Юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 23:02, контрольная работа

Краткое описание

Целью своей работы я вижу определение юридического лица, по возможности, со всех сторон, я постараюсь, охватить все виды юридических лиц, рассказать об их формах, дать не только краткую характеристику, но и более детально описать все действующие на территории России юридические лица. Основу работы составят наиболее полные характеристики видов юридических лиц, жизнеспособность которых в условиях развивающегося российского общества доказана и признана - это коммерческие и некоммерческие юридические образования российских предпринимателей и иностранных бизнесменов.

Содержание

Введение 3
Понятие юридического лица 4
Виды юридических лиц в РФ 6 3. Образование и прекращение юридических лиц 14
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая правоведение.docx

— 67.33 Кб (Скачать файл)

 

 Отказ в государственной регистрации юридического лица может быть обжалован в судебном порядке.

 

 Правовой основой деятельности юридического лица являются его учредительные документы. В них учредители на основе норм действующего законодательства определяют правовое положение юридического лица, закрепляют особенности реализации им своей правоспособности в гражданском обороте, особенности имущественных и иных отношений внутри самого юридического лица.

 

 Для большинства видов юридических лиц учредительным документом является устав. К учредительным документам обществ с ограниченной ответственностью, союзов и ассоциаций, помимо устава, относится также учредительный договор. В то же время договор, заключаемый при создании акционерного общества, его учредительным документом не является. Какой именно документ служит учредительным для того или иного вида юридических лиц, определяется нормами ГК и принятых в соответствии с ним законов.

 

 Учредительный договор заключается лицами, участвующими в создании юридического лица, и действует с момента его подписания. Он содержит соглашение о создании юридического лица, определяет порядок совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица, условия передачи ему своего имущества и условия своего участия в деятельности юридического лица (п. 2 ст. 52 ГК). Законами может быть установлена необходимость включения в учредительный договор и иных сведений, обязательных для той или иной организационно-правовой формы юридических лиц. Кроме того, учредительный договор может содержать другие, не предписываемые, но и не противоречащие закону условия, о которых учредители юридического лица достигли соглашения.

 

 Устав юридического лица утверждается общим собранием учредителей. Он определяет правовое положение юридического лица в процессе его деятельности, регулирует имущественные отношения между участниками юридического лица, а также между ними и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента государственной регистрации юридического лица.

 

 Для ряда некоммерческих организаций закон допускает возможность осуществления ими своей деятельности на основании общего или типового положения об организациях данного вида. Например, муниципальные и государственные дошкольные образовательные учреждения действуют на основании Типового положения о дошкольном образовательном учреждении .

 

 Требования к содержанию учредительных документов юридических лиц различных организационно-правовых форм либо осуществляющих определенные виды деятельности установлены законодательством, регулирующим правовое положение соответствующих юридических лиц.

 

 Изменения в учредительных документах (в том числе изменения сведений о размере уставного капитала, о порядке формирования исполнительных органов юридического лица, о порядке распределения прибыли и иных сведений) должны быть зарегистрированы в порядке, установленном гл. VI Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

 Изменения приобретают юридическую силу для третьих лиц лишь с момента такой регистрации либо, если это предусмотрено законом, с момента уведомления об этих изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Это означает, что юридическое лицо и его учредители в отношениях с третьими лицами не могут ссылаться на изменения в учредительных документах до тех пор, пока эти изменения не вступят в силу. Однако если третьи лица действовали с учетом таких изменений, юридическое лицо и учредители не могут ссылаться на то, что они не зарегистрированы.

 

 2. Прекращение  юридического лица. Прекращение юридического лица следует отличать от прекращения им своей деятельности, когда само юридическое лицо как субъект права продолжает существовать в неизменном виде, не осуществляя какую-либо фактическую финансово-хозяйственную деятельность. Прекращение юридического лица есть утрата им своей правосубъектности, которая наступает в результате реорганизации или ликвидации.

 

 Реорганизация юридического лица. При реорганизации юридического лица его права и обязанности в полном объеме - в порядке универсального правопреемства - переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами. Статья 58 ГК выделяет следующие формы реорганизации юридического лица:

 

 1) слияние нескольких  юридических лиц в одно, при  котором все ранее существовавшие юридические лица прекращаются;

 

 2) присоединение одного  юридического лица к другому, при котором прекращается присоединяемое юридическое лицо, а присоединяющее продолжает действовать;

 

 3) разделение на несколько  юридических лиц, при котором  разделяемое юридическое лицо прекращает существование;

 

 4) выделение из состава  юридического лица нового, когда  ранее существовавшее юридическое лицо также продолжает действовать;

 

 5) преобразование одного  юридического лица в другое  посредством изменения его организационно-правовой формы.

 

 Таким образом, все названные формы реорганизации, кроме выделения, являются способами прекращения реорганизуемых юридических лиц.

 

 Все имущество, долги и обязательства реорганизуемого юридического лица должны быть распределены между юридическими лицами, появившимися в процессе реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительным балансом (при разделении или выделении). Указанные документы определяют имущественные последствия реорганизации, они в обязательном порядке представляются для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

 

 Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК). По существу, это будет означать, что реорганизация не состоялась и юридическое лицо продолжает действовать в неизмененном виде.

 

 Реорганизационные процедуры могут существенно затронуть права кредиторов, которые в результате этого лишатся возможности получить удовлетворение своих требований ввиду непропорционального распределения активов и долгов между образуемыми в процессе реорганизации юридическими лицами. Поэтому законодательством предусмотрен ряд мер, направленных на защиту прав кредиторов.

 

 Прежде всего, на субъектов, принявших решение о реорганизации, возлагается обязанность уведомить об этом в письменной форме всех кредиторов юридического лица. Кредиторы могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения возникших убытков (пп. 1, 2 ст. 60 ГК).

 

 Если разделительный баланс не позволяет определить, какому из возникших юридических лиц передана обязанность удовлетворить требования того или иного кредитора, то по соответствующему обязательству все образованные в результате реорганизации юридические лица будут отвечать солидарно (п. 3 ст. 60 ГК) .

 

 Реорганизация в форме выделения, разделения, слияния и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения завершается в момент исключения присоединенного юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

 

 Как правило, реорганизация осуществляется по инициативе самих учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного законом или учредительными документами на принятие решения о реорганизации.

 

 В случаях, когда в силу прямого указания закона на реорганизацию в форме слияния, присоединения или преобразования требуется согласие уполномоченного государственного органа *(72), это не меняет ее добровольного характера, поскольку инициатива в реорганизации все равно исходит от самого юридического лица.

 

 Однако в предусмотренных законом случаях производится и принудительная реорганизация в форме разделения или выделения, которая осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или суда. Обязанность осуществить реорганизацию возлагается на учредителей. В случае, если они этого не сделают в установленный срок, полномочия по реорганизации возлагаются судом на назначаемого им в этих целях внешнего управляющего (п. 2 ст. 57 ГК). При этом гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица сохраняются.

 

 Ликвидация юридического лица. Ликвидацией юридического лица называется его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.

 

 Прежде всего, право принятия решения о ликвидации юридического лица принадлежит его учредителям (участникам). Необходимость ликвидации может возникнуть, в частности, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, или с достижением цели, ради которой оно создано. Право участников юридического лица ликвидировать его добровольно и самостоятельно может быть ограничено лишь в силу прямого указания закона. Например, согласно п. 2 ст. 119 ГК фонды могут ликвидироваться только по решению суда, принятому по заявлению заинтересованных лиц.

 

 Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда, принятому по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому право заявлять такое требование предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК) *(73).

 

 Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 2 ст. 61 ГК. Так, она возможна в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов, а также при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям *(74). Принудительная ликвидация возможна и в иных случаях, предусмотренных ГК.

 

 В законе может быть предусмотрена обязанность участников юридического лица либо его органов, уполномоченных учредительными документами, принять решение о ликвидации. Например, хозяйственные общества и унитарные предприятия могут быть ликвидированы в связи с уменьшением стоимости чистых активов до размера менее уставного капитала. В таких ситуациях принятие учредителями (участниками, акционерами) решения о ликвидации юридического лица нельзя считать добровольным, поскольку они обязаны к этому в силу императивного указания закона. Если соответствующими лицами или органами решение о ликвидации не будет принято, юридическое лицо ликвидируется в судебном порядке по иску управомоченного государственного органа или органа местного самоуправления.

 

 Процесс ликвидации юридического лица состоит из нескольких последовательных стадий. Прежде всего, лицо или орган, принявший решение о ликвидации, уведомляет об этом регистрирующий орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК). Далее лицо или орган, принявший решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию (либо единоличного ликвидатора), определяет порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

 

 Ликвидационная комиссия публикует в органах печати сообщение о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований (он не должен быть менее 2 месяцев с момента публикации), а также самостоятельно выявляет кредиторов и уведомляет их о ликвидации, принимает меры по выявлению и взысканию дебиторской задолженности юридического лица.

 

 По окончании срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия, на основании установленного размера и состава кредиторской задолженности, составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. В установленных законом случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. В этот баланс включаются сведения о фактическом имуществе должника, а также перечне требований кредиторов и результатах их рассмотрения (возможности их удовлетворения или отклонения).

 

 При недостаточности у организации денежных средств для удовлетворения подтвержденных требований кредиторов ликвидационная комиссия продает с публичных торгов имущество юридического лица и направляет полученные средства на удовлетворение таких требований. В соответствии с утвержденным промежуточным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов. Денежные выплаты производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК.

 

 После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В предусмотренных законом случаях ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

 

 Если у юридического лица осталось имущество, оно распределяется между участниками юридического лица, поскольку иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Документы, касающиеся ликвидации, ликвидационная комиссия передает органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации юридического лица. С этого момента ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование (п. 8 ст. 63 ГК).

 

 Если в ходе принятия решения о ликвидации юридического лица или при утверждении промежуточного ликвидационного баланса обнаруживается, что имущества юридического лица недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидация производится в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Информация о работе Юридические лица