Анализ миссии организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 00:20, реферат

Краткое описание

В начале 20-х годов 20 века молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге «Современная теория развития» (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге «Роботы, люди и сознание» (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. 1969 — «Общая теория систем». Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1.СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И ЕГО РАЗВИТИЕ
7
2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ.
10
3.СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮДВИГА ФОН БЕРТАЛАНФИ.
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

эссе по то Олег.docx

— 39.87 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

2

ВВЕДЕНИЕ

3

1.СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И  ЕГО РАЗВИТИЕ

7

2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К  ОРГАНИЗАЦИИ.

10

3.СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮДВИГА ФОН БЕРТАЛАНФИ.

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

18

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В начале 20-х годов 20 века молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге «Современная теория развития» (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге «Роботы, люди и сознание» (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. 1969 — «Общая теория систем». Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку.

Впоследствии, благодаря трудам таких ученых, как Н.Винер, У.Эшби, У.Мак-Куллох, Г.Бейтсон, Ст.Бир, Г.Хакен, Р.Акофф, Дж.Форрестер, М.Месарович, С.Никаноров, И.Пригожин, В.Турчин возник целый ряд смежных с общей теорией систем направлений — кибернетика, синергетика, теория самоорганизации, теория хаоса, системотехника и др.

Понятие бизнeса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой «торговли» между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.

Постепенно с развитием товарно-денежных отношений развивался и бизнес. Во времена рабовладения процветала торговля; позднее, во времена феодализма и процветания натурального хозяйства значение торговли в деревне немного уменьшилось, но с развитием городов и ремесла она вновь приобрела свое первоначальное значение. Во времена становления капитализма и первоначального накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а позднее — промышленное. В середине Х1Х века бизнес приобрел новые формы. Если до этого единоличным управленцем был хозяин, то во времена бурного промышленного роста структура значительно изменилась.

Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Нельзя сказать, что он появился внезапно именно с развитием капитализма, он существовал и раньше. Во времена рабовладения были управляющие на плантациях, которые следили за правильностью выполнения работ, но это правильнее было бы назвать надсмотром, чем управлением. Во времена феодализма и процветания натурального хозяйства, также существовали управляющие, помощники хозяина, это, наверное, можно считать одним из первых проявлений именно управления, а не только надсмотра над работающими, поскольку у управляющего была возможность маневра: он мог заменить вид работ в виде поощрения или наказания крестьян, мог снизить налог (правда, лишь за счет повышения налога для других). Это было убогое, но все же проявление управления. Но по-настоящему менеджмент начал развиваться только с развитием капитализма, именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которое могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или в крайнем случае, спасти ее от банкротства.

Именно в это время и стали применяться научные теории менеджмента с непосредственной опорой на различные научные школы, одной из которых была школа управления. Школа управления включает системный, процессный и ситуационный подход к управлению. Дополняя друг друга, эти подходы и формируют современные науку и практику управления. Вместе с тем следует учитывать, что не существует никаких универсально применяемых приемов или принципов, которые бы гарантировали эффективное управление во всех случаях. Однако уже разработанные подходы и методы могут помочь руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. В своей работе я подробней остановлюсь на системном подходе.

Системный подход менеджмента связан с именем Пола Дюпон, который отмечал, что для успешного развития бизнеса необходимо ориентироваться на потребителя, а любое предприятие рассматривать как открытую, а не замкнутую систему. Идея менеджмента бизнеса – ориентация на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребностей покупателя.

В настоящее время процесс управление все большей степени несет системный характер, управление любой организации осуществляется как воздействие на единое целое. Менеджеры должны четко осознавать взаимосвязь всех систем своей компании. Таким образом, Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:

менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;

руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим, не допускать квазиоптимизации управленческих решений;

менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным — общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является; системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.

Таким образом, усиление взаимосвязанности всех сторон деятельности организации (производственной, финансовой, маркетинговой, социальной, экологической и проч.), а также расширение, усложнение и интенсификация как внутренних, так и внешних отношений привели к формированию в середине XX столетия так называемого системного подхода к управлению.

Он рассматривает организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, предполагает учет влияния всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементами.

В соответствии с ним управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга (на этом делал акцент процессный подход), а все без исключения оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. В силу этого изменения в одном звене организации неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге в ней в целом.

Поэтому каждый руководитель, принимая собственные решения, должен учитывать их влияние на общие результаты, а основная цель менеджмента состоит в интеграции элементов организации, поиске механизмов сохранения ее целостности.

 

 

 

 

 

 

 

1.СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И  ЕГО РАЗВИТИЕ

Понятие системный подход стало широко употребляться в 1960 - 1970 гг., хотя само стремление к рассмотрению объекта исследования как целостной системы возникло еще в античной философии и науке (Платон, Аристотель). Идея системной организации знания, возникшая в античные времена, формируется в средние века и получает наибольшее развитие в немецкой классической философии (Кант, Шеллинг). Классический образец системного исследования - капитал К. Маркса. Воплощенные в нем принципы изучения органичного целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия, синтез структурно-функциональных и генетических представлений об объекте и т.п.) явились важнейшим компонентом диалектико-материалистической методологии научного познания. Теория эволюции Ч. Дарвина служит ярким образцом применения системного подхода в биологии.

В XX в. системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании. Это связано в первую очередь с изменением типа научных и практических задач. В целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы изучения организации и функционирования сложных саморазвивающихся объектов, границы и состав которых не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Исследование таких объектов - многоуровневых, иерархических, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных, технических - потребовало рассмотрения этих объектов как систем.

Возникает целый ряд научных концепций, для которых характерно использование основных идей системного подхода. Так, в учении В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов - глобальные системы. А. А. Богданов и ряд других исследователей начинают разработку теории организации. Выделение особого класса систем - информационных и управляющих - послужило фундаментом возникновения кибернетики. В биологии системные идеи используются в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике. В экономической науке принципы системного подхода применяются при постановке и решении задач оптимального экономического планирования, которые требуют построения многокомпонентных моделей социальных систем разного уровня. В практике управления идеи системного подхода кристаллизуются в методологических средствах системного анализа.

Таким образом, принципы системного подхода распространяются практически на все сферы научного знания и практики. Параллельно начинается систематическая разработка этих принципов в методологическом плане. Первоначально методологические исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем (первая программа ее построения и сам термин были предложены Л. Берталанфи). В начале 1920-х гг. молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определенные системы, обобщив свои взгляды в книге современная теория развития (1929). Он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) ученый перенес общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. В 1969 г. вышла очередная книга Берталанфи общая теория систем. Исследователь превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности.

Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно превосходит рамки задач общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин системный подход, который с 1970-х гг. прочно вошел в научный обиход (в научной литературе разных стран для обозначения этого понятия используют и другие термины - системный анализ, системные методы, системно-структурный подход, общая теория систем; при этом за понятиями системного анализа и общей теории систем закреплено еще и специфическое, более узкое значение; с учетом этого термин системный подход следует считать более точным, к тому же он наиболее распространен в литературе на русском языке).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ.

Системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Основоположником общей теории систем является Людвиг фон Берталанфи. В начале 20-х годов молодой австралийский биолог Людвиг Берталанфи начал изучать организмы как определенные системы, обобщив свой взгляд в книге Современная теория развития (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) он перенес общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. И в 1969 году в работе "Общая теория систем" Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку.

Системный подход - это подход, при котором любая система (явление, процесс, какой-либо объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход - это не набор каких-либо принципов или руководств для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

Основными принципами системного подхода (системного анализа) являются некоторые положения общего характера, сформировавшиеся в результате опыта работы человека со сложными системами:

1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию, взаимозависимость между отдельными её частями и между организацией и окружающей средой, а также более эффективно достичь целей, сначала определим, что такое система и организационная система.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая их которых вносит свой вклад в характеристики целого. Любая организация рассматривается как организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы, и определенное количество внешних связей. Таким образом, организационная система - это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность

 

 

 

3.СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В  ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮДВИГА ФОН  БЕРТАЛАНФИ.

Прорыв в научном мышлении Запада в определенной степени связан и с открытиями Л. Берталанфи в области биологии организмов. До конца XIX в. естественные науки основывались на концепциях физики, которая в свою очередь базировалась на принципах редукционизма, направленного на разделение любой системы на отдельные части. Анализ системы подразумевал идентификацию ее основных частей и поведения влияющих на них сил. В духе редукционизма был сформулирован и второй закон термодинамики, утверждающий, что любая замкнутая система неизбежно переходит из упорядоченного состояния в неупорядоченное, что сопровождается возрастанием ее энтропии. Таким образом физика анализировала исключительно замкнутые, изолированные системы, стремящиеся к равновесному состоянию. Все явления, не укладывавшиеся в эту концепцию, рассматривались как метафизические, выходящие за рамки естественных наук и потому не стоящие внимания. 
Однако в конце XIX в. ученые-физики столкнулись с примерами ограниченности принципов редукционизма. В середине 1920-х гг. аналогичные доказательства получили и биологи. Новые взгляды начали получать все большее распространение. Пауль Вайс, Уолтер Кеннон (создатель концепции гомеостазиса) и в особенности Людвиг фон Берталанфи были в первых рядах создателей новых теорий. В частности, Л. Берталанфи продемонстрировал, что в оценке динамики поведения организмов физические концепции оказались бесполезными. Он доказал, что поведение живых существ не может быть представлено просто как суммарное поведение отдельных их частей. Живой организм представляет собой нечто большее, чем сумму отдельных элементов, поскольку использует для организации их взаимодействия принцип синергизма. Кроме того, многие формы существования организмов характеризуются увеличением или сохранением внутренней упорядоченности, или другими словами, ростом негэнтропии. Поэтому для объяснения феноменов, подобных синергии и негэнтропии, биология нуждалась в новых концепциях. 
Данные обстоятельства подтолкнули Л. Берталанфи к разработке биологической теории открытых систем, которая была построена не на редукционистском анализе основных элементов живой системы, а на учете функциональных и взаимосвязанных критериев ее существования. Организмы существуют в тесной взаимосвязи с внешней средой. Их функции и структура поддерживаются с помощью непрерывного обмена информацией с внешней средой. Организм представляет собой комплексную систему, состоящую из множества взаимосвязанных, объединенных в единое целое элементов. Ключевыми понятиями в этой теории стали концепции самоорганизации как способа прогрессивной дифференциации,эквифинальности, отражающей независимость финального состояния от начальных условий и телеологии, описывающей зависимость поведения организма от неких, известных ему заранее целей в будущем. Теория открытых систем и связанные с ней идеи из биологии оказали, как мы увидим ниже, самое серьезное влияние на основы других дисциплин, в частности теории бизнеса и менеджмента. 
Мышление в терминах замкнутых систем предполагает, что поведение организаций основывается на тех же фундаментальных принципах и законах, которые действуют в физике. Замкнутые организации подобны замкнутой механической модели Вселенной И. Ньютона; они управляются административным и инженерно-техническим персоналом. Операции в них носят рутинный и повторяющийся характер и сводятся к решению заранее определенных задач. В этих системах существует жесткая иерархия контроля, строгая подчиненность подразделений, большое внимание уделяется обеспечению эффективности деятельности отдельных структурных единиц. 
Мышление в терминах замкнутых систем соответствовало классической теории менеджмента и всячески поддерживалось ею. Классическая теория управления основывалась на заимствованном из физики механистическом видении организаций (характерном для теории бюрократии М. Вебера, научных методов управления Ф. Тейлора и теории административного управления А. Файоля). 
Теория открытых систем и другие биологические понятия (в частности, гомеостазиса) указывают на бесполезность концепций физики в оценке динамики поведения организаций и организмов. В отличие от физики теория открытых систем рассматривает организации в качестве комплексных систем, состоящих из частей, которые следует изучать как единое целое. Организация не является изолированной от внешней среды. Предпринимаемые действия направлены на то, чтобы обеспечить ей устойчивое состояние. Основной задачей организации является обеспечение выживания за счет трансформирования внешних воздействий и адаптации к происходящим изменениям. Так как элементами организации являются живые люди, то администрация должна учитывать особенности проявления человеческой природы в трудовом процессе. Отдельные элементы системы, так называемые подсистемы, имеют собственные потребности, которые также требуют удовлетворения. Кроме того, следует учитывать мотивацию поведения индивидов. Например, повышение степени разнообразия рабочих заданий может привести к росту производительности труда и удовлетворенности работников. Понимание целостности структуры организации может облегчить участие в ее деятельности всех сотрудников. Руководство может поощрять проявления внутренней демократии и автономии. 
Теория открытых систем и другие биологические концепции оказали серьезное позитивное воздействие на возникшие в 1950-1960-х гг. теорию организационных систем и теорию человеческих отношений, которые являются примером дальнейшего развития теории открытых систем и их применения к организациям, а воззрения их сторонников на управление во многом заимствованы из биологических концепций Л. Берталанфи. Идеи теории открытых систем присутствуют в теориях систем Каца и Кана, Парсонса, Ф. Селзника и Ч. Барнарда, а также в теориях человеческих отношений Ф. Ротлисбергера и У. Диксона, Ф. Герцберга и Д. Макгрегора. 
В адрес теории открытых систем было сделано немало критических замечаний. Они касались структуры и функций ограниченных организаций и утверждений об их подобии организмам. Эти представления побуждали ученых искать и выявлять системы в различных областях нашей жизни. Такие авторы как У. Черчмен, Дж. Викерс и П. Чекланд разными способами доказывали, что человеческие системы имеют свои неповторимые особенности. Они утверждали, что человеческие системы могут быть лучше поняты в терминах системных значений (идей, концепций, ценностей и т.п.), с помощью которых люди описывают мир. Следовательно, для оценки человеческих систем необходимо знание и понимание системных значений и противоречий между ними. Организационные ограничения, таким образом, теряют свое значение или подлежат переопределению. Следовательно такие концепции как теория открытых систем будут полезны до тех пор, пока они стимулируют обучение и понимание как одного из способов осуществления анализа. Это в точности соответствует подходу Гарета Моргана, использовавшего метафору открытой системы в качестве одного из возможных способов описания организации. 
Очевидно что влияние теории открытых систем Л. Берталанфи на теорию бизнеса и менеджмента оказалось огромным, поскольку именно она помогла сформулировать теории управления предприятием в 1950-1960-х гг. Кроме того, она незримо присутствует в используемых в 1990-х гг. практических методах менеджмента. Планирование и принятие решений нередко осуществляется с использованием понятий дифференциации, внешней среды, функций, роста, взаимной зависимости и телеологии (зависимости поведения организации от некоторых планируемых заранее событий в будущем). Кроме того, теория открытых систем стала предшественницей общей теории систем.В дальнейшем Л. Берталанфи много занимался проблемой обобщения концепции открытых систем с целью ее применения в других областях знаний. Эта работа породила у него идеи относительно общей теории систем и нового понимания единства науки. Общая теория систем ставит своей задачей формулировку и разработку принципов, применимых ко всем системам. Ее основные положения впервые были озвучены на научном семинаре в Чикаго в 1937 г. Л. Берталанфи продолжал заниматься разработкой общей теории систем на протяжении 1940-х и 1950-х гг. 
В 1954 г. во время совместного пребывания в Центре передовых исследования в бихевиоральных науках, расположенного в Пало Альто, Калифорния он провел обсуждение некоторых аспектов этой теории с тремя другими учеными, придерживавшихся близких ему взглядов. В результате Л. Берталанфи, Кеннет Боулдинг (экономист), Ральф Джерард (физиолог) и Анатоль Раппопорт (математик и биолог) стали основателями нового системного движения в науке. Зарождение этого движения, как позднее вспоминал Кеннет Боулдинг, происходило во время бесед четырех ученых за обеденным столом. 
Л. Берталанфи дал первый импульс развитию нового системного направления в науке. Он играл ключевую роль в организации Общества развития общей теории систем, которое было образовано по инициативе группы ученых, созданной в 1954 г. в период проведения в конференции в Беркли Американской ассоциации развития науки. Начиная с 1956 г. Общество регулярно выпускает отчет о своей деятельности и проводит ежегодные конференции. Общество имело следующие цели: 
· проведение исследований изоморфизма концепций, законов и моделей в различных областях знаний и содействия переносу полезных закономерностей из одной области в другую; 
· поощрения создания адекватных теоретических моделей в тех областях, где они еще не были созданы; 
· минимизации дублирования теоретических исследований в различных областях; 
· распространение взглядов о единстве науки путем развития контактов между различными специалистами. 
Главной заботой Л. Берталанфи стала растущая специализация науки, приводившая к нарушению ее единства и целостности. Он знал многих ученых, замкнутых на решении своих узких проблем, и понимал сложность обмена информацией между ними. Поэтому Л. Берталанфи стремился к преодолению замкнутого, изолированного характера научных исследований. Ученый предвидел создание системных законов и обобщающих теорий, способных объединить все науки. 
Роберт Розен сумел просто и убедительно изложить выдвинутую фон Берталанфи идею общности систем следующим образом: если данные о двух системах S и S являются физически различными, но, тем не менее, ведущими себя сходным образом, то в определенном смысле мы можем получить знание об S с помощью знания об S(Rosen, 1979). Обучение, подчеркивал Л. Берталанфи, происходит на основе изоморфизма и гомологии, а не смутных аналогий. 
Следует отметить, что русский мыслитель Александр Богданов (1973-1928) еще в начале XX в. разработал концепцию тектологии, которая отчасти напоминала общую теорию систем. Ее описание было неоднократно публиковалось в России в период с 1912 по 1926 гг. Однако тектология была подвергнута резкой критике идеологами большевизма. В 1980-х гг. работы А. Богданова с изложением основ тектологии были переведены на английский язык.

Информация о работе Анализ миссии организации