Классификация рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:01, контрольная работа

Краткое описание

Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……….2
1.КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР:
1.1 КОНКУРЕНЦИЯ……………………………………………………………2
1.2 МОНОПОЛИЯ ……………………………………………...……………...4
1.3 МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ……………………….…..6
1.4 ОЛИГОПОЛИЯ…………………………………………………………….10
1.5 МОНОПСОНИЯ……………………………………………………………12
1.6 ОЛИГОПСОНИЯ…………………………………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….….

Вложенные файлы: 1 файл

Рыночная структура.doc

— 64.10 Кб (Скачать файл)

 

Еще одним примером олигополистической отрасли является отрасль по выпуску  мыла и моющих средств. Есть свидетельства  того, что реклама в этой отрасли  всего лишь гасит действенность  рекламных сообщений соперничающих  фирм. Возможно, фирмы в этой отрасли  предпочитают альтернативе ценовой  войны неценовую конкуренцию. Возможно, они полагают, что усилия по продвижению  товара могут обеспечить им временное  увеличение прибылей, если соперники  запаздывают с ответной рекламой.

Другие исследования обнаружили, что реклама способствует росту  прибыли. Эти исследования указывают  на то, что, чем выше доля расходов на рекламу по отношению к объему продаж в отрасти, тем выше отраслевая норма прибыли. Поскольку более  высокие прибыли указывают на наличие монопольной власти, то это  подразумевает, что реклама ведет  к большему монопольному контролю над  ценой. Неясно, однако, обусловливают  ли более высокие рекламные расходы  более высокие прибыли или  более высокие прибыли вызывают большие расходы на рекламу.

 

1.4 ОЛИГОПОЛИЯ

            Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара  доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным. Примером олигополии, при которой продукт является стандартизированным, служит рынок алюминия. Автомобили, сигареты и пиво являются  примерами дифференцированных товаров, чьи рыночные структуры - олигополистические.

Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на  которые приходится половина и более общих продаж продукта. На восемь крупнейших  фирм, выпускающих  фотографические оборудование и  принадлежности в США, приходится, например, более 85% выпуска. Конечно же, господствует на рынке "Kodak". Он, однако, не является единственным продавцом. Рынок фотографического оборудования и принадлежностей  можно рассматривать как олигополистический.

 

         На олигополистических рынках, по  меньшей мере, некоторые фирмы  могут влиять на  цену благодаря  их большим долям в общем,  выпускаемом количестве товара. Продавцы на  олигополистических  рынках знают, что когда они  либо их соперники изменят  цены или  выпускаемое количество  продукта, то последствия скажутся  на прибылях всех фирм на  рынке. Продавцы осознают свою  взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма  в отрасли  признает, что изменение ее цены  или выпуска вызовет реакцию  конкурирующих фирм. Отдельные продавцы  на олигополистических рынках  должны считаться с реакцией  своих конкурентов. Реакция, которую  какой-либо продавец ожидает от  соперничающих  фирм в ответ  на изменения установленных им  цены, объема выпуска или изменения  деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим  его решения. Реакция, которой  отдельные продавцы ждут от  своих соперников, влияет на равновесие  на олигополистических рынках.

Поведение фирм на олигополистических рынках можно уподобить поведению  армий на войне. Они соперники, а  трофеем является прибыль. Их оружие включает в себя контроль над ценами, рекламу и установление величины выпуска. Не многочисленность конкурентов заставляет их считаться с реакцией друг друга на свои решения. Они выбирают такую стратегию, чтобы увеличить свои доли на рынке и прибыли.    Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые обсуждались для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных средних издержках, чем были бы у множества фирм. Существование естественных случаев олигополии является предметом споров среди экономистов. Утвердилось мнение, что отрасли, в которых существует олигополия, включают в себя нефтепереработку, выплавку стали и производство пива.    Подытоживая, заметим, что олигополистические рынки обладают следующими чертами:

1. Всего несколько фирм  снабжают весь рынок. Продукт,  который они поставляют, может  быть как стандартизированным,  так и дифференцированным.

2. По крайней мере, некоторые  фирмы в олигополистической отрасли  обладают  крупными рыночными  долями. Следовательно, некоторые  фирмы на рынке обладают способностью  влиять на цену товара, варьируя  его наличие на рынке.

3. Фирмы в отрасли сознают  свою взаимозависимость. Продавцы  всегда считаются  с реакцией  своих конкурентов, когда устанавливают  цены, ориентиры по объемам продаж,  размер рекламных расходов или  принимают другие деловые меры.     Нет единой модели олигополии. Можно разработать ряд моделей,  объясняющих поведение фирм в  конкретных ситуациях, основываясь  на том, какие строят предположения  фирмы относительно реакции своих  соперников. Описываемые ниже модели  показывают, как при олигополии  проявляется тенденция к уменьшению  прибылей из-за конкуренции. Разрушительное  действие олигополистического соперничества  на цены толкает фирмы к  сговору, чтобы уменьшить конкуренцию  и увеличить прибыли.

 

 

 

 

 

1.5 МОНОПСОНИЯ

            Чистый  монопсонист - это единственная  на рынке фирма, которая является  покупателем ресурса или его  услуг, предлагаемых на этом  рынке, причем возможностей альтернативного сбыта либо мало, либо нет совсем. Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Кривая предложения услуг ресурса монопсонисту имеет восходящий характер. Поэтому монопсонист может влиять на цену закупаемого ресурса путем изменения, приобретаемого его количества.

Чистая монопсония - такая  же редкость, как и чистая монополия. Предположительно она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Единственная шахта, на которой работают все шахтеры, находящаяся в отдаленном приграничном городе, может служить примером чистой монопсонии. Правительство США как  единственный покупатель многих материалов оборонного значения, таких, как ядерное  оружие, является чистым монопсонистом  для этих товаров. Оно закупает все  их рыночное предложение, а продажа  этих товаров другим покупателям  запрещена.

         Несмотря на редкую возможность  существования рынка единственного  работодателя, часто бывает, что  фирма закупает очень значительную  часть всего доступного рыночного  предложения определенного ресурса.  Например, предположим, что университет  обеспечивает рабочими местами  70 % рабочей силы в небольшом  городке. Если бы ему понадобилось  увеличить найм, скорее всего  ему пришлось бы повысить заработную  плату, чтобы привлечь работников  из других городов или тех  местных работников, которые в  настоящее время не трудятся. Аналогично, если фирма-производитель  самолетов приняла на работу 90% работников в городе, снижение  её активности, сворачивание производства  приведет к резкому понижению  заработной платы в этой местности,  так как в ней, в целом,  понизится спрос на рабочую  силу. Подобные фирмы должны считаться  с тем, что уровень их спроса  на труд прямо отражается на  заработной плате, которую они  должны устанавливать своим работникам.

 

 

 

1.6 ОЛИГОПСОНИЯ

         Олигопсония - это такая структура рынка факторов производства, когда небольшое количество фирм закупает все рыночное предложение определенного ресурса. Профессиональные спортивные лиги являются хорошим примером олигопсонии. Спортсмены могут продать свои услуги небольшому числу фирм. Так, в США обычно существует 20 или 30 профессиональных команд в каждом виде спорта. Большая часть профессиональных спортивных лиг имеет определенный согласованный механизм для понижения конкуренции между командами. Олигопсония сходна с олигополией в том, что конкурирующие фирмы сознают свою взаимозависимость. Для избежания отрицательных последствий ценовых войн, которые могли бы привести к росту оплаты спортсменов, такие команды обычно ищут способы обуздать ценовую конкуренцию. Результат похож на создание картеля. Группа фирм действует совместно, таким образом, как если бы они были одним покупателем. Правила найма обычно предполагают разрешение определенному спортсмену вести переговоры только с одной определенной фирмой (командой) в лиге. У каждой команды имеется своя "квота" игроков и система также предполагает отсутствие возможности найма одной фирмой всех лучших новых игроков.

     

Ценовая политика монополистов.

    Иногда, в целях  получения дополнительного дохода,  монополия, используя свое рыночное  положение, продает один и тот  же товар по разным ценам  на различных рынках.  Это ни  в коей мере  не  связано  с дифференциацией цен в зависимости  от качества товаров и услуг,  а также с различиями в расходах  на доставку и хранение в  различных регионах.

   

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.   Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник для вузов - 10е изд.,    перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 592с

2.  Отрывки из лекций  Задорного В. А. 
 
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Москва, Манускрипт,1993 г.

4. Экономическая теория /Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. - СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2010. - 544 с.: ил.

 


Информация о работе Классификация рыночных структур