Влияние информационных систем на организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Можно выделить экономические и поведенческие аспекты влияния информационных систем на организацию. Кроме того, внедрение новых сетевых информационных технологий может принципиально изменить организацию.
Экономические теории. С точки зрения экономики информация и технология информационных систем может рассматриваться как фактор производства, взаимодействующих с другими факторами. Если стоимость информационных систем падает, это отражается на трудовых ресурсах, которые имеют историческую тенденцию к росту, и наоборот. Отсюда следует, что информационная технология позволяет сократить число менеджеров среднего звена.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние информационных систем на организацию1.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

    Информационное  партнерство. Фирмы могут образовывать «информационные союзы» и даже объединять свои ИС, чтобы наиболее полно использовать все преимущества стратегии. В случае информационного партнерства формируется альянс (добровольное горизонтальное объединение в определенной области деятельности), заключаемый несколькими корпорациями с целью обмена информацией и получения стратегических преимуществ. 

    Такого рода партнерство дает возможность компаниям  приобретать новых клиентов и  открывает новые возможности  в области сбыта и маркетинга. Фирмы, которые раньше конкурировали  друг с другом, могут найти обмен  информацией выгодным для себя.  

    Новая модель конкурентных сил. Традиционная модель конкурентных сил М. Портера (рис.13) основывается на предположении, что организация сталкивается с множеством внешних влияний: появление новых игроков на рынке, выпуск аналогичной продукции другими компаниями (появление товаров-субститутов), изменение рыночных позиций клиентов и поставщиков, а также давление со стороны конкурентов. Достичь превосходства над конкурентами возможно путем заключения соглашений с заказчиками, поставщиками, конкурентами, что может привести к изменению расстановки сил на рынке. 

    Каким образом  ИС могут помочь компании получить конкурентное преимущество? Сотрудничая  с другими фирмами, компании могут  использовать ИТ для разработки промышленных стандартов в области обмена информацией или при проведении электронных деловых операций, что вынудит остальных участников рынка использовать их. Возможно получение преимуществ за счет использования ценностных сетей, объединяющих предприятия смежных отраслей. Конкурентам становится сложнее выпускать аналогичные продукты и на рынке будут реже появляться новые игроки. Также предприятия отрасли могут создавать промышленные компьютерные сети, помогающие им координировать свою деятельность с правительственными учреждениями, иностранными компаниями и деловыми партнерами. 

    С появлением киберкорпораций стандартная модель конкурентных сил стала нуждаться  в некоторых изменениях. Традиционная модель предполагает наличие довольно статичного окружения, четкие границы  предприятий и стабильный состав всех участников рынка. Вместо того, чтобы работать только в одной области, современные компании создают промышленные конгломераты, деятельность которых распространяются сразу на несколько отраслей промышленности (рис.14). Тем не менее, модель конкурентных сил остается в силе. Интернет-технологии повлияли на промышленные структуры, упростив процессы ценовой конкуренции и облегчив выход на рынок для новых компаний. Прибыли компаний заметно снизились из-за того, что Интернет повысил информированность покупателей о ценах и о возможностях приобретения аналогичных товаров. Это требует от компаний более полной интеграции новых методик в процессы планирования и производства, конкуренция стала более интенсивной. 

    Сетевая экономика. В традиционных видах экономики повышение расходов на производство снижает уровень прибыли. Чем больше какого-либо ресурса тратится на производство, тем меньше отдача – до тех пор, пока дополнительные вложения не перестают вообще приносить какой-либо эффект. Этот принцип лежит в основе большинства современных экономических теорий. 

    Но в некоторых  случаях закон уменьшения прибыли  не срабатывает. При использовании  информационных сетей добавление нового элемента не стоит почти ничего, однако отдача от него вполне ощутима. Чем больше абонентов у телефонной компании или у поставщика услуг Интернета, тем большую прибыль получат эти компании. Для телевизионной компании обслуживание 10 млн. абонентов обходится не дороже показа тех же передач для 1 тыс. зрителей. Однако разница в прибыли будет огромной. 

    С точки зрение сетевой экономики ИТ приносят огромную пользу, особенно на стратегическом уровне. Компании могут использовать свои web-сайты для организации потребительских обществ, состоящих из потребителей определенных товаров и услуг, что позволяет значительно повысить лояльность клиентов и лучше удовлетворять их потребности. 

    Использование информационных систем для получения  конкурентного преимущества: управление. Стратегические ИС часто изменяют как  структуру организации, так и  выпускаемые товары и предоставляемые услуги, принципы работы, что приводит к появлению новых поведенческих стратегий. Правильное использование таких технологий требует тщательного планирования и управления. 

    Управление  стратегическими переходами. Внедрение  ИС, как правило, предполагает изменение  в целях, взаимосвязях компании с клиентами и поставщиками внутренних процессах и информационной архитектуре. Такие социально-технические перемены называют стратегическими переходами – перемещение с одного уровня социотехнической системы на другой. 

    Подобные нововведения часто приводят к размытию границ организации, как внешних, так и внутренних. Поставщики и клиенты могут быть тесно связаны между собой и используют в работе общую информацию. Менеджерам придется разрабатывать новые бизнес-процессы для координирования деятельности компании с работой заказчиков, поставщиков и других организаций. При этом могут потребоваться ИС новых типов. 

  1. Электронный бизнес и электронная  коммерция.
 

    Многие фирмы  начинают использовать Интернет для  общения со своими клиентами и  поставщиками, создавая новые компьютерные сети для электронной коммерции, которые заменяют традиционные каналы распространения информации. Также они используют интернет-технологии в целях рационализации внутренних процессов своей коммерческой деятельности. Электронный бизнес можно определить как деятельность, осуществляемую в виде цифровых процессов, происходящих не в физической среде, а в компьютерных сетях. Электронная коммерция – более узкий термин, обозначающий деловой коммерческих обмен товарами и услугами (транзакции), осуществляемый электронным образом. Построенные на основе компьютерных технологий бизнес-процессы и взаимосвязи с другими организациями могут помочь компаниям достичь новых уровней конкурентоспособности и эффективности, но в то же время они вызывают возникновение следующих управленческих проблем: 

    1.Электронная  коммерция и электронный бизнес  требуют полного изменения образа  мышления. Организации нуждаются  в новых подвохах и процессах  управленческого характера. Чтобы  успешно внедрить электронную  коммерция и электронный бизнес, вовсе не обязательно тут же применять новые технологии, изменяя существующие методы ведения бизнеса. Прежде всего, компаниям следует проанализировать и, возможно, реконструировать сам бизнес-процесс. При этом следует учесть возможные изменения в культуре организации, рассмотреть возможность создания другой организационной структуры, иной схемы поддержки ИС, других методов управления персоналом и функций сетевой обработки, а также, возможно, другой стратегии ведения бизнеса. 

    2. Поиск удачной модели интернет-бизнеса. Компании в массовом порядке начали создавать собственные web-сайты в надежде увеличить свои доходы посредствам электронной коммерции. Снижение издержек или выход на новые рынки по причине внедрения web-сайтов могут не воплотиться в жизнь. При принятии решения следует тщательно обдумать, могут ли компании создавать в Интернете реальную рабочую бизнес-модель и какое место занимает Интернет в стратегии ведения бизнеса в целом. Электронная коммерция требует применения новых, отличных от традиционных стратегий при распределении заказов, в области рекламы и обслуживания клиентов, а также соответствующих перемен в организации. 

    Интернет-технологии обеспечивают универсальную платформу  для организации процессов закупки  и продажи товаров, а также для совершенствования важных внутренних бизнес-процессов. Они служат причиной применения новых организационных и управленческих методов в деятельности организаций. 

    Интернет-технологии. В целях интеграции информации длительное время компании использовали уникальные внутренние системы сбора и обработки информации, обеспечивающие взаимодействие с клиентами и партнерами. Подобные системы были дорогостоящими и основывались на индивидуальных технологических протоколах, которые поддерживались лишь некоторыми устройствами. Интернет стремительно превращается в инфраструктуру, наиболее пригодную для использования в электронной коммерции, поскольку упрощает процесс коммуникации организации с другими компаниями и лицами при очень низких издержках. В распоряжение компаний предоставляется универсальный и простой в применении набор технологий и стандартов, которые можно использовать независимо от установленной компьютерной системы или технологической платформы. 

    Торговые партнеры могут напрямую общаться друг с другом, избегая при этом посредников и использования неэффективных многоуровневых процедур, web-сайты доступно клиентам круглосуточно. Применяемые в домашних условиях информационные продукты (программное обеспечение, аудио- видео- и др. материалы) можно физически распространять через Интернет. Поставщики товаров и услуг могут использовать возможности сети в целях распространения сведений о своей продукции, включая ценовую политику, ассортимент, доступность и сроки поставки. Интернет может заменить существующие каналы распределения или дополнить их, создавая новые точки для привлечения и обслуживания клиентов, которые при других обстоятельствах не стали бы постоянными клиентами компании. 

    Компании могут  использовать интернет-технологии в  целях радикального снижения операционных издержек (затраты на поиск покупателей и поставщиков, сбор информации о товарах, ведение переговоров, составление и выполнение контрактов, организация перевозок). Выполнение операций в электронном виде может снизить издержки и срок поставки на некоторые товары, в особенности на те из них, которые имеют исключительно «компьютерный» характер (программное обеспечение, электронные книги, изображения  и видеоматериалы), поскольку эти продукты можно распространять через Интернет в электронном виде. 

    Интернет-технологии обеспечивает инфраструктуру для ведения  электронного бизнеса, поскольку предоставляемые  в этом случае возможности можно  использовать для того, чтобы обеспечить беспрепятственный поток информации из одной части организации в другую при условии радикального снижения издержек. Они предлагают более простые и менее дорогостоящие решения задач управления, чем патентованные сети. Менеджеры могут использовать электронную почту и другие средства коммуникации Интернета для поддержания связи с большим количеством служащих, а также для того, чтобы управлять выполнением многих задач и подзадач в проектах и координировать работу многих команд, работающих в различных частях мира. Интернет-стандарты применяются для связывания несопостовимых систем, таких как система размещения заказов и движения материалов, между которыми ранее был невозможен обмен информацией. Интернет также снижает другие агентские издержки, такие как затраты на координирование работы фирмы с поставщиками  и другими внешними партнерами по бизнесу. Возможность установления связи при низких затратах и универсальные стандарты, предоставляемые интернет-технологиями, - это движушая сила, которая приводит к бурному росту электронного бизнеса и развитию киберкорпораций. 

    Новые бизнес-модели. Благодаря Интернету существенно изменились способы ведения бизнеса различными компаниями. Глобальная сеть привела к снижению стоимости производства, пересылки и хранения информации, сделав ее доступной для более широких слоев потребителей. 

    В прошлом сведения о продуктах и услугах были тесно связаны с физической цепочкой добавления стоимости. Если покупатель хотел получить информацию о характеристиках, ценах и наличии в продаже продукта, ему нужно было обратиться в соответствующий магазин. Сравнительный шопинг обходился покупателям недешево, поскольку поход по магазинам требовал физического перемещения от магазина к магазину. 

    С появлением Интернета ситуация изменилась. Будучи подключенными к электронным  каналам связи, покупатели могут  непосредственно получать информацию о товарах и услугах. При этом существует вероятность того, что традиционное звено между потоком товаров и потоком информации об этих товарах может быть нарушено. Информация не ограничивается традиционными физическими методами доставки. Покупатели могут самостоятельно узнать о товаре с помощью web-сайта компании и купить его непосредственно у поставщиков, не прибегая к услугам розничной торговли, что приводит  к снижению цены товара (рис. 15). 

    Понятие «бизнес-модель»  подразумевает абстрактное представление сути и принципа производства предприятием товара или услуги, отображающее методику создания прибыли предприятия. Некоторые традиционные каналы обмена информацией о продукте утратили свою значимость или стали неэкономичными, поэтому бизнес модели, в основе которых лежит связывание информации с продуктами и услугами, также могут утратить свою актуальность. 

    Изменение экономической  роли информации. Интернет приводит к  устранению информационный асимметрии. Информационная асимметрия имеет место в том случае, когда одна сторона владеет большим объемом важной информации, чем другие. Эти сведения могут определить относительную рыночную власть, позволяющую отстаивать свои интересы. Благодаря Интернету одни компании могут совершать покупки у других компаний, что сокращает информационную асимметрию и способствует формированию наиболее приемлемых цен и выгодных условий (принципы рыночной экономики). 

    До появления  Интернета компаниям приходилось  искать баланс между полнотой и доступностью информации. Под полнотой информации подразумеваются ее глубина и подробность, т.е. тот объем информации, который компания может предоставить покупателю, а также сведения, которые компания собирает о покупателе. Доступность информации означает оценку количества покупателей, до которых может быть донесена информация о товаре (качество и количество товаров и услуг). Интенсивное общение покупателя и продавца происходит при личной встречи уполномоченных представителей. Такое взаимодействие очень дорого обходится компании, поскольку может происходить только с небольшой аудиторией. Благодаря Интернету отношения полноты и доступности информации немного трансформировались (вышли на новй уровень, рис. 16). 

Информация о работе Влияние информационных систем на организацию