Ювенальная юстиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:33, практическая работа

Краткое описание

Ювенальная юстиция широко распространена в Европе, и уже который год подбирается к России. Но все же, что такое ювенальная юстиция? Ювенальная юстиция (от лат. juvenalis – юный) – система государственных органов, осуществляющих правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также государственных и негосударственных структур, проводящих контроль над исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

Ювенальная юстиция.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

 

 

XXI городская Научно-практическая конференция учащихся

«Культура. Интеллект. Наука»

Ювенальная юстиция

Преступление  или наказание для детей

Секция: Право, искусство бизнеса и экономическое управление

          Проектно-исследовательская работа

Выполнили:

Кожев Виталий,

Петренко Екатерина

Школа № 100, 10 кл.

 

 

Руководитель:

Чепиженко Владимир Иванович,

учитель обществознания и истории

МКОУ СО Школы  № 100

 

 

Научный руководитель:

Назаров А.Д.,

к.ю.н., доцент, юридического института СФУ

 

 

 

 

 

Железногорск- 2013

1. Введение

Выбранная нами тема актуальна, так как проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции» ставит под угрозу независимость семьи, ее право самостоятельно решать вопросы семейной жизни, право родителей определять приоритеты воспитания и устройства семейной жизни; разнообразным структурам дается неограниченная возможность вмешательства в дела семьи и ограничение естественного права родителей не только на рождение ребенка, но и на его воспитание в избранной им системе ценностей.

Ювенальная юстиция широко распространена в Европе, и уже который год подбирается к России. Но все же, что такое ювенальная юстиция? Ювенальная юстиция (от лат. juvenalis – юный) – система государственных органов, осуществляющих правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также государственных и негосударственных структур, проводящих контроль над исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав ребенка.

Сегодня развитие ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении  несовершеннолетних является главной  точкой приложения сил законодательных, исполнительных и судебных органов, органов местного самоуправления, различных институтов гражданского общества в Российской Федерации.

По мнению юристов, педагогов, психологов, политологов  и других специалистов, социальное и правовое положение несовершеннолетних оценивается как критическое.

Одной из серьезных  проблем российского государства становится увеличение числа безнадзорных детей, потерявших семейные и родственные связи, брошенных родителями или ушедших из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизни и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними. Эти дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность. Их жизнь и здоровье постоянно находятся под угрозой.

Не меньшим  бичом российского государства  является ежегодный рост количества правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних постепенно приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и неучащимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.

Обращает на себя внимание малоэффективная и  разрозненная деятельность существующих институтов государственной системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России. Очень медленно развивается сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, отсутствуют специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, не достаточно развита подростковая наркологическая служба.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о неэффективности  системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних и существенных недостатках правосудия по делам  несовершеннолетних, что обусловлено  следующими основными причинами.

Во-первых, поскольку  уголовные дела несовершеннолетних фактически рассматриваются в общем  порядке, предусмотренном УПК РФ, приравнивание несовершеннолетнего  к взрослому в суде приводит не только к нарушению его основных прав, установленных в международно-правовых актах, но и обусловливает неэффективность самого судебного решения.

Во-вторых, отсутствие системы межведомственного взаимодействия и системная разобщенность субъектов  правоотношений, связанных с производством  по делам несовершеннолетних (суд, прокуратура, ОВД, ОППН, КДН, адвокатура, общественные организации, социальные службы) обусловливает узковедомственный подход к работе с несовершеннолетними.

В-третьих, карательная  направленность подхода к выбору мер уголовно-правового воздействия  на несовершеннолетних приводит к тому, что по России в среднем каждый восьмой осужденный несовершеннолетний. Несмотря на то, что международные стандарты предусматривают преимущественное применение к несовершеннолетним воспитательных мер, российское законодательство предполагает назначение таких мер в некоторых (как правило, исключительных) случаях, если будет установлено, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто без применения наказания. В результате в России в среднем ежегодно только одна десятая часть несовершеннолетних освобождается от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Особую актуальность приобретают исследования, позволяющие проанализировать действующее российское уголовно-процессуальное законодательство с точки зрения возможностей функционирования на его базе ювенальной юстиции, основанной на международно-правовых стандартах.

Пробельность  развития темы ювенальной юстиции в  российской науке связана и во многом обусловлена особенностями исторического пути формирования правосудия по делам несовершеннолетних в России. Поскольку создание, функционирование и упразднение специального правосудия для несовершеннолетних в России было связано с первыми десятилетиями XX века, основные фундаментальные исследования в этой области совпали с этими временными рамками.

Следует отметить, что в научной литературе отсутствует единый подход к определению понятия "ювенальная юстиция", принципов и функций ювенальной юстиции. В юридической науке до сих пор не была предложена целостная концепция имплементации международных стандартов в области правосудия по делам несовершеннолетних в российское законодательство и формирования адекватной практики его применения при использовании зарубежного опыта в разработке теоретико-практической модели ювенальной системы в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ювенальная юстиция в Германии

Цивилизованная  и демократическая страна Германия. По статистике 43% преступлений в Германии совершаются лицами моложе 21 года, то есть, по немецкому законодательству, несовершеннолетними. Причем количество преступности продолжает увеличиваться. Другим косвенным показателем «эффективности» ювенальной юстиции служит статистика по наркомании и алкоголизму. Каждый седьмой ребенок в Германии до 13 лет уже пробовал наркотики. Очевидно, что уровень преступности и наркомании среди несовершеннолетних велик.

Все чаще и чаще в последние годы слышны возмущенные голоса родителей, у которых местными управлениями по делам молодежи были отняты их собственные дети и помещены в интернаты или патронатные семьи. Самое ужасное – отняты законным путем по приговору семейного суда.

Отъем детей часто происходит из абсолютно нормальных, социально-интегрированных  семей. Сначала происходит частичное  лишение самых основных родительских прав — это право на определение места жительства ребенка и право на охрану здоровья ребенка. Сразу после изъятия ребенка из семьи родителям запрещается первое время ВООБЩЕ навещать ребенка.  Такой запрет действует на период от 3 до 12 месяцев. Ребенка часто помещают в заведение, находящееся в 100 и более километрах от дома, встречи с родителями проходят не чаще 1—2 раз в месяц в течение 1—2 часов. При таких встречах обязательно присутствие контролера из органа опеки, который следит за тем, как родитель обращается со своим ребенком, и протоколирует встречу. Телефонные разговоры прослушиваются, письма читаются представителями органов опеки.  Родителям предоставляется возможность лишь частично ознакомиться с материалами дела, а во многих случаях и в этом праве им отказывают. Поведение родителей, не согласных с вынесенным решением, признается необоснованным и некооперативным. В случае, если родители начинают защищаться, им назначают соответствующую терапию. Активным матерям, сражающимся за своих детей, выдвигается подозрение в психическом заболевании, эмоциональной нестабильности или синдроме пограничного психического состояния. Любое из таких обвинений родителей ведут к продлению содержания ребенка вне семьи. Делопроизводство намеренно затягивается. Родители не информируются в это время о жизни ребенка. У родителей больше нет прав на определение места учебы ребенка, его религии, прививок, операций.

Основная масса  родителей просто не готова к такому и не ожидает опасности от органов опеки. Многие семьи часто обращаются за материальной поддержкой в ведомство по делам молодежи и нередко ее получают. Но для многих родителей такое обращение становится началом войны за собственное чадо, и они потом долго жалеют о том, что сами инициировали обращение в органы опеки. Не буди лихо, пока оно тихо.

Нет органа, который бы проконсультировал  родителей, защитил их права. Единственное, что остается родителям — нанять адвоката, платить баснословные деньги и жить, как во сне, ожидая и надеясь, что детей все же вернут. Но в большинстве случаев этого, к сожалению, не происходит. Детей, отнятых у родителей, морально надломленных, психически травмированных, не способных спокойно жить и учиться вдали от родителей, переводят из одного детского дома в другой по 5—6 раз в год, усугубляя этим их и без того неустойчивое психоэмоциональное состояние.

Для того, чтобы сэкономить финансы, довольно щедро выделяемые государством на содержание ребенка, частные  интернаты и частные детские  дома нанимают на работу низкоквалифицированный персонал.

Родительский протест  растет: 20 сентября 2012 г. в 14 городах  Германии прошли демонстрации жертв  органов попечения.

Пострадавшие родители и все, кто против хаоса в органах опеки, организуют митинги. Люди посылают петиции на имя президента страны.

Очевидно, что вся организация  по защите детей, в которую входят ведомства по делам молодежи, органы попечительства над несовершеннолетними, интернаты, другие частные организации  по опеке над детьми, просто не могут объективно действовать в отношении блага для детей. Если первые зарабатывают себе на хлеб, увеличивая количество случаев по изъятию детей из семей, то вторые — просто занимаются бизнесом на детях, и причем, довольно успешно. А иначе и быть не может, ведь практически все организации, куда попадают отнятые дети, являются частными предприятиями, которые имеют своей целью получение прибыли. Соответственно, они и думают только о прибыли, а не о том, как бы не навредить детям или вернуть их назад родителям. Патронатные же семьи, усыновившие отнятого ребенка, получают деньги от государства на его содержание. И, как это ни печально, такие семьи так же заинтересованы в снижении расходов на усыновленного ребенка с целью получения материальной выгоды.

В 2010 году под опеку попали 36 300 детей, это на 42% больше, чем в  предыдущие 5 лет.

Тенденция очевидна: количество разрушенных семей с  каждым годом растет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ювенальная  юстиция в России

Ювенальная  юстиция как система государственных  органов, осуществляющих правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также государственных и негосударственных структур, проводящих контроль над  исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, осуществляет социальную защиту семьи и прав ребенка, то есть современная ювенальная юстиция будет заниматься не только несовершеннолетними преступниками. В её задачи входит всесторонняя защита детей и подростков. От рождения и до совершеннолетия. Теперь сотрудники социальных служб получат право заходить в любую семью и проверять, в каких условиях растёт чадо. Если что-то не понравится соцработнику, ребёнка из семьи изымают и передают в приют.

Помимо правосудия для несовершеннолетних и защиты прав ребенка ювенальная юстиция включает в себя профилактику:

    • подростковой преступности;
    • преступлений против детей;
    • социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних, как совершивших преступление (в том числе осужденных и отбывающих наказание в местах лишения свободы), так и несовершеннолетних жертв преступлений.

Целью выделения  ювенальной юстиции из общей системы  правоохранительных органов является необходимость соблюдения особого  порядка работы с несовершеннолетними, позволяющего обеспечить дополнительные гарантии прав этой категории лиц. Приоритетными становятся права детей, которые они сами не реализуют.

Для правовой системы  России характерна специализация именно в сфере работы с несовершеннолетними правонарушителями, оказавшимися в конфликте с уголовным законодательством.

Сам термин "ювенальная юстиция" впервые в Российской Федерации был введен в правовой оборот в сентябре 1995 года Основными  направлениями государственной  социальной политики по улучшению положений  детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей), утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года № 942, которыми было предусмотрено "создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних", "создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков".

В 1998 году был  принят Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а в 1999 году - Федеральный  Закон "Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Оба эти закона содержат указания о том, что они приняты с учетом общепризнанных норм международного права.

Информация о работе Ювенальная юстиция