Юридические факты и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы интересна и актуальна на сегодняшний день.
Целью работы является: изучение понятия юридические факты, а также изучение существующих видов фактов по современной классификации.

Содержание

Введение……………………………………………………………...3
Раздел 1. Понятие юридического факта…………………………………..4
1.1 История юридических фактов………………………………...6
Раздел 2. Классификация юридических фактов…………………………..8
2.1 Юридические факты-события и действия……………………10
2.2 Правомерные и неправомерные действия……………………15
Раздел 3. Иные классификации юридических фактов:
юридические факты-состояния, презумпции и фикции…………………...23
Раздел 4. Функции юридических фактов………………………………….29
Раздел 5. Сложные юридические факты и фактический состав………….31
Раздел 6. Фиксация, удостоверение и доказывание
юридических фактов………………………………………………………..35
Заключение............................................................................................38
Список использованной литературы……………………………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Презумпции - предположение о существовании юридического факта либо его отсутствии, например презумпция знания закона, презумпция невиновности. Презумпции имеют юридическое значение во многих сферах общественной жизни. Презумпция невиновности, закрепленная в Конституции, фундаментально определяет отношение гражданина и правоохранительных органов. Статья 77 Конституции РК устанавливает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Роль презумпции в праве велика,  и было бы неправильным видеть в них только средство юридической техники.  Некоторые общеправовые презумпции приобрели значимость правовых принципов:  презумпция знания закона,  презумпция добропорядочности гражданина, презумпция невиновности обвиняемого.  К средствам законодательной техники можно отнести только неопровержимые презумпции.  По своему характеру они также имеют вероятный характер и,  в принципе,  могли быть опровергнуты,  но закон возможность их опровержения исключает. Так,  в соответствии со статьей 14 УК РК уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, а за некоторые виды преступлений (тяжкие и особо тяжкие и некоторые другие)- с четырнадцатилетнего возраста.

          В основе этой нормы лежит презумпция непонимания общественной опасности своего деяния лицом, не достигшим к моменту совершения преступления возраста, по достижении которого возможна уголовная ответственность. Неопровержима эта презумпция с точки зрения ее юридической значимости. Это означает,  что если даже в силу каких- то причин (раннего психического развития) малолетний правонарушитель и сознавал общественную опасность своего деяния, он все равно не будет привлечен к уголовной ответственности, поскольку закон не устанавливает такой возможности. Презумпция в данном случае опровергаться не будет, ее опровержение не имеет совершенно никакого юридического значения и смысла.

   Существуют несколько видов юридических презумпций:

  1. По форме существования:

а) Фактические (предложения, основанные на разумных основаниях и жизненном опыте. Они не закреплены в нормах права, однако, оказывают определенное воздействие на принятие юридически значимых решений. Например, фактической презумпцией является предложение о том, что необыкновенные факты при отсутствии доказательств, не существуют);

б) Легальные (предложения, которые прямо или косвенно закреплены в нормах права. Например: презумпция невиновности).

  1. По сфере действия:

а) Общеправовые (Они действуют во всех отраслях права).

- Презумпция истинности нормативного правового акта (означает, что каждый нормативный правовой акт содержит правильные правовые предписания и отвечает всем требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам);

- Презумпция знания закона (означает, что все опубликованные законы подлежат их безусловной реализации и должны соблюдаться всеми субъектами независимо от их правовой осведомленности. В случаях совершения правонарушения никто не вправе ссылаться на незнание закона, т. к каждый гражданин обязан знать законы своего государства);

- Презумпция добропорядочности  (означает, что каждый гражданин  предполагается добропорядочным, т.е не имеющим противоправных намерений. Это презумпция является предпосылкой возникновения многих правоотношений, т.к она исключает необходимость в каждом конкретном случае проверять добропорядочность субъекта);

б) Отраслевые презумпции (выполняют роль юридических фактов в определенной отрасли права);

- Презумпция компетентности  вышестоящего государственного органа в вопросах, относящихся к ведению нижестоящих органов (в административном праве);

- Презумпция отцовства  (в семейном праве);

- Презумпция невиновности (в уголовном праве).

  1. По юридической силе:

а) Опровержимые (эти положения, которые допустимо оспаривать, например: презумпция отцовства);

б) Неопровержимые (эти положения являются принципами права, следовательно, их нельзя оспорить: презумпция знания закона, презумпция недееспособности малолетнего).

Юридическая фикция- заведомо неистинное положение, которое признается истинным и тем самым вносит определенность в правовое положение лица и способствует регулированию общественных отношений с участием этого лица.

В российском праве юридические  фикции закреплены нормами нескольких отраслей права.

Например: Гражданское  право в определенных случаях  предусматривает возможность признания  лица умершим или безвестно отсутствующим.

В уголовном  праве- граждане считаются несудимыми, если судимость снята или погашена в установленном порядке.

Нормативное закрепление юридических фикций в качестве юридических фактов является оправданным и необходимым.

 

 

Раздел 4. Функции  юридических фактов

   Функции юридических фактов - это обобщенная характеристика их роли и задачи в механизме правового регулирования. Правовое регулирование сложная, многоплановая система, соответственно, неодинаковы и функции, которые выполняют в ней юридические факты. В зависимости от связи с элементами правовой системы можно выделить основную, дополнительные, специальные функции юридических фактов.

            Основная функция. Главная задача, выполняемая юридическими фактами  в правовом регулировании- обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия.

             Правильно понять и оценить  значение указанной функции юридических  фактов можно лишь в более  широком контексте, в связи  с функциями других элементов  механизма правового регулирования.  Отправным, ведущим элементом механизма правового регулирования выступают юридические нормы. Именно норма права содержит общую (абстрактную) программу (модель) поведения субъектов, рассчитанную на неопределенный круг лиц и неопределенное число случаев реализации. Другим элементом механизма правового регулирования выступает правоотношение - конкретная модель поведения для конкретных субъектов, программа действий в определенной социально - юридической ситуации. Юридические факты обеспечивают переход от общей модели прав и обязанностей к конкретной. В этом - основная задача, главная функция юридических фактов в механизме правового регулирования. Обеспечивая надежное возникновение, изменение, прекращение правовых отношений, юридические факты способствуют тем самым стабильному и надежному функционированию всей системы правового регулирования.

               Дополнительные функции. Помимо  своей основной задачи, юридические  факты могут быть «нагружены»9 рядом дополнительных функций. Так, в некоторых случаях юридические факты выполняют функцию гарантии законности. Существуют юридические факты, которые связаны особо важными участками правового регулирования, на которых покоится повышенная ответственность за состояние законности. Имеются в виду, основание для отказа в приеме искового заявления, основания для возбуждения и прекращения уголовного дела, обстоятельства, исключающие преступность деяния и другие. Эти юридические факты- своего рода «ключевые точки» правового регулирования. Законное принятие искового заявления, возбуждения или прекращения уголовного дела предопределяет правомерность всех последующих действий. Поэтому закрепление данных юридических фактов выступает как важная гарантия законности.

Другая дополнительная функция юридических фактов связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. В области права люди не только ориентируются на правовые последствия, но и учитывают юридические факты, которые эти последствия обусловливают. Появление одних юридических фактов соответствуют интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, чтобы эти факты возникли (основания для премирования, поощрения, предоставления отсрочек и льгот), появления других юридических фактов стараются избежать (основания для применения мер ответственности, пропуск сроков исковой давности).

К специальным функциям юридических  фактов относятся: правопорождающая (факты могут вызывать наступление правовых последствий), правопрепятствующая, когда наличие некоторых юридических фактов тормозит наступление последствий правоуничтожающая (т.е. аннулирование юридического значения обстоятельств: и правовосстанавливающая, например, возможность восстановления родительских прав при изменении поведения, образа жизни и (или) отношения к воспитанию ребенка.

           Юридические факты, таким образом - не пассивный элемент механизма правового регулирования. Установление тех или иных юридических фактов может использоваться и реально используется законодательством как средство воздействия на поведение субъектов.    

Раздел 5. Сложные  юридические факты и фактические составы

В качестве юридических  фактов выступают не только простые  фрагменты социальной действительности, но и довольно сложные ее «срезы»10. В результате в правовом регулировании появляются сложные юридические факты- такие фактические обстоятельства, которые состоят из нескольких юридически  значимых сторон. Например, факт дееспособности (недееспособности) гражданина включает в себя как субъективный элемент- «способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их», так и объективный элемент- возраст. Типичный пример сложных по составу юридических фактов- факты- правонарушения, которые складываются, как правило, из нескольких элементов как субъективного, так и объективного характера.

          Приведенные примеры свидетельствуют о том, что «волевой критерий»11, согласно которому все юридические факты подразделяются на события и действия, нельзя абсолютизировать. В качестве юридических фактов могут выступать не только «чистые» события и действия, но и фактические обстоятельства, охватывающие своим содержанием и то и другое - сложные юридические факты.

         Закрепление сложных юридических фактов в принципе положительное явление в законодательстве. Сложные юридические факты (местожительство, безвестное отсутствие, недееспособность) помогают охватить многосторонние социальные ситуации, способствуют повышению системности в правовом регулировании. В некоторых отраслях (трудовом, семейном, уголовном праве) использование сложных юридических фактов объективно необходимо и неизбежно. Вместе с тем можно привести немало примеров (в лесном, водном законодательстве), когда сложные юридические факты порождены недостаточной дифференцированностью правового регулирования. Так в кодексе РК определяют загрязнение водных объектов как «сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод»12. Таким образом под «загрязнением» закон понимает как умышленные действия, так и неумышленные , а также события, возникшие случайно, хотя и в связи с его деятельностью человека, но без его прямого умысла. В данном случае закон отражает социально- правовую ситуацию чересчур «укрупненно». Данный юридический факт мог бы быть заменен несколькими более конкретными юридическими фактами, позволяющими дифференцировать различные случаи «загрязнения».

           Сложные юридические факты не следует смешивать с фактическими составами.

Фактический состав- совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий- возникновения, изменения, прекращения правоотношения.

Например, для призыва  гражданина на действительную военную  службу необходимо наличие гражданства РК, достижение в законе установленного возраста, наличие необходимого состояния здоровья, отсутствие установленного законом права на отсрочку. Совокупность указанных фактических обстоятельств порождают для гражданина комплекс прав и обязанностей, связанных с прохождением действительной военной службы.

          От сложного юридического факта  фактический состав отличается  тем, что состоит из разнородных  юридических фактов. В ряде случаев  для юридической полноценности  фактического состава необходимо  не только наличие всех элементов- юридических фактов, но и строгое соблюдение порядка их «накопления»13 в фактическом составе. Например, для признания предпринимателя банкротом акт неспособности удовлетворить законные требования кредиторов должен наступить до того, как эти требования будут заявлены в суде, в противном случае признание предпринимателя банкротом невозможно.

             Способ связи элементов определяет  функционирование фактического  состава как сложной системы.  В некоторых случаях процесс  развития фактического состава сопровождается весьма сложным взаимодействием материальных и юридических отношений. Юридическая связь побуждает к развитию фактическую основу состава, а накопление очередного факта влечет дальнейшее развертывание юридических связей.

Информация о работе Юридические факты и их классификация