Закон синергии, закон самосохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:16, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: изучение закона синергии и закона самосохранения.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
1) рассмотреть сущность закона синергии и закона самосохранения;
2) изучить варианты реализации синергетического закона;
3) перечислить признаки достижения синергии;
4) проанализировать уровни закона самосохранения;
5) определить характер действия закона.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность закона синергии и закона самосохранения…………………4
1.1 Закон синергии…………………………………………………………4
1.2 Закон самосохранения………………………………………………..6
2. Реализация синергетического закона……………………………………9
3. Признаки достижения синергии……………………………….………..11
4. Реализация и уровни закона самосохранения……………………….…12
5. Характер действия закона, достижения и сохранение уровня самосохранения…………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………..20
Список использованных источников и литературы………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Бурыхин.docx

— 50.75 Кб (Скачать файл)

Задача руководителя заключается  в том, чтобы найти такой набор  элементов и так соединить  их между собой, используя прогрессивные  формы организации, чтобы ресурсы  оптимально взаимодействовали бы между  собой, создавая эффект положительной  синергии. Пример: Можно ли создать молодую семью, потенциал которой всегда будет в области созидательной энергии? Ответ: Очень трудно, так как на все элементы необходимые для синергии, находятся в сфере управления семьи - пьющие родители, влияние внешней среды.

Заранее спроектировать условия  достижения синергии достаточно трудно. Также трудно оценить возможное  увеличение общего потенциала организации.

Измерение синергетического эффекта пока не производится. Однако проводятся накопления статистических данных о влиянии синергии, формируются  простейшие модели условий ее достижения.

Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов. Метод "вопросы и ответы" наиболее прост в организационном исполнении, его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы возможных вопросов, ответов и  последствий их реализаций. Весьма перспективен метод "конференция  идей", в основе которого лежит  стимулирование процесса мышления на уровне сознания. С обычной конференцией здесь мало общего. Основные принципы данного метода: число участников 4-12; запрещаются насмешки, критика, даже позитивная; для обсуждения формулируются 1-2 зависимые друг от друга задачи; продолжительность конференции 30-50 мин; ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных. В  США распространен метод "мозговой атаки", в его основе лежит стимулирование подсознания, который является неиссякаемым источником человеческого духа, появления  блестящих идей.

Все методы должны быть направлены на усиление действий закона синергии.

Синергетический эффект может быть получен за счёт:

  • Организующей роли менеджера (план-задание, режим работы, норма и нормативы, стимулы, контроль и т.п.);
  • Организации труда;
  • Организации производства;
  • Коллективного принятия решений;
  • Организация оперативного производственного планирования и управления и др.

Знание закона синергии может активизировать деятельность руководителя по поиску наилучшего набора ресурсов. Закон синергии действует  независимо от воли и сознания руководителя, однако результаты действия закона зависят  от состояния трёх сред: руководителя, подчинённых и внешней среды  по отношению к закону синергии. Каждое состояние характеризуется  двумя значениями: знает закон  или не знает закон:

  • Первый вариант. Руководитель и подчинённые не знают о законе синергии.

Характер стихийного действия закона. Персонал компании будет действовать на уровне здравого смысла, исходя из имеющихся средств. Руководители компании будут основное внимание обращать на личные и профессиональные качества вновь принимаемых специалистов, технические характеристики оборудования. Однако даже очень хороший профессионал и замечательный человек может не вписаться в микроклимат коллектива, и его отдача будет меньше возможной; приобретённое первоклассное оборудование в ряду уже имеющегося морально устаревшего оборудования или при отсутствии требуемой подготовки персонала также не даст должной отдачи. Таким образом, потенциал многих приобретённых и имеющихся ресурсов может в сумме дать меньший, чем возможно результат.

  • Второй вариант. Руководитель знает о законе, а его подчинённые нет.

Характер действия закона. Руководитель будет стараться достичь гармонии в использовании всех ресурсов компании, в том числе приобретать и правильно расставлять технологическое оборудование и персонал, вводить прогрессивную систему стимулирования и профессионального обучения. Подчинённые могут не понять стратегических и тактических замыслов руководителя и начнут явно или скрыто сопротивляться, что может принести вред компании.

  • Третий вариант. Руководитель и подчинённые знают о законе синергии.

Характер действия закона. Руководитель в своих решениях может опираться на понимание со стороны подчинённых. Работники, знающие данный закон, с пониманием будут относиться к действиям руководителя по гармонизации деятельности и использования ресурсов. Кроме того, подчинённые будут сами проявлять инициативу в рамках порученных заданий и общей цели компании. Совместная позитивная работа руководителей и подчинённых всегда приводит к положительным результатам: благоприятный климат, творческий стиль работы, прибыль.

3. Признаки достижения синергии

Достаточно трудно заранее  определить необходимые ресурсы  и условия их использования для  достижения синергии. Это можно делать либо приобретая собственный опыт в  процессе перебора различных ресурсов в деятельности компании и дальнейшего  отслеживания экономического или социального  результата, либо используя опыт успешных компаний. Оценка синергетического эффекта  может идти косвенно - как части (составляющей) экономической, социальной, организационной, технологической, правовой или идеологической эффективности. Прямые методы оценки синергетического эффекта находятся в стадии разработки.

Приведём набор типовых  ситуаций, в какой-то мере характеризующих  приближение деятельности компании к синергетическому эффекту:

- длительная и качественная  работа оборудования без поломок;

- использование замороженных ресурсов, в том числе находящихся в  личном пользовании;

- хорошее настроение в коллективе;

- снижение усталости работников;

- доверительные отношения между  сотрудниками;

- поддержка коллективной, а не  сдельной оплаты труда;

- сокращение технологического  цикла;

- снижение сердечнососудистых, простудных и других заболеваний;

- частичный отказ от услуг  сторонних организаций;

- благотворительная деятельность;

- постоянный спрос на продукцию;

- активное приобретение работниками  акций своей компании;

- усиление лояльности к своей  организации и непосредственному  руководству;

- усиление интереса работников  к повышению своей квалификации;

- выработка и поддержка традиций  и ценностей организации;

- соотношение разработанных и  принятых для внедрения рационализаторских  предложений и изобретений;

- рост рационализаторских предложений  по совершенствованию производства  и управления в организации;

- сокращение количества оперативных  совещаний и увеличение количества  стратегических;

- устойчивость организации к  небольшим возмущающим воздействиям;

- усиление технологической и  организационной дисциплины и  т.п.

Руководитель должен стремиться усиливать имеющиеся положительные  ситуации и формировать недостающие.

4.Реализация и уровни закона самосохранения

Для реализации закона самосохранения компании возможны три варианта реализации:

Первый вариант. Руководитель и подчиненные ничего не знают о законе самосохранения. Характер стихийного действия закона. На 4-ом, 5-ом и начале 6-го уровня самосохранения компания функционирует успешно. Закон себя практически не проявляет, и у руководителя нет оснований для беспокойства. При нарастании неблагоприятных воздействий (увеличивается потенциал разрушения) и фактическом переходе компании к 1-му, 2-му и 3-му уровням самосохранения организация в лице всего коллектива начинает сопротивляться (наращивать потенциал созидания). Это реализуется за счет мобилизации имеющихся ресурсов, в том числе увеличении продолжительности рабочего дня, поисков новых рынков сбыта, совершенствования технологии производства. Но иногда действие закона самосохранения приводит к спонтанным и криминальным решениям, в том числе подделкам финансовых документов, обманам, налоговым преступлениям и т.д. Естественное стремление быстро нарастить потенциал созидания приводит к неоправданным и часто невосполнимым затратам. Например, увеличивают производство продукции на тех же производственных мощностях, что часто приводит к ухудшению качества и большому количеству рекламаций; берут срочные кредиты у коммерческих банков или компаний, оставляя в качестве залога готовую продукцию или ликвидную недвижимость. Не всегда организации удается расплатиться с кредиторами в срок.

Действие закона приводит к быстрому уменьшению потенциала созидания. Данный вариант предполагает действие закона самосохранения в условиях типичной добросовестной работы персонала на уровне здравого смысла. При этом, закон будет действовать сам по себе. Он может быть полезным, нейтральным или губительным для той или иной организации, процесса, конкретных людей.

Второй вариант. Руководитель знает о законе, а его подчиненные - нет. Характер действия закона. На 4-ом, 5-ом и начале 6-го уровня самосохранения, когда наблюдается стабильность в преобладании потенциала созидания, руководитель своими решениями лишь стабилизирует требуемый уровень самосохранения. Персонал при этом ощущает стабильность и уверенность. Работники не думают о формировании долгосрочных ресурсов выживания. Решения руководителя по упреждающим мероприятиям подчиненные будут воспринимать как расточительство или непрофессионализм. Возможно и противодействие при выполнении заданий и даже открытый саботаж. При перемещении организации в неблагоприятные уровни самосохранения (1-ый, 2-ой, 3-ий или 7-ой) персонал начнет активизироваться, часть из них покинет организацию, уменьшив тем самым потенциал созидания компании, а другие будут предлагать руководителю скороспелые, часто сомнительные варианты наращивания потенциала созидания или ослабления потенциала разрушения. Предыдущие действия руководителя будут восприниматься подчиненными как неправильные. Этот вариант очень тяжелый для руководителя и подчиненных.

Третий вариант. Руководитель и подчиненные знают закон самосохранения, а также благоприятные уровни и варианты необходимых действий. Характер действия закона. На 4-ом, 5-ом и начале 6-го уровня самосохранения, руководитель и подчиненные формируют необходимые ресурсы для стабилизации деятельности компании и в случае возникновения разрушительных форс-мажорных ситуаций, изменений структуры спроса на продукцию, изменений курсов ценных бумаг и др. Руководитель и подчиненные достигают взаимодействия по ключевым вопросам развития отдельных подразделений и компании в целом. Основные направления совместной деятельности: новационная и инновационная деятельность; маркетинговые исследования; создание благоприятного социально-психологического климата в каждом подразделении; улучшение качества управленческой и производственной деятельности; формирование устойчивых связей с клиентами, поставщиками и потребителями, муниципальными и федеральными органами власти.

При данном варианте практически  будут реализовываться планы  поставок сырья, оборудования, комплектующих  изделий в конкретное время, на конкретное место. Такой вариант предполагает действие закона самосохранения в условиях профессионального подхода персонала  к своей деятельности в рамках своих прав и полномочий. При этом закон будет действовать по заранее  подготовленному сценарию, принося  пользу той или иной организации, процесса, конкретных людей. Таким образом, для стабильности организации очень важны правильная организационная стратегия и тактика. При низком уровне самосохранения необходимо обдумать ситуацию и применить ряд организационных мер. Они могут касаться изменения стратегии поведения фирмы на рынке, формы управления, изменения численности персонала и структуры кадров. Организация может войти в более крупную компанию, может стать лидером в одном выбранном направлении и отбросить те направления деятельности, которые тянут ее вниз. На потенциал самосохранения влияют ошибки руководства, внешние и внутренние форс-мажорные обстоятельства, отсутствие специалистов в нужное время в нужном месте, а также своевременное страхование.

Самосохранение - это частный случай, точнее, составная часть устойчивости и надежности системы-организации. Устойчивость организации зависит от внешней и внутренней сред, характера ее деятельности, наличия ресурсов, качества управления и т.п. Как одно из условий стабильности, самосохранение базируется в основном на внутренних факторах и обусловлено действием двух противоположных организационных факторов - консерватизма и развития: консерватизм приводит к застою; ускоренное, не обеспеченное достаточными ресурсами развитие может обеспечить только временный успех.

Уровни закона самосохранения представляют собой 7 уровней:

Уровень

Диапазон значений УР в %

Комментарий

1

-1000  -100

Организацию следует немедленно ликвидировать

2

-40  -10

Для старых организаций  посмотреть циклы подъема и спада, если это общая тенденция, то принимается  решение о реорганизации или  ликвидации. Для новых организации либо ликвидировать, либо подключится в новых источников удержания.

3

0

Для старое предприятие  это может быть сигнал для принятию радикальных решений, а для новых организации – это обычная борьба за выживание.

4

10 – 20

Нормальная ситуация в  рыночной экономике.

5

100 – 200

Благоприятствующая ситуация в рыночной экономике.

6

300 – 400

Организация находится  в искусственных льготных условиях. Это сигнал к быстрой расплате.

7

500 – 1000

Организацию нужно срочно ликвидировать.


Как поддерживать на достаточном  уровне или увеличить положительный  ресурс организации (то есть ресурс удержания)? Этого можно добиться за счет правильной работы с внешней средой. Здесь  существуют и используются четыре стратегии.

Пассивно-индивидуальная: это стратегия основана на ожидании партнеров и предложений для заполнения свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Эта стратегия предполагает проведение умеренной рекламной кампании. Основная особенность такой стратегии - предпринимательский риск. Ведь, по сути, руководитель просто сидит и ждет, потребуются ли кому-нибудь услуги или товары его организации. Эту стратегию стоит применять, когда у предпринимателя уже есть иной стабильный источник доходов, ведь здесь довольно велик риск, быть невостребованным и обанкротиться.

Информация о работе Закон синергии, закон самосохранения