Жизненный цикл организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. В основе теории жизненных циклов организации (ЖЦО) лежит аналогия с биологическими объектами. Однако, как отмечают российские исследователи, следует подчеркнуть ограниченность этой аналогии.

Содержание

1. Введение стр. 3
2. Факторы долголетия организаций стр. 4
3. Этапы жизненного цикла организаций стр. 7
4. Заключение стр. 16
5. Список используемой литературы стр. 17

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя.docx

— 242.23 Кб (Скачать файл)

Стадия 3. Рост через  делегирование. В первую очередь в растущей организации значительной властью наделяют руководителей отдельных бизнес-единиц и географических направлений. Появляются совершенно новые, уникальные системы мотивации труда, такие как бонусы и участие в прибыли компании. Среднему звену менеджеров делегируют достаточно власти и полномочий для проникновения на новые рынки и развития новых продуктов. Верхушка компании сосредоточивается на общем стратегическом развитии и постепенно теряет контроль над разросшейся и усложнившейся организацией. Менеджеры на местах зачастую тратят больше времени и ресурсов на достижение целей предприятия, даже если это идет вразрез с общими целями организации. При этом, как правило, они не могут быть просто и быстро заменены. Наступает кризис контроля, который разрешается развитием программ координации.

Стадия 4. Рост через  координацию. Координационная деятельность заключается в том, что слабоцентрализованные подразделения объединяются в продуктовые группы, вводится сложная система распределения инвестиционных средств компании между ее бизнес-единицами. Значительно расширяется штаб-квартира, где разрабатываются мощные системы планирования и контроля выполнения плана. Однако право принимать основные производственные решения остается на местах. Постепенно организация сталкивается с проблемой слишком сложной системы планирования и распределения денег, а также перегруженной системой контроля. Ее реакция на изменения внешней среды значительно замедляется, что вызывает падание уровня организационной эффективности. Налицо явный кризис волокиты.

Стадия 5. Рост через  сотрудничество. Организация осознает бюрократизированность всей системы управления и организационной структуры и начинает постепенно делать ее более гибкой. Вводятся внутренние команды консультантов, которые не руководят подразделениями, а помогают руководителям профессиональными советами. Поощряются любые новые идеи и критика старой системы. Штаб-квартира сокращается в численности и снижает планку постоянного контроля. Теоретически на этом этапе может быть введена матричная структура.

Интересно отметить, что  Грейнер останавливается на этом этапе, но не утверждает, что революции не произойдет. В своей статье он писал, что революция, скорее всего, будет связана с «психологической пресыщенностью» сотрудников, которые будут «сгорать» на работе при постоянных требованиях инновационности и интенсивной командной работы.

Развивая идеи Грейнера, Ицхак Адизес предположил, что динамика организационного развития, подобно функционированию большинства физических, биологических и социальных систем, носит циклический характер. Эту идею он заложил в основу теории жизненных циклов организации. Согласно модели Адизеса, в процессе жизнедеятельности организации можно выделить десять закономерных последовательных этапов.

1. Выхаживание. Этот первый (если не нулевой) этап сводится к тому, что основатель компании собирает вокруг себя людей, которые постепенно вникают в его идею, принимают ее и соглашаются гласно (или негласно) рискнуть и попробовать воплотить ее в жизнь.

2. Младенчество. На данном этапе компания не обладает еще четкой структурой и системой распределения полномочий и ответственности, но в этот период начинается процесс организации, переход от чистых идей к практическим действиям. Большое внимание уделяется результатам производства и удовлетворению потребностей конечных потребителей.

3. Детство («давай-давай»). Компания начинает работать все продуктивнее, преодолевая первые препятствия, в том числе и главное — недостаток ликвидности. Люди осознают, что идея начала работать и может быть экономически эффективной. На основании этого меняется представление людей о будущем компании; видение расширяется и охватывает практически безграничные горизонты. В компании до сих пор нет ни четкой структуры, ни порядка субординации, ни прописанных функциональных обязанностей.

4. Юность. Компания очень сильно меняется на этом этапе. Самое значимое событие в ее жизни заключается в том, что основатель осознает невозможность руководить растущим бизнесом самостоятельно. Возникает потребность в изменении структуры компании и делегировании полномочий. В компании появляются профессиональные управленцы, которые начинают менять структуру, систему мотивации и контроля. Приходят новые работники, что неизбежно ведет к конфликту двух культур: «старого костяка» и «новых специалистов».

5. Расцвет. На стадии расцвета организация имеет относительно четкую структуру, прописанные функции, системы поощрения и наказания. Успешность деятельности организации оценивается по факторам удовлетворения потребностей клиентов и достижения поставленных целей. Ценится умение предвидеть будущее. Нередко на этой стадии организация открывает несколько дочерних предприятий, которые будут проходить все стадии развития с самого начала.

6. Стабилизация. Это первая стадия старения организации, когда компания постепенно отходит от политики быстрого развития, захвата новых рынков и расширения присутствия насуществующих. Компания не стремится к изменениям, уделяя большее значение межличностным отношениям в коллективе, нежели рискам, связанным с ведением бизнеса.

7. Аристократизм. Компания владеет значительными финансовыми средствами, которые расходуются на укрепление существующей системы контроля и обустройство собственной деятельности. Появляются негласные формальные правила, связанные в первую очередь со стилем одежды и прочими традициями, которые не имеют практически никакого рационального обоснования, а существуют просто в силу того, что они есть. Компания старается «купить» инновационность, новые продукты и идеи, приобретая (поглощая) другие компании, находящиеся на более ранних стадиях развития.

8. Ранняя бюрократизация. Организация постепенно погружается в ряд сложных и порой неразрешимых структурных конфликтов, которые пытается решить, увольняя людей, но, не меняя структуру. Постепенно внутренняя волокита все сильнее отдаляет компанию от удовлетворения потребностей конечного потребителя.

9. Поздняя бюрократизация. Компания полностью сосредоточивается на себе, на внутренних неразрешимых проблемах, пытаясь соблюсти все процедуры, процессы и предписания в надежде, что это поможет в их решении. В компании царят направленные на достижение результата структуры, которые все сильнее запутывают внутреннюю организацию. Нет склонности к повышению эффективности, изменениям, нет ориентации на потребности клиента. Поддерживается громоздкая и сложная система контроля над текущей деятельностью, которая требует от работников соблюдения набора правил и процедур, но не эффективного труда.

10. Смерть. Смерть организации, ориентированной на клиента, происходит сразу же после того, как клиенты массово перестают пользоваться услугами компании. Если же этого не происходит по причине того, что организация предоставляет монопольный продукт или поддерживается государством, то ее смерть может быть отсрочена во времени. В этом случае степень бюрократизации будет увеличиваться и в итоге все равно достигнет своего апогея, что приведет организацию к неминуемой гибели.

На практике теория Адизеса дает весьма ощутимые результаты. Во-первых, она позволяет прогнозировать развитие событий и возникновение критических ситуаций, а значит, дает возможность подготовиться к ним надлежащим образом. Во-вторых, эта модель довольно детально описывает то, что происходит внутри организации, тем самым обнаруживая закономерные, естественные явления и отклонения, патологии, что помогает менеджеру сосредоточиться на решении реальных проблем, а не тратить впустую усилия на «временные трудности», нарушая естественный ход вещей или же возлагая на организацию непосильные задачи, не соответствующие ее возрасту и уровню развития.

 

В таблице №1.1. размещена обобщенная информация об особенностях функционирования организаций, находящихся на разных стадиях своего развития.

Фазы развития

Состояние

(Situation)

Организация и  структура

(Organization)

Нововведения  и стратегия (Innovation & Strategy)

Рождение

(Birth Phase)

-Маленькая фирма

-Молодая

-Власть в руках собственника

-Однородная, мирная окружающая  среда

-Неформальная структура

-Недифференцированная

-Централизованная власть

-Непродуманные методы  принятия решения и передачи  информации 

-Множество нововведений  в производственной линии

-Стратегия занять свою  нишу

-Готовность к риску

Развитие

(Growth Phase)

-Средний размер

-Старше по возрасту

-Многочисленные акционеры

-Более разнородная и  конкурентная окружающая среда

-Некоторая формализация  структуры

-Функциональное разделение

-Умеренная дифференциация

-Менее централизованная

-Первичное развитие методов  передачи информации и принятия  решений

-Расширение рынка в  близлежащих областях

-Увеличение производства

-Стремительный рост

Зрелость

(Maturity Phase)

-Рассеянное правление

-Конкурентная и разнородная  окружающая среда

-Формальная бюрократическая  структура

-Умеренная дифференциация

-Умеренно централизованная

-Методы передачи информации  и принятия решений как на  предыдущей стадии

-Укрепление рынка продаж

-Консерватизм

-Снижение темпов роста

Расцвет

(Revival Phase)

-Размер огромный

-Разнородная, сложная  и динамичная окружающая среда

-Высокая дифференциация

-Методы принятия решений  формализованы

-Умеренная дифференциация  и централизация

-Выход на смежные рынки

-Высокий уровень риска

-Прочные инновации

-Стремительный рост

Спад

(Decline Phase)

-Занимает весь рынок

-Однородная и конкурентная  среда

-Формальная, бюрократическая  структура

-Низкий уровень инноваций

-Слияние

-Избежание риска

-Медленный рост


 

Российские исследователи  и консультанты Е. Емельянов и  С. Поварницына рассматривают жизненный  путь организации в бизнесе с  социокультурной точки зрения, основываясь на собственном богатом опыте управленческого консультирования. Они выделяют четыре этапа жизненного цикла организационного развития, для каждого из которых характерна определенная система взаимоотношений между сотрудниками, организацией и внешней средой:

  • Этап «Тусовка» — преобладают неформальные отношения, «общинный» менталитет, равноправие, идеологическое (харизматическое) лидерство и непрофессиональное — дружеское или патерналистское — управление.
  • Этап «Механизация» — повсеместная формализация отношений, процессов и процедур. Организация переходит к регулярному менеджменту. Значительно углубляется разделение труда, составляются подробные должностные инструкции и правила внутреннего распорядка. Большое значение придается стандартизации и утилитарности. Нововведения встречают существенное сопротивление.
  • Этап «Внутреннее предпринимательство» — главной задачей организации, которая фактически представляет собой несколько разных бизнесов, становится повышение эффективности деятельности. Имеет место широкое делегирование полномочий, децентрализация власти, внутренние предпринимательские инициативы сотрудников и подразделений, которые регулируются детально разработанной политикой и стратегией организации. Важнейшими ценностями становится профессионализм сотрудников, способность добиться поставленной цели максимально эффективным образом. Часто формируются командные отношения и способы работы.
  • Этап «Управление качеством» — компания нацеливается на захват стратегических приоритетов на рынке через создание собственных стандартов качества. Высочайший уровень производства основывается на внедрении и развитии идеологии «внутреннего клиента», когда каждое подразделение компании становится заказчиком для одних подразделений и исполнителем для других. Однако в целом технологическая цепочка ориентирована на конечный результат, работает на клиента организации.

Авторы модели уточняют, что каждый из этих макроэтапов подразделяется на шесть стадий: формирование, рост, стабилизация, стагнация, кризис, распад. Как правило, смена этапов сопровождается значительными трансформациями внутри организации при попытке разрешить кризис каждого отдельного этапа.

В заключение хотелось бы особо  отметить значение тех основ теории организации и управления, которые  мы приводим здесь. Во многом от изначальной  теоретической концепции и определения  того, что есть организация, зависит  то, как мы будем относиться к  управлению этой организацией. Описанные  концепции жизненных циклов —  одни из самых мощных и наиболее часто используемых в реальной жизни. Эти модели являются центральными при проведении организационной диагностики, так как действительно способны дать системное представление об организационных проблемах и отношениях.

 

    1. Заключение

Существует большое количество различных моделей развития организаций, созданных в разное время. Интересно, что все десять моделей появились  в Америке в промежутке с 1967 по 1983 год. Такие как: А. Даун: “Движущие  силы роста” (1967), Г. Липпитт и У. Шмидт: “Управленческое участие” (1967, Б. Скотт: “Стратегия и структура” (1971, Л.Грейнер: “Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции” (1972, У. Торберт: “Ментальность членов организации” (1974), Ф.Лиден: “Функциональные проблемы” (1975, Д.Кац и Р.Кан:“Организационная структура” (1978, И. Адизес: “Теория жизненных циклов организации” (1979), Дж. Кимберли: “Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой” (1979), Р.Куинн и К. Камерон: “Интегративная модель” (1983). Каждая из этих моделей предлагает различные основания для изменений.

Но, не смотря, на такое количество различных моделей, методик управления, постоянный анализ экспертов высокого уровня, огромного количества литература об ошибках других руководителях  и последствий, к которым эти  ошибки привели организацию, в том, числе в бизнесе допускаются  и «смертельно-опасные» просчеты.Наблюдение Л. Грейнера за организациями почти в течение 27 лет (с момента выхода его статьи “Evolution and revolution as organizations grow ” в 1972 году) и анализ этапов развития различных организаций позволяет ему утверждать, что “смертей” организаций на сегодняшний день стало гораздо больше.

 

 

    1. Список используемых информационных ресурсов

 

    1. ЭСМ — Экономика Социология Менеджмент (www.ecsocman)
    2. Административно-управленческий портал (www.aup.ru)
    3. МИБИФ — институт бизнеса информационных технологий и финансов (www.mibif.ru).
    4. HRM — кадровый менеджмент (www.hrm.ru)
    5. Современная Гуманитарная академия (www.standard-company.ru)
    6. Статья А.Н. Дятлoва, кандидата технических наук, профессора кафедры общего и стратегического менеджмента Государственного университета -- Высшей школы экономики (ГУ-BШЭ).
    7. «Управление человеческими ресурсами», И.К. Макарова, Москва, 2008г.

 

Приложение №1


 

 

 

 

 


Информация о работе Жизненный цикл организации