Жизненный цикл организации на примере гостиницы «Байкал плаза»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - анализ предприятий в условиях их жизненного цикла, так как существуют эталонные стратегии поведения на стадиях жизненного цикла.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
• изучить литературу по данной теме;
• изучить понятие жизненного цикла организации;
• рассмотреть модели жизненного цикла;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теория о жизненном цикле организации 5
1.1 Понятие жизненного цикла организации 5
1.2 Модели жизненного цикла 6
1.3 Анализ моделей жизненного цикла 10
Глава 2. Анализ жизненного цикла на примере гостиницы «Байкал
Плаза» 13
2.1 Основные этапы жизненного цикла гостиницы «Байкал
Плаза» 13
2.2 Анализ поведения гостиницы «Байкал Плаза» на стадии
зрелости 17
2.3 Стратегия для конкуренции гостиницы «Байкал Плаза» 18
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

жизненный цикл организации.docx

— 101.72 Кб (Скачать файл)
  • стадия простых систем;
  • устойчивая стадия организации;
  • стадия разработки структур.

Представление социальной организации в качестве открытой системы, активно взаимодействующей с внешней средой позволило авторам предположить, что главные предпосылки успешной деятельности находятся не внутри организации, а вне ее. Также это представление выполняет функцию методологического принципа организации и анализа данных, полученных в результате диагностики конкретной организации [7,28].

7. Р. Куинн и К. Камерон: «Интегративная  модель» (1983).

В 1983 году Куинн и Камерон предложили вариант, обобщающий ранее созданные модели. Выделяя четыре стадии развития, основной акцент они делают на эффективности деятельности организации и определении ее критериев на различных стадиях.

8. И. Адизес: «Теория жизненных циклов  организации» (1979).

В своем исследовании автор проводит аналогию эволюции организации со схожими биологическими процессами, происходящими в развитии живых организмов, что позволяет характеризовать эту модель как эволюционно-теологическую. Процесс организационного развития представляется как естественный, запрограммированный и заранее предусматривающий неизбежное и поэтапное прохождение организацией в ходе развития ряда обязательных фаз (стадий). В концепции указывается на невозможность перепрыгивания через указанные фазы. Однако исследователем выявлено основное отличие организационного развития от биологического: в состоянии расцвета организация может находиться долгое время при условии обеспечения верного стратегического и тактического управления. Помимо этого организация может восстановиться и продолжить свой рост, даже если в настоящее время находится на стадии спада при условии внедрения принципиально нового стиля руководства, при необходимости - смены ориентиров, ценностей, установок и т.д.

 

 

 

1.3 Анализ моделей жизненного  цикла

Рассмотрев различные модели жизненного цикла организации, видим, что в основе каждой из них лежит особая уникальная идея. Тем не менее, все модели в той или иной степени отражают сущность эволюции компании.

Типичная модель жизненного цикла организации.

Отсутствие единой объективной модели обусловлено тем, что авторами не были произведены полноценные длительные исследования, объектом которых стали бы организации, прошедшие полный жизненный цикл. Сложность подобных экспериментов помимо прочего состоит в том, что некоторые стадии (как, например, период рождения) могут занимать до нескольких лет и изучение подобных процессов в разных организациях может дать отличающиеся результаты [15, c.75].

Несмотря на то, что различные авторы спорят о длительности и природе стадий развития, все они солидарны в том, что каждая стадия содержит ее собственную уникальную структуру, системы и стиль лидерства. Переходы от одной стадии к другой не происходят естественно и гладко, независимо от силы и пожеланий высшего руководства.

Еще одна особенность развития, отмеченная Куином и Камероном, состоит в том, что изменения на ранних стадиях происходят более стремительно, чем на поздних стадиях развития. Но эта закономерность нуждается в дополнительных эмпирических исследованиях.

Стоит отметить также следующую особенность описанных выше моделей: как правило, стадии раннего развития и распада, или смерти, игнорируются исследователями. Это обусловлено сложностью получения информации о состоянии организации на указанных этапах. Пребывая на стадии зарождения, т.е. до формального существования, организация существует лишь в виде образа, созданного основателями компании. Очевидно, что отсутствие полного объема фиксированной информации затрудняет исследования. Между тем этап, предваряющий рождение организации, не менее важен, чем остальные. Важность его заключается в том, что основатели компании закладывают «теоретический» фундамент будущей организации, планируют главные направления ее деятельности и от правильности планирования во многом зависит успешная реализация стратегии на практике.

С другой стороны, кроме И. Адизеса, никто из исследователей не уделил должного внимания стадии распада и смерти. Данный этап по некоторым естественным причинам игнорируется в исследованиях. Желание работать с «умирающими» организациями возникает далеко не у всех, в то же время архивные исследования лишены субъективного отражения фактов, интересующего исследователей и консультантов по управлению.

Таким образом, мы провели краткий анализ созданных в разное время моделей жизненного цикла организаций, выявили основные их особенности, отметили имеющиеся недостатки.

В настоящее время в теории организации чаще всего встречается модель, предложенная Д. Миллером и П. Фризеном, которые, взяв за основу изменения в ситуации, самой организации, инновациях и организационной стратегии, выделили пять стадий развития: рождение, развитие, зрелость, расцвет, упадок.

В приведенной ниже таблице отражены основные критерии, по которым можно определить (по их мнению) стадию, на которой находится исследуемая организация [19, c.42].

Таблица 1.3.1 Критерии определения стадии развития организации

Фазы развития

Критерии

Рождение

  Возраст фирмы младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе управления - менеджер-собственник

Развитие

  Уровень продаж возрастает более чем на 15%, функционально организованная структура, политика формализована

Зрелость

 Уровень продаж растет, но прирост составляет менее 15%, более бюрократическая организация

Расцвет

  Уровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные системы контроля и планирования

Спад

 Ограничение выпуска продукции, прибыль падает


 

 

Основные фазы развития и критерии их определения схожи для многих моделей, описанных выше. Однако ввиду того, что лишь И. Адизес подробно рассматривает полный цикл жизни организации с рождения до смерти, выделяя отдельные подстадии развития, предложенная им модель наиболее оптимальна для рассмотрения в данной работе. Именно эта модель будет рассмотрена ниже с описанием отдельных этапов жизненного цикла организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ жизненного  цикла на примере гостиницы «Байкал Плаза»

2.1 Основные этапы  жизненного цикла гостиницы «Байкал Плаза»

Гостиница Байкал Плаза****, Улан-Удэ

Тип: Гостиница 
Город: Улан-Удэ 
Адрес гостиницы Байкал Плаза****: ул. Ербанова, 12 
Номеров: 78 
Телефон администратора: +7 (3012)21-00-70 
Телефон для бронирования: +7 (3012)21-08-38 
Часы работы отдела регистрации (ресепшн): 09:00 - 17:00 
E-mail: baikalplaza@mail.ru

       О гостинице Байкал Плаза****

       В 2008г. получила классность 4 звезды. В августе 2009г. гостиница стала временной резиденцией президента РФ Дмитрия Медведева. Реконтруирована полностью в 2007г. Находится непосредственно на центральной площади города. Классность - 4 звезды. 
К Вашим услугам четырехэтажное здание с 67 комфортабельными и уютными но-мерами. В их числе однокомнатные одноместные и двухместные номера класса "Комфорт", "Престиж"; двухкомнатные номера «Люкс» и "Президентский". Из окон номеров отеля открывается прекрасный вид на деловой центр Улан-Удэ. 
        Отель является идеальным местом проведения мероприятий различного уровн: конференций, семинаров и торжественных мероприятий. К Вашим услугам конференц-зал и бизнес-центр нашего отеля. 
Конференц-зал рассчитан на 80 человек. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, доска, флип-чарт, звуковой усилитель, колонки, микрофоны.  
В бизнес-центре Вы можете сделать копии, распечатать нужные Вам документы, отправить факс. Для гостей отеля Wi-Fi Интернет предоставляется бесплатно. В здании гостиницы: ресторан «Тэнгис», кофе-бар «Лобби», ресторан японской кухни «Фудзико», тренажерный зал, сауна, детский мини-клуб «Малыш», сувенирный магазин, салон красоты, авиа и ж/д кассы, услуги флористов, почта.  
      Среди гостей гостиницы: Дмитрий Медведев, Владимир Познер, Эдита Пьеха, Николай Дроздов, Юлия Чичерина, Влад Топалов, Дмитрий Крылов, Александр Михайлов, Анатолий Чубайс.

      Во всех номерах: кондиционеры, современная удобная мебель, телевизор, телефон, мини холодильник, ванная или душевая кабина в зависимости от категории номера. 
В номерах повышенной комфортности: кровати размера «king size», персональные сейфы с кодовым замком.  
Для гостей с детьми предоставляется детская кроватка, работает детская комната и гувернер. Дети до 3 лет - размещение бесплатно.

Гостиница «Байкал Плаза» прошла следующие этапы жизненного цикла:

1. Выхаживание - этап зарождения  организации. Она еще не возникла  физически и формально, однако  энтузиазм и бизнес-идея относительно  ее существования уже возникли.

В этот период происходили, в основном, обсуждения по поводу будущего организации, в ходе которого основатели заложили «теоретический» фундамент новой компании. Идея получила положительную оценку, были сформулированы определенные внутренние обязательства в отношении ее реализации и обозначена готовность взять на себя риск основания нового дела. Необходимый уровень обязательств измерялся уровнем риска, который организация берет на себя при рождении.

При создании организации были поставлены такие вопросы, как:

  • Что мы реально собираемся делать?
  • Как это будет сделано?
  • Когда это может быть сделано?
  • Кто собирается это делать и почему?

Основатель ориентировался на потенциального потребителя.

2. Младенчество (Infancy);

На этой стадии внимание переместилось от идей и возможностей к результатам производства - удовлетворению потребностей, ради которых гостиница создавалась.

Отель в младенчестве обладал нечеткой структурой, небольшим бюджетом, процедуры ведения бизнеса практически отсутствовали. На тот момент субординация была слаба, отсутствовала система приема на работу и контроля выполнения заданий.

Был составлен бизнес-план, в котором был бы проанализирован поток денежных средств. Решения принимались и исполнялись быстро. Однако отсутствие правил, стабильности и опыта, на который можно было бы положиться при принятии решений, превращали каждое решение в новый прецедент. Управление осуществлялось от кризиса к кризису.

На данной стадии развития гостиницы соблюдались определенные условия, чтобы избежать гибели. Одно из них - это обеспечение постоянного притока денежных средств, а второе - преданность основателя идее построения устойчивой организации.

Руководитель рационально организовывал управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотивации и стимулов, а также принимал необходимые меры по привлечению дополнительных ресурсов за счет внешних и внутренних источников.

3. «Давай-давай» - стадия  быстрого роста (Go-go);

Эта стадия наступила, когда идея начала работать, т.е. была преодолена нехватка денежных средств и уровень продаж начал расти, создается впечатление, что компания не только выжила, но даже процветает.

Вследствие нечеткого закрепления должностных обязанностей разные функции нередко выполнялись одним сотрудником. Это обуславливает то, что, компания организована вокруг людей, а не задач. И хотя директором предпринимались попытки делегировать властные полномочия, принятие всех существенных решений не происходило без его непосредственного участия. Причиной тому является боязнь руководителя потерять контроль.

4. Юность (Adolescence);

На этом этапе предприятие претерпело коренные изменения. Данный процесс протекал более длительно и проблематично, нежели предшествующие. Характерными стали конфликты, прежде всего между сотрудниками, стоящими у истоков компании и недавно начавшими свою деятельность в увеличившейся организации.

Возникла необходимость одновременного решения трех задач: освоения делегирования полномочий, изменения системы руководства, смещения целей.

Смена целей произошла путем перехода от экстенсивного развития к повышению качества деятельности. Для этого весь персонал был вовлечен в происходящие изменения, поскольку сотрудники по-прежнему находились на стадии быстрого роста, и они проявляли интерес к тому, чтобы одновременно и часть полномочий была передана им, и поддерживался тот же темп роста.

Происходит переход организации от одного набора проблем к другому. Руководство решает текущие вопросы и создает систему вознаграждений, перераспределяя роли и обязанности, а также устанавливает четкие правила и нормы поведения сотрудников.

5. Расцвет (Prime);

На этой стали предприятию свойственно наличие систем должностных обязанностей и высокой организационной культуры; усложнилась структура организации; наладилось планирование, определились перспективы развития; компания ориентирована на удовлетворение потребностей клиентов; наблюдается стабильный рост продаж и прибыли.

6. Стабилизация(Stabilization);

Гостиница «Байкал Плаза» находится сейчас в фазе стабилизации. Она является первой стадией старения в жизненном цикле организации. Происходит потеря духа творчества, сокращаются инновации и уже не поощряются изменения, которые и привели ее к расцвету. Как только уменьшается гибкость, организация становится зрелой. Она по-прежнему ориентирована на результат и хорошо организована и управляема, однако в ней возникает меньше конфликтов, чем на предыдущих этапах. Достигнутая стабильная позиция на рынке вызывает чувство безопасности, что может быть безосновательным в длительной перспективе. Возвратность инвестиций становится доминирующим индикатором выполнения планов, а различного рода количественные показатели вытесняют гибкое концептуальное мышление.

 

2.2 Анализ поведения  гостиницы «Байкал Плаза» на стадии зрелости

Информация о работе Жизненный цикл организации на примере гостиницы «Байкал плаза»