Коммуникации в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является: показать природу и сложность коммуникаций, рассмотреть их значение в организации; раскрыть содержание коммуникационного процесса и рассмотреть препятствия, стоящие на пути коммуникаций; рассмотреть различные виды коммуникаций и определить методы повышения их эффективности; раскрыть роль и содержание межличностных и организационных коммуникаций и определить факторы , влияющие на них.

В связи с поставленными целями в курсовой работе решались следующие задачи: изучить теоретические основы коммуникаций, рассмотреть анализ систем коммуникаций, обосновать основные направления совершенствование коммуникаций в организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………........................3

Глава 1. Коммуникации в системе управления

1.1.Сущность и роль коммуникаций……………………………………………………4

1.2.Процесс коммуникаций в организации…………………………………………….6

1.3.Современные виды коммуникаций……………………………................................9

Глава 2. Анализ системы коммуникаций

2.1. Проблемы коммуникаций………………………………………...........................15

2.2. Барьеры, препятствующие эффективным организационным коммуникациям……………………………………………………………....................15

2.3. Барьеры на пути межличностных коммуникаций…………….............................17

Глава 3. Совершенствование коммуникаций в организаций

3.1. Направления по совершенствованию коммуникационных процессов в организации………………………………………………………………..................... 20

3.2. Новые виды коммуникаций (intranet)…………………………….........................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....................24

Список литературы………………………………………………………......................26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Теории управления (1).doc

— 176.74 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию. 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волго-Вятская академия государственной службы. 
 
 
 

Факультет ускоренного обучения и магистерской подготовки. 
 

Кафедра управления и маркетинга. 
 

Курсовая работа 

по дисциплине «Теория управления»  

Тема: «Коммуникации в организациях» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы 9ГсН4

                                            Офицерова М.А.

                                               Проверил: доцент

                                             Кондратьев А.Е. 
 
 
 
 
 
 
 

г.Нижний Новгород

2010г. 

Содержание: 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………........................3

Глава 1. Коммуникации в системе управления

1.1.Сущность и роль коммуникаций……………………………………………………4

1.2.Процесс коммуникаций в организации…………………………………………….6

1.3.Современные виды коммуникаций……………………………................................9

Глава 2. Анализ системы коммуникаций

2.1.  Проблемы коммуникаций………………………………………...........................15

2.2. Барьеры, препятствующие эффективным организационным коммуникациям……………………………………………………………....................15

2.3. Барьеры на пути межличностных коммуникаций…………….............................17

Глава 3. Совершенствование коммуникаций в организаций

3.1. Направления по совершенствованию  коммуникационных  процессов  в  организации………………………………………………………………..................... 20

3.2. Новые виды коммуникаций (intranet)…………………………….........................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....................24

Список литературы………………………………………………………......................26  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

       Коммуникации  играют большую роль в процессе управления. Они выступают связующим процессом, необходимым для осуществления менеджером управленческих действий. Почти 80% рабочего времени менеджеров расходуется на общение, это может показаться невероятным, но, если учесть, что менеджеру приходится общаться, исполняя роли межличностного общения, информационные роли и роли, связанные с принятием решений, а также для выполнения всех управленческих функций. Поэтому качество обмена информацией прямо влияет на степень реализации целей организации. Так как обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, поэтому эта тема наиболее актуальна на сегодняшний день.       

Целью работы является: показать природу  и сложность коммуникаций, рассмотреть  их значение в организации; раскрыть содержание коммуникационного процесса и рассмотреть препятствия, стоящие  на пути коммуникаций; рассмотреть  различные виды коммуникаций и определить методы повышения их эффективности; раскрыть роль и содержание межличностных  и организационных коммуникаций и определить  факторы , влияющие на них.       

В связи с поставленными целями в курсовой работе решались следующие  задачи: изучить теоретические основы коммуникаций, рассмотреть анализ систем коммуникаций, обосновать основные направления  совершенствование коммуникаций в  организации.    

  Предметом исследований является коммуникации в  организации.      

Объектом  работы является совокупность отношений  возникающих в коммуникационных процессах.

В процессе написания курсовой работы использовались следующие методы анализа, сравнения, демографический, абстрактно-логический. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ  
 

1.1. Сущность  и роль коммуникации      

Управление  в организации осуществляется через  людей. Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера  является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая  эту информацию, а также получая  обратные сигналы, он организует, руководит  и мотивирует подчиненных. Многое зависит  от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось  наиболее адекватно ее восприятие теми, кому она предназначена. Многие менеджеры  понимают важность этой проблемы и  уделяют этому большое внимание.      

В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта к другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы даже целые организации. В  первом случае коммуникация носит межличностный  характер и осуществляется путем  передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и  отношений от одного лица другому  в устной или какой-либо другой форме (письменно, жестами, позой, тоном голоса и т.п.) с целью получения в  ответ желаемого поведения.     

Коммуникация  и информация различные, но связанные  между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается,  и то как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие  двух людей.     

Коммуникация  предъявляет требования к каждому  из участников управленческого взаимодействия. Так, каждый участник должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличие  определенной степени взаимного  понимания.     

Термин «коммуникация» происходит от лат. «communis», что означает «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.     

С другой стороны  коммуникация - это обмен информацией, на основе которой руководитель принимает решения и доводит их до сотрудников организации.      

Есть мнение, что термин «коммуникация» (от лат. - «communicatio» - делать общим, сообщать, беседовать связывать ) появился в научной литературе в начале XX века ( хотя, вероятно, первая модель коммуникации была предложена Аристотелем, выделившим такие компоненты процесса коммуникации, как оратор, речь и аудитория).     

Термин  «коммуникация» быстро стал общепринятым, однако его распространение вовсе  не означало, что коммуникации превратились в одну из важных составляющих социальных исследований. Только развитие различных  концепций организаций придало  актуальность проблемам, связанных  с построением и функционированием  коммуникационных сетей.       

Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин важна для успеха в  управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строятся на непосредственном взаимодействии людей (начальника с  подчиненным, подчиненный с другим подчиненным) в рамках различных  событий. Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью, двусмысленностью.

    Роль коммуникации в организации. Формирование коммуникационных сетей и создание условий  для успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления. Не случайно немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг отмечают: «Хлеб людей организации - информация и коммуникации. Если нарушаются информационные потоки внутри предприятия и связи с внешним миром, само существование этого предприятия под угрозой. Одной информации недостаточно. Только когда она соответствующим  образом преобразуется и обрабатывается, т.е. когда возникают коммуникативные связи, обеспечиваются существование и эффективная деятельность организации».    

Обмен информацией включен как  важнейшее звено во все основные виды деятельности организации, следовательно, если коммуникационные связи ( как внутренние, так и внешние ) не существуют или  не действуют, это отрицательно сказывается  на функционировании всей организации. Это объясняется рядом причин:

    · руководителям подразделений организации приходится тратить много времени на поиск нужной информации и её обработку;

    · происходит дублирование информации, поскольку одна и та же информация поступает в подразделения организации и к её руководству из разных источников;

    · в одних подразделениях и у одних руководителей ощущается недостаток информации, тогда как в других подразделениях может произойти информационная перегрузка;

    · работники организации мало осведомлены о её деятельности, планах, ориентации и положения во внешней среде, что отрицательно сказывается на процессах интеграции, точном выполнение распоряжений руководства и т.д.      

В связи с этим одной из главных  целей управления в организации  является создание системы коммуникации. Ее запуск и контроль за нормальным функционированием.

1.2. Процесс коммуникации в организации       

Основу  процесса управления составляет взаимодействие между элементами управленческой структуры  - подразделениями, должностями, отдельными лицами, осуществляемое с помощью  соединяющих их коммуникационных каналов, создаваемых в процессе личных контактов, обмена документами, функционирование электронных средств связи и  т.д.     

Основная  цель коммуникативного процесса -  обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует  эффективности общения. Чтобы лучше  понять процесс обмена информацией  и условия его эффективности, рассмотрим основные элементы и этапы  коммуникационного процесса (Рис.1).                                                                                            

  1. Рис.1   Модель процесса коммуникации                                                                      

В процесс обмена информацией можно  выделить четыре базовых элемента: отправитель, сообщение, канал, получатель.      

Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и             передающее ее.     

Сообщение - информация, закодированная с  помощью символов.      

Канал - средство передачи информации.     

Получатель  - лицо, которому предназначена  информация и которое интерпретирует ее.

     Процесс коммуникации можно представить  в виде последовательности нескольких взаимосвязанных этапов: зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование, обратная связь и помехи.    

Обмен информацией начинается с зарождения идеи и отбора информации для сообщения. Отправитель решает, какое именно сообщение он хочет  передать.Именно на данном этапе  определяется эффективность  коммуникационного  процесса в целом. До передачи сообщения    отправитель должен принять в  расчет множество факторов: что именно должен понять  получатель, насколько эти идеи  уместны  и адекватны с учетом конкретной ситуации и цели и др.     

Кодирование информации и выбор канала связи. Прежде чем передавать идею, отправитель  должен с помощью символов понятных получателю, закодировать информацию, используя для этого слова, интонации и жесты, рисунки и др. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Отправитель выбирает канал связи, соответствующий типу символов, использованных для кодирования информации. К таким каналам относится передача речи и письменных материалов, почта, телефон, компьютерные сети, электронная почта, видеоконференции и т.д. Если канал связи непригоден для воспроизведения определенных символов, то передача информации будет затруднена или невозможна. Кроме того, канал должен соответствовать идее, сформулированной на первом этапе, иначе обмен информацией будет неэффективным. В некоторых случаях желательно использовать несколько средств передачи информации в сочетании. Это усложняет коммуникационный процесс, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации, однако это делает его более результативным. Так исследования показывают, что одновременное использование средств обмена  устной и письменной информации обычно эффективнее, чем только обмен письменной информацией.      

Информация о работе Коммуникации в организациях