Юридическая культура в общественной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы определяется задачами перехода к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике. Новые социально-экономические условия существенно обостряют традиционную проблему образования - поиск идеалов, которые могли бы быть положены в основу важнейшего компонента любой образовательно-воспитательной системы. В условиях модернизации права и юридического образования вопрос о формировании правовой культуры в обществе, их правосознания приобретает особое значение.

Содержание

Введение 3
1 Правовая культура 5
1.1 Пoнятие, структура и функции правoвой культуры 5
1.2 Правoвая культура в общественной системе 8
2 Правовая культура в контексте прав и свoбoд 10
2.1 Правовое вoспитание как oднo из средств социализации личности 10
2.2 Соотношение юридической культуры с нравственной культурой 12
Заключение 18
Глоссарий 20
Список использованных источников 22
Список сокращений 24

Вложенные файлы: 1 файл

ЮРИДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩ ЖИЗНИ курсовая1 - копия.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность  выбранной темы определяется задачами перехода к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике. Новые социально-экономические условия существенно обостряют традиционную проблему образования - поиск идеалов, которые могли бы быть положены в основу важнейшего компонента любой образовательно-воспитательной системы. В условиях модернизации права и юридического образования вопрос о формировании правовой культуры в обществе, их правосознания приобретает особое значение.

В пункте 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации  прописано: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»1, это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции и мы с Вами видим, что одним из важнейших признаков является правовое государство. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» 2. Каждый человек поступает так как считает правильным и нужным, общество просто оказывает влияние на то как сам человек относиться к тому или иному поступку.

Юридическая культура является неотъемлемой  составной  частью общечеловеческой культуры, поэтому  данная тема довольно актуальна в  наше время.

Юридическая культура достаточно полно и широко рассмотрена  на данном этапе, ее изучали:  И.А.Ильин, В.В. Лазарев, В.А. Васильев и И. Кант, В.С. Соловьев и многие другие.

Целью данной работы является дать полное, всеобъемлющее определение правовой культуре, а так же правовому воспитанию, рассмотреть в соотношении юридическую культуру с нравственной культурой. В целях достижения цели были поставлены ряд задач:

- во-первых, разобрать,  что такой правовая культура, дать понятие,  рассмотреть структуру  и функции правовой культуры;

- во-вторых, рассмотреть  правовую культуру в общественной  системе;

- в-третьих, разобрать правовую культуру в контексте прав и свобод;

- в-четвёртых,  проанализировать правовое воспитание, как одно из средств социализации  личности;

-в-пятых, рассмотреть  юридическую культуру в соотношении  с нравственной 

Методы исследования: анализ литературных источников, метод обобщения, сравнительный анализ.

Теоретическая значимость исследования данной темы определяется тем, что полученные в ходе исследования результаты позволяют значительно обогатить знания о юридической культуре.

Практическая значимость работы заключается в том, что понятия, примеры могут быть использованы родителями, педагогами, воспитателями дошкольных учреждений, учителями, психологами-практиками, при построении объяснении данной темы.

1 Правовая культура

1.1 Понятие, структура и функции правовой культуры

 

Конкретного понятия  «юридическая» или «правовая» культура не существует, как и ее структурных  компонентов.

«Правовая культура-это качественное состояние правовой жизни, которое обусловлено политическими, экономическими и социальными элементами, правосознание и уровень правового развития субъекта, в степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека»3 [С. 331]. 

  Под правовой  культурой стоит понимать правовое мышление и восприятие ситуации чувствами,  а так же уровень знания законов обществом, степень уважения норм права.

Правовая культура состоит «из законов и системы  законодательства в целом, судебной практики, работы правоохранительных органов»4[С. 148].

Рассмотрим  правовую культуру с нескольких сторон: правовую культуру личности и общества. «В структуре правовой культуры  имеются деонтические модальности и суждения нормативного характера, которые содержат «запрещено» - складываются из правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию правового поведения личности»5 [С. 149].

На протяжении жизни человек очень часто  слышит: «это плохо», а это «хорошо», так делать «можно», а так делать «нельзя». У каждого человека, с  детских времен в подсознании  окружающими его людьми уже заложено, какие поступки останутся безнаказанными, за какие его поругают, а за какие похвалят, потому что изначально человек, даже если точно не знает, но догадывается, что «разрешено», и что «запрещено».

Элементами правовой культуры являются: правовые тексты, правовая деятельность, правовое сознание, и субъекты сознания 6 [С. 332]. Так же некоторые авторы включают такие элементы в правовую культуры, как правотворческая деятельность, наука - правовая разуметься,  право, правоотношение, оценка права, правовое поведение, учреждения7 [С. 332].

Функциями правовой культуры вляются: познавательно - преобразовательная, регулятивная, коммуникативная (связь), ценностно-нормативная и прогностическая.

Регулятивная функция-название этой функции говорит само за себя, она  направлена на регулирование устойчивого развития правовой системы в целом.

Коммуникативная функция - от латинского слова  communicatio — сообщение, передача, связь между гражданами в сфере правовых отношений, через норму права.

Познавательно-преобразовательная функция - осуществляет «процесс» по познанию и в какой-то мере осознанию правовой культуры, в теории и организовывает деятельность по созданию правового государства и общества.

Ценностно-нормативная функция  правовой культуры выражается с помощью  системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных  фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их сoциальной активности, включает анализ тенденций характерных для всей правовой системы.

1.2 Правовая культура в общественной  системе

 

Каждый гражданин, по сути, не может быть юристом, «Одно из важнейших условий для преодоления правовой неграмотности постоянное совершенствование и развитие» 8[С. 488]. «Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка»9 [С. 488].

Для того чтобы правовая культура существовала в общественной системе  на должном уровне необходимо, чтобы учитывались, ряд моментов:

1. Грамотная и эффективная борьба субъектов за свои законные интересы,  преодолевая правовую пассивность. Привить - чувство законности и справедливости. Однако противодействие несправедливости не должно превышать пределов необходимой защиты.

2. Хорошее ориентирование граждан в основополагающих началах и принципах правовой системы государства. Примером может служить ситуация добровольности вступления в брак.

3. Необходимо  помочь в сдвижении с мертвой точки правового поведения граждан. Чтобы граждане и общество в целом помогало государственным органам «творить» законность.

4. Профилактика правонарушений, как говориться «незнание закона не освобождает от ответственности». Конечно же, мы не сможем сказать, что законы идеальны и работают на 100 процентов и этот момент является причиной подрыва доверия народа к законодателю, но как говориться «Суров закон, но такое закон!» и от этого никуда не убежать.

Правовая культура это явление  динамичное, оно не только впитывает в себя ценности цивилизации, но и способствует развитию и упорядочиванию самой цивилизации. Исключительно важное место в ней как мы с Вами понимаем, занимают место нравственные ценности. Правовая культура, как личности, так и общества невозможна вне нравственности. Оно возникает не в силу законов рынка и не по воле власти, а в результате общественной инициативы и самодеятельности различных групп и объединений лично свободных людей.

Со школьных лет, каждый гражданин  встречается с правовой культурой. Первые люди, которые на нас в жизни начинают влиять в правовом плане, это наши родители и учителя. Они первые говорят, нам, что делать можно, а что нельзя и как необходимо это делать, учат нас жить по правилам общества. Взрослея, человек попадает в разные ситуации и по мере их решения, он набирается знаний правовой культуры. В зависимости от того, какие факторы влияют на жизнь человека, ту сторону стороны правовых норм он и видит. Если у человека сложилась жизнь, так что он вырос в семье, где родители выпивают, это соответственно и открывают ему сторону таких правовых норм, которые прописаны в административном и уголовном кодексе. Как мы уже говорили ранее, невозможно жить в обществе и не соприкасаться с юридической культурой, независимо от того, хочет этого человек или нет, это происходит.

2 Правовая культура в контексте  прав и свобод

2.1 Правовое воспитание как одно  из средств социализации личности

 

Правовая социализация – это одна из частей процесса приобщения личности к общественным отношениям, какого либо общества, к примеру: усвоения правовой культуры, правовой действительности, формировании сознания индивида.

 В ходе  социализации у граждан может  сформироваться как позитивное, так и негативное отношение к явлениям правовой действительности: законам, органам власти, способам правового регулирования и т.д. Позитивное отношение формируется только в том случае, если в законах адекватно отражаются как общие, так и групповые и частные интересы.

Правовое формирования в обществе правовой культуры осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом. Правовое воспитание – это обмен  культурой, опытом, идеалами от поколения к поколению. Необходима в наше время правовая социализация, чтобы «воспитывалась» она окружающей обстановкой, каждой личностью, обществом и государственными органами. Когда гражданин приходит в государственный орган для решения своих проблем, но сам того не подозревая подвергается правовому воспитанию. Выше рассмотрели правовое воспитание в обширном понятии. Узкое понятие, это когда имеется целенаправленность граждан в повышении правовой культуры, к примеру, студенты-юристы, которые в будущем будут экспертами-оценщиками или экспертами - почерковедами.

Содержание  правового воспитания заключается в обучении людей, относительно государства и права, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, выработка стереотипа в обществе устойчивого законопослушного поведения. Некоторые правовые ценности, имею основу моральных норм, усваиваются людьми в процессе социальной практики.

Цель правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей»10 [С. 569].

Механизм правового  воспитания, это правовое обучение, работа на референдумах, выборах, распространение информации о праве средствами массовой информации, литературой и т.п. Немаловажной частичкой правового воспитания является способы и приемы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка»11 [С. 570].  К ним относятся: приёмы педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, поощрение, предупреждение и принуждение эмоционального.

Одним из методов  правового воспитания  и социализации общества является правовое просвещение. Распространения правовых знаний служит повышению роста общей правовой культуры.  Основная цель - «воспитать в обществе уважение к праву»,12 [С. 570].

Ряд мероприятий правового обучения состоит из специальных правовых семинаров, курсов, проведение которых осуществляют государственными и общественными органы, как на бюджетной основе, так и на коммерческой.

Основной задачей  правового обучение- это действия по ознакомлению общества идеалами и  образцами, правовым опытом других стран, где его уровень немного выше, чем в России.

Нынешнее поколение  много времени проводит сидя за интернет ресурсами и немного меньшая  доля за телевизионными передачами. Следует  заметить, что в последнее время  у нас появилось много правовой информации на интернет ресурсах необходимой нашим гражданам в процессе жизни, созданы сайты, где простой гражданин, может обратиться за помощью к квалифицированному юристу, задав интересующий его вопрос, либо сам прочитать на порталах тот или иной нормативный документ. Большое множество обучающих передач появилась на телевидении, к примеру «Час суда» «Человек и закон», либо документальные фильмы о тех или иных жизненных ситуациях с рекомендациями как правильно поступить, в том или ином случае.  В большинстве случаев, в молодом возрасте закладывается «фундамент» правового воспитания. Такие средства массовой информации как газетная, журнальная, кино и телевидение в свою очередь играют тоже немало важную роль. Тенденции в развитии журналистских, газетных публикаций и сценариев фильмов, это ужасы, фильмы с большим количеством сюжетов криминалистических сцен, убийства и насилия. Характерные для современного времени жанры в средствах массовой информации, добиться всеми «правдами и неправдами» - сенсации. «Все это приводит к изменению направления, на насилие, убийство, кровь, жестокость, которая очень утрируются в таких сценах, чтобы достичь ужаса»13[С. 319].

Информация о работе Юридическая культура в общественной жизни