Юридические коллизии. Способы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение коллизий как комплексных противоречий, а также рассмотрение способов их разрешения.
Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
1. Рассмотреть понятие юридических коллизий, обозначить причины их возникновения;
2. Изучить классификацию юридических коллизий;
3. Проанализировать способы преодоления юридических коллизий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКИХ КОЛЛИЗИЙ
1.1. Юридические коллизии: понятие и причины возникновения
1.2. Классификация юридических коллизий
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КОЛЛИЗИЙ
2.1. Предотвращение юридических коллизий
2.2. Способы разрешения юридических коллизий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Вложенные файлы: 1 файл

юридические коллизии.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, правовые коллизии являются разновидностью социальных и возникают между уровнем развития общественных отношений и направленными на их урегулирование правовыми нормами и институтами; т.е. это противоречия между обществом и правом, социумом и правовой системой, которые кроются в целом в социальном, а не только правовом поле и являются недопустимыми. Они могут быть связаны с существенными отклонениями в правопонимании (коллизии существующего правопорядка и правопонимания), правовой психологии и идеологии, правовой культуре, отсутствии процессов движения общества к праву, наличии большого количества пробелов и иных негативных явлений в сфере правового регулирования. С другой стороны, существование правовых коллизий свидетельствует о том, что и право не развивается поступательно общественным отношениям, оно не адекватно им и даже способно тормозить их и создавать серьезные препятствия, что, безусловно, оценивается нами негативно и должно не допускаться.

 

    1. Классификация юридических коллизий

Многоаспектность в подходах к определению правовых коллизий, их многообразие и неоднородность обусловливает необходимость их классификации. Этот вопрос исследовался такими учеными, как М.Л. Баймаханов, Н.А. Власенко, П.С. Дагель, Н.И. Матузов, В.В. Смирнов, Ю.А. Тихомиров и др. В основном позиции ученых схожи, поскольку их видение проблемы юридических коллизий во многом совпадает.7

Поскольку в основном указанные ученые связывают коллизии с противоречиями и столкновениями норм, то и классификация юридических  коллизий главным образом проводится в том же ключе.

Коллизии, включаемые в  первую, основную, группу, зачастую называют коллизиями «по вертикали», т.е. речь идет о столкновении норм, содержащихся в нормативных актах различной  юридической силы:8

1.Особое значение здесь имеют коллизии между нормами международного права, общепризнанными принципами и международными договорами с одной стороны и нормами национального законодательства, определяющих права и свободы человека и гражданина с другой. Устранение таких коллизий необходимо считать одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти в настоящее время, поскольку это позволит Российской Федерации гармонично и на качественно новом уровне участвовать в общемировых процессах.

2. Коллизии между нормами Конституции РФ и федеральных конституционных законов.

3. Коллизии между нормами  Конституции и федеральных законов.

4. Коллизии между нормами  кодексов и федеральных законов.

5. Коллизии между нормами  Конституции РФ, иных федеральных  законов и нормами, содержащимися в указах Президента РФ актах Правительства РФ и других подзаконных актах.

6. Коллизии между нормами  федеральной Конституции, федерального  законодательства и нормами конституций,  уставов, законов и иных нормативных  правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации.

7. Коллизии между нормами  Конституции РФ, федеральных законов  и договорами между органами  государственной власти Российской  Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

8. Коллизии между нормативными  актами субъектов Российской  Федерации.

9. Коллизии между актами  органов государственной власти  Российской Федерации и ее  субъектов и актами органов  местного самоуправления, изданными  вне пределов их ведения, а также между актами органов местного самоуправления различных уровней.

Коллизии «по горизонтали» возникают между нормами, имеющими одинаковую юридическую силу. Существуют следующие разновидности данной группы коллизий:

1. Коллизии между нормами, содержащимися в одной статье нормативного правового акта.

2. Коллизии между нормами,  содержащимися в разных статьях  одного нормативного правового  акта.

3. Коллизии между нормами,  содержащимися в различных нормативных  правовых актах. Эти коллизии  чаще всего встречаются на практике.

Особый вид юридических  коллизий образуют коллизии компетенции  «государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, других властных структур и образований». Особенность данного вида коллизий заключается в следующем: во-первых, они могут порождаться не двумя противоречащими друг другу нормами, а действием целого комплекса не согласованных между собой правовых норм; во-вторых, данные коллизии могут быть причиной коллизий между конкретными правовыми нормами.9

Коллизии компетенции могут выражаться в том, что определенные государственные органы, должностные лица, иные субъекты, обладающие властными полномочиями, реализуют их в неполной мере или, наоборот, выходят за рамки своей компетенции, игнорируя компетенцию других субъектов. Так же это может быть деформация статуса или внеправовое образование государственного или общественного органа, организации, должностного лица.

В юридической практике хотя и редко, но все же встречаются  коллизии между нормативными правовыми  актами и актами толкования. Их своеобразие заключается в том, что интерпретирующий орган дает, в нарушение норм закона, либо ограничительное либо распространительное толкование тех или иных норм. Примером этому может послужить Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 1998 года №28-П по делу о толковании положений ч.4 ст. 111 Конституции РФ, в котором, было дано конъюнктурное, расширительное толкование положения Конституции о том, что Президент РФ вправе трижды выдвигать на одобрение Государственной Думой РФ одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства РФ.

Исходя из причин возникновения  юридических коллизий, можно выделить коллизии, возникающие вследствие развития общественных отношений, т.е. действия объективных факторов, и коллизии, возникающие вследствие низкой юридической техники, борьбы конъюнктурных интересов в аппарате государственной власти, недостаточный уровень правовой культуры населения и, в частности, законодателей и т.д.) т.е. действия субъективных факторов.

Н.А. Власенко предложил собственную классификацию коллизий, несколько отличную от общепринятой, но емкую и гибкую, согласно которой коллизии бывают:10

  1. Темпоральные;
  2. Пространственные:
  3. Иерархические (субординационные);
  4. Содержательные.

Темпоральные коллизии являют собой расхождение норм во временных пределах, возникающее в результате издания нескольких норм, содержащих разные правовые предписания по одному и тому же вопросу, в разное время. Как правило, такие коллизии возникают из-за ошибок или несоблюдения правил юридической техники, когда с принятием новой нормы в должном порядке не отменено действие старой.

Пространственные коллизии имеют место в случаях, когда  общественные отношения, на которые  распространяют свое действие нормы  права, имеют разные пределы с этими нормами – границы отношений и границы действия норм не совпадают.

Иерархические коллизии – это уже приведенные коллизии «по-вертикали», общественные отношения подпадают под одновременное регулирование норм права различной юридической силы, содержащие различные, несовпадающие нормативные предписания.

Содержательные коллизии имеют место в случае противоречия между общими и специальными нормами  права, регулирующими одну и ту же ситуацию, т.е. различие между нормами состоит в объеме регулирования – специальная норма производит своеобразное изъятие из отдельных обстоятельств из действия общей нормы.

Итак, по тому смыслу, который  вкладывается в рассматриваемое  понятие, его можно считать родовым, базовым. Коллизия – это не только разовый акт или действие, одномоментное или одновременно совершаемое. Это и процедуры анализа имеющихся законов и иных актов и документов, оценки закрепленных в праве государственных, общественных институтов, экономической системы, и противоборство интересов, отраженных в действующих правовых нормах и их реальном обеспечении, и интересов граждан, должностных лиц, государственных органов, партий, общественных движений, выражаемых в иных государственно-правовых притязаниях и деятельности. Юридические коллизии классифицируются исходя из различных оснований на коллизии по горизонтали, по вертикали, на темпоральные, пространственные, иерархические и содержательные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ  ЮРИДИЧЕСКИХ КОЛЛИЗИЙ

2.1. Предотвращение  юридических коллизий

В процессе общественного  и государственного развития возникают  множество юридических противоречий, ослабляющих правовой порядок. Разногласия, споры, коллизии, нарушения законности, конфликты и кризисы отражают меняющуюся степень их напряженности и остроты. Изменчивы сферы проявления и круг участников. Сами юридические противоречия могут развиваться  – от скрытых к открытым, от простых к сложным, от разногласий к острым спорам и противоборству, и, к счастью, в обратной последовательности. Такое их движение требует использования не только процедур, но и введения подвижных юридических режимов. Они нужны для своевременного реагирования на подобные противоречия.11

Особо следует подчеркнуть двоякое достоинство системно ориентированного развития коллизионного права. Оно заключается, во-первых, в богатых и гибких возможностях моделировать коллизионные и конфликтные ситуации, во-вторых, регулировать набор средств для их предотвращения и устранения. Приходится, однако, отмечать явную недооценку такой модельной роли коллизионного права. Часто в готовящихся законах и иных актах как бы закладывается одномерное развитие соответствующих отношений, не допускающее отклонений и возникновения непредвиденных событий. Не готовятся заранее процедуры Урегулирования споров, обучение им кадров не ведется. И в результате внезапные конфликты и кризисы застают власти врасплох и вынуждают хаотично использовать разные средства без видимых шансов на успех. Такова цена ошибок, которых можно было избежать.

Однако возможно создать правовой режим предотвращения и устранения юридических коллизий. Указанный правовой режим слагается из нормативного массива, со своими методами воздействия на коллизионные процессы и ситуации. Он охватывает многие отрасли законодательства и прежде всего Конституцию и конституционные акты. А это позволяет избегать односторонних взглядов о преимущественной роли карательных мер (санкций), содержащихся в уголовном законе. Многообразие правовых методов позволяет применять широкий набор средств – от мягких до жестких.12

Кратко охарактеризовать правовой режим предотвращения и устранения юридических коллизий можно, рассмотрев, прежде всего, его составные элементы.

Первый элемент  – легальное признание юридических коллизий как явлений, возникающих, существующих и проявляющихся в различных формах. В Конституции РФ, конституциях республик и уставах других субъектов Федерации, в законах, указах и актах правительств фиксируются виды юридических коллизий. В одних случаях они содержатся внутри частей общих тематических актов, их разделов и глав, в других – в специализированных актах типа АПК РФ и УК РФ.

Второй элемент  – точное определение участников отношений, возникающих в коллизионных процессах и ситуациях. Ими могут быть граждане, государственные органы всех уровней, предприятия и учреждения, общественные объединения. Распространенность юридических коллизий и подчас их невидимая масштабность объясняют массовый характер участников, которые должны действовать строго в рамках своей компетенции.

Третий элемент  – право признает юридические коллизии нежелательными и вводит условия их недопущения – действие в рамках закона, соблюдение процедур, запреты и т.д., а допуская, – вытесняет. Такова формула правового воздействия на коллизионные процессы.

Четвертый элемент  связан с регулированием тех или иных видов юридических коллизий. Как уже отмечалось, к ним имеют отношение, по сути дела, все отрасли законодательства. При наличии общих, типичных коллизий типа столкновений законов и подзаконных актов в каждой отрасли можно обнаружить также специфические коллизии. К примеру, в конституционном праве допускается введение различных государственных состояний, режимов в условиях угрозы, посягательств на конституционный строй, территориальную целостность государства, благополучие его граждан. Таков смысл законов о чрезвычайном, положении, об обороне, о безопасности, о государственной границе. В частности, чрезвычайное положение как любой правовой режим деятельности вводится для скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан. Охрана государственной границы как составная часть государственной системы обеспечения безопасности включает такие меры, как недопущение противоправного изменения прохождения границы, соблюдение ее режима, защита интересов личности, общества и государства от внешних угроз.

В гражданском  законодательстве подробно регулируются юридические состояния физических и юридических лиц и способы  предотвращения их противоправного  изменения, защиты. Таков, например, механизм возмещения вреда. В гражданском, трудовом, уголовном, семейном законодательстве не одинаков возраст, по достижении которого гражданин может быть привлечен к ответственности.13

Информация о работе Юридические коллизии. Способы их разрешения