Информационные технологии в муниципальном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе информацию рассматривают как один из основных ресурсов его развития, а информационные системы и технологии как одно из средств повышения эффективности работы людей.
Информация и знание становятся определяющим экономическим фактором, а также важнейшим национальным ресурсом, который в определенном смысле подобен недрам, воде, лесам и т. п. и который в значительной степени определяет благосостояние государства. Сохранение, развитие и рациональное использование национального информационного ресурса является задачей государственного значения.

Содержание

Введение 3
I. Понятия и принципы информатизации муниципального управления 4
1.1. «Электронная Россия» — Федеральная целевая программа. 4
1.2. Информационные технологии в муниципальном управлении. 7
1.3. Понятие муниципальной информационной системы. 9
II. Описание реального состояния информатизации на примере муниципальной службы 10
2.1. Текущее состояние информатизации в Пермском крае. 10
2.2. Проблемы и решения применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении. 13
Заключение 18
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по ИТУ.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Вторая проблема, которую должны были решить ИКТ, это сокращение времени ожидания, в том числе и для решения этой задачи вводились автоматизированные систему учета обращений граждан. Такая система функционирует и в администрации Дзержинского района г.Перми. Реально же введение системы мало связано с соблюдением сроков, так как служащие администрации не считают эту задачу актуальной для себя. Большинство сотрудников нуждается в напоминаниях о том, что необходимо исполнить документ, кроме того, в администрации существует практика наказаний за нарушение сроков исполнения. Несмотря на все принимаемые меры, сроки ожидания не сокращаются. Это, на наш взгляд, связано и с тем, что часто документы «сверху» приходят уже с опозданием, пока они «пройдут» все ступени в администрации и «спустятся» до исполнителя, времени на их исполнение практически не остается. В результате большинство документов, поступивших исполнителю оказываются с грифом «срочно», «очень срочно», возникает нервозность, напряжение и раздражение со стороны исполнителя, сотрудники проявляют поспешность и, как следствие, ухудшается качество подготовки документов, разработки рекомендации и, соответственно, принятия решений. Аналогичная ситуация возникает, если в цепочке лиц, рассматривающих документ, есть хотя бы один, откладывающий дела «в долгий ящик». При чем это вполне может быть и руководитель структурного подразделения, что еще больше нагнетет негативных эмоций среди рядовых специалистов. Таким образом, эффективность работы не возрастает, а, наоборот, падает, а время ожидания все равно не уменьшается. Более того, иногда можно встретить объявление о том, что «…в связи с внедрением новых технологий обработки информации время ожидания увеличивается…». Здесь, на наш взгляд, может быть два решения – повышение ответственности и корпоративной культуру работы или контроль со стороны автоматизированной системы за прохождением документа на каждой ступени. Последнее возможно при введение электронного документооборота,  но тут возникают новые проблемы. Формально, в администрации Дзержинского района введен электронный документооборот, то есть к ним приходят из вышестоящих структур запросы, документы в электронном виде и обратно ответы тоже направляются в электронном виде, а внутри организации реально документ поле регистрации начинает свое движение в бумажном виде. Возможно, что причина тому несовершенство системы документооборота, либо неумение и нежелание служащих работать с документами в электронном виде. И если первая причина – техническая, о вторая носит скорее комплексный характер, потому как с неумением можно справиться посредством обучения, а с нежеланием бороться гораздо труднее. Таким образом, вытекает следующая проблема внедрения ИКТ в муниципальном управлении – низкий уровень квалификации и профессиональной подготовки работников органов муниципального управления. Об этой проблеме говорят практически все, кто так или иначе занимается проблемами информатизации различных уровней власти. Понятно, что предлагается проводить подготовку кадров к работе с ИКТ, организовывать их обучение и т.д. Но не стоит забывать и о второй стороне этой проблемы – нежелания поднимать свой профессиональный уровень. Показательно то, что улучшение знаний в сфере информационных технологий не является для служащих администрации Дзержинского района  актуальным, а потребность в обучении заявляется лишь в связи с внедрением новых программных продуктов. И, к сожалению, если желание или нежелание рядовых специалистов не играет большой роли в процессе внедрения и использования информационных технологий, то нежелание руководителей муниципальных образований осваивать и применять ИКТ ставит под сомнение реализацию всей программы «Электронная Россия». При том, что руководителями, как правило, нежелание внедрять ИКТ объясняют либо нехваткой средств, либо отсутствием единых стандартов и четких предписаний. Разработчики программы «Электронное Прикамье 2008 -2010 г.» говорят о том, что «…низкий уровень готовности вкладывать собственные (муниципальные) средства в развитие информационных систем обусловлен недостаточным финансированием. Как следствие – приоритетность решения более насущных задач, связанных с непосредственными нуждами населения, такими как услуги ЖКХ, строительство дорог и др.»5

Также авторы Программы «Электронное Прикамье 2008 – 2010г» пришли к выводу, что интерес со стороны представителей властных структур муниципального уровня к единым комплексам информационных систем обусловлен отсутствием единых стандартов создания и ведения баз данных различными структурами, ведомственно принадлежащими к разным уровням власти – федеральному, региональному и муниципальному. Особенно остро это ощущается именно на уровне местного самоуправления. Отсутствие создает дополнительную нагрузку для работников администраций. В условиях нехватки специалистов, особенно профессионально владеющих информационными технологиями, существенно снижается эффективность деятельности органа власти.6

В результате проведенного исследования был выявлен ряд взаимосвязанных проблем на уровне муниципального управления. Проанализировав актуальное состояние информатизации, пришли к выводам, аналогичным разработчикам программы «Электронное Прикамье 2008 – 2010г.» Это косвенно может свидетельствовать о том, что состояние внедрения и применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальное управление за последние два года существенно не изменилось.

Несмотря на определенные успехи в деле информатизации муниципального управления, общий уровень использования ИКТ муниципальными служащими в администрации Дзержинского района остается достаточно низким. Можно согласиться с авторами краевой программы утверждающими, что внедрение новых технических средств в большинстве случаев существенно не влияет на практику принятия управленческих решений. Непродуманность некоторых организационных и технических решений при внедрении новых технологий зачастую вызывает отрицательный эффект, снижающий качество и оперативность управления.

Выяснили, что внедрение информационных технологий оказывает слабое влияние на сферу оказания государственных услуг. Взаимодействие с населением и организациями по поводу предоставления услуг выстраивается традиционным способом: путем личного обращения в органы власти, направления письменных заявлений и запросов и т.п. В администрации Дзержинского района для учета и контроля обращений граждан внедрены автоматизированные системы. Однако, необходимость сокращения срока ожидания гражданами получения услуги большинством муниципальных служащих в качестве актуальной задачи не рассматривается.  

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, мы рассмотрели основные направления реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», в результате выполнения которой были заложены институциональные основы в сфере использования информационных технологий, определены и отработаны на практике подходы к решению задачи повышения эффективности и открытости деятельности органов государственного управления на основе их применения, начата работа по созданию ряда ключевых межведомственных информационных систем, необходимых для эффективной реализации функций государственного управления, в том числе на региональном и муниципальном уровнях. Выяснили, что информационная система муниципального образования представляет собой комплекс сложных программных систем и рассмотрели понятие муниципальной информационной системы.

Проанализировав документы, регламентирующие процессы  информатизации муниципального управления, выяснили, что на территории Пермского края, помимо Федеральной Целевой программы «Электронная Россия»,  разработаны и реализуются региональные Концепция и программы информатизации, направленные, в первую очередь, на реализацию программ и планов комплексного развития социально-экономического развития  территории.

С точки зрения основных положений этой программы было проанализирован процесс применения информационно-коммуникационных технологий в администрации Дзержинского района города Перми.  

Можно согласиться с авторами краевой программы в том, что приоритетными направлениями развития информатизации в Пермском крае в настоящее время являются интеграция созданных разрозненных информационных систем органов управления в комплексные территориальные информационные системы, развитие инфраструктуры региональной информатизации, формирование и использование информационных ресурсов – кадастров, регистров, распределенных баз данных, внедрение автоматизированной системы электронного документооборота, создание центров электронной торговли и госзакупок, создание интернет-порталов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Из этого следует разработка и реализация политики развития ИКТ должны быть тесно увязаны с совершенствованием государственного и муниципального управления.

Анализ непосредственно муниципального управления показал, что имеется ряд взаимосвязанных проблем в использовании и внедрении информационно-коммуникационных технологий в органах власти. Проанализировав актуальное состояние информатизации, пришли к выводам, аналогичным разработчикам программы «Электронное Прикамье 2008 – 2010г.» Это косвенно может свидетельствовать о том, что состояние внедрения и применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальное управление за последние два года существенно не изменилось. К путям решения выявленных проблем, предложенными авторами краевой программы, хотелось бы добавить возможность создания помимо интернет-порталов сall-центров  для информирования населения о деятельности органов власти по оказанию государственных услуг и необходимость организации работы, направленной на формирование понимания и необходимости внедрения ИКТ в деятельность муниципального управлении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.                 Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)», в редакции от 15 августа 2006 г. (постановление Правительства РФ № 502)

2.                 Концепция Целевой Программы "Электронное Прикамье 2004-2010 годы". Принята Постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 20.11.2003 № 1105 // #"#"> //www.pgpalata.ru/reshr/info/01.shtml

3.            Саак А.Э.,  Пахомов Е. В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления : Учебник для вузов. 2-е изд.(+CD). – СПб.:Питер, 2008 г.

4.            Сергеев М. Информатизация начинается с местного самоуправления //  www.politcom.ru

5.            Систер В.Г. Информационные технологии на службе города// Информационное общество, 2003. - №1.

6.            Современный механизм управления регионом: «Электронное правительство»  Материалы всероссийской конференции. Калининград, Ред.Ильиной К.В. 29—30 мая 2008 года.

7.            Шубин А.В., Есипов М.А., Кристальный Б.В. Единая государственная  система упрвления и передачи данных (ЕГСУПД) и ее законодательное обеспечение («Электронная Россия 2002-2010 годы)»)//Информационные ресурсы России. – 2002-№1.

8.            Сайт краевой программы «Электронное Прикамье» -http//www.elprikam.psu.ru

9.            Сайт ФЦП «Электронная Россия» - #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Правовые информационные ресурсы в сети Интернет: справочное пособие. #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">

 

1 Сергеев М. Информатизация начинается с местного самоуправления // www.politcom.ru /2005/zloba5362.php

2 Концепции региональной информатизации до 2010 года

3 Акатова Н.А. Система государственного управления. Кн.5. Информационные технологии: Учебное пособие. – М.: ГУУ, 2000

4 Систер В.Г. Информационные технологии на службе города// Информационное общество, 2003. - №1.

 

5 Краевая программа «Электронное Прикамье 2008-2010г.) //www.elprikam.psu.ru

6 Краевая программа «Электронное Прикамье 2008-2010г.) //www.elprikam.psu.ru

 


 



Информация о работе Информационные технологии в муниципальном управлении