Юридические факт: двойственная природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является всестороннее полное рассмотрение
данной темы: «Юридические факты: двойственная природа. Виды юридических фактов. Роль в правовом регулировании»
раскрытие основных черт и выделение проблем в этом институте.
Для последовательного достижения цели курсовой работы мной были поставлены следующие задачи:
освещение данных понятий в юридической литературе,
раскрыть понятие, признаки и основные виды юридических фактов;
раскрыть роль юридических фактов в правовом регулировании;
дать классификацию видов юридических фактов;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Понятие и значение юридических фактов…………………………………...6
Требования, предъявляемые к юридическим фактам………………………11
Классификация юридических фактов……………………………………….15
Фактический (юридический) состав и сложный юридический факт……….29
Роль юридических фактов в правовом регулирование……………………..35
Фиксация юридических фактов………………………………………………38
Заключение……………………………………………………………………………41
Список используемых источников литературы…………………………………….42

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_TGP.docx

— 79.10 Кб (Скачать файл)

Связанным юридическим составам нередко присущ эффект поглощения. В рассмотренном ранее примере  процедура заключения договора предусматривает  направление и получение оферты (от лат. offero предлагаю) и акцепта (согласие заключить договор на предложенных условиях), которые в итоге поглощаются моментом совпадения воли и волеизъявления сторон - совершением гражданско-правовой сделки.

       Смешанный юридический состав есть совокупность юридических фактов, связь между которыми частично свободная, а частично связанная.

Деление по степени определенности составов различают определенные и  бланкетные. Определенные - это составы, все элементы которых являются в строгом смысле юридическими фактами, и все они целиком предусмотрены гипотезами норм права. Бланкетные (относительно определенные) - это составы, которые не полностью предусмотрены в юридических нормах; в нормах указаны лишь фактические предпосылки, а органы юстиции имеют возможность решать конкретные вопросы индивидуально с учетом конкретных обстоятельств дела. Следовательно, бланкетные составы характеризуются тем, что они складываются из предпосылок индивидуальных актов и обстоятельства, указанные в норме, порождают последствия только посредством акта юрисдикционного органа.

            По объему фактические составы подразделяются на завершенные и незавершенные.44 Завершенные - это составы, в которых закончен процесс накопления юридических фактов. Они порождают конечные юридические последствия, т.е. происходит возникновение, развитие и прекращение правоотношений. Моментом, свидетельствующем о завершении фактического состава, является возникновение субъективного права (обязанности).

Незавершенные - это составы, в которых процесс накопления юридических фактов не закончен. Они могут порождать лишь промежуточные правовые последствия. Выполнив свою временную миссию, они как бы «сходят со сцены», уступая место конечным правовым последствиям, порождаемым фактическим составом в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Роль юридических фактов  в правовом регулирование.

 

      Функции юридических фактов – это обобщенная характеристика их роли и задач в механизме правового регулирования. Правовое регулирование– сложная, многоплановая система, соответственно, не одинаковы и (функции, которые выполняют в ней

юридические факты. В зависимости  от связи с элементами правовой системы  можно выделить основную и дополнительные функции юридических фактов.

Основная функция. Главная задача, выполняемая юридическими фактами в правовом регулировании, – обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия.

Правильно понять и оценить  значение указанной функции юридических  фактов можно лишь в более широком  контексте, в связи с функциями  других элементов механизма правового  регулирования. Отправным, ведущим  элементом механизма правового  регулирования выступают юридические  нормы. Именно норма права содержит общую (абстрактную) программу (модель) поведения субъектов, рассчитанную на неопределенный круг лиц и неопределенное число случаев реализации. Другим элементом механизма правового  регулирования выступает правоотношение – конкретная модель поведения для  конкретных субъектов, программа действий в определенной социально-юридической  ситуации. Юридические факты обеспечивают переход от общей модели прав и  обязанностей к конкретной. В этом – основная задача, главная функция  юридических фактов в механизме  правового регулирования. Обеспечивая  надежное возникновение, изменение, прекращение  правовых отношений, юридические факты  тем самым способствуют стабильному  и надежному функционированию всей системы правового регулирования.

Дополнительные функции. Функциональному подходу, как и любому другому теоретическому подходу, свойственно противоречие абстрактного и конкретного. С одной стороны, он предполагает обобщенную характеристику функций фактов в регулировании общественных отношений. С другой стороны, функции юридических фактов в конкретных отношениях неповторимы. В возникновении семейных правоотношений эти функции одни, в возникновении, трудовых правоотношений - другие. Юридические факты столь же уникальны, сколь уникальны и возникающие из них правоотношения. Задача теории заключается в том, чтобы на основе изучения закономерного вернуться к конкретному, дать ему научное объяснение. Применительно к юридическим фактам это означает, что их функции в правовом регулировании не исчерпываются триадой "обеспечить возникновение, изменение, прекращение". Многие юридические факты наряду с основной функцией несут "дополнительные обязанности".45

В ряде правовых отношений  юридические факты выполняют  функцию гарантий законности. Применительно  к юридическим фактам термин "гарантии законности" имеет два различных  смысла. Закрепление в нормах права  юридических фактов, их установление правоприменительными органами призвано очертить точные условия, при которых (и только при которых!) могут наступать  правовые последствия. "Юридические  факты..., - пишет Н.П. Воронина, - служат не только предпосылкой возникновения  субъективного права на жилище, но и его гарантией, обеспечивающей реализацию названного права, позволяющей  устранить произвол обязанных лиц  и контролирующих их органов, так  как являются объективным критерием, с помощью которого компетентный орган судит о наличии (отсутствии) субъективного права". В этом смысле любой юридический факт, закрепленный в норме права, выступает гарантией  законности. Но слову "гарантии законности" можно придать другой, более узкий  смысл.

Существуют юридические  факты , связанные с особо важными  участками правового регулирования, на которых покоится повышенная ответственность  за состояние законности. Имеются  в виду, например, основания для  отказа в приеме искового заявления (ст. 129 ГПК РСФСР)46, основания для возбуждения и прекращения уголовного дела (ст. 5, 108 УПК РСФСР)47, обстоятельства, исключающие преступность деяния (ст. 37–42 УК РФ)48 и другие. Эти юридические факты – своего рода "ключевые точки" правового регулирования. Законное принятие искового заявления, возбуждения или прекращения уголовного дела предопределяет правомерность всех последующих действий. Поэтому закрепление данных юридических фактов выступает как важная гарантия законности.

Другая дополнительная функция  юридических фактов связана с  предварительным воздействием норм права на общественные отношения. В  области права люди не только ориентируются  на правовые последствия, но и учитывают  юридические факты, которые эти  последствия обусловливают. Появление  одних юридических фактов соответствует  интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, чтобы  эти факты возникли (основания  для премирования, поощрения, предоставления отсрочек и льгот), появления других юридических фактов стараются избежать (основания для применения мер  ответственности, пропуск сроков исковой  давности и т.д.).

Юридические факты, таким  образом, – не пассивный элемент  механизма правового регулирования. Установление тех или иных юридических  фактов может использоваться и реально  используется законодательством как  средство воздействия на поведение  субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Фиксация юридических  фактов

 

        Всякий  юридический факт представляет  собой единство содержания и  формы – внешнего выражения  этого содержания. Юридические факты  по своей природе таковы, что  они, как правило, не могут  существовать в неоформленном  виде. Социальное обстоятельство  лишь тогда порождает правовые  последствия, когда оно определенным  образом зафиксировано и установлено  законными средствами в правоприменительном  процессе.

Такие социальные обстоятельства, как трудовой стаж, образование, нуждаемость  в жилье и тому подобное, вообще не могут войти в правовое регулирование  без их регистрации, законного процедурно-процессуального  оформления. Сказанное позволяет  понять значение фиксации и удостоверения  юридических фактов для их функционирования в механизме правового регулирования.

В общетеоретическом плане  вопрос о системе фиксации и удостоверения  юридических фактов разработан недостаточно. Между тем, это один из важных вопросов общей теории юридических фактов. Взятая в общем виде данная система  включает в себя, во-первых, органы, организации и должностных лиц, уполномоченных фиксировать те или  иные фактические обстоятельства; во-вторых, установленные законом средства фиксации и стандартные процедуры  работы с ними (издание приказов, оформляющих те или иные факты, внесение записей в личные дела, в трудовые книжки, регистрация тех или иных фактов записями в журналах, составление  актов и т.п.); в-третьих, действия по выдаче информации о юридических  фактах (свидетельств, копий, выписок, справок и др.).49

В фактофиксирующей системе  необходимо различать деятельность общего и деятельность специального назначения. Общая фактофиксирующая деятельность связана с регистрацией различных фактических обстоятельств  независимо от их использования в  конкретных правоотношениях (фиксация стажа работы, возраста, местожительства, семенного положения, полученных дипломов, регистрация вновь образуемых предприятий, регистрация недвижимости и т.п.). Результаты этой фактофиксирующей деятельности могут использоваться для возникновения, изменения, прекращения самых различных  правовых отношений. Специальная фактоустановительная деятельность ведется компетентным государственным органом по конкретному  юридическому делу (гражданскому, пенсионному, уголовному) и осуществляется в пределах, необходимых для разрешения именно данного дела. Результаты специальной  фактоустановительной деятельности, выраженные в правоприменительном акте (решении, приговоре суда), приобретают общее  юридическое значение, могут использоваться для разрешения иных юридических  дел.

      Фиксация  и удостоверение фактов – близкие,  сопряженные, но все же не  совпадающие виды деятельности. Фиксация представляет собой  регистрационную деятельность, документальное  закрепление фактических обстоятельств.  Удостоверение состоит в подтверждении  истинности фактов, их существования.  Фиксация и удостоверение факта  нередко сливаются в едином  акте (например, регистрация брака,  нотариальное удостоверение сделки), но они могут существовать  и порознь (например, удостоверение  подлинности документа, аутентичности  копии).

Реальные системы фиксации и удостоверения юридических  фактов существенно различаются  в зависимости от характера юридического факта, его социальной значимости, области  правовых отношений, с которыми связан данный факт. Они включают несколько  подсистем, отличающихся далеко не одинаковым уровнем развитости, нормативной  урегулированности, юридической культуры.

Организации, для которых  фиксация и оформление юридических  фактов не является основным видом  деятельности, не всегда уделяют достаточное  внимание этому участку работы. Важные фактические обстоятельства закрепляются небрежно, с большим опозданием, что существенно осложняет защиту законных прав и интересов граждан. Должностные лица и работники, выполняющие  фактофиксирующие функции, практически  не несут за свои действия ответственности, ибо их ошибки и упущения выявляются зачастую через много лет, когда  возможность привлечения к ответственности  уже утрачена.

        Нередко  сами граждане, предприниматели,  вступая в те или иные правоотношения, пренебрегают их юридическим  оформлением. Правовая связь складывается  на ненадежной, по существу дефектной  фактической основе. Такого рода  правоотношения – один из источников  сложных "казусных" ситуаций, возникающих  в правоприменительной практике.

Небрежное отношение к  оформлению документов служит благодатной  почвой для проходимцев, создающих  финансовые "пирамиды", домогающихся выплат им различного рода "пособий" и "компенсаций". В правовой пропаганде необходимо настойчиво проводить мысль, что своевременное и правильное оформление юридически значимых обстоятельств, правоотношений, сделок – не формализм, а необходимый элемент юридической  культуры, предпосылка формирования правового государства и цивилизованной рыночной экономи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе жизни человек окружен  обилием всевозможных фактов реальной действительности, которые имеют  различную оценку и значение. Одни из них оцениваются с позиций  права, другие-с позиций иных социальных норм. К юридическим же фактам относятся  только те, которые предусмотрены  нормами права, имеют юридическую  значимость.

Анализ такой категории как  юридический факт, позволяет определить уровень демократичности в обществе, степень гарантированности прав и свобод человека.

       Юридические факты- это одна из основных проблем юридической практики. Неверная оценка фактов ведет к тому, что одним обстоятельствам не придается должного правового значения, а другим приписываются не свойственные им качества. Умение работать с фактами является необходимым элементом общей правовой культуры.

Решение любого юридического дела предполагает, с одной стороны, точный анализ юридических норм и  выяснение того, какие факты предусмотрены  нормой в качестве юридических; с  другой стороны,- тщательный анализ фактических  обстоятельств дела и установление того, действительно ли наступили  факты, предусмотренные нормой права. С практической точки зрения, применение норм и представляет собой в значительной части деятельность органов юстиции.

Информация о работе Юридические факт: двойственная природа