Деловой этикет в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение делового этикета на государственной службе, понимание его функций и принципов. Основной вопрос работы: определить, что же такое служебная этика, понять основные принципы и функции, рассмотреть в какой они взаимосвязи с общечеловеческими этическими принципыми, проанализировать те этические и культурные требования, которые предъявляются к управленцу и сделать вывод по данной теме.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ УПРАВЛЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СЛУЖЕБНОГО ЭТИКЕТА
1.1 Понятие этики управления. 4
1.2 Функции и принципы этикета на государственной службе 9
1.3 Основные понятия профессионального этикета госслужащего 14
ГЛАВА 2. ПРАВИЛА ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
2.1 Правила делового этикета между начальником и подчиненным 18
2.2 Правила делового этикета при приветствии, рукопожатии 19
2.3 Правила речевого этикета 20
2.4 Правила деловой переписки 23
2.5 Одежда и внешний вид госслужащего 27
Заключение 30 Список использованных источников 32

Вложенные файлы: 1 файл

n1.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Этикет на государственной  службе многообразен. Выделяют несколько видов функций:

- информационную функцию;

- функцию стандартизации моделей индивидуального и группового поведения;

- функцию социального контроля и социального влияния;

- функцию создания психологического комфорта.

 Этикет госслужащего  определенный нормами позволяет ориентироваться в той или иной конкретной служебной ситуации и готовит какого поведения следует ожидать от коллег, от начальника или от подчинённых. Определяя поведение каждого члена коллектива, нормы этикета помогают им выбирать линию поведения в соответствии с той обстановкой и ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в затруднительное положение или  осложнить отношения с другими. Следуя  принятым правилам этикета каждая из сторон общения осознает правильность своих поступков,  с уважение относится к окружающим, осознаёт чувство психологического комфорта.

Основу норм поведения государственного служащего составляют общие принципы современного этикета, соблюдаемые сегодня во всём мире: это принципы гуманизма, целесообразности действий, эстетической привлекательности поведения и уважения к традициям своей страны и стран, с представителями которых государственным служащим приходится вступать в деловые контакты.

 Нравственной основой  делового этикета является принцип  гуманизма. Он конкретен в требованиях,  обращаясь к культуре взаимоотношений и уважающих вежливость во всём многообразии её сторон: любезность, деликатность, такт, скромность, корректность, учтивость, точность. Основной принцип гуманизма- это добрые отношения, которые главный залогом плодотворного сотрудничества, становится одним из важнейших основ трудовой деятельности, неотъемлемой частью организационной культуры госслужащего.

 Каждую конкретную  ситуацию мы рассматриваем соответственно  той форме вежливости, которая позволяет, не нарушая этикета, дать понять человеку наше отношение к его поступку. Это позволяет сторонам сохранять чувство собственного достоинства и не унижать друг друга.

Еще одна из форм вежливости – учтивость, или почтительная вежливость. В служебных отношениях почтительная форма вежливости служит надёжным способом защитить достоинство подчинённого, и авторитет руководителя, соблюдая служебную иерархию, оказать уважение начальнику без тени услужливости и унижения и «почтить» вниманием подчинённого без высокомерия. Учтивость не имеет ничего общего с услужливостью в чиновничьей среде.

Одно из ярких проявлений гармонии, культуры человека - деликатность, свойство по настоящему воспитанных, интеллигентных людей, наивысшее выражение доброжелательности, предупредительности и приветливости.

Такое поведение в служебных отношениях не самоцель, а средство создания и сохранения в коллективе здорового морально -психологического климата, а у каждого сотрудника - чувства психологического контроля и защищенности. Деликатность помогает предупреждать возникающие проблемы и делает общение между людьми более приятными.

Вежливости всегда сопутствует  тактичность.  Это чувство меры, которое позволяет служащему точно улавливать границу между тем, как можно и как нельзя себя вести . Тактичность помогает предупредить и избежать неловкой ситуации, а если она всё-таки возникает – не заметить её.  Руководитель которому свойственна тактичность не станет унижать подчинённого за совершённую им ошибку в присутствии посторонних лиц.  Не станет бесцеремонно делать замечания новому или более молодому сотруднику, не позволит себе высказываний, увидев на лице сослуживца тень озабоченности или огорчения, не будет назойливо допытываться о причинах его состояния. Он не будет давать советы, вмешиваться в личные дела и распространять информацию личного характера, полученную в конфиденциальном порядке.

Скромность – это еще одно из требований служебного этикета. По В. Далю  скромный человек, это прежде всего «умеренный в своих требованиях, невзыскательного для себя, не ставящего свою личность наперёд, приличного, тихого в обращении, противопоставляя этим качествам самоуверенность, самонадеянность, самолюбивость, заносчивость, наглость, нахальство»5. К большому сожалению, это понятие в общественном сознании в наше время в значительной мере обесценилось, потеряло свой первоначальный смысл, и стало нередко сравниваться с застенчивостью, неуверенностью, робостью и посредственностью.

Поэтому, принцип гуманизма как важнейший из принципов современного делового этикета, конкретизированный в требованиях вежливости, скромности, точности, несет в себе глубокую нравственную основу. Вытекающие из него конкретные правила поведения выступают внешним проявлением уважения к человеку. В противном случае никакие изысканные манеры, никакие правильные слова, не способны скрыть отсутствия подлинной культуры и отсутствия воспитания. А неуважительное отношение к другим людям – признак отсутствия самоуважения.

Принцип гуманизма – основной,  принцип, стоящий в основе всего этикета государственного служащего.  Различные ситуации заставляют чиновника  выбирать  модель поведения, опираясь лишь на здравый смысл. Такой принцип, принцип целесообразности действий – вот то момент, который во многом определяет основу поведения государственного служащего в его взаимоотношениях с окружающими в служебных ситуациях.

Принцип эстетической привлекательности - третий принцип, на котором основываются требования современного делового этикета – это поведение и внешний облик работника учреждения. Некрасиво одетый, неадекватный или угрюмый, небрежно, не глядя на вас, протягивающий документы, вовремя разговора переходя на крик и шумно борющийся со своим насморком человек точно вызовет отвращение и не доставит удовольствие от общения с ним. Некрасивое, грубое поведение оскорбляет эстетические чувства присутствующих и воспринимается как проявление неуважения к ним.

 Каждый менталитет, за века образования, сформировал обычаи и традиции. Уважение к этим обычаям и традициям – ещё один принцип современного делового этикета. В наше время, в связи с активным расширением международных связей на различных  уровнях, такой  принцип приобретает свою актуальность, становится основой взаимопонимания между представителями разных культур. Такое поведение, такой путь  избавляют служащего от различных проблем, вызванной незнанием особенностей национального этикета той страны, в которой он может оказаться или с представителем которой ему пришлось вступить в деловое общение. Даже самые лучшие пожелания и самые галантные манеры не защитят от осуждения, если, например, в Китае поцеловать руку девушке, при встрече с японским коллегой принять от него визитную карточку левой рукой,  преподнести подарок – от чистого сердца – американскому государственному служащему, или, беседуя с коллегой из мусульманского региона, упорно смотреть ему в глаза6.

Один из важнейших  принципов современного этикета госслужащего,  меняющий все сложившиеся стереотипы общепринятых представлений о правилах хорошего тона – это принцип субординации, подчеркивающий линию поведения служащих во многих ситуациях делового общения. Сама суть управления персоналом на государственной службе имеет необходимость и целесообразность строгой субординации трудовых отношений: «вниз» и «наверх» (между руководителем и подчинённым) и  «горизонтально» (между сотрудниками с одним должностным статусом).

В настоящее время  в практику отношений на государственной службе всё больше  начинает входить новый стиль управления служащими, главные черты которого – доверительность отношений, открытость, информированность, делегирование полномочий персоналу и т.д. Такой стиль, обращённый к осознанию и внутренним мотивам поведения человека, рассчитан на доверительные отношения руководителя и подчинённого, на их взаимную паритетную поддержку и социальные взаимоотношения на службе.

Черта  нового стиля управления в этике деловых отношений государственных служащих утверждает принцип паритетности, уживающийся с принципом субординации. Характерно, что эффективность решения деловых проблем возрастает именно тогда, когда в интересах дела все чувствуют себя равными в высказывании своей взглядов, аргументов, позиции, независимо от той занимаемой должности, стажа работы, возраста , статуса и т.д.

Понимание основных принципов современного делового этикета позволяет государственному служащему достаточно уверенно ориентироваться в любой нестандартной ситуации, не создавать проблем и не совершать ошибок, позволяющих окружающим усомниться в его профессионализме, что могло бы нанести серьёзный урон его имиджу.

Государственный служащий должен определяться не только уровнем образованности, но и соблюдением этических принципов морали, справедливости, гуманности, ответственности и беспристрастности, только это все может подчеркнуть его истинную  интеллигентность. Необходимо что бы  она сочеталась с умением облечь исповедуемые ими нравственные принципы вежливость, тактичность, скромность, точность в соответствующие формы внешнего поведения, главными основами которого являлись бы уважение к человеку и его достоинству, и эстетическая привлекательность поступков в сочетании с целесообразностью и здравым смыслом.

 

1.3 Основные понятия профессионального этикета госслужащего

Необходимо понять, что  государственная служба – это специфический вид деятельности, связанный с осуществлением внешней и внутренней политики государства и реализацией от имени государства основных политических,  социальных и экономических программ.

Деловой этикет государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать профессиональные моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, неординарных. Профессиональный деловой этикет государственного служащего не формирует новые принципы и понятия морального сознания, он приспосабливает уже известные принципы, понятия человека к специфическим сферам его жизнедеятельности.

Деловой этикет управленца и его профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Выделю те из них, которые на мой взгляд являются основными.  Основ составляющим  понятием профессионального делового этикета является понятие «профессионального долга», в котором прослеживаются все главные служебные обязанности. Именно такое осознание своего профессионального служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение «долг Человека».

Необходимо выделить и такие понятия как «профессиональное достоинство» и «профессиональная честь». Понятие профессиональная честь выражается вся оценка значимости профессии государственного служащего в жизни общества. Осознание той значимости очень важно для специалиста и составляет основу его профессионального достоинства, и осознание  своей деятельности. Необходимо отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления переплетены между собой. Честь это не только наивысшая нравственная, но и значимая историческая категория. Она основная производная от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на систему ценностей общества.

"Честь — это  внутреннее, данное самому себе  право оценивать себя и своё  существование в категориях самоуважения».  Объективными факторами, дающими  право на честь, являются целомудрие  и благородство. Целомудрие — идеальная аксиологическая норма природного состояния. Благородство — идеальная аксиологическая норма личностного состояния".

 

___________________

Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 185

 

Честь, вместе с тем и категория деятельная. Она проявляет себя и в поступках людей, в их отношениях между собой. В не зависимости от характера отношений, в которых находиться человек по отношению к другим людям, можно выделить несколько видов чести. Такие, как военная, рыцарская, мужская, гражданская, служебная.

Важнейшим значением для человека, чем бы он ни занимался, какой социальный статус не имел, естественно, его гражданская честь. Ни один гражданин не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, одинаково, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан заботится о интересах своего отечества, приумножать его богатства, уважительно относится к законам государства, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает  существенное влияние и на честь  служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба – это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Кроме социального смысла, служебная честь, имеет и другую, не менее значимую сторону, связанную с исполнением служащими своего долга. Деятельность государственных служащих, в виду публичности государственной службы их профессиональные качества находятся под пристальным вниманием общественности.

Взаимно дополняя друг друга, профессиональная честь и профессиональное достоинство, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых им решениях и различных поступках.

«Профессиональная нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства – гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный такт»7.

Информация о работе Деловой этикет в управлении