Классификация деловых культур: классификация Р.Льюиса по типу обработки информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:23, реферат

Краткое описание

Деловую культуру можно определить как «характеристику хозяйственной деятельности, ориентированной на получение прибыли в процессе взаимодействия с другими участниками экономических отношений». Люди разных культур пользуются одними и теми же основными понятиями, но вкладывают в них разный смысл. Это определяет особенности их поведения, которое часто представляется нам иррациональным и противоположным тому, что мы считаем очевидным. Поведение других народов имеет свои причины. Здесь существуют свои характерные черты, закономерности и традиции.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)


 

 РЕФЕРАТ

 

Тема: Классификация деловых культур: классификация Р.Льюиса по типу обработки информации

 

Содержание

 

Введение

Деловую культуру можно  определить как «характеристику  хозяйственной деятельности, ориентированной  на получение прибыли в процессе взаимодействия с другими участниками экономических отношений».

Люди разных культур  пользуются одними и теми же основными  понятиями, но вкладывают в них разный смысл. Это определяет особенности  их поведения, которое часто представляется нам иррациональным и противоположным  тому, что мы считаем очевидным. Поведение других народов имеет свои причины. Здесь существуют свои характерные черты, закономерности и традиции.

Внимание к культурным корням и национальным особенностям других людей, как в обществе, так  и в сфере бизнеса позволит нам предвидеть и удивительно точно просчитать то, как они будут реагировать на наши предложения. Более того, мы сможем в определенной степени предсказать их отношение к нам.

Практическое знание базовых черт других культур сведет к минимуму неприятные сюрпризы, даст нам необходимое понимание, которое позволит преодолеть трудности общения с представителями других стран.

Огромное количество сделок в мире ежедневно срывается  из-за того, что либо один из участников, либо оба пытаются заставить партнеров  принять чужое видение мира, чужие «правила игры», навязать свои нормы поведения. При этом каждый из них убежден, что партнер отказывается от них либо просто по какому-то недоразумению, либо замыслил что-то, желая заманить на «свою площадку».

1. Деловая культура

Любые   виды  деловой  активности   во   внешнеэкономической деятельности предполагает интенсивное деловое общение с партнерами, потенциальными потребителями и поставщиками, многочисленными организациями,   обеспечивающими   транспорт,   поставку   сырья, полуфабрикатов и различных видов продукции и т.п.

Успешность любых из этих мероприятий в очень большой  мере зависит от искусства специалиста, правильного учета ситуации, особенностей деловых партнеров, правильности выбора стратегии и тактики делового общения,  степени  предварительной  подготовленности  к решению конкретных вопросов.

Любое деловое общение  предполагает решение ряда тактических  и стратегических задач. Однако даже решение этой конкретной задачи может  предполагать решение возможной  стратегической задачи - установление в последующем длительных, обоюдовыгодных деловых контактов.

Не менее важна в  ходе деловых контактов, делового общения  борьба за укрепление высокой репутации  организации.

Успехи любой деятельности зависят от складывающейся в деловой  сфере общения репутации и организации и ее представителей. Сложившаяся репутация надолго определяет деловые отношения, облегчает принятие выгодных решений.

Репутация складывается как результат многочисленных контактов  специалиста или организации  с деловыми партнерами. Нередко, допущенная ошибка, непродуманные действия могут привести к формированию неблагоприятных впечатлений, плохой репутации, причем сложившееся впечатление очень трудно изменить. Поэтому в деловом общении каждый ложный шаг может иметь далеко идущие неблагоприятные последствия'.

Опыт предпринимательства  свидетельствует, насколько эффективны управленческие действия, когда они  основываются на принципе справедливой оценки труда, когда люди убеждаются, что персональный и совместный вклад  в развитие производства определяет их экономическое и профессиональное реноме.

Чем опытнее и мудрее становятся люди, тем больше их внимание привлекают этические проблемы. В  день восьмидесятилетия академика  В. И. Вернадского спросили: «Над чем  Вы работали?» Он подумал и сказал: «Сейчас меня больше всего волнуют вопросы этики». Случайно ли это? Нет, это закономерный итог глубокого осмысления жизни, трудовой деятельности.

Подобная нравственная зрелость должна быть присуща бизнесмену и менеджеру.

Она обуславливает постоянную неудовлетворенность достигнутыми деловыми успехами, их вечную озабоченность своим нравственным самосовершенствованием. В противном случае неизбежны душевные потери. Чтобы свести их к минимуму, необходимы глубинное проникновение высоко стоимостных ценностей в духовный мир личности руководителя, его устойчивая положительная эмоциональная направленность на людей.

Возрастание нравственного  фактора в бизнесе и управлении -закономерность   цивилизованной   экономики,   о   чем   убедительно свидетельствует опыт развитых стран мирового сообщества.

В последние годы активно разрабатываются  проблемы служебной и административной этики, этики руководителя. Ведь реализуя себя в качестве предпринимателя, мы имеем дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными, снабженческими и с бытовыми процессами, мы постоянно имеем дело с людьми - руководим подчиненными, советуемся со специалистами, общаемся с трудовым коллективом. От того, насколько хорошо мы это делаем, зависит наша репутация и авторитет, а, соответственно, и успех дела.

Предпринимательство - это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль. Предпринимательство - это культура.

Культурный человек не обязан быть предпринимателем, но предприниматель обязан быть культурным человеком, - хотя потому, что заинтересован в постоянном успехе.

Главное внимание обращается на обоснование принципов и норм нравственного поведения всех лиц, участвующих в организации и управлении фирмой, необходимости отношения к служебным правам и обязанностям как к профессиональному долгу. Акцентируется внимание качеств, имеющих повышенную социальную опасность. К таковым в первую очередь относятся: нескромность, несправедливость, взяточничество, злоупотребление властью.

Значительное место  в управленческой этике занимает разработка нормативных документов нравственного характера. Одним  из таких являются профессиональные моральные кодексы. В них обоснована обязанность изучения нравственных качеств личности, сформулированы нравственные требования к управленческой деятельности, представлены нравственные правила делового общения.

Нравственные взаимоотношения, как  никакие другие, требуют тонкости в обращении, умения чувствовать  и сочувствовать, щадить самолюбие людей. В деликатности воплощается вежливость общения, которая по словам немецкого философа А. Шопенгауэра, для человека то же, что тепло для воска.

Деликатность - это особая, свойственная нравственно воспитанным людям форма проявления корректности и такта в общении. Нас привлекают такие люди. Для них нет проблем, кому первому поздороваться. Им свойственно умение тонко разбираться в настроении людей.

Овладение деликатной манерой  общения требует специальных  знаний по этикету вообще и управленческому - конкретно. Но главное состоит в практическом умении быть деликатным. Отсюда и пожелание: постоянно упражняться в овладении формами и приемами этикета. Весьма полезно знать набор правил - рекомендаций, практическое освоение которых поможет успешно решать данную проблему'.

В наши дни бизнес руководствуется  значительно более сложными этическими нормами, нежели когда бы то ни было прежде.

Люди все еще не слишком доверяют бизнесу. Приблизительно два человека из трех считают, что бизнес не обеспечивает достаточных гарантий занятости для работников, недостаточно помогает обществу, нередко действует без учета этических норм. Даже у руководителей фирм есть сомнения начет этической атмосферы, царящей в деловом мире: восемь из десяти менеджеров высшего звена считают, что бизнесмены так или иначе преступают моральные нормы в своей деловой практике, и примерно один из четырех полагает, что соблюдение этических норм препятствует успешной карьере.

Однако, конечной целью делового общения является определенная совместная деятельность. Достижение этой цели требует разрешения противоречий, которые должны решаться на основах этики и морали. 

 

2. Классификация Р. Льюиса

 

Одна из попыток классификации  культур на основе комплексной системы показателей, влияющих на деловое поведение, принадлежит Р. Льюису (см. табл. 1). Льюис выделил три типа культур:

1. Моноактивные культуры. Их представители ориентированы на задачи. Они активно занимаются планированием жизни и не делают несколько дел в одно и то же время (каждому делу уделяется определенный отрезок времени). В эту группу входят немцы, англичане, американцы, австралийцы, новозеландцы, скандинавы (за исключением финнов).

2. Полиактивные культуры. Представители данной культуры ориентированы на людей. Они общительны, спонтанно активны, делают несколько дел сразу, и не обязательно те, которые запланированы. Они могут делать то, что нравится в данный момент, что кажется важным. Это испанцы, итальянцы, латиноамериканцы, арабы.

3. Реактивные культуры. Характерная черта этого типа культуры — придание большой значимости вежливости, умению слушать. Ее типичные представители — японцы, китайцы, финны.

Таблица 1

Классификация культур по Р. Льюису

 

3. Классификация деловых культур

по типу обработки  информации

К началу 80-х гг. XX в. было предложено свыше тридцати показателей, которые описывают различные аспекты культуры, влияющие на поведение менеджеров. Как показал X. Триандис, они, несмотря на различия в названиях, в значительной степени перекрывали друг друга. Однако некоторые аспекты оставались неописанными. Именно X. Триандис обратил внимание на различие в типах информационных процессов в различных деловых культурах. В частности, существенную роль в восприятии информации играют социальные характеристики источника и получателя информации (см. табл. 2). В этом отношении культуры делятся на те, где важнее компетентность партнера в сфере коммуникации, и те, где восприятие информации зависит от статуса человека в определенной группе. В последнем случае существенны происхождение, пол, религия и другие характеристики, определяющие статус индивида в обществе. С введенным разграничением тесно связана постановка вопроса о том, кого можно считать членом группы («инсайдером»), а кого нет. Естественно, внутри группы информация воспринимается с большим доверием, а коммуникации намного интенсивнее, чем между ее членами и третьими лицами (табл. 3). Особенности коммуникационного процесса будут также определяться тем, каким образом сформированы группы, их размером. Например, сплоченность подразделений вызывает к жизни эффекты их самостоятельного организационного развития, дифференциации субкультур. В то же время «мягкие» разграничения подразделений способствуют созданию сильной корпоративной культуры. Аналогичные процессы наблюдаются в стратегических альянсах. Более того, «мягкость» или «жесткость» способов разграничения может увеличивать или уменьшать легкость смены поставщика или другого бизнес-партнера.

 

 

Таблица 2

Критерии классификации  культур по восприятию информации

 

Таблица 3

Критерии классификации  культур по оценке и использованию

 

Понятно, что в этих двух типах культур для выполнения представительских функций менеджеры  выбираются на основании различных  критериев. В первом случае это индивиды, имеющие репутацию экспертов, а во втором — это авторитетные личности, принадлежащие к определенным группам населения, элите. Так как представительские функции составляют заметную часть работы руководителя, то и карьерные возможности менеджеров будут различаться в этих двух типах культур.

 

Заключение

Проанализировав всю  вышеизложенную работу, можно сделать  ряд следующих выводов:

1. вступая в деловые отношения, надо всегда иметь в виду, что люди смотрят на вас, как на представителя вашего государства и вашего народа; каждое неестественное и ненужное подражание другим нравам производит отрицательный эффект, кроме того никто за рубежом от нас не ожидает, что мы станем вести себя точно также, как француз, араб, каждый человек является плодом своего воспитания, образования, а в конечном счете, истории своей страны;

2. так уж сложилось, что представителей делового мира России, не так уж часто можно было встретить в разных странах, поэтому они в самых обыденных ситуациях - в гостинице, в ресторане, на улице, да случается на деловых приемах — еще вызывают значительный интерес; это - вполне нормальное человеческое любопытство, и с углублением сотрудничества и расширением контактов оно, по-видимому, исчезнет;

3. вступая в международный бизнес, нельзя оставлять дома присущие нам черты и качества, напротив, нужно всегда вести себя, поступать как достойный представитель государства; и наверное, где бы человек не находился, самым важным в его поведении остается чувство такта;

4. Однако, вступая в деловые контакты, необходимо проявлять также определенное чувство терпимости к правам других народов, не следует забывать об этом особенно при проявлении религиозных или политических убеждений.

5. Не углубляясь в философские вопросы об истине, нужно исходить из того, что в мире не существует одной - единственной, раз и навсегда данной правды и истины. Сказанное касается не только политических и религиозных убеждений, но и бизнеса.

 

Литература

  1. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  2. Пивоваров С.Э., ТарасевичЛ. С.,МайзельА. И. Международный менеджмент. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2005.
  3. Психология и этика делового общения / Под ред. Лавриненко В.Н. -М.: ЮНИТИ.- 1997.
  4. Резчиков Е.А. Этика делового общения. - М.? МАСИ. - 1995.
  5. Ленин А.С., Кузилова Т.Н. Имидж Делового человека. - М.: Приор. – 1997.
  6. Мясоедов С. П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. — М.: Дело, 2003.
  7. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. — М., 1995.
  8. Погорлецкий А. И. Экономика зарубежных стран. — СПб., 2000.
  9. Симонова Л. М., Стровский Л. Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. — М.: ЮНИТИ, 2003.
  10. Ховард Н., Коротков Э. Принципы менеджмента. - М.: ИНФРА-М. 1996.
  11. Холден И. Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Информация о работе Классификация деловых культур: классификация Р.Льюиса по типу обработки информации