Доминанты культурного развития России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:39, доклад

Краткое описание

Культура России предполагает наличие характерных черт, которые определяют ее отличие от других типов культуры – как национальных, так и природно-географических, конфессиональных, социальных.
Прежде всего, надо отметить относительную молодость российской культуры. Большинство современных государств либо создавали свою культуру с древнейших времен, либо стали наследниками древних культур. Русь унаследовала культуру восточнославянских племен, начавших свою историю с отделения от единой славянской общности в VI веке н.э.

Вложенные файлы: 1 файл

Доминанты культурного развития России.docx

— 20.25 Кб (Скачать файл)

Доминанты культурного развития России

Культура России предполагает наличие  характерных черт, которые определяют ее отличие от других типов культуры – как национальных, так и природно-географических, конфессиональных, социальных.

Прежде всего, надо отметить относительную  молодость российской культуры. Большинство  современных государств либо создавали  свою культуру с древнейших времен, либо стали наследниками древних  культур. Русь унаследовала культуру восточнославянских племен, начавших свою историю с  отделения от единой славянской общности в VI веке н.э.

Природные обстоятельства, в которых  формировалась русская цивилизация, условия лесостепи и границы  между лесом и степью, повлияли на основную форму хозяйственной  деятельности – русская культура изначально складывалась как земледельческая. Наличие развитой системы крупных  и мелких рек освободило наших  предков от необходимости строить  ирригационные сооружения, что отразилось не только на применяемых орудиях  труда, но и на социальном устройстве общества. Соседство же с кочевьями  степных народов приводило к  необходимости постоянной защиты своей  земли от их набегов, что выработало в русской культуре острое чувство  патриотизма, проявляющееся, как правило, в минуты внешней опасности.

Еще одной особенностью русской  культуры является ее открытость. Русская  культура на всем протяжении своего формирования и развития вбирала в себя достижения других народов, разнообразие творческих подходов, видов искусства, стилей. Однако русская культура никогда  не воспринимала любые культурные влияния  без их творческой переработки. Творчество иностранцев, приглашенных на работу в  Россию, как бы «обрусевало» под влиянием нашей культуры.

Одной из доминирующих особенностей русской культуры необходимо признать то, что она в течение многих веков формировалась под влиянием православного христианства. С конца X по XVII вв. основой русской культуры была религиозная духовность. Православная религия, пришедшая к нам из Византии, повлияла на все стороны жизни  Руси, способствовала формированию своеобразного  менталитета русского народа.

Именно православие определило основные черты русской политической культуры, сформировало отношение русского общества к великому князю, а затем  к русскому царю как к наместнику Бога на земле, способствовало формированию покорности перед властью.

Православие повлияло и на социальную культуру. Отношение к рабам (холопам) всегда было на Руси более мягким по сравнению с рабством восточных  деспотий или классическим рабовладением  античного мира. Однако христианство еще более смягчило отношение  к рабам, осуждая жестокость и  проповедуя, что все люди – рабы Божьи, будь то богатые или бедные.

Христианство, осудив кровную месть, повлияло на формирование правовой культуры. Претерпела изменения и культура быта: православная церковь регулировала семейные отношения, запретила многоженство, признавала законным только брак, освященный церковью.

Испытало влияние христианства и образование. На Руси грамотность, по крайней мере среди городского населения, была достаточно развита еще с начала Х века, свидетельством чему могут служить многочисленные берестяные грамоты. Однако школа как явление культуры появилась в Киевской Руси только с принятием христианства. При храмах и монастырях формировались первые учебные заведения, складывались первые библиотеки.

Огромное влияние оказало православие  на художественную культуру Руси. Распространение  христианства дало сильный толчок развитию литературы. Если письменность существовала у славян до принятия христианства, то книжную культуру принесло с собой  именно православие. Первые книги были переводными. Одним из первых собственно русских литературных произведений считается «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона – масштабное историческое, философское, но, прежде всего, богословское сочинение, написанное в середине XI века. В это же время  появляется и самая древняя из дошедших до нас летописей: «Повесть временных лет» составлена монахом Нестором в первом на Руси монастыре – Киево-Печерском. Вообще, монастыри в течение многих веков оставались местом создания и церковной, и светской литературы.

Такое же огромное значение оказало  принятие христианства на развитие живописи. Ранее у восточных славян существовало прикладное искусство: вышивка, роспись  наличников окон и «коньков» на крыше. Православное христианство принесло с  собой новую, церковную живопись: иконопись, фреску, мозаику. Работы Феофана  Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия, Симона Ушакова вошли в золотой фонд русского искусства.

Большое воздействие оказало православие  и на архитектуру. До принятия христианства на Руси не было культового строительства, не существовало и каменного зодчества. Славяне-язычники совершали свои культовые  обряды на открытых местах – капищах. С появлением православия начинается широкое строительство храмов и  монастырей. Архитектурный тип храмов – крестово-купольный – был  перенят у Византии. Он предполагает, что основанием постройки является греческий, т.е. имеющий равные стороны, крест, а венчается храм куполом. Самыми знаменитыми из сохранившихся  до наших дней храмов являются три  Софийских собора: в Киеве, в Полоцке, и в Новгороде. Крестово-купольный  тип храма не был единственным в русской архитектуре. В XVI веке на основе возрождения традиций древнего деревянного зодчества в России начали возводить шатровые храмы (храм Вознесения Христова в селе Коломенском, собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву, получивший в народе название храм Василия Блаженного). Следующие  века принесли с собой новые художественные стили, в основном воспринятые с  Запада: барокко, классицизм и его  высшее воплощение – ампир, русско-византийский стиль, модерн. Однако в храмовой архитектуре  все они являлись декоративным оформлением  основного крестово-купольного типа, пришедшего на Русь с принятием христианства.

Византийское влияние, конечно, во многом предопределило развитие русской  культуры. Но, во-первых, оно не было единственным. Более чем за тысячу лет своего существования русская  культура испытала влияния различных  культурных традиций – немецкой, французской  и даже американской. Они по-своему отразились не только в религии, но и в искусстве (культовое искусство  Византии, французский классицизм и  модерн, немецкий романтизм, массовая культура США), и в философии (византийская патристика, немецкая классическая философия), и в общественной мысли (французское  Просвещение, немецкий марксизм, американский либерализм).

Во-вторых, русская культура всегда творчески перерабатывала любые  влияния, со временем «эмансипировалась» от внешних воздействий – и  византийских, и немецких, и французских  и, будем надеется, американских, – сохраняя самобытность.

Необходимо отметить еще одну особенность  русской культуры. Ее можно определить словом бинарность, означающим двойственность, противоречивость развития культуры в геополитическом, историческом, религиозном, этническом и других планах. Бинарность предполагает не просто присутствие двух различных тенденций в культуре, что, собственно, нередко встречается в разных культурах, но и обязательное наличие двух противоположных черт, которые не только противоречат друг другу, но находятся во взаимосвязи, образуя прочный синтез.

Бинарность обусловлена непосредственными обстоятельствами формирования русской культуры, развивавшейся на границе западного и восточного миров. Н.А.Бердяев в своей работе «Русская идея» писал, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Однако русская культура не представляет собой простой синтез западных и восточных черт. Эти черты не только могут органично сливаться, дополняя друг друга, но и существовать одновременно, противореча друг другу. Два начала – восточное и западное – всегда боролись в русской культуре.

Прежде всего, надо вспомнить образ  жизни славянского общества, в  котором формировалась культура. Славяне, придя на Восточно-европейскую  равнину, вели полуоседлый полукочевой  образ жизни. Земля славян постепенно истощалась, и люди переносили свое пашенное хозяйство на другое место, как бы «перекладывали». Отсюда появилось  название этого способа ведения  земледелия – «перелог».

Вместе с пашней переезжали на другое место и люди. Но в то же время  славян ни в коем случае нельзя назвать  кочевыми племенами. Кочевой образ  жизни предполагает перемещение  на значительное расстояние в течение  всего года. Славяне же подолгу  жили на одном месте, в течение  нескольких лет, обустраивая быт, ведя оседлое хозяйство. В этой легкости перемещения при оседлом образе жизни – одно из проявлений бинарности русской культуры.

Бинарность проявляется и в политической культуре общества. С самого начала возникновения государства русичи стремились к единению двух противоположных тенденций в политике: к монархическому устройству и к сохранению народной демократии. Монархизм выражался во все большем утверждении княжеской власти. Демократия проявлялась в стремлении все жизненно важные вопросы решить «миром», на вече.

В различные периоды истории  в политическом устройстве России преобладают  то черты, характерные для восточной  власти, то западные политические принципы. Например, к XVI веку на Руси сложилась  монархия, по методу иерархической  подчиненности близкая к восточной  деспотии. Однако Земский собор, созданный  в это же время, никак не вяжется  с деспотичной формой правления. Здесь бинарность проявляется в самой политической организации.

Отношение к власти в культуре русского народа также можно назвать бинарным. На Руси всегда было уважительно-покорное отношение к правителю, будь то великий  князь, царь, генеральный секретарь. Они олицетворяли собой государство, как принято в восточном типе культуры. В то же время народ  всегда был готов проявить непокорность, выражавшуюся в разнообразных формах: восстаниях, неуплате налогов, политической пассивности. Однако эта непокорность, даже в своем самом сильном  выражении – крестьянских войнах, – все равно имела дух подчиненности. Народ просто искал другого лидера, искал, кому лучше и выгоднее подчиняться. Наивное доверие и резкая критичность  по отношению к власти, парадоксальным образом переплетаясь в сознании русского общества, порождают еще  одно проявление бинарности: одновременное присутствие в характере русского народа покорности и бунтарства.

Бинарность русской культуры проявляется и в религиозных убеждениях. Православное христианство не смогло полностью уничтожить языческие верования. Долгое время на Руси сохранялось двоеверие. Это означает признание официальной религией христианства, соблюдение норм и предписаний этой религии и в то же время сохранение стойких языческих традиций, соблюдение древних славянских обычаев, вера в так называемые приметы.

Таким образом, можно сделать вывод, что культурные ценности нашего общества, объединяющие в себе нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, образцы, оценки, образы, достаточно бинарны.

Общественная мысль, выражающая взгляды  нашего народа, также никогда не была однозначной. Особенно ярко проявляется  ее бинарность в XIX веке, когда сформировались принципиально противостоящие друг другу движения – славянофильство и западничество. На протяжении столетий – и до появления «западников» и «славянофилов», и во времена интеллектуального противостояния их последователей – русская общественная мысль развивалась в столкновении поисков путей модернизации цивилизационного развития с сохранением органической традиционности. Причем в этом противоречии опять сталкиваются западные и восточные черты: стремление к модернизации свойственно западной культуре, а путь традиционного развития характерен для стран Востока.

Славянофилы отметили специфическую  черту русского народа – соборность. По мнению Алексея Хомякова (1804 – 1860), соборность выражает идею единства во множестве. Соборность – это нравственная общность коллектива, подчиненная интересам  религии при органическом включении  личности в общину. В самом понятии  «соборность» также заключен принцип  бинарности. Этот термин предполагает равномерное сочетание интересов личности и интересов общества, чаще всего противоречащих друг другу.

Общественная мысль разных веков  на Руси соединяла в себе светские и духовные элементы, а стало быть, всегда была внутренне противоречива. Недаром период появления светской культуры, во время реформ Петра  Великого, принес с собой раскол русского общества, по выражению Ключевского, на «почву» и «цивилизацию». «Почва»  сохраняла духовную культуру старого  московского царства, тогда как  «цивилизация» создавала новую, светскую.

Для российского менталитета характерна противоречивая самооценка. С одной  стороны, весь русский эпос говорит  о гордости народа силой, ловкостью  и смекалкой своих героев. С  другой стороны, для русского человека всегда была характерна сравнительно невысокая личная самооценка.

Таким образом, существование в  русской культуре такой черты, как  бинарность, подтверждается наличием западного и восточного влияния, стремлением к государственности и к анархии, покорностью и бунтарством, сочетанием христианства и язычества, наличием противоположных психологических характеристик.

Ментальная основа русской культуры состоит из «парности» взаимоисключающих  свойств. Эта парность порождает  как бы запрограммиронанную вариативность, потенциальную разветвленность социального и культурно-исторического процессов. Если попытаться определить ядро русской культуры, то надо однозначно признать, что оно всегда имеет два противоположно заряженных элемента, сопряженных между собой в одно неразрывное целое. Эти два полюса представляют собой абсолютные смысловые противоположности. Само сопряжение таких противоположностей и является ядром русской культуры.


Информация о работе Доминанты культурного развития России