Классическая теория организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнить свои задачи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теория научного управления ……………………………………….6
ГЛАВА 2. Административная теория организации и управления ……….....12
ГЛАВА 3. Бюрократическая теория организации ………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4 ТО.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

• к регламентированию поведения работников правилами и процедурами;

• к рутинности процесса принятия управленческих решений, что снижает потребность в поиске новых альтернатив.

Все это ведет к следующим последствиям :

• затруднению в контакте с переменными окружающей среды организации;

• потребности в защите себя или функционального поведения;

• потребности опираться на правила и процедуры для защиты.

Организационная модель бюрократии Гоулднера20. Основной тезис модели Гоулднера состоит в том, что контроль, выполняя функции сохранения стабильности и равновесия части организации, ведет в самом деле к нарушению равновесия организации в целом. Для подтверждения данного тезиса Гоулднер использует следующую логику:

1. Желание контролировать поведение  организации подталкивает высший  менеджмент к принятию и утверждению общих правил и инструкций, регламентирующих способ функционирования организации.

2. Общие правила и инструкции  прекращают наличие личностных  позиций, тем самым затрудняются  различия между центрами силы. Это способствует наглядному  проявлению отношений силы в организации (снижение чувственности отношений силы).

3. Группы в организации воспринимают  власть и влияние управляющих  исходя из должностей последних  в организационной иерархии, что  снижает остроту напряженности  и сопротивления между членами  группы и тем самым у них увеличивается тенденция к поддержке общих правил.

4. Роли членов организации, основанные  на наличии общих правил и  процедур, становятся рамкой удовлетворенного  предела для выполнения своей  деятельности, в то же время  этот предел является минимальным  для функционирования, что снижает  их фактические достижения.

5. В таком случае высший менеджмент  осознает, что деятельность организации  происходит согласно критериям  минимального предела, и считает, что это провал, а это, в свою  очередь, требует больше контроля, т. е. больше правил и процедур, что ведет вновь к снижению эффективности функционирования организации.

6. Ужесточение функции контроля  увеличивает чувствительность соотношения  сил у индивидуумов. Это ведет  к внутренней борьбе, которая  заканчивается нарушением организационного  баланса, что, в свою очередь, требует новых правил и процедур контроля.

Исследование Лайкерта21, одного из представителей поведенческого направления, привело его к утверждению, что эффективные организации значительно отличаются от неэффективных по ряду структурных измерений. Лайкерт утверждал, что организации, построенные на основе положений классической теории, являются неэффективными, так как они стремятся к консерватизму и не учитывают изменяющийся характер окружающих условий. Он предложил модифицированную теорию организации, или теорию «Система 4», которая основывается на следующих положениях22:

1. Уделять внимание на все  организационные функции (например, контроль, обучение, оплату труда, принятие  решений) на основе поддержки  мотивации к труду.

2. Мотивационный процесс охватывает  широкий круг мотивов посредством методов участия.

3. Осуществление координации и  гармонии деятельности членов  организации путем обеспечения  постоянного взаимодействия и  взаимовлияния.

4. Постоянное измерение достигнутых  материальных и человеческих  результатов.

Гоулднер предложил две модели организации, адекватно, но вместе с тем односторонне списывающих ее двойственную природу:

• естественную — акцепт делается на стихийных, незапланированных процессах;

• рационально-инструментальную — внимание сосредоточивается на спланированных и спроектированных процессах.

В той или иной части обе модели присутствуют практически во всех современных моделях организации. С позиций этих моделей Гоулднер попытался проанализировать природу позиционных социальных конфликтов, социальной напряженности, противоречий в логике карьеры управленца. 
Гоулднер выдвинул тезис о том, что организация продолжает стремиться к существованию даже после достижения поставленных целей и к асимметричной взаимной зависимости ее частей23. Он отмечал в качестве позитивной черты бюрократической модели организации то, что бюрократические правила существенно снижают напряженность в рабочих группах и повышают способность системы к обеспечению равновесия и интеграции, но в то же время в логике ее функционирования (возрастания самоценности формальных правил и норм) видел основной источник возникновения напряженности и конфликта. Поэтому большое внимание уделял позиционному конфликту и его проявлениям, в частности в центростремительных и центробежных тенденциях.

В настоящее время слово «бюрократия» используется в нарицательном значении. Это совсем не входило в намерения Вебера, писавшего о бюрократии в 40-х годах прошлого столетия; он использовал это слово в его точном значении — «правление государственных служащих».

Тем не менее, бюрократические организации руководствуются в своей деятельности скорее рациональностью, чем харизмой или традициями.

Типичными чертами бюрократии являются:

• четко определенная цепь управления, в которой права и обязанности, а также промежуточные позиции определены и осознаются;

• система процедур и правил устанавливает трудовые отношения между людьми, а также рабочими заданиями. Они разрабатываются, чтобы обеспечивать постоянные нормы поведения и обслуживать внезапно возникающие. Они предотвращают использование организации в своих собственных целях;

• разделение труда основывается на специализации и компетентности;

• отбор, назначение на должность и повышение по службу основываются на заслугах и достижениях, а не па традиции и капризе;

• беспристрастность в социальных отношениях. Бюрократизм касается взаимоотношений между должностями, а не людьми. И каждая должность или пост реагирует на поведение других должностей, а не на человека, занимающего эту должность.

Бюрократические организации иногда критикуют за определенные ограничения, которые типичны для таких организаций24:

• их медленную адаптацию к меняющимся обстоятельствам;

• их озабоченность своей ролью и обычаями;

• чрезмерное требование к соблюдению формальных процедур.

Следует отметить, что любая бюрократия построена на серии ролей, которые четко установлены и которым обучают людей. Из этого вытекают определенные типы поведения:

• обучение очень важно, потому что оно помогает работающим в организации войти в свою роль. Этим бюрократия резко отличается от организаций, основанных на монопольной власти, где «хозяин и босс» полагают, что все должны просто брать пример с него;

• методика проведения работы и правила священны;

• иерархия и статус четко определены;

• отношения устанавливаются правилами и инструкциями.

Это дает определенное чувство справедливости, но и создает чувство обезличенное, потому что обстоятельства отдельного человека не принимаются в расчет. Таким образом, в такой организации:

• стабильность ценится, а изменения и непредвиденные события вызывают вялую реакцию;

• управленческие решения основываются на определенных полномочиях. К инициативе, выходящей за рамки этих полномочий, относятся неодобрительно.

Подводя итог ко всему вышесказанному, можно сделать вывод, что Макс Вебер установил, что бюрократическая форма организации является наиболее эффективной системой: с точки зрения точности, постоянства, строгости и надежности работы она превосходит все другие формы административной организации. Однако, данная концепция Вебера не ведет к созданию эффективной организации в динамичной окружающей среде, поэтому его учение подверглось модификациям других ученых, стремившихся адаптировать бюрократическую систему к революционным изменениям в технике и технологии производства  и т.д.. Ограничительным моментом всех классических теорий организации считается представление о человеке как о винтике в механистическом характере его поведения. Так же следует заметить, что бюрократическая организация имеет все черты классической структуры — пирамидальную и функциональную. Контакты с подчиненными хорошие, но всесторонний обмен информацией между всеми структурными единицами организации затруднен.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Цель курсового исследования достигнута путем реализации поставленных задач: нами были изучены направления классической теории организации.

В результате проведенного исследования по теме «Классическая теория организации» можно сделать ряд выводов, полученных в ходе изучения каждой из частей курсовой работы:

  1. для каждого решения или вида деятельности людей в организации вырабатывается научное обоснование, затем, в соответствии с утвержденным регламентом, осуществляется обучение кадров, в ходе которого они приобретают необходимые навыки работы, т.е посредством эффективной организации труда общий объем благ будет увеличиваться;
  2. видя организацию и как специфический вид деятельности, и как своеобразную административную систему, А. Файоль одним из первых сформулировал принципы управления, основная суть которых в следующем: структурные принципы лежат в основе создания системы взаимосвязанных задач, прав и ответственности, т.е. они регулируют административную сторону организации, принципы процесса сосредоточены на действиях руководителей, направляющих деятельность организации, особенно когда руководители общаются с подчиненными, т.е. они способствуют эффективному и качественному труду рабочих, сплочению команды и сближению руководителя с рабочими, а принципы конечного результата определяют желаемые характеристики организации, т.е. если организация хочет иметь хорошо спланированную и направленную деятельность, то организация должна характеризоваться порядком и стабильностью;
  3. Макс Вебер установил, что бюрократическая форма организации является наиболее эффективной системой: с точки зрения точности, постоянства, строгости и надежности работы она превосходит все другие формы административной организации. Однако, данная концепция Вебера не ведет к созданию эффективной организации в динамичной окружающей среде, поэтому его учение подверглось модификациям других ученых, стремившихся адаптировать бюрократическую систему к революционным изменениям в технике и технологии производства  и т.д.. Ограничительным моментом всех классических теорий организации считается представление о человеке как о винтике в механистическом характере его поведения;

 

Что касается последних теоретических разработок и тенденций, имеющих большую практическую значимость, то на этом месте оказались направления, которые в наибольшей мере отражают изменившиеся условия функционирования организаций. Среди основных направлений теоретических обобщений и разработок можно назвать следующие концепции: реинжиниринг, концепция внутренних рынков корпорации, теория альянсов, концепция «экологически созданного руководства» предприятием. Из всего вышесказанного мы видим, что классическая теория организации, хоть и в измененном, модифицированном виде, адаптированном к современным условиям меняющейся внешней среды, не утратила свою актуальность и будет объектом исследований еще долгое время.  

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

 

  1. Акимов, Т.А. Теория организации [Текст] : учебник / Т. А. Акимов – М.: Юнити, 2003. – 475 с.
  2. Беляев, А. А. Системология организации [Текст] : учебник / А. А. Беляев, Э. М. Коротков  – М.: ИНФРА–М, 2000. – 263 с.
  3. Вебер, М. Харизматическое господство [Текст] / М. Вебер // СоцИС. – 2003. – № 5. – С. 21 – 25.
  4. Вебер, М. Избранные произведения [Текст] : учебник / М. Вебер – М.: Прогресс, 1990. – 809 с.
  5. Веснин, В. Р. Теория организации в схемах [Текст] : учеб. пособие / В. Р. Веснин – М.: Проспект, 2008. – 128 с.
  6. Веснин, В. Р. Менеджмент [Текст] : учебник / В. Р. Веснин – М.: Проспект, 2006. – 504 с.
  7. Гвишиани, Д. М. Организация и управление [Текст] : учебник / Д. М. Гвишиани – М.: Прогресс, 1970. – 382 с.
  8. Губко, М. Управление организационными системами: современные научные направления [Текст] / М. Губко, Н. Коргин, Д. Новиков // Проблемы теории и практики управления. – 2011. – № 12. – С. 62 – 71.
  9. Дафт, Р. Л. Организации [Текст] : учебник/ Р. Л. Дафт – СПб.: НЕВА, 2001. – 527 с.
  10. Иванова, Т. Ю. Теория организации [Текст] : учебник / Т. Ю. Иванова – М.: КНОРУС, 2007. – 272 с.
  11. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента [Текст] : учебник / Н. И. Кабушкин – М.: Новое знание, 2009. – 336 с.
  12. Казанцев, А. К. Основы менеджмента. Практикум [Текст] : учебник / А. К. Казанцев, В. И. Малюк, Л. С. Серова – М.: ИНФРА–М, 2002. – 544 с.
  13. Кашникова, К. Гуру менеджмента. Макс Вебер [Текст] / К. Кашникова, О. Красова, А. Палагина, Ю. Петрова // Управление персоналом. – 2008. – № 2. – С. 140 – 146.
  14. Кобзева, Н. М. Законы организаций как конструктор методологии управления организационными изменениями [Текст] / Н. М. Кобзева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – № 4. – С. 98 – 103.
  15. Кравченко, А. И. История менеджмента [Текст] : учеб. пособие / А. И. Кравченко – М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 560 с.
  16. Кравченко, А. И. Социология управления. Фундаментальный курс [Текст] : учеб. пособие / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина – М.: Академический проект, 2005. – 1136 с.
  17. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение [Текст] : учеб. Пособие / Ю. Д. Красовский – М.: Юнити, 2003. – 511 с.
  18. Лафта, Дж. К. Теория организации [Текст] : учебник / Дж. К. Лафта – М.: Проспект, 2006. – 416 с.
  19. Мильнер, Б. З. Теория организации [Текст] : учебник / Б. З. Мильнер – М.: ИНФРА – М, 2003. – 558 с.
  20. Радченко, Я. В. Теория организации [Текст] : курс лекций/ Я. В. Радченко – М.: Финстатинформ, 2000. – 168 с.
  21. Райченко, А. В. Теория организации [Текст] : учебник / А. В. Райченко, Г. Р. Латфуллин – СПб.: Питер, 2004. – 469 с.
  22. Смирнов, Э. А. Основы теории организации [Текст] : учебник / Э. А. Смирнов – М.: Проспект, 1998. – 306 с.
  23. Смирнов, Э. А. Теория организации и безнес процессы [Текст] : учеб. пособие / Э. А. Смирнов – М.: ИНФРА–М, 2000. – 304 с.
  24. Смирнов, Э. А. Теория организации [Текст] : учеб. пособие / Э. А. Смирнов – М.: ИНФРА–М, 2002. – 258 с.
  25. Тейлор, Ф. У. Принципы научного менеджмента [Текст] : учебник / Ф. У. Тейлор – М.: Прогресс,1991. – 447 с.
  26. Тейлор, Ф. У. Управление – это наука и искусство [Текст] : учеб. пособие / Ф. У. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд, Г. Эмерсон – М.: Республика, 1992. – 349 с.
  27. Likert R. The human Organization / NY.: McGraw-Hill, Inc., 1967
  28. Устав МОУ Лицей № 1 г. Волжского.
  29. Хохлова, Т. П. Ф. Тейлор и Г. Гантт: две даты- одна судьба [Текст] / Т. П. Хохлова //  Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – №3. – С. 111 – 115.
  30. Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации [Текст] : учебник / пер. с англ. под ред. В. А. Спивака – С.-Пб.: Питер, 2001. – 523 с.

Информация о работе Классическая теория организации