Организация контролинга на предприятии на примере ОАО «автоВАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 09:46, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы является изучение теоретических и методологических вопросов системы, контроллинга и каким образом внедряют контроллинг на предприятии.
Контроллинг – это значительно больше, чем контроль. Контроллинг – это целенаправленное планирование и управление компанией. Контроллинг озадачен выстраиванием будущего компании. А контроль направлен в прошлое и ограничивается только сравнением плана и фактических данных .

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты контроллинга……………………………………………….4
1.1 История развития контроллинга…………………………………………………………..4
1.2 Предмет и сущность контроллинга……………………………………………………….6
1.3 Цели и задачи контроллинга………………………………………………………………8
Глава II. Методологические основы контроллинга………………………………………….13
2.1 Методы и инструменты контроллинга…………………………………………………...13
2.2 Формирование системы контроллинга в организации………………………………….19
2.3 Фазы внедрения контроллинга……………………………………………………………21
Глава III. Внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ»
3.1 Общая характеристика предприятия……………………………………………………..27
3.2 Анализ системы контроллинга на предприятии………………………………………...29
3.3 Рекомендации по внедрению контроллинга…………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы………………………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

теория курсач 222.docx

— 139.80 Кб (Скачать файл)

 

                             - материально- вещественные потоки

                             - денежные потоки

                             - информационные потоки

Рис. 5 Предприятие как подсистема народного хозяйства

 

Планирование. Процесс принятия решения связанный с будущим называют планированием. Планирование в широком смысле означает принятие на основе систематической подготовки управленческих решений, связанных с будущими событиями и принятием планов.

Главный смысл планирования состоит в повышении производительности и эффективности работы предприятия  посредством:

·  целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;

·  выявления рисков и снижения их уровня;

·  разукрупнения и тем самым упрощения процессов;

·  повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.

Планирование обусловлено  анализом и прогнозом, результаты которых содержат соответствующие сравнения предполагаемых воздействий значимых для будущего альтернатив. В стремлении к выявлению лучших альтернатив, целей и способов их достижения проявляется функция оптимизации.

Контроль. Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности. К контролю относится также сравнение показателей ожидаемого и фактического выполнения планов, проверка допустимости исходных предпосылок и контроль методической и содержательной согласованности планового процесса.

Контроль включает также  комплекс мероприятий по анализу  вероятных отклонений от запланированных  показателей. Сравнение и анализ стимулируют новые процессы принятия решения, которые в свою очередь  инициируют проведение корректирующих мероприятий и обеспечивают долгосрочный обучающий эффект.

Главный смысл контроля заключается  в создании гарантий выполнения планов и в общем повышении эффективности управленческого процесса. Совокупность управленческих решений, принимаемых высшим руководством, часто определяют как политику предприятия. К политическим решениям относятся, прежде всего, решения, связанные с генеральными целями предприятия, выражающими философию предприятия, т.е. общие или согласованные ценностные представления высшего руководства.

Предприятия, внедрившие и  применяющие инструментарий контроллинга, получают значительный экономический эффект за счет управления процедур планирования, принятия решений и поступления своевременной информации о собственной деятельности.  

 

              2.2 Формирование системы контроллинга в организации

Контроллинг, являясь концепцией системного управления, в целях обеспечения долгосрочного эффективного функционирования предприятия организуется, как правило, там, где управление находится в кризисе либо хозяйственная деятельность не удовлетворяет современным требованиям и требованиям рынка.

Факторы, являющиеся основанием – побудительным мотивом для  создания системы контроллинга в организации:

·  ухудшение в сравнении с подобным предприятиями экономических показателей;

·  появление новых или изменение целей в сложившиеся условиях функционирования;

·  отсутствие согласований целей;

·  устаревшие методы планирования, калькуляция и анализа, не удовлетворяющие менеджменту предприятия;

·  отсутствие методик учета и анализа, несоответствие требованиям как основы для отслеживания деятельности и принятия управленческих решений;

·  дублирование или отсутствие некоторых функций, наличие конфликтных ситуаций при их выполнении.

При наличии одного или  нескольких вышеперечисленных факторов чаще всего имеет место ряд  предпосылок внедрения системы  контроллинга по направлениям : организация, продукция, закупки, персонал, оборудование, система информационного обеспечения и отчетность.

Организация:

·  плохое представление об организационной структуре предприятия абсолютно большинства работников, в том числе и руководителей предприятия;

·  сложная, многоступенчатая система подчинения, имеющая противоречия;

·  отсутствие четко определенных областей и уровней компетенции и ответственности руководителей;

·  перегруженность отдельных подразделений;

Продукция:

·  устаревшие модели продукции;

·  несоответствие требованиям современных отечественных и зарубежных рынков по качеству исполнения, дизайну и другим потребительским свойствам;

·  плохие перспективы выпускаемой продукции.

 

Закупки:

·  низкое качество закупаемых материалов, отсутствие входного контроля;

·  необоснованно большие запасы материалов на складе.

Персонал:

·  восприятие работы как повинности, отстраненность личных интересов сотрудников от результатов деятельности компании;

·  неуверенность сотрудников в завтрашнем дне.

Оборудование:

·  устаревший парк основного оборудования и производственных средств;

·  отсутствие системы планово- предупредительных ремонтов, ремонт при возникновении поломок или выходе из строя.  

Система информационного  обеспечения и отчетность:

·  отсутствие в отчете пояснительной и аналитической части;

·  заполнение документов у ручную;

·  ограниченность исходной информации, предназначенной для принятия важных решений;

·  недостоверность информации;

·  отсутствие или недостаточность компьютерной поддержки информационного обеспечения;

·  отсутствие системы учета и расчета затрат по носителям и объектам.

          Предметом отдельного анализа является состояние производственного процесса и прохождения заказов в организации. Нередко нет четких правил и порядка приема заказа от клиентов. На вопрос, кто отвечает за прием заказов, нельзя получить однозначного ответа. На предприятиях часто отсутствуют единая система заполнения формуляров и упорядоченный документооборот. Это не позволяет точно сказать, в каком состоянии находится заказ, отсутствует система оперативного управления исполнением заказов. У рабочих мест могут лежать горы заготовок или готовых деталей, что во всех случаях приводит к росту издержек на предприятии в целом.

 

             

 

           2.3 Фазы внедрения контроллинга

           Процесс внедрения начинается с принятия решения о разработке системы контроллинга на предприятии.

           Анализ зарубежной и отечественной практики внедрения контроллинга показывает, что не следует принимать решение о разработке и внедрения системы контроллинга в условиях резкого ухудшения основных показателей деятельности предприятия.

           Благоприятным моментом для начала построения системы контроллинга является появление первых слабых сигналов о возможных рисках для перспективного успешного функционирования предприятия. Речь идет о внутренних, так и внешних по отношению к предприятию сигналах, проявляющихся, как правило, в слабозаметных тенденциях и признаках.

           Немаловажным фактором, который надо обязательно учитывать при выборе момента внедрения системы контроллинга, является наличие у предприятия достаточного количества финансовых и людских ресурсов. Не секрет, что разработка и внедрение системы контроллинга стоит немалых денег, тем более этот процесс реализуется с привлечением внешних консультантов.

           После того как принято решение о разработке системы контроллинга и назначены исполнители, начинается этап формирования инструментальной базы контроллинга. На этой фазе еще рано говорить о начале внедрения контроллинга, правильнее считать это начальным этапом создания службы контроллинга. Создание контроллинга не тождественно созданию системы контроллинга на предприятии в целом [1, 29c].

           Прежде чем внедрять инструменты контроллинга в практику менеджмента, необходимо их разработать и адаптировать к конкретным условиям предприятия. В первую очередь речь идет о разработке следующих инструментов:

·  системы планирования и бюджетирования на предприятии (оперативное и стратегическое планирование);

·  методики расчета маржинальной прибыли по предприятию в целом, отдельным подразделением, продуктам, клиентам и рынкам;

·  методов расчета затрат по видам, местам возникновения и продуктам;

·  системы отчетности, ориентированной на конкретных пользователей внутри предприятия;

·  методики расчета эффективности инвестиций и текущей деятельности предприятия;

·  методики анализа отклонений плановых и фактических показателей и т.п.

            Внедрение контроллинга на предприятии должно быть продемонстрировано контроллерами и должны быть разработаны инструменты внедрения, а также убедить менеджеров в необходимости их применения в практической деятельности.

          Перечислим основные признаки внедрения контроллинга в текущую деятельность предприятия:

·  четкий и ясный язык представления результатов деятельности анализируемых объектов;

·  убедительная для менеджеров предприятия интерпретация результатов деятельности их подразделений;

·  появление у контроллеров определенной независимости и элементов настойчивости в аргументации;

·  проявление со стороны менеджеров дружелюбной и доверительного отношения к контроллерам;

·  готовность к сотрудничеству и коммуникациям.

Как правило, рассматриваемая  фаза внедрения контроллинга протекает достаточно долго: 2-3 года. Продолжительность фазы внедрения и вживания во многом зависит от степени понимания важности и желания со стороны высшего руководства предприятия иметь систему.

Для многих предприятий наступление  фазы в развитии внедрения контроллинга – вероятная, но еще достаточно отдаленная перспектива. Тем не менее анализ практики контроллинга на ведущих предприятиях индустриально развитых стран Запада позволяет выделить некоторые признаки наступления фазы роста:

Информация о работе Организация контролинга на предприятии на примере ОАО «автоВАЗ»