, полиции и т.д. В узком смысле в нее входит только персонал (прежде всего функционеры) органов государственной власти и управления центрального и местного уровней. Наш предмет — госслужба в узком смысле слова.

Понятие "государственный  аппарат" также имеет два значения — структурное и кадровое. В первом значении это совокупность органов, прежде всего исполнительных (административных), осуществляющих управление государством. Во втором значении, которое является главным для настоящего пособия, госаппарат — определенным образом организованная совокупность служащих, иначе называемых кадрами или персоналом госслужбы, занятых повседневной работой по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности государства.

 

 

История государственной  службы в Германии

Германия является страной  с богатейшими бюрократическими (в хорошем смысле этого слова) традициями. Родиной германского чиновничества считается Пруссия. Ставший нарицательным образом тип прусского чиновника во многом сформировался в результате реформы Фридриха-Вильгельма I в 1728 г. При нем чиновники набирались чаще всего из числа офицеров. Это были люди, привыкшие к армейской дисциплине, не рассуждавшие при выполнении приказов и лично преданные королю. Собственно, принцип личной преданности и верности и был в то время основой отбора на государственную службу. Следует также отметить, что помимо преданности и исполнительности прусское офицерство и генетически связанное с ним чиновничество всегда отличались высокой степенью эффективности и честности. Не случайно уже в XX столетии и даже после второй мировой войны патриотически настроенные немецкие аналитики были склонны рассматривать дух прусского офицерского корпуса как одну из основ могущества страны. Вот, например, отрывки из рассуждении одного из авторов: "Суровость, аскетизм и духовное единообразие людей и сами географические особенности страны, лежащей восточное Эльбы, создали основные отличительные признаки... профессиональной морали, в которую вошел весь набор качеств, считающихся с тех пор "прусскими"... Тут и дух порядка, и чувство долга, и приверженность к организации, и пунктуальность, и деловитость.... Таким образом... потребность в надежном инструменте власти превратилась в реальную моральную силу". Правда, автор говорит в первую очередь о военных, но в той же мере относит это и к гражданским "слугам государства". Некоторые немецкие авторы даже считают, что в доконституционный период профессиональное чиновничество призвано было компенсировать отсутствие конституции. Первый имперский Закон о чиновничестве был издан почти сразу после образования Германской империи — в 1873 г., и, несмотря на множество последовавших изменений, "дух прусского чиновничества" в главных своих чертах сохранялся.

Изменения были разными. Например, установленный Фридрихом-Вильгельмом "принцип верности" во времена  Веймарской республики трансформировался  из личной преданности монарху в  юридически зафиксированную обязанность  чиновников защищать республику. Правда, десятилетие спустя, при нацистах, произошла реставрация принципа личной преданности — теперь уже по отношению к фюреру. Об этом говорилось в преамбуле Закона 1933 г. В самом же тексте закона устанавливалась уже преданность идеологии: "Чиновник, который в своей деятельности не проявляет готовности в любой момент и самозабвенно выступить в защиту национал-социалистического государства, подлежит увольнению". Само собой разумеется, что увольнению подлежали лица неарийского происхождения. Послевоенный федеральный закон о госслужащих (1953 г.) восстановил веймарскую трактовку принципа верности, установив, что "чиновник всем своим поведением должен свидетельствовать о признании свободного демократического строя в духе Основного закона и выступать в его защиту".

До этого в стране, как  известно, была проведена денацификация, через процедуру которой прошли и служившие при нацизме чиновники. Правда, их не лишали права на пенсию и стажа работы, но саму проверку выдержали далеко не все. При объединении  Германии в 1990 г. для восточногерманских чиновников также были сохранены и стаж, и право на пенсию. Однако на работников партаппарата СЕПГ это не распространилось.

          Достаточно глубоко в историю  уходит и другой институт, характерный  для немецкой бюрократии, — так называемые политические чиновники. Официально это понятие было введено в 1899 г., когда был дан полный перечень входящих в эту категорию должностей, охватывавший группу близких сотрудников правительства и отдельных министров, т.е. тех, кто по сути своей служебной позиции не мог не быть ангажирован в политическую деятельность. В дальнейшем сам перечень, конечно, менялся, но его идея сохранялась: после смены кабинета и его политической платформы наиболее близкие сотрудники прежнего правительства уходят вместе с ним. Тем самым расчищается место для новых людей и обеспечивается общая политическая лояльность аппарата. Таким чиновникам после отставки выплачивают компенсацию в размере трехмесячного жалованья, а затем назначают временную пенсию. В случае же возвращения партии к власти лица этой категории могут претендовать на занятие прежней или равной по оплате должности. Это — единственное исключение из общего для германской госслужбы принципа "пожизненного назначения", о непростом порядке получения которого и о предоставляемых им гарантиях будет сказано далее, при описании германского законодательства о государственной службе, которое заслуживает достаточно подробного изложения и которому посвящается основная часть параграфа. До этого, однако, обсудим еще несколько вопросов более общего характера.

        Институт  почетных чиновников — специфическое немецкое изобретение. К этой категории относят лиц, назначаемых на почетную должность, которая не предполагает ни оплаты, ни каких-либо специальных льгот. Тем не менее само звание почетного чиновника является в глазах германских сограждан статусным отличием получившего его человека, что, учитывая в целом высокий престиж чиновника в немецком обществе, дает ему определенные моральные преимущества. Обычно такого рода должности предполагают участие в каких-либо комитетах или комиссиях и представляют грубый аналог некоторых видов нашей работы "на общественных началах".

 

 

          Государственная служба в Германии

     В Германии, как и в ряде других стран, государственная служба называется в буквальном переводе на русский язык «общественной» (или «публичной»). Это понятие охватывает всех работников государственных учреждений. К ним относятся не только сотрудники органов управления, но и учителя, работники дошкольных учреждений, профессора и преподаватели государственных университетов, судьи, министры, члены дирекции Федерального банка, а также полицейские, военнослужащие, служащие железных дорог, почтовых учреждений и т.д.

Государственная служба на всех трех уровнях (Федерации, земель и  общин) регулируется федеральными законами по единой системе. Для всех трех уровней  установлена единая система званий, чинов, рангов, единые правила прохождения  службы, права и обязанности, ограничения  и гарантии, система пенсионного  обеспечения и оплаты труда.

Лица, находящиеся на государственной  службе, делятся на три группы: чиновники, служащие и рабочие. Различия в их статусе определяются, прежде всего, характером их взаимоотношений с  государством и выражаются в порядке  приема на работу, прохождения и  прекращения службы, вознаграждения за нее, в предъявляемых к ним  требованиях, в содержании их прав и  обязанностей.

Согласно Основному закону, при допуске к государственной  службе отсутствует какая-либо дискриминация  в отношении вероисповедания  или мировоззрения гражданина ФРГ.

Существование и функционирование профессионального чиновничества  опирается на исторические традиции, закреплено Основным законом и регламентировано рядом специальных законов и  правительственных постановлений (всего  насчитывается более 20 нормативных  актов о чиновничестве, включая  Дисциплинарный кодекс). Общие положения, касающиеся правового статуса чиновников, сформулированы в Федеральном законе о чиновниках, принятом в 1953 г. (в  настоящее время он действует  в редакции 1985 г.). Статус чиновников, работающих в землях, регулируется специальным федеральным законом  и земельными законами.

Чиновником считается  тот, кто:

состоит с государством в  публично-правовом «отношении службы и верности»;

осуществляет важные государственные  функции, обеспечивающие безопасность государства и общества;

публичное служебное отношение которого фиксируется в административном акте о назначении на должность, который вручается чиновнику.

Назначают чиновника  на должность Федерация, земли, союзы  общин, общины, а также другие публично-правовые образования, учреждения и организации. Прекращение служебных отношений  между чиновником и государством возможно лишь на основаниях, указанных  в законе, после чего чиновник уходит в отставку (если он не уволен по дискредитирующим его обстоятельствам).

Законы различают следующие  категории чиновников по правовому  статусу:

1) чиновники, назначаемые  на должность пожизненно;

2) чиновники, назначаемые  на должность на определенное  время на основе особых правовых  предписаний;

3) чиновники, назначаемые  на неопределенное время. Эта  группа является наиболее социально  незащищенной. К ней относятся  те, кто закончил подготовительную  службу и является претендентом  на занятие пожизненной должности;

4) чиновники, назначенные  на должность с испытательным  сроком. Испытательный срок устанавливается  чиновнику по окончании им  высшего образовательного учреждения. Как правило, такой чиновник  первоначально назначается на  неопределенное время, а затем  - на испытательный срок. После  успешного окончания испытательного  срока он получает должность  пожизненно (если для этого имеются  все необходимые правовые предпосылки). Продолжительность испытательного  срока зависит от ранга чиновника  и составляет от одного до  четырех лет;

5) почетные чиновники,  которые исполняют свои функции  временно, а не профессионально.  Их деятельность осуществляется  на выборных началах, как правило,  в рамках муниципального управления: это, например, бургомистр, его заместитель и т.п. Тем не менее, на них, в основном, распространяется статус пожизненно назначаемых чиновников. Как и профессиональные чиновники, они получают документ, подтверждающий их назначение на должность.

 

       Подготовка государственных служащих в Германии

Подготовка – это формирование и у работников навыков и знаний в определенной профессии, т.е. обучение лиц, ранее не имевших профессии.

    Подготовка чиновников повышенного ранга осуществляется разветвленной сетью так называемых высших профессиональных школ государственного управления. Наряду с соответствующей высшей школой Федерации имеются аналогичные школы в землях. Кроме того, специальные учебные заведения и учебные центры имеют некоторые ведомства, занимающиеся также и повышением квалификации чиновников. Условием приема в высшую профессиональную школу является поступление на государственную службу (учащиеся числятся кандидатами на чиновничью должность, проходящими подготовительную службу, получающими денежный оклад). Обучение продолжается три года, из которых первая половина, как правило, приходится на теоретическое обучение, а вторая - на прохождение практики в органах управления.

По Конституции Германии, в вопросах образования между  федеральной властью и властями земель существует строгое распределение  компетенции. Каждая земля сама отвечает за планирование и практическое осуществление  образования на своей территории. Права Федерального правительства  в этом вопросе, в том числе  по финансированию, ограничены законами. Федеральное правительство принимает  участие в общем планировании сферы образования для создания единых рамочных условий и равноценности высшего образования.

Информация о работе Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих в Германии