Юридические факты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании жизненных обстоятельств, которые в теории права именуются юридическими фактами. К юридическим фактам относятся лишь те жизненные обстоятельства, которые признаны нормами права.
Учение о правоотношении (возникающей на основе юридических норм правовой связи, участники которой наделены взаимными субъективными юридическими правами и обязанностями) является одним из основных в теории государства и права. С момента рождения человек включается в эту связь, приобретая определенный статус и вместе с ним конкретные права в реальных правоотношениях: семейные права, право на жилую площадь.

Содержание

Введение ________________________________________________________3
1. Сущность и виды юридических фактов
1.1 Понятие юридического факта ____________________________________6
1.2 Функции юридических фактов __________________________________10
2. Классификация юридических фактов
2.1 Виды юридических фактов _____________________________________13
2.2 Сложные юридические факты, юридические составы _______________17
3. Проблемы юридических фактов в правоприменении
3.1Определение места юридических фактов в общей концепции
правового регулирования __________________________________________19
3.2 проблемы юридических фактов в правоприменительном
Процессе ________________________________________________________25
Заключение ______________________________________________________31
Список использованной литературы _________________________________3

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТГП 1.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Завершающим этапом процесса доказывания юридических фактов является их оценка. Оценочность - неотъемлемый элемент целесообразной сознательной деятельности. Она пронизывает весь ход проuессуального познания, начиная с самых первых его этапов: оцениваются различные версии. относимость и допустимость отдельных фактов, их достоверность и т. п. Наибольшую трудность, как свидетельствует практика, представляет оценка достаточности собранных по делу доказательств.

С точки зрения теории информации, правоприменительная деятельность - это процесс преобразования информации о фактических обстоятельствах дела в информацию о принятом решении.

Ключевым моментом этого преобразования являются юридическая оценка фактических обстоятельств, их квалификация.

Любой юридический факт представляет собой единство содержания и формы - внешнего выражения этого содержания. Юридические факты по своей природе таковы, что они, как правило, не могут существовать в неоформленном виде. Социальное обстоятельство лишь тогда порождает правовые последствия, когда оно определенным образом зафиксировано и установлено законными средствами в правоприменительном процессе. Такие социальные обстоятельства как трудовой стаж, образование, нуждаемость в жилье и т. п. вообще не могут войти в правовое регулирование без их регистрации, законного процедурно-процессуального оформления. Сказанное позволяет понять значение фиксации и удостоверения юридических фактов для их функционирования в механизме правового регулирования.

Система фиксации и удостоверения юридических фактов изучается под своим углом зрения отраслевыми юридическими науками, например, в области пенсионного законодательства. В систему органов, фиксирующих юридические факты в области пеисиоииого обеспечеиия, включаются оргаиы записи актов гражданского состояния, оргаиы социального страховаиия, воениые комиссариаты, архивы, отделы кадров предприятий, домоуправления и др. Участиики данных процедурно-процессуальных отношений подразделяются на первичные (фиксируют первоначальные факты) и вторичные (на основании фактических данных принимают решения о назначении пенсии или предоставлении иного блага). 

В общетеоретическом плане вопрос о системе фиксации и удостоверения юридических фактов разработан недостаточно. Между тем, это один из важных вопросов общей теории юридических фактов. Взятая в общем виде данная система включает в себя, во-первых, органы, организации и должностных лиц, уполномоченных фиксировать те или иные фактические обстоятельства; во-вторых, установленные законом средства фиксации и стандартные процедуры работы с ними (издание приказов, оформляющих те или иные факты, внесение записей в личные дела, в трудовые книжки, регистрация тех или иных фактов записями в журналах, составление актов и т. п.); в-третьих, действия по выдаче информации о юридических фактах (свидетельств, копий, выписок, справок и др.).

Фиксация и удостоверение фактов - близкие, сопряженные, но все же не совпадающие виды деятельности. Фиксация представляет собой регистрационную деятельность, документальное закрепление фактических обстоятельств. Удостоверение состоит в подтверждении истинности фактов их существования. Фиксация и удостоверение факта нередко сливаются в едином акте (например, регистрация брака, нотариальное удостоверение сделки), но они могут существовать и порознь (например, удостоверение подлинности документа, аутентичности копии).

Реальные системы фиксации и удостоверения юридических фактов существенно различаются в зависимости от характера юридического факта, его социалыюй значимости, области правовых отношений, с которыми связан данный факт. Они включают несколько подсистем, отличающихся далеко неодинаковым уровнем развитости, нормативной урегулированности, юридической культуры. Следствием этого является разный уровень "юридической надежности" фиксируемых и удостоверяемых ими фактов. Различия отчасти обусловлены характером самих фактических обстоятельств, не совпадающим их значениям в регулировании общественных отношений. Но очевидно и то, что сама фактофиксирующая деятельность не всегда отвечает необходимым требованиям, особенно, когда она сочетается с управленческой, производственной деятельностью.

Установлено, например, что предприятия, учреждения и организации обязаны свидетельствовать копии документов, представляемых гражданами в эти предприятия, учреждения, организации, если законодательством не предусмотрено свидетельствование копий таких документов в нотариальном порядке. Следовательно, на субъекта, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, возлагается полная ответственность за свидетельствование всех необходимых для этого фактов.

Система фиксации и удостоверения юридических фактов нуждается в дальнейшем совершенствовании. В литературе неоднократно указывалось на отсутствие единой общегосударственной системы регистрации предприятий, а также общегосударственной системы регистрации недвижимости. Очевидно, что отсутствие подобных общегосударственных регистрационных систем крайне отрицательно влияет на становление рыночной экономики, выступает одним из факторов ее криминализации.

Нередко сами граждане, предприниматели, вступая в те или иные правоотношения, пренебрегают их юридическим оформлением. Правовая связь складывается на не надежной, по существу дефектной фактической основе. Такого рода правоотношения - один из источников сложных "казусных" ситуаций, возникающих в правоприменительной практике.

Небрежное отношение к оформлению документов служит благодатной почвой для проходимцев, создающих финансовые "пирам иды" , домогающихся выплат им различного рода "пособий" и "компенсаций. В правовой пропаганде необходимо настойчиво проводить мысль, что своевременное и правильное оформление юридически значимых обстоятельств, правоотношений, сделок - не формализм, а необходимый элемент юридической культуры. предпосылка формирования правового государства в цивилизованной рыночной экономике.

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе рассмотрено понятие юридического факта как основы для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Не все юридические факты оказывают влияние на правоотношения, а лишь те, которые обозначены в нормативно - правовых актах.

Подводя итог сказанному выше, необходимо отметить, что в работе рассмотрены далеко не все проблемы теории юридических фактов в силу недостаточного исследования этой обширной темы. Но даже рассмотренные аспекты теории наглядно демонстрируют разнообразие юридических фактов и важность этого раздела теории государства и права для принятия конкретных решений в процессе правоприменительной деятельности.

Юридическими фактами в науке и на практике понимаются конкретные социальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий - возникновение, изменение или прекращение правовых отношений

Все юридические факты подразделяются на события и действия. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты.  С точки зрения своего социального содержания, юридический факт должен прежде всего адекватно отражать социальную ситуацию. По отношению к социальной ситуации юридические факты выполняют двоякую роль: во-первых, идентификационную, поскольку они призваны точно обозначить социальную ситуацию, обеспечить ее фиксацию в правовом регулировании. В этом качестве юридические факты выступают в роли "индексов". свидетельствующих о наличии социально-юридической ситуации. Во-вторых, разграничительную, состоящую в том, что юридические факты очерчивают рамки ситуации позволяют ограничить ее от сходных случаев.

 Главная задача, выполняемая  юридическими фактами в правовом  регулировании - обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых  отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия.

Таким образом, проблема теоретического понимания юридических фактов, правонарушения и наступаемой затем юридической ответственности широко исследована в научной литературе не только современного периода, но и в советскую эпоху. Надо признаться, подходы ученых к рассмотрению данных категорий далеко не однозначны. Но в целом под юридическим фактом понимается конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Зачастую, определенный юридический факт или их совокупность выступают в виде правонарушения, под которым понимается общественноопасное или общественновредное, виновное или противоправное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Выделяют правонарушения разных видов (от преступления до различных проступков), которые соответственно влекут наступление соответствующих видов юридической ответственности.

 

                 

 

 

 

 

                           Список использованной литературы

  1. КЗоТ, 2011
  2. Кашанина Г.В. Основы Российского права: Учебник, - М.,НОРМА, 2006
  3. Комаров С.А., Абдулаев М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник для вузов, 2009
  4. Марченко М.Н. Источники права .  Учебное пособие – М.; Проспект, 2011
  5. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права в 2-х томах – М. Велби, Проспект, 2008
  6. Марченко М.Н. Теория государства и права, – М.; Проспект, 2005
  7. Матузов Н.И., Малько А.В.  Теория государства и права: Учебник, -М.,2010
  8. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник – М., ЭКСМО, 2005
  9. Перевалов. В. Теория государства и права: Учебник, -  М.,Юрайт 2009
  10. Право Европейского союза. Вопросы истории и теории, Учебное пособие – М.; Проспект, 2010
  11. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. Учебник 3-е издание,- М., Юнити, 2008
  12. Прудников М.Н. Римское право. Учебник, -  М.,Юрайт 2010
  13. Теория государства и права. Учебник. Ред. Садовничий В.А., - М., Зерцало, 2009

Чашин А.Н.  Теория государства и права: Учебник, - М., Демо и Сервис 2008

  1. Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. «Правоведение» М., Академия,2004
  2. Шоткинов С.А. Криминология. Учебно – методический комплекс. Иркутск, 2003
  3. . ТК РФ (введён в действие 1.02.2002г).
  4. 2.УПК РФ (введён в действие 18.12.2001г, №174-ФЗ).
  5. 3. ГК РФ (введён в действие часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ).
  6. 4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.
  7. 5.С.А. Зинченко. Юридические факты в механизме правового регулирования. М.: Волтерс Клувер 2007.
  8. 6.В.Б.Исаков. Юридические факты в российском праве. М.: Юридическая литература, 1998, с. 12.
  9. 7.О.А. Красавчиков. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958 с. 50.
  10. 8.М. Рожкова. Юридические факты в гражданском праве. М.,«Хозяйство и право». 2006. приложение к № 7.
  11. 9. В.Б.Исаков. Юридические факты в советском праве. М.: Юридическая литература, 1984, с. 45 - 66.
  12. 10. В.Б.Исаков. Юридические факты в российском праве. М.:, 1998.стр.14-15.

 

 

1 Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник –  с.302

                     2 Марченко М.Н. Теория государства и права. с. 601

3 Трубецкой Е.Н. Указ. Соч. с. 162

4  Прудников М.Н. Римское право. с.6

1 Морозова Л.А. Теория государства и права. С. 304

6  Шоткинов С.А. Криминология. с.5

     .

 


Информация о работе Юридические факты