Организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:37, доклад

Краткое описание

Организационное поведение – изучение людей и групп в организации. Это академическая дисциплина, которая помогает руководителю принимать действенные решения при работе с людьми, в сложной динамической среде. Она объединяет концепции и теории, относящиеся к отдельным людям, группам, организации в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

организац.поведение.docx

— 49.65 Кб (Скачать файл)

Под трудовыми ресурсами понимается все социально активное население. Цель управления этим видом ресурсов - социальная активизация населения в решении бытовых, семейных, культурных, экологических, экономических проблем. В трудовой процесс вовлекается большая часть человеческих ресурсов. Особое внимание в сфере труда уделяется подросткам, домохозяйкам, пенсионерам, инвалидам, поощряются подработки, совместительство и параллельные работы.

Они включают часть населения  в трудоспособном возрасте, из которой  исключаются инвалиды 1-й и 2-й  группы и прибавляются фактически работающие пенсионеры.

Из приведенных определений  видно, что это нетождественные  категории, но они тесно связаны  между собой. Труд не может быть осуществлен  без способности к труду, а  способность к труду реализуется  только в процессе труда. Трудовые ресурсы - это совокупные способности к  труду всего общества, значительная часть которых (способности домашних хозяек, студентов и т.д.) не используется в общественном производстве.

В данной категории воплощается  единство людей в биологическом  и социальном смысле, их единство как  личностного фактора производства и субъектов производственных отношений, единство социально-экономической  сущности и конкретных, естественно-исторически  обусловленных количественных и  качественных характеристик.

В то же время приведенные  определения рассматривают понятия "рабочая сила" и "трудовые ресурсы" как пассивные объекты внешнего управления.

Поскольку "рабочая сила" и "трудовые ресурсы" не что иное, как совокупность физических и умственных способностей людей, предназначенных  для производства материальных благ и услуг, они не могут ставить  собственных целей, иметь потребности, преследовать определенные интересы, проявлять творческую инициативу.

По самой своей сущности они предназначались для того, чтобы их в условиях плановой системы  хозяйствования государственные органы формировали, распределяли, перераспределяли, использовали для создания материально-технической  базы, последовательного наращивания  экономического потенциала, увеличения общественного продукта и национального  дохода.

В конце 80-х годов, когда  в экономике возник и стал наглядно проявляться "дефицит" трудовых ресурсов, трудящиеся стали рассматриваться  как фактор производства. Термин "фактор" определяется в словарях как причина, движущая сила чего-либо, т.е., в противоположность термину "ресурс", он подчеркивает активную роль чего-либо, в данном случае - человека.

Для выражения нового взгляда  на роль человека в производстве в  экономической литературе с середины 80-х годов все чаще стали использоваться термины "человеческий фактор" и "трудовой потенциал". При этом обычно предполагается, что понятие человеческий (или иногда личностный) фактор фиксирует внимание на активной роли человека в экономике. Это в наибольшей степени соответствует новой социальной ситуации, характеризующейся недостаточно эффективным использованием живого труда. (Заславская Т. И. Решающее условие ускорения социально-экономического развития //ЭКО. 1986. №З.С.13) В понятие "человеческий фактор" вкладывается более широкий и глубинный смысл, чем в понятия "рабочая сила" и "трудовые ресурсы". (Многие ученые (Р. Лайкерт, М. X. Мескон и др.) отмечали, что человеческий капитал является даже более ценным, чем материальный, поэтому человеческие ресурсы имеют особое значение для развития общества в целом и каждой фирмы в отдельности. При этом речь идет не о "человеческом факторе", а именно о "человеческих ресурсах". Понятие "человеческий фактор" основано на технократическом подходе к развитию производства, при котором наемный рабочий отчужден от себя в процессе труда. Эта проблема, возникшая во второй половине прошлого столетия, является актуальной и в настоящее время. О растущей неудовлетворенности наемного рабочего своей трудовой жизнью свидетельствуют такие факты, как текучесть кадров, рост прогулов и опозданий на работу и т. д., что отрицательно сказывается на производительности труда и его качественных показателях и не способствует творческому росту работника.) Эти последние категории рассматривают людей как общее условие функционирования и развития производства - только как рабочих. Представление совокупности людей как трудовых ресурсов означает фактическое приравнивание их к материально-вещественным факторам производства, таким, как техника, сырье, энергия и т.п. При таком подходе люди рассматриваются не как сознательные субъекты хозяйственной деятельности, а как объекты управления. Ясно, что до тех пор, пока в экономической науке на место "работающего", "трудящегося" или "индивида вообще" не будет поставлен живой человек во всем многообразии его жизненных потребностей, нечего и думать о перестройке сложившейся системы управления "человеческим фактором".

Что же такое человеческий фактор производства, экономики, общества?5 Однозначного ответа на этот вопрос нет. По мнению академика Т. И. Заславской, человеческий фактор - "это система взаимодействующих, занимающих разное положение классов, слоев и групп, деятельность и взаимодействие которых обеспечивают прогрессивное развитие общества" (Заславская Т. И., Ривкина Р.В. Социология общественной жизни: очерки теории. Новосибирск: Наука, 199I. С.35.)

Другими словами, человеческий фактор раскрывает человека во многих измерениях: как трудящегося, как  гражданина и семьянина, как человека во всем многообразии его чувств и  помыслов.

Личный фактор производства (в непосредственно-социальном значении - личностный фактор) характеризует  все многообразие качеств субъекта (работника), проявляющееся в процессе его трудовой деятельности.

Другими словами, личный фактор - это функционирующая (реализуемая  в действии) рабочая сила, рассматриваемая  в совокупности своих качественных характеристик.

Личный фактор производства и рабочая сила соотносятся как  целое и частное. Рабочая сила, выражая лишь производственные потенции работника, не может выступать в  качестве фактора производства. Им является человек, обладающий способностью к труду (рабочей силой), который  осуществляет процесс труда, т.е. включен  в процесс производства.

Человеческий фактор надо рассматривать как проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность. Данное понятие указывает на решающую роль человека в процессе производства.

Человеческий фактор - это  люди организаций и учреждений, объединенные для совместной деятельности. В структурном  плане - это в первую очередь личность, рабочая группа, трудовой коллектив.

Человеческий фактор - это  не только коллективный работник, но и  коллективный субъект общественной жизни, имеющий социальную, демографическую, экономическую и политическую структуру, взаимодействие элементов которой  обеспечивает развитие общества.

Такой взгляд согласуется  с пониманием цели общественного  развития как создание необходимых  условий для социального развития людей, а повышение эффективности  экономики - как средство достижения этой цели.

Признание человека полноправным и сознательным участником общественного  развития наряду с жизненными потребностями  выдвигает на первый план также потребности  в творческой деятельности, информации, участия в управлении и т.д.

Разное содержание понятий "трудовые ресурсы" и "человеческий фактор" требует и разных подходов и способов их изучения. Трудовые ресурсы региона, отрасли и предприятия, как правило, описываются показателями численности и территориальности, демографической, отраслевой, профессиональной и квалификационной структур. Человеческий фактор производства характеризуется кроме этих признаков показателями отношения к труду, инициативы, предприимчивости, интересов, потребностей, ценностей, способов поведения в различных ситуациях.

Представляя значительный шаг  вперед по сравнению с трудовыми  ресурсами, понятие человеческого  фактора содержит определенную ограниченность: в его рамках люди рассматриваются  не как главная ценность общества, а как фактор внешних по отношению  к ним процессов развития. Понятно, что эта ограниченность отражает достигнутую ступень развития нашего общества.

Человеческий фактор - экономико-политический термин, предмет интересов современной  общей теории систем, психологии труда, эргономики и социологии. Внимание к человеческому фактору непосредственно  связано с необходимостью ускорения  социально-экономического развития, которое  невозможно обеспечить, используя авторитарные, административно-бюрократические методы управления.

Административная система  управления, формально признававшая особую роль человеческого фактора, на самом деле отвергала его содержательность, базировалась на принципах беспрекословного подчинения, приводя в конечном итоге  к отчуждению личности от интересов  общества, трудящихся - от общественных целей и интересов, и была связана  с избыточной централизацией и бюрократизацией  всей системы управления. В то же время переход на экономические  методы управления показал, что они  не могут быть реализованы без  активизации человеческого фактора. Наглядным подтверждением тому является тот факт, что сравнительно равный доступ разных стран к новым технологиям не привел к выравниванию уровня производительности в мировой экономике. Экономическая эффективность сравнимых производств в США значительно превосходила аналоги Западной Европы. Для выяснения причин этого явления в 50-х годах было проведено массовое международное обследование с привлечением специалистов Стенфордского университета (США) и европейских экспертов. Эта экспертиза убедительно показала, что разница в продуктивности между США и Западной Европой не связана с фондовооруженностью. Во многих европейских отраслях экономическая эффективность была на две трети ниже, чем в соответствующих американских отраслях при равных основных фондах. Единственным рациональным объяснением этой ситуации было явное отставание в методах управления, применяемых на европейских предприятиях.

Таким образом, значение новых  методов управления персоналом как  особой управленческой технологии, обеспечивающей максимальную реализацию потенциальной  экономической эффективности вовлеченных  в производство ресурсов, получило свое официальное подтверждение  на международном уровне.

Прежде чем рассматривать  практические вопросы активизации  человеческого фактора для совершенствования  хозяйственного механизма, нужно отметить сущность человеческой личности и ее поведения. Деятельность человека должна быть направлена не только на перестройку  общества, но и на постоянное самосовершенствование. Поэтому в содержание понятия "человеческий фактор" должны быть включены категории  культуры, искусства, цивилизованности, стремления к совершенству. Философы XX в. (В. И. Вернадский, В. Грант и др.) утверждают, что человечество вступило в новую стадию своей эволюции - стадию управляемого разумом развития и свободно мыслящего человечества как единого целого. Л.И.Абалкин  в свою очередь считает, что человеческое общество перейдет в недалеком будущем  к совершенно новой структуре  потребления, в которой каждая единица  потребляемого продукта будет создаваться  и расходоваться бережно и  восприниматься как плод труда каждого  человека. Конкретными причинами, которые  привели к пониманию особой, решающей роли человеческого фактора, можно  считать рост технической вооруженности  работников, специализацию и кооперацию труда, реальное обобществление производства и приватизацию госсобственности, рыночную структуризацию. Уточним содержание данных положений6.

1. Быстро увеличивающаяся  научно-техническая вооруженность  работников приводит в действие  все большую и большую массу  дорогостоящих средств производства. Стоимость средств производства  переносится на создаваемый продукт.  Цена ответственного поведения  работника, зависящая от уровня  его квалификации и интеллекта, эмоциональной зрелости и психического  состояния, возрастает при этом  во много раз.

2. Общество попадает в  возрастающую зависимость от личных качеств предпринимателей, менеджеров и инженерно-технических работников, от их честности, порядочности, преданности общественным интересам.

3. Реальное обобществление, приватизация и специализация  производства увеличивают количество  системно-экономических связей. Все  эти связи автоматизировать, оптимизировать  и увязать даже с применением  быстродействующих ЭВМ невозможно.

Поэтому качество работы, чувство  ответственности, инициативный характер деятельности, состояние рынка и  рыночных структур оказывают чрезвычайно  важное влияние на эффективность  экономики.

Есть и другая сторона  вопроса, которая до последнего времени  в нашем обществе учитывалась  совершенно недостаточно и которая  касается объекта управления - трудящегося человека, исполнителя. Социально развитый человек обладает большим трудовым потенциалом, но, в тоже время, он является более сложным объектом управления, чем человек пассивный. Интересы работников многосторонни, и поэтому управление человеческим фактором, его активизация должны отличаться разнообразием методов, гибкостью, целенаправленностью. Авторитарная административно-бюрократическая система управления этого делать не умела. Она разрушала человеческий фактор тем, что использовала для осуществления своих целей принуждение и репрессивные методы, которые не соответствовали социальной ситуации, приводили к неэффективному использованию социальных ресурсов и их трудового потенциала. Задачи социальной политики всегда состояли в улучшении условий жизни, в осуществлении социальной справедливости, в сближении социальных групп, в совершенствовании национальных отношений. В практической же деятельности эти задачи либо не решались, либо отображались малокомпетентной деятельностью. Конкретная работа, которая должна обеспечить активизацию человеческого фактора, многогранна. Если говорить коротко, то роль человеческого фактора связана с положением, при котором нравственные законы, моральные и этические нормы, действующие в обществе, часто оказываются сильнее и эффективнее юридических и административных законов.

 

Рассмотрим роль человеческого фактора в условиях глобализации.7

Активные процессы глобализации экономики в современном  обществе приводят к возрастанию  роли человека в воспроизводственном  процессе.

В условиях глобализации экономический потенциал определяется не только размерами страны, наличием природных ресурсов, мощью финансового  капитала, но и воплощенным в человеке запасом знаний и навыков, интеллекта и творческих способностей. Основной движущей силой общественного развития становится человеческий фактор, придающий  экономике инновационный и интенсивный  характер, структурный динамизм, высокое  качество.

Иными словами, все  современные тенденции можно  свести фактически к одному - пониманию  доминирующей роли человеческого фактора  в производстве, поскольку он определяет темп и уровень развития национальной экономики. Именно человеческий фактор становится приоритетом экономического прогресса, а материально-вещественный потенциал рассматривается как  необходимое условие этого процесса.

Концепция человеческого  развития помещает человека в центре прогресса цивилизации, как главную  цель политических, социальных и экономических  процессов, а не просто как средство для достижения отдельных целей.8

Долгий период времени среди моделей общественного  прогресса преобладали те, в которых  основное внимание уделялось экономическому росту и направлениям его ускорения. В последнее время все более  общепризнанным становится понимание  того, что фундаментальной составляющей экономического роста является, прежде всего, человеческий фактор. В современных  условиях творческий и интеллектуальный потенциал человека, его знания, умения, профессионализм становятся главной составляющей национального  богатства и основной движущей силой  экономического роста. Поэтому в  настоящее время успех или  крах экономического, социального и  культурного развития нации, в конечном счете, определяется уровнем человеческого  потенциала и эффективностью его  реализации.

Ориентированность на человека – повышение жизненного уровня и социального благополучия населения, всестороннее развитие личности выходит на первое место в системе целевых ориентиров общественного прогресса.

Следует подчеркнуть, что в современном мире человек  и его развитие - это не только фактор, создающий общественное богатство, но и критерий прогрессивности социально-экономических  преобразований в обществе, главная  цель общественного развития.

Противоречивость  осуществляемых реформ напрямую затрагивают  интересы большинства людей, отражаются на их материальном благосостоянии, уровне потребления, продолжительности, качестве и образе жизни, степени трудовой и социальной активности. Успешное решение современных проблем социального и экономического характера невозможно без выработки адекватного российским реалиям социального механизма, создающего действенные стимулы и широкие возможности для саморазвития человека, реализации его потенциала как работника и творческой личности.

Информация о работе Организационное поведение