Механизм обратной связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что обратная связь – является ключевым элементом системы управления. Механизм обратной связи – это реакция системы на внешнее воздействие. Более точно можно сказать, что механизм обратной связи – это механизм, определяющий изменение состояния, являющийся реакцией на внешнее воздействие и определяющийся этой реакцией.
По обратной связи компания может отслеживать сво

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Управление как совокупность взаимодействующих элементов управленческого процесса…………………………………………………..……5
Объект и субъект управления……………………………………....5
1.2 Взаимодействие субъекта и объекта управления ………………..11
Глава 2. Основные принципы и проблемы механизма обратной связи………………………………………………………………………………17
2.1 Принцип обратной связи……………………………………………..17
2.2 Проблема наличия механизма обратной связи у руководителя с коллективом на примере организации……………………………………........23
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованных источников и литературы…………………....27

Вложенные файлы: 1 файл

кур.Механизм обратной связи.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

      Основное  звено в структуре управления - выработка и исполнение управленческих решений. И здесь важным принципом  является принцип оптимальности, означающий, что при выработке управленческого решения необходимо учитывать максимум возможных вариантов его исполнения и выбирать те из них, которые наиболее полно обеспечивали бы достижение поставленных целей. Следовательно, управленческое решение вырабатывается субъектом с ориентацией на объект управления, на учет его потребностей и интересов, а также его реальных возможностей и условий превращения этих возможностей в действительное исполнение решения. В сфере государственного управления без достаточного научно обоснованного знания потребностей народа принцип оптимальности теряет свою эффективность.

      Характер  социального управления в современных  условиях предъявляет к субъекту управления требование повышенной ответственности за принятие управленческих решений, что обуславливается как масштабностью управленческих воздействий, так и сложностью структурной организации объекта управления.

      Итак, социальное управление - это основанное на принципе обратной связи целенаправленное или стихийное воздействие на элементы общества как целостной  системы для ее оптимально организованного функционирования и развития.

      Принципы  социально-политического управления обществом изменяются в зависимости  от характера общественного строя, от форм государственной власти. Они, например, могут быть жестко детерминированными, когда управляющее воздействие стремится однозначно «программировать» поведение «адресата», и, так сказать, мягко детерминированными, когда управленческая программа предполагает относительно широкий спектр возможных видов и форм поведения объектов управления. Однако в истории редко встречаются жесткие и мягкие принципы в «чистом» виде: управление в социальных системах, как правило, так или иначе, сочетает в себе оба эти принципа. Наиболее парадоксально они сочетаются в системах, в которых осуществляется механизм стихийного управления, что очень четко видно на примере рынка, где действует «невидимая рука», о которой писал А. Смит. С одной стороны, эта «рука» направляет свободную игру стихийных сил, допуская гибкость, податливость конкурирующих сторон, а с другой - диктует жесткие и безжалостные правила игры, неумолимые, как судьба.

      В качестве примера действия исключительно  жесткого принципа социального управления можно сослаться на деспотические  режимы, крайней формой выражения  которых стал фашизм. Отличительной  особенностью последнего по сравнению, скажем, с режимом военной диктатуры является, с одной стороны, привлечение на свою сторону населения с помощью всевозможных мифов, антинаучных, утопических идей, лозунгов, сулящих «рай в грядущем», а с другой - применение утонченных и изощренных форм насилия, борьбы с инакомыслящими, массового террора, возведенного в ранг государственной политики. Вся система управления фашистского государства ориентирована на использование людей для блага правящей элиты или даже одного человека - фюрера, служение которому возведено, по существу, на уровень религиозного культа. Апологеты фашизма утверждали, что в государстве не существует больше свободного состояния мысли: имеются лишь мысли правильные и мысли, подлежащие истреблению.5

      Обратная  связь - обратное воздействие результатов управления системой на процесс этого управления.

      Обратная  связь - использование в управлении информации, поступаемой от управляемого объекта о результатах управления.

      Обратная  связь - по крайней мере один из выходов  системы, служащий для нее входом.

      Обратная  связь - обеспечивает соответствие между  действительным и требуемым состоянием выхода системы.

      Управление  связано не с любым информационным процессом, а лишь со специфической  обратной связью между двумя подсистемами единой системы управления. Система управления включает в себя управляющую и управляемую подсистемы. Между ними происходит непрерывный обмен информацией, осуществляемый, как правило, по двум каналам обратной связи.

      Наличие двух каналов обратной связи (отрицательной  и положительной) между управляемой и управляющей системами является общим случаем. Так как способность управления и свойство управляемости у соответствующих материальных образований становится действительностью при их сопряжении и особого рода взаимодействии, имеется основание говорить о диалектическом единстве управляющего и управляемого как подсистем некоторой целостной функционирующей самоуправляемой системы, и о ее функционировании - как о процессе самоуправления.

      Важнейшим для самоуправления является принцип активного отображения самоуправляемой системой окружающей среды и самоотражения, поскольку процесс управления везде и всегда осуществляется сообразно свойствам окружающей среды и возможностям самоуправляемой системы.6

      Универсальность управления по принципу обратной связи является следствием неопределенности в поведении как самой управляемой системы, так и внешней среды, с которой данная система взаимодействует.

      Каждый  из двух каналов обратной связи играет свою специфическую роль в процессе управления. Поскольку будущее управляемой системы никогда не может быть представлено с абсолютной точностью возникает потребность в информации о действительной реакции системы на управляющее воздействие. Только благодаря такой информации можно осуществлять целенаправленное воздействие и тем самым осуществлять управление. При этом приходится учитывать не только данное состояние, но и вероятность перехода системы в любое из возможных состояний.

      Можно вычленить следующие основные функции обратной связи:

      - синтезирование внешних и внутренних возмущений, стремящихся вывести систему из состояния устойчивого равновесия, сведение этих возмущений к отклонениям одной или нескольких управляемых величин;

      - компенсация возмущений и поддержание состояния устойчивого динамического равновесия системы;

      - представление информации, необходимой для выработки управляющих воздействий на объект управления.

      Вывод: Благодаря обратной связи социальная система приобретает способность противодействовать всему тому, что стремится вывести ее за установленные рамки деятельности. Именно главные и местные обратные связи в своей совокупности и составляют первооснову такого важнейшего свойства поведения сложных динамических систем, как саморегулирование.

      Саморегулируемыми называются системы, способные самосовершенствоваться и адаптироваться к условиям среды, а при высших формах приспособления - изменять саму среду сообразно своим потребностям.7

      При наличии ОС Примечание: обратные связи  « ОС» отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через вес этапы процесса обмена информацией.

      ОС  повышает эффективность обмена управленческой информацией. Двусторонний обмен информацией  по сравнению с односторонним  протекает медленнее, но эффективнее  снимает напряжения, более точен и повышает уверенность в правильной интерпретации сообщений.

      Системы ОС в организации составляют часть  контрольно-управленческой информационной системы. ОС помогают подавлять шум, т.е. искажение смысла. Обратные связи бывают: положительные и отрицательные; гладкие и пороговые (одноуровневые и многоуровневые); односторонние и двухсторонние; моментальные, опережающие и запаздывающие.

 

       2.2 Проблема наличия механизма обратной связи у руководителя с коллективом на примере организации

      Одна  из важнейших проблем управления сегодня – это проблема наличия (налаживания) обратной связи у руководителя с коллективом. В управлении выделяют два механизма налаживания обратной связи:

      а) наличие приемов, методов, каналов  обратной связи;

      б) отслеживание объективности полноты информации, которая по этим каналам поступает. В настоящее время развитие малого бизнеса привело к тому, что многие предприятия имеют большой штат сотрудников, используют современные методы управления, а методики налаживания обратной связи у руководителей остались те же – личное впечатление, интуиция, результаты письменной коммуникации. Общие взгляды на теорию управления и экспериментальные данные позволяют выдвинуть предположение, что механизм обратной связи должен быть в центре внимания руководителя. Анализ позволяет выделить следующие причины отсутствия объективной обратной связи с коллективом:

      1. Раньше все процессы на предприятии  руководитель мог контролировать  сам, а с расширением бизнеса  появляется большое количество  дополнительной информации. Сам руководитель обработать ее не в состоянии, а делигировать полномочия и создавать команду равных партнеров он не умеет.

      2. Никогда такой проблемы перед  руководителем не стояло и  он не смог вовремя ее выявить  для себя.

      3. Управление на предприятиях ведется на уровне здравого смысла и интуиции.

      4. Большая зависимость подчиненного  от руководителя не дает последнему  объективной обратной связи. Отсутствует  критика со стороны подчиненных. 

      5. Отсутствие у руководителя критического  взгляда на себя, у него нет другой точки зрения по отношению к себе. Как следствие, возможны неадекватные управленческие действия, конфликты в коллективе, приводящие к стрессам, неврозам, депрессии сотрудников, потеря темпов развития предприятия.

      На  предприятии ОАО КЦ “Вятский” используются следующие механизмы (приемы) организации обратной связи:

      1. В качестве компенсации излишнего  авторитаризма руководителя был  принят в штат психолог, который  помогает подчиненным разобраться  в себе, выявить и решить свои  проблемы.

      2. Проводится постоянное анкетирование,  тестирование с целью определения  психологических особенностей сотрудников  для применения в дальнейшем  к ним соответствующих тактик  общения и взаимодействия.

      3. В связи с необходимостью получения  своевременной объективной информации о протекающих процессах на предприятии нами была предложена новая форма общения с сотрудниками – листы предложений. Эта идея всех заинтересовала, так как в анонимной форме можно внести любые предложения по улучшению качества работы фирмы, высказать претензии.

       4. Одним из факторов налаживания  обратной связи с коллективом  является поддержка руководителем  критики в свой адрес и создание  атмосферы терпимости на предприятии. 

      5. Личные беседы руководителя наедине  с подчиненными также являются одним из механизмов налаживания обратной связи с коллективом.

       6. В качестве неформальных каналов,  механизмов обратной связи на  предприятии создан отдел обучения, проводятся различные внутрифирменные  культурные и спортивные мероприятия. 

 

       Заключение 

      В  заключении мы пришли к следующие выводам: Любое управление как система состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы, которая и является объектом управления, и управляющей подсистемы - подсистемы, осуществляющей управление в системе. Управляемая и управляющая подсистемы взаимосвязаны каналами передачи информации, которые рассматриваются абстрактно, независимо от их физической при роды. Воздействие субъекта на объект управления может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от его содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем - субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы). Управление - есть процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме.

      В самом общем виде управление предстает  как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй - в позиции объекта управления.

      Эффективность взаимодействия субъекта и объекта  управления в значительной степени  зависит от того, насколько адекватно  они понимают друг друга. Характер взаимодействия людей и те социальные роли, которые  они выполняют, входят в число важнейших факторов, обусловливающих познание человека человеком. При этом для каждого из взаимодействующих лиц в своих партнерах по деятельности важны, прежде всего, те компоненты их облика и поведения, которые наиболее значимы для достижения целей совместной деятельности. Контакты между субъектом и объектом управления как членами производственного коллектива сопровождаются процессами межличностной перцепции.

Информация о работе Механизм обратной связи