Контрольная работа по "Теория организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:52, контрольная работа

Краткое описание

Идеи и концепции, образующие классическую теорию организации, разрабатывались многими учеными и практиками. К известным авторам, внесшим основной вклад в развитие главных разделов классической теории, относятся: научное управление – Ф. В.Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Л. Гантт, X. Манстерберг, X. Эмерсон, Г. Л. Таун, М. Л. Кук; собственно теория организации - X. Файоль, Дж. Д. Лизней, А. С. Рейли, Л. Урвик; бюрократическая теория - М. Вебер. Рассмотрим более детально каждый ключевой раздел классической теории организации.

Содержание

Классическая теория организации
1. Теория научного управления
2. Административная теория организации и управления. Генри Файоль.
3. Бюрократическая теория организации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Классическая теория организации.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Вологодский  государственный технический университет»  

(ВоГТУ)

 

 

Кафедра экономики и  менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по теории организации

Наименование дисциплины

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

фамилия, имя, отчество полностью

Группа: 

Шифр: 080200.62

№ зачетной книжки 110532703217

Домашний адрес:

 

Почтовый индекс, область, район, город

улица, дом №, квартира №

 

Проверил:_________________

__________________________

 

 

 

Череповец

2011г. 
Содержание

 

Классическая теория организации

1. Теория научного  управления

2. Административная теория  организации и управления. Генри  Файоль.

3. Бюрократическая теория  организации

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идеи и концепции, образующие классическую теорию организации, разрабатывались  многими учеными и практиками. К известным авторам, внесшим  основной вклад в развитие главных  разделов классической теории, относятся: научное управление – Ф. В.Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Л. Гантт, X. Манстерберг, X. Эмерсон, Г. Л. Таун, М. Л. Кук; собственно теория организации - X. Файоль, Дж. Д. Лизней, А. С. Рейли, Л. Урвик; бюрократическая теория - М. Вебер. Рассмотрим более детально каждый ключевой раздел классической теории организации.

 

1. Теория научного  управления

Основополагающей предпосылкой этого  направления классической теории является то, что работа (в частности, работа исполнителей) может и должна изучаться  с помощью научных методов. Согласно Тейлору, объективный анализ фактов и данных, собранных на рабочем месте, может стать основой определения наилучшего способа организации работы. Более того, определение этого наилучшего способа является обязанностью управляющего.

Сущность научного управления выражена Тейлором в следующих четырех основных положениях:

  1. вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;
  2. с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать, образовывать и развивать рабочую силу;
  3. тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки;
  4. обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителем и работниками. Руководители выполняют ту работу, для которой они лучше подготовлены, чем рабочие, тогда как в прошлом почти вся работа и большая часть ответственности лежала на исполнителях.

Эти четыре положения выражают главную  идею научного управления: для каждого  вида деятельности человека вырабатывается теоретическое обоснование, а затем осуществляется его обучение (в соответствии с утвержденным регламентом), в ходе которого он приобретает необходимые навыки работы. Тейлор полагал, что посредством более эффективной организации труда общий объем благ может быть увеличен, а доля каждого участника может увеличиваться без сокращения доли других. Поэтому если и управляющие, и рабочие выполняют свои задачи более эффективно, то доходы и тех и других будут возрастать.

Важнейшей чертой научного управления является системный анализ работы. Тейлор и его последователи предположили, что способ улучшить работу, а именно сделать ее более эффективной, состоит в определении:

1) наилучшего пути  выполнения задания; 

2) стандартного времени  его выполнения.

Взаимосвязь между исследованием  действия и временем настолько тесна, что отделить одно от другого невозможно.

Основная идея теории научного управления состоит в том, что работа исполнителей может и должна быть изучена с  помощью научных методов, основанных на объективном анализе фактов, дающих возможность выработать способ наиболее эффективной организации работы на конкретном рабочем месте. Управляющий, использующий в своей деятельности принцип научного управления, обязан, во-первых, вместо волевых решений теоретически обосновывать каждый элемент работы, а во-вторых, на основе научных критериев тщательно отбирать, а затем непрерывно обучать и развивать рабочую силу.

При обосновании элементов работы важнейшее значение с точки зрения теории научного управления имеют системные  исследования в действии и во времени. Главными целями указанных исследований являются поиск наилучшего пути (последовательности действий) реализации задания и определение стандартного времени (норм времени) его выполнения. Основными инструментами на этом этапе являются исследование движения, хронометрирование и нормирование, которые позволяют избежать субъективности руководителей в оценке деятельности исполнителей.

Тейлор пришел к важному выводу, что главная причина низкой производительности кроется в несовершенной системе  стимулирования рабочих. Поэтому он разработал систему материальных (не только денежных) стимулов. По утверждению Тейлора, именно награда (и/или наказание зарплатой) представляет собой тот принцип, которым следует овладеть всякому, кто хочет эффективно управлять человеком. Причем вначале такому анализу были подвергнуты главным образом низовые звенья организации (рабочее место, группа непосредственных исполнителей). Тейлор, например, предложил, что рабочие должны получать заработную плату пропорционально своему вкладу, т. е. сдельную оплату. Предлагая дифференциальную сдельную оплату труда, Тейлор исходил из того, что основным мотивационным фактором для работника является возможность зарабатывать деньги. Дифференциальная сдельная оплата стимулирует рабочих прилагать большие трудовые усилия. Точка зрения Тейлора оспаривалась Ганттом, который полагал, что каждый рабочий должен иметь некоторую гарантию фиксированного заработка безотносительно к выполняемой работе. Идеи Гантта воплотились в премиальную систему заработной платы. На основе использования научно обоснованных норм времени и выработки теорией научного управления предложены такие призванные стимулировать развитие рабочей силы системы оплаты труда, как сдельная и сдельно-премиальная (Ф. Тейлор), а также повременно-премиальная (Г. Л. Гантт).

Сторонники теории научного управления считали важнейшей задачей  руководителя отбор людей, способных  отвечать требованиям работы, а затем  их обучение, с тем чтобы они  могли выполнять работу, как предписано. Важнейшим элементом теории научного управления являлась необходимость перехода от практики, когда профессиональные навыки традиционно передавались от одного рабочего к другому, к системе специального обучения, которое становилось неотъемлемой обязанностью управляющего.

 

2. Административная теория организации и управления

Представители классической (традиционной) школы управления исследовали вопросы эффективности труда, в основном на низших уровнях управления: производительность, эффективность, нормирование труда, работа с кадрами (набор, отбор, переквалификация), мотивация труда работников, разрешение социальных проблем. Главным предметом исследований классической школы являлась работа.

По мере развития научно-технического прогресса, механизации и автоматизации  производства, оперативности управления появилась необходимость разработки общей теории администрирования.

Административно-функциональная школа управления— это одна из первых целостных рационально-нормативистских теорий организации и управления промышленным предприятием, имеющая мощный социальный компонент. Она создана Файолем на рубеже ХIХ-ХХ вв. в рамках классической школы.

Здесь рассматривались  основные принципы менеджмента, функции  управления, исследовались процессный подход к управлению, построение организаций, централизация и децентрализация власти, мотивация труда и стабильность кадров, разделение труда, власть и ответственность, справедливость оплаты, контроль работы.

В отличие от создателей школы научного управления, главной  заботой представителей административной теории организации было управление в более широком смысле — применительно к работе всей организации. Согласно этой теории управление определяется как «ведение предприятия к определенной цели», при которой «извлекается максимум из имеющихся в распоряжении организации ресурсов».

Если Тейлор предлагал  устанавливать рациональное управление организациями «снизу», то Файоль —  «сверху». Файоль неоднократно подчеркивал, что никакого противоречия между  его теорией и теорией Тейлора  нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства: Тейлор — цеховое управление, а он — высшее административное.

Целью административной школы Файоля было создание универсальных принципов управления, следуя которым, но убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.

А. Файоль утверждал: управлять  – значит вести организацию к  ее цели, извлекая максимальные возможности  из всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Понятие «управление», по его мнению, объединяет в себе шесть  основных функций:

1) техническая (технологическая) деятельность (производство, обработка, применение);

2) коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен);

3) финансовая деятельность (поиски и оптимальное использование капитала);

4) обеспечение безопасности (защита собственности и людей);

5) отчетная деятельность (инвентаризация, балансовый отчет, расходы, статистика);

6) деятельность по управлению (планирование, организация, распоряжение, координация, контроль).

В предпринимательстве, в простом или сложном, большом  или малом, всегда присутствуют эти шесть групп деятельности или их существенные функции.

Эти шесть групп деятельности будут присутствовать во всех сферах бизнеса, но в различной степени. При этом управление будет занимать значительное место в деятельности высшего управленческого персонала и значительно меньшее (или вообще отсутствовать) в деятельности персонала, непосредственно занятого в производстве, или младшего управленческого персонала. Специально подчеркивается, что управленческая деятельность универсальна для любой организации.

А. Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль.

 Разработка проблем научного  управления в начале XX века, сосредоточившая  внимание на деятельности и  специализации руководителя, столкнулась  с необходимостью анализа построения  организации в целом и формулирования принципов ее функционирования. Ответом на эту потребность практики стали работы Генри Файоля. Он рассматривал искусство управления как выбор соответствующих принципов, применимых в данной ситуации. Файоль предложил 14 принципов, хотя и утверждал, что их может быть намного больше.

По Г. Файолю искусство управления – это умение выбирать и сочетать те или иные принципы для каждой конкретной ситуации. Структурные принципы организаций характеризуют взаимосвязи  между ее структурными единицами, элементами, а также их задачами, правами и обязанностями (т. е. описывают структуру организации).

Согласно Файолю, принцип разделение и специализация труда – естественный способ произвести больше продукции  с лучшими качественными характеристиками. Виды работ, которые появляются в результате разделения труда, должны быть скоординированы и направлены к единой цели, которая достигается на основе принципа единства цели и руководства. Принцип соотношения централизации и децентрализации связан с увеличением или снижением объема власти руководителя, что позволяет говорить о той или иной степени централизации и децентрализации. Соотношение централизации и децентрализации предполагает, что в каждом конкретном случае с целью достичь максимальную эффективность решения оперативных задач властные полномочия могут быть переданы (делегированы) сверху вниз, т. е. владеющим оперативной обстановкой руководителям низовых звеньев.

Структурные принципы лежат  в основе создания системы взаимосвязанных  задач, прав и ответственности. Принцип власти и ответственности предполагает, что имеющий власть руководитель должен нести и соответствующую ответственность за принимаемые им решения. Естественный результат применения предыдущих четырех принципов - создание соподчиненной цепи руководителей от высших звеньев управления до низших уровней. Цепь - это путь для вертикальных связей в организации.

Принципы осуществления  процесса регламентируют деятельность руководителей организации. Справедливость руководителей рассматривается  как основной фактор побуждения наемных работников к добросовестному выполнению своих задач. Принцип справедливости отражен и в справедливом вознаграждении. Его соблюдение, а также во многом реализация принципа децентрализации способствуют возникновению корпоративного духа, чувства причастности к организации.

Принцип дисциплины относится  к практике заключения стабильных соглашений между производственной организацией и ее наемными работниками. Единство команд – следствие дисциплины, подчиненности единой цели и единому  руководству, а также корпоративного духа.

Принципы конечного  результата определяют желаемые характеристики организации и достигаются в  результате умелого сочетания всех вышеперечисленных принципов. Хорошо спланированная и направленная деятельность организации должна характеризоваться порядком и стабильностью, а работники – инициативным выполнением своих задач.

 

Бюрократическая теория организации

 

     В исследовании  Макса Вебера бюрократия относится  к социологическим представлениям  о рационализации коллективной  деятельности. Дальнейшие попытки рационализации деятельности организаций М. Вебером привели его к выводу о том, что наилучшей формой управления организацией является бюрократия. Под указанным термином в бюрократической теории понимается форма правления с жестко отработанными (формальными, заранее предопределенными) процедурами. М. Вебер разработал теорию бюрократического построения организации и системы управления, в частности. Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации, а также правил и обязанностей каждого работника. Личность отсутствовала в веберовской концепции организации. Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, карьеру работников и конкретные решения, и деятельность руководства. По мнению М. Вебера, такая схема построения организации гарантирует предсказуемость поведения персонала, а значит возможность достоверного планирования, дисциплину и стабильность.

Информация о работе Контрольная работа по "Теория организации"