Власть и влияние в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:23, реферат

Краткое описание

Влияние — это поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека. Власть — это возможность влиять на поведение других. Применительно к управлению, лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

Вложенные файлы: 1 файл

Власть и влияние в организации.doc

— 35.50 Кб (Скачать файл)

Власть и влияние в организации

Влияние — это поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека. Власть — это возможность влиять на поведение других. Применительно к управлению, лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. 
 
Согласно классификации Фрэнча и Рэйвена, имеется пять основных форм власти:

  • власть, основанная на принуждении. Менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено;
  • власть, основанная на вознаграждении. Менеджер имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом;
  • экспертная власть — осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний;
  • эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же;
  • законная власть — основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации. По мере того, как способности исполнителя подошли вплотную к способностям руководителя, стала возрастать необходимость искать сотрудничества со стороны исполнителя, чтобы иметь возможность на него влиять. Две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству, это убеждение и участие сотрудников в управлении.

 
Для эффективного использования влияния  менеджеру необходимо выполнить ряд условий:

  • потребность, к которой апеллируют, должна быть активной и сильной (актуальной);
  • человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения (в той или иной степени) какой-то потребности;
  • человек, на которого влияют, должен ожидать с достаточно высокой вероятностью того, что исполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребности;
  • человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.

ласть — это способность одного человека влиять на поведение другого. Основу власти составляет зависимость. Другими словами, чем сильнее  зависимость А от Б, тем сильнее  может быть власть Б над А.

 

Основы  власти

 

1. Власть  принуждения. Это побуждение людей к деятельности вопреки их желанию. Данный вид побуждения основан на страхе перед наказанием. В качестве инструментов принуждения выступают замечания, выговоры, штрафы, увольнения, перевод на низкооплачиваемую работу.

 

2. Власть влияния. Взаимодействие лидера с влиятельными лицами дает ему косвенную силу власти. Подчиненные, общаясь со своим лидером, ощущают не только его властную функцию, но и волю влиятельного лица, стоящего над ним.

 

3. Власть  компетенции. Лидер, если он  профессионально подготовлен, оказывается наделенным правом выступать в качестве эксперта и  «судьи» по многим производственным проблемам. Подчиненные воспринимают это как властный феномен.

 

Данный канал власти - заслуга  личности, обладающей им. Он прочен и  надежен, так как компетенция  приобретается годами и сохраняется  длительное время, чаще всего в течение  всей профессиональной жизни человека.

 

4. Власть информации. Исполнители  постоянно испытывают потребность в информации. Лидер обычно регулирует ее доступ к конкретным людям.

 

Власть информации — очень мощный рычаг власти для руководителя. Чем  выше уровень иерархии в управлении, тем больший поток информации на него поступает.

 

5. Власть должностного положения. Чем выше должностная позиция лидера, тем выше степень его властного влияния на людей. Но должность сама по себе еще не является каналом, проводящим власть. Это только лишь необходимое, но отнюдь не достаточное условие проявления власти. Именно здесь важно сочетание формального (должностное положение) и неформального (компетенция, авторитет) лидерства.

 

6. Власть авторитета. Руководитель, пользующийся у подчиненных авторитетом,  осуществляет властное влияние  на них без демонстрации своей  властной уполномоченности. Подчиненные без протеста, порою даже с охотой, повинуются авторитетному руководителю.

 

Авторитет - категория, которая завоевывается  годами и может быть потеряна в  одночасье. Авторитет включает в  себя как личностные, так и профессиональные качества человека. Мнение авторитетного специалиста (даже если оно не вполне правильное) принимается безоговорочно.

 

7. Власть, основанная на вознаграждениях.  Люди легко повинуются тому, кто  имеет право и возможности  награждать и миловать. Все хотят больше получать, продвигаться по службе, пользоваться признанием. Человек, способный влиять на такие ценности, пользуется у людей высоким авторитетом.

 

Человек, использующий только один канал  власти, обречен на неудачу. Сочетание  двух и более каналов, в основе которых лежат компетенция и авторитет, позволит человеку быть не просто руководителем, а лидером.

 

8. Тактические способы власти

 

-  убеждение (использование цифр, фактов, тщательно продуманная презентация  идей и материалов);

 

-  дружелюбие (создание благоприятной атмосферы, проявление дружеского расположения до того, как предстоит обратиться к человеку с просьбой);

 

-  коалиции (объединение усилий, получение поддержки со стороны  других людей);

 

-  соглашение (использование переговоров  для достижения согласия и получения желаемых результатов);

 

-  требования считаться с  установленными правилами (напоминание  об инструкциях, приказах, ранее  сделанных распоряжениях и принятых  решениях);

 

-  обращение к авторитетам  (получение поддержки на высоком

уровне управления, обращение к примерам из практики известных преуспевающих компаний);

 

-  применение  санкций (использование системы  поощрений и

мер дисциплинарного  воздействия).


Информация о работе Власть и влияние в организации