Легкая промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 10:37, контрольная работа

Краткое описание

Лёгкая промышленность осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции. Предприятия лёгкой промышленности производят также продукцию производственно-технического и специального назначения, которая используется в мебельной, авиационной, автомобильной, химической, электротехнической, пищевой и других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, в силовых ведомствах, на транспорте и в здравоохранении. Одной из особенностей легкой промышленности является быстрая отдача вложенных средств. Технологические особенности отрасли позволяют осуществлять быструю смену ассортимента выпускаемой продукции при минимуме затрат, что обеспечивает высокую мобильность производства.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 100.49 Кб (Скачать файл)

- отсутствие  современных технологических переделов  и автоматизированных систем  управления производством;

- меньшие, по сравнению с принятыми в  мире стандартами, темпы технологического  обновления. Коэффициент обновления  оборудования на российских предприятиях  составляет 3-4 процента в год и  осуществляется за счет кредитных  и собственных средств, на зарубежных фирмах этот показатель составляет 15-17 процентов, что в значительной степени связано с инвестиционной поддержкой со стороны их государств,  заинтересованных в развитии легкой промышленности. Низкий уровень обновления оборудования приводит к сокращению производственных мощностей (за счет значительного превышения вывода морального и физически изношенного оборудования  над вводом нового). За  последние 5 лет  производственные мощности сократились:

- по  хлопчатобумажным суровым тканям  на 14 процентов;

- по  льняным тканям на треть, а  по  шерстяным тканям почти в 4 раза;

- по  трикотажным изделиям в 1,8 раза, чулочно-носочным  на 10 процентов;

- по  обуви на 31 процент.

Резюме: состояние основных фондов, особенно их активной части, не соответствует современным требованиям по показателям, характеризующим конкурентный и технический уровень производственного потенциала отрасли.

 

Вторая группа проблем – низкий уровень инновационной и инвестиционной деятельности обусловлена следующими причинами:

- отсутствием  инвестиций, необходимых  для модернизации отрасли и  внедрения «прорывных» инновационных и инвестиционных проектов, позволяющих снять структурные ограничения развития отрасли и выйти на производство совершенно новых (по потребительским свойствам) видов продукции, востребованных на внешнем и внутреннем рынках.

При этом важно иметь в виду, что если сегодня отечественная легкая промышленность может покрывать потребности в секторе государственных закупок, то завтра, когда увеличатся спрос на продукцию, собственное производство не сможет удовлетворить растущую потребность даже в этом сегменте - что является недопустимым. В этой связи развитие импортозамещения через рост выпуска качественной продукции -  единственно возможный путь решения проблемы производственного потенциала, рост которого, начавшись в государственном секторе, перейдет на рынок в целом.

- сокращением  объема и результативности научно-исследовательских  разработок по причине снижения  объемов бюджетного  финансирования НИОКР (в 2006 году за счет средств бюджета выполнено НИОКР на 31,2 млн. руб., в 2008 году – на  25,0 млн. руб.). В наибольшей степени это затронуло фундаментальные и поисковые исследования. Многие научные разработки, способные составить новую технологическую основу отрасли для расширения производства конкурентоспособной наукоемкой продукции, не доведены до завершения и  требуют продолжения и углубления разработок.

Научным организациям не выделяются и средства на развитие их экспериментальной базы, что снижает эффективность научных разработок. И это, несмотря на то, что достижения  российских ученых не уступают и даже многие из них превосходят мировой уровень в области создания новых технологий и нового  конкурентоспособного ассортимента продукции. О значимости отраслевой науки  говорит тот факт, что за 2000-2008 годы девять научных работ удостоены премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Ведущие зарубежные страны на развитие науки и ее экспериментальной базы   вкладывают 5-7 процентов средств от оборота продукции, что позволяет им стабильно добиваться высоких достижений в науке, повышать технологический уровень производства и конкурентоспособность товаров в соответствии с требованиями мирового рынка.

Непринятие мер по решению проблем, связанных с развитием науки и эффективностью научного обеспечения отрасли, приведет к  неизбежности появления в ее работе возможных рисков  экономического и социального характера. Лишенная притока новых технологий отрасль не сможет дальше конкурировать с иностранными фирмами (особенно после вступления России в ВТО), что скажется на возможности российских товаропроизводителей в сохранении своих позиций на внутреннем рынке и в завоевании новых  сегментов на зарубежных рынках. Технологическое отставание отрасли уже в обозримой перспективе может стать необратимым процессом, что повысит стратегическую и экономическую опасность России.

- низкий  уровень освоения в промышленности  положительных результатов  научных разработок и инноваций (менее 1 процента предприятий).   Это отрицательно сказывается на технологической модернизации, на расширении ассортимента продукции (как гражданского, так и стратегического назначения) и  качестве,  возможности придавать  ей новые функциональные и потребительские свойства, используя современные технологии, в том числе, нанотехнологии.

Без принятия действенных мер по улучшению сложившейся ситуации в  отрасли ее развитие может достичь критического уровня.

 

Причинами высокого удельного веса теневой экономики являются:

  • несоответствие производства, ассортимента и качества продукции спросу российского и мирового рынка
  • слабое развитие российской индустрии моды, ее отставанием  от европейских  и мировых тенденций  на 2-3 года
  • результат воздействия первой группы системных проблем.

 

Основными причинами отсутствия  цивилизованного рынка потребительских товаров являются:

  • слабое развитие рыночной инфраструктуры,  межрегиональной и межотраслевой товаропроводящей сети и коммерческих связей со странами     ближнего и дальнего зарубежья;
  • несовершенство законодательства в области производства, экспорта и импорта российской продукции. Учитывая комплексный и многоплановый характер проблем данной группы, необходимы кардинальные меры для их решения, включая государственную поддержку, как это делается в зарубежных странах. Так, например, признание правительствами Китая, Турции и некоторых других стран легкой промышленности стратегической отраслью позволило им довольно быстро превратить устаревшие производства в современные и   способствовать мощному развитию в этих странах сырьевого, химического и машиностроительного комплексов.

В России в последние годы со стороны государства предпринимаются некоторые шаги по нормализации ситуации в легкой промышленности. Правительство Российской Федерации предоставило ряд преференций предприятиям отрасли. Уже третий год в страну ввозится технологическое оборудование при нулевых импортных пошлинах и без НДС. Действует механизм субсидирования процентных ставок по кредитам на закупку сырья и материалов. С 2008 года этот механизм распространен на кредиты, получаемые  на техническое перевооружение. Оказывается поддержка  и стимулирование экспортеров  промышленной   продукции  путем возмещения из федерального  бюджета  части   затрат   на   уплату процентов по   кредитам, получаемым на производство экспортной продукции. Хотя и не большие, выделяются средства из федерального бюджета  на проведение НИОКР в интересах легкой промышленности. Общая сумма выделенных средств из бюджета на развитие отрасли за период 2006-2008 годы  составила 561,64 млн.рублей, Эффективность преференций: - каждый рубль, вложенный в отрасль в виде субсидий по кредитам, обеспечивает дополнительные поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды от 6 до 7 руб., а по отдельным предприятиям –  от 20 до 30 рублей.                    

                                                                                        

Меры государственной

поддержки отрасли

2006

2007

2008

кол-во

предпр.

млн.

руб.

кол-во

предпр.

млн.

руб.

кол-во

предпр.

млн.

руб.

1. Возмещение из федерального  бюджета  части  затрат на   уплату  процентов по кредитам, полученным предприятиями на: 

           

- сезонную закупку  сырья и материалов

75

100

77

100

101

250

- техническое перевооружение

-

-

-

-

9

2,0

- производство экспортной    продукции

5

20,44

6

14,9

5

19,9

2. Бюджетное финансирование  НИОКР

6

31,2

4

6,2

6

17,0

3. Ввоз технологического оборудования  и комплектующих с учетом снижения таможенной пошлины до нулевой ставки

97,5

тыс.ед. 

244,9

млн.долл.

США

181,7

тыс.ед. 

261,7

млн.долл.

США

28,4

тыс.ед. 

115,8

млн.

долл.

США


Проведены оперативно-профилактические мероприятия «Контрафакт» по пресечению незаконного оборота товаров легкой промышленности. В частности, в 2006 году в результате было выявлено более 700 преступлений, по которым материальный ущерб по возбужденным уголовным делам  составил более 1,5 млрд.рублей. В ходе расследования уголовных дел наложен арест на имущество стоимостью более 34 млн. руб., изъято имущества, денег, ценностей и добровольно погашен причиненный ущерб в сумме более 367 млн. рублей.

Во многих субъектах Российской Федерации действует и более широкий перечень льгот, в том числе по налогам на имущество, на землю и другие. 

Вместе с тем существующие преференции и решаемые в той или иной степени проблемы отрасли  на федеральном и региональном уровнях пока недостаточны для того, чтобы устранить  влияние негативных факторов на  развитие отрасли и превратить ее в конкурентоспособный и саморазвивающийся сектор экономики страны, а отечественным производителям укрепить свои позиции на внутреннем рынке и на равных конкурировать на  мировом рынке не только со странами ЕС и США, но и с производителями  Китая, Турции, Индии и ряда других стран.

Отсюда ключевая задача – ускоренная качественная модернизация отрасли и поддерживающих ее инфраструктур с использованием кластерных подходов, широкого применения лучших мировых и отечественных достижений в области техники и технологии текстильного, швейного, мехового и кожевенно-обувного  производства, в том числе  нанотехнологий и нанопродуктов.

Социальные и кадровые  проблемы обусловлены состоянием качественной составляющей кадрового потенциала, которая на многих предприятиях находится в зоне критических величин, а у некоторых - уже за ними.

Ухудшающаяся ситуация в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров, низкая заработная плата и престижность труда приводят к ежегодному сокращению численности, в основном, молодых и перспективных работников в возрасте до 30–40 лет. Только за  десятилетие (с 1990 по 2000 год) численность сократилась в 3  раза, а за последующие восемь лет – в 2,8 раза, что обусловило падение объемов выпуска продукции.  При этом принимаемые меры по антикризисному управлению убыточных предприятий со стороны органов государственного управления и руководства не смогли повлиять на ход развития структурных диспропорций в отрасли.

Не решение проблем данной группы существенно скажется на  возможности отрасли в подъеме ее экономики и в увеличении  производства конкурентоспособной продукции в объемах, необходимых для обеспечения национальной безопасности страны.

 

 

 

 

Утверждена Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года  

Понимая, что без систематического подхода легкую промышленность России не возможно поднять и сделать конкурентоспособной, Правительство Российской Федерации приняло Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года, а также План мероприятий по ее реализации (Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года  разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 года № Пр-1369 и поручением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года № ВП-П9-4244).

Стратегия развития легкой промышленности до 2020 года предусматривает переход экономики отрасли на новую технологическую базу, основанную на развитии малоотходных и безотходных технологических процессов, совершенствование организации производства и управления.

Она содержит целевые индикаторы и технико-экономические показатели развития легкой промышленности России, перечень пилотных и важнейших инновационных проектов, предполагаемых к реализации в рамках инновационного сценария развития легкой промышленности, меры, направленные на стабильное сырьевое обеспечение легкой промышленности.

Как отмечает Директор департамента лесной и легкой промышленности Михаил Клинов: "Стратегия развития легкой промышленности – первый комплексный документ, предусматривающий меры краткосрочного характера в виде антикризисного пакета и меры по развитию отрасли на долгосрочную перспективу".

Стратегия призвана стать основным инструментом в решении проблем отрасли и увязать задачу ее экономического роста с обеспечением потребностей в качественных и доступных потребительских товарах, в продукции технического и стратегического назначения.

Практическая реализация Стратегии позволит в значительной степени добиться устойчивой динамики развития легкой промышленности и занять достойное место на отечественном и зарубежном рынках.

"Прописанная  в Стратегии система комплексных  действий сконцентрирована на  обеспечении государственного и  отраслевого потребления и создании  условий для развития малых  и средних предприятий", - добавляет  Михаил Клинов.

Олег Кащеев, заместитель Директора Департамента лесной и легкой промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на одном из «круглых столов», состоявшихся в августе 2009 года обратил внимание на несколько ключевых моментов Стратегии развития легкой промышленности:

- К 2020 году доля отечественного легального  товара на рынке должна достигнуть 50%, - пояснил он (в настоящее время  этот показатель составляет 20%). - Мы не ставим себе задачу  введение каких-то запретительных  или ограничительных мер. Наша  задача – создание равных условий  для конкуренции между отечественными  производителями и легальными  импортерами". "Благодаря применению  административных мер и мер  уголовно-процессуального характера  удалось снизить долю нелегального  импорта товара в 2008 году на 8%", - рассказал Олег Кащеев.

Информация о работе Легкая промышленность