Организация как субъект рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

В этой курсовой работе мы познакомимся с тем, что такое “предприятие”, каковы его цели и какие задачи оно выполняет, какие виды предприятий действуют в народном хозяйстве, предприятие как субъект рыночной экономики как оно устроено. В рыночной системе предприятие и предпринимательство неотделимы друг от друга. Поэтому здесь же нам предстоит узнать содержание предпринимательства, в каких формах оно выступает, в чем проблемы развития предпринимательства в нашей стране.

Содержание

Введение
1.Народнохозяйственный комплекс России
1.1. Сферы и подразделения экономики
1.2. Структурная перестройка экономики
1.3. Региональные аспекты структурной перестройки
2. Предприятие-основное звено экономики
2.1. Предпринимательство и предприятие
2.2. Типы предприятий
2.3. Объединения предприятий, финансово-промышленные
группы
3. Предприятие как агент рыночной экономики
3.1. От создания до перестройки(1952-1991)
3.2. В условиях рыночных отношений. Акционеры.(1991-1999)
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 54.40 Кб (Скачать файл)

Хозяйственные ассоциации - договорные объединения предприятий и организаций, создаваемые для совместного выполнения однородных функций и координации общей деятельности. Ассоциации относятся к одной из самых мягких форм объединений, минимально ограничивающих действия входящих в них членов ассоциации. Участники ассоциации обладают правом входить в любые другие ассоциации.

Концерны - форма договорных крупных объединений обычно монопольного типа, позволяющая использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования, благодаря наличию производственно-технологических связей. Возникновение концернов в странах с развитой рыночной экономикой исторически было обусловлено прежде всего концентрацией капитала, его перенакоплением в отдельных товаропроизводителей. Таким образом, участники концернов взаимозависимы не по договору, а по существу экономических отношений.

Холдинговые компании характеризуются тем, которые они имеют контроль над другими компаниями либо за счет владения их акциями и денежным капиталом, либо в связи с правом назначить директоров подконтрольных компаний. Механизм принятия решений в акционерных обществах позволяет холдингу влиять на хозяйственные, коммерческие решения предприятий, входящих в холдинговое объединения. Хотя эти предприятия остаются в правовом отношении самостоятельными, холдинг способен направлять их в русло интересов большой компании как большой целостной структуры.

Консорциум - временное добровольное объединение предприятий, организаций, образуемое для решения конкретных задач и проблем, осуществления крупных инвестиционных, научно-технических, социальных, экологических проектов. В консорциум могут входить и крупные, и мелкие предприятия, желающие принять участие в осуществлении проектного или иного предпринимательского замысла, но не обладающие самостоятельными возможностями его осуществления. Консорциум представляет потенциально эффективный организационно-структурный способ временной интеграции кадров, мощностей, материальных и финансовых ресурсов.

В условиях рынка предприятие решает две задачи - произвести продукцию и реализовать ее. Для того чтобы знать, что необходимо производить - какой ассортимент, в каком количестве - предприятие должно изучить рынок, т. е. заняться маркетингом. Причем маркетингом необходимо заниматься постоянно - как до запуска продукции в производство, так и после, в процессе реализации продукции.

Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает:

- характеристику товаров: являются они товарами конечного  потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или  нет, приемлема ли цена потребителю, каковы цены у конкурентов

- общую характеристику  рынка: большое или малое число  потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, к условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов

- каналы распространения  товаров: наличие посредников между  производителями и потребителями, их количество

- конкретное состояние  рынка: сущность и степень конкуренции, существует конкуренция между  производителями товаров и каков  ее уровень

- законодательные ограничения: существуют законодательные ограничения, которые могут препятствовать  маркетинговой деятельности

- уровни управленческой  деятельности в области маркетинга: долговременные цели фирмы, учитывающие  ситуацию на внутреннем и внешнем  рынках и тенденции ее развития, финансовые, материальные и другие  ресурсы, необходимые для достижения  этих целей.

В производстве продукции и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукции на рынке, который включает ряд стадий:

- внедрение, требующее больших  затрат, поэтому торговля товаром  на этой стадии, как правило  убыточна

- рост как результат  признания покупателем товара  и быстрого увеличения спроса  на него. Прирост объема продаж  и соответственно прибыли стабилизируются  расходы на рекламу

- зрелость, характерна тем, что большинство покупателей  товар уже приобрели, поэтому  темпы роста продаж, достигнув  максимума, начинают падать, прибыль  также начинает снижаться в  связи с увеличением расходов  на рекламу и другие маркетинговые  мероприятия

- насыщение, в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост  продаж больше не наблюдается. Прибыль от торговли продолжает  увеличиваться из-за снижения  расходов на производство

- спад, представляет собой  период резкого снижения продаж, а затем и прибыли

Предприятие на входе потребляет ресурсы определенного вида, чтобы потом в результате производственного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительской стоимости. Соотношение ресурсов на выходе составляет содержание такого предмета, как экономика предприятия. Ее интересует соотношение в использовании ресурсов, которое предполагает превышение доходной части над расходной.

Под экономическими ресурсами понимают все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все разнообразие ресурсов можно классифицировать в соответствии с различными подходами: материальные ресурсы - земля, или сырьевые материалы, и капитал; человеческие ресурсы - труд и предпринимательская деятельность.

Получение прибыли - это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей - удовлетворения потребности и получение прибыли - следующая. Нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и по такой цене, удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда потребляемые ресурсы, затраты их меньше, чем полученный доход, т.е. когда оно работает с прибылью. В этом случае и говорится, что прибыль - непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно это результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения и не получает прибыли от своей производственной деятельности, оно вынуждено уйти с экономической сферы, признать себя банкротом.

Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Это внешний признак несостоятельности. Формально же предприятие считается несостоятельным по решению арбитражного суда при добровольной ликвидации со дня официального уведомления.

 

Глава 1. Народнохозяйственный комплекс России

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, отличающих общественное воспроизводство в пределах национальных границ.

Национальное хозяйство является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и операции труда,: международного сотрудничества с другими странами.

Народнохозяйственный комплекс имеет особые отраслевые, производственные, региональные и иные структурные характеристики.

1.1. Сферы и подразделения  экономики.

При анализе народного хозяйства в экономических исследованиях обычно используются такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.

С точки зрения участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.

К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, прочие виды деятельности сферы материального производства.

К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, на, родное образование; культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управлёния.

Сферы экономики подразделяются на специализированные отрасли. Отрасль — группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений); характеризующихся особыми условиями производства в системе общественно разделения труда, однородной продукцией и выполняющих (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

Специализированные отрасли характеризуются разной степенью дифференциации производства. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводит к формированию новых отраслей и видов производства. Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие кразвитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Межотраслевой комплекс — интеграционная структура, характёризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределёния продукта. Межотраслевые комплексы возникают, и развиваются, как внутри отдельной отрасли экономики, так и между различными отраслями.

Межотраслевые народнохозяйственные комплексы условно, можно подразделить на целевые и функциональные. В основу выделения целевых комплексов положены, воспроизводственный принцип и критерий участия в создании. конечного, продукта.

По признаку разделения труда можно, выделить многоотраслевые и одноотраслевые комплексы, территориально-производственные комплексы; межотраслевые научно - технические комплексы.

Составные элементы народнохозяйственном комплекса могут быть сгруппированы по различным экономическим признакам. В зарубежных исследованиях на основании системы национальных счетов для обобщающей характеристики экономических процессов выделяют крупные секторы экономики.

Под сектором понимается совокупность, институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. К их числу обычно относят: сектор предприятий, сектор домашних хозяйств, сектор государственных учреждений и внешний сектор.

Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.

Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. (подразделяются на государственные, национальные, частные ииностранные нефинансовые предприятия).

Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.

Сектор государственных учреждений — совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.

Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т.е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.

Внешний сектор, или сектор «остальной мир», — это совокупность институциональных единиц — нерезидентов данной страны (т.е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военных базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.

По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяют рыночный и нерыночный секторы.

Рыночный сектор охватывает производство товаров, услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда натуральной форме и запасы готовой продукции.

Нерыночный сектор — производство продуктов и услуг предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые влияют на спрос.

Иногда дополнительно выделяют смешанные отрасли, которые оказывают рыночные и нерыночные услуги.

По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги.

1.2. Структурная  перестройка экономики.

Народнохозяйственный комплекс является сложной системой взаимодействующих макроэкономических элементов. Существующие соотношения между этими элементами принято называть экономической структурой. Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы экономических структур.

Структура народного хозяйства не является постоянной: одни отрасли и виды производств характеризуются бурным развитием, другие, напротив, замедляют темпы своего роста, стагнируют.

Структурные изменения в экономике могут иметь стихийный характер, а могут быть регулируемыми со стороны государства в ходе осуществления структурной политики, являющейся составной частью макроэкономической политики. Основными методами государственной структурной политики являются государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам или группам отраслей.

Осуществление структурной перестройки экономики обеспечивает сбалансированность народного хозяйства, является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития.

Информация о работе Организация как субъект рыночной экономики