Этапы развития Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций – соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 года. Сроки действия прежних конституций РСФСР составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что говорит, учитывая сложный исторический путь развития России, в целом об относительной стабильности конституций. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и совершенствование прежних.
Изучение порядка разработки и принятия каждой из конституций, общего их содержания относится к предмету науки истории государства и права России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие Конституции…………………………………………...6
Глава 2. Развития Конституции Российской Федерации………………10
2.1 История Конституции Российской Федерации……………………..10
2.2 Конституция Российской Федерации 1993 года………………...….26
Заключение…………………………………………………………..……30
Список литературы…………………………………………………….…32

Вложенные файлы: 1 файл

Этапы развития КРФ.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

Она впервые применила дефиницию общественного строя как конституционного, что означает коренное отличие его принципов от постулатов и устоев социалистического строя.

В Конституции более четко проработаны нормы о разделении властей. 
Она внесла значительные изменения в систему органов государственной власти. Вместо Съезда и Верховного Совета учредила Федеральное Собрание, коренным образом преобразовала принципы двухпалатного построения представительного органа государственной власти.

Конституция обеспечила высокий уровень своей стабильности, закрепив достаточно сложный внесения поправок. Но, к сожалению, многие положения Конституции РФ далеки от совершенства, в них нет ясности, нет правовой нормы. А это ведет к тому, что значительная по масштабам и очень важная сфера отношений продолжает регулироваться не правовыми, а какими-то иными, в первую очередь политическими методами и средствами. 
Нерешенность проблемы соотношения центра и мест привела к созданию Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года федеральных округов с назначением полномочных представителей. Мера, безусловно, полезная. Но в тексте Конституции РФ для нее вряд ли можно найти иное основание, кроме ч. 1 ст. 90 («Президент издает указы…») и п. «к» ст. 83 (о назначении и освобождении полномочных представителей).

В системе государственных органов последнего десятилетия крупную роль играет Администрация Президента. В Конституции этот институт лишь упомянут, о его структуре и полномочиях не сказано ничего. 
Такого рода примеры свидетельствуют о том, что Конституция не всегда служит надежной основой для правового регулирования. Достоинство Конституции видят в том, что она позволяет изменять систему, не изменяя текста. В связи с этим недостатки в деятельности органов власти приписываются всецело неудачному применению Конституции, а отнюдь не ее содержанию.

Высказывается противоречащая правовому идеалу и теории права мысль, что каждая норма, любой закон, как всякий текст, по природе своей неясны и допускают разные толкования. В Конституционном Суде Российской Федерации видят орган, призванный вносить определенность в неясно составленную Конституцию. Между тем, роль Конституционного Суда состоит в толковании Конституции, а не в восполнении пробелов законодательства и создании новых норм.

Доминирующим настроением в работе творцов Конституции было заимствование западных образцов демократии, «мировых стандартов».  
Это была ошибочная установка, превратившая текст Конституции в «каталог современных достижений в области демократии и прав человека». 
Беда в том, что апробированные в других странах принципы в условиях российских оказываются либо нежизнеспособными, либо искаженными, изуродованными. За демократическим фасадом нередко скрывается антидемократическая сущность. Это приводит к дискредитации демократической модели, а вместе с ней и конституции. Для подтверждения данной мысли воспользуемся признанием А.Н. Яковлева, сделанным накануне думских выборов: «Когда я смотрю на нынешние выборы, на сегодняшнюю Думу, меня ужас берет. Вместо парламента – примитивная лоббистская организация. Одни пошли в депутаты, чтобы денег заработать, других хозяева послали интересы фирмы отстаивать, третьи от суда прячутся… Если бы я мог это предвидеть, не знаю, стал бы я проповедовать демократию». Низкий уровень явки избирателей в декабре 2003 года, видимо, подтверждает, что не только А.Н. Яковлев испытывает разочарование в существующей политической системе.

Законодателю следует ориентироваться не на мировые стандарты, не на заимствование, а на поиски модели, пусть менее совершенной, но зато соответствующей условиям национальной жизни и потому работающей и способной вывести страну из кризиса, в котором она пребывает не одно десятилетие. Без творческого приспособления мирового опыта Конституция РФ остается политической декларацией, а не основополагающим источником действующего права.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы: Конституция 1993 года наиболее полно подходит под понятие «демократии». Вообще, надо признать, что нынешняя Конституция далека от совершенства. И ее объективные слабости, шероховатости, недоработки иногда провоцируют органы власти и должностных лиц на антиконституционные действия.

Из текста Конституции фактически выпала, например, глава об избирательной системе, без которой Основной Закон страны выглядит явно недоработанным. И возникающие на этой почве коллизии на деле ведут к прямым нарушениям прописанных в Конституции же прав избирателей. 
Сравнив «старые» конституции с действующей 1993 г, можно сделать следующие выводы. В Конституции РФ 1993:

- был осуществлен отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного, федеративного; отказ и от таких определений, как «социалистическая собственность», «социалистическая демократия», «социалистическая законность», и т. п.; исключены положения о строительстве коммунизма как цели общества;

- так же устранены из конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;

- признание приоритетов прав человека и гражданина;

- признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности; отказ от признания государственной собственности в качестве основной; допущение свободы экономической деятельности;

- постепенное видоизменение структуры  советской власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

Все эти нововведения «новой» конституции свидетельствуют о качественном преобразовании её сущности.

Российская Конституция - это документ своего времени. Она рассчитана по меньшей мере на переходный период развития России, о продолжительности которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На конституционном развитии несомненно сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.

Со временем проявляются как сильные, так и слабые стороны самой Конституции, обнаруживаются "белые пятна" и несогласованности. Конечно, далеко не все можно было предусмотреть на этапе подготовительной работы, да и обстановка того времени накладывала отпечаток на темпы и результаты разработки Конституции. Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно привносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие нововведения.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Нормативные акты

 

    1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 25 декабря 1993; СЗ РФ. – 2009. - № 4. - 445 с.
    2. Конституция (Основной Закон) РСФСР от 10. 07. 1918 г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система.
    3. Конституция (Основной Закон) РСФСР от 11. 05. 1925 г. – ГАРАНТ – справочная правовая система.
    4. Конституция СССР от 05. 12. 1937 г. – ГАРАНТ – справочная правовая система.
    5. Конституция РСФСР от 12. 04. 1978 г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система.
    6. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. // СЗ РФ, 1994, № 13, 1447 с.
    7. Федеральный Закон «О международных договорах РФ» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ. Принят ГД 16 июня 1995 г. // СЗ РФ от 17 июля 1995 г. № 29, 2757 с.
    8. Указ Президента РФ «О мерах по приведению законодательства РФ в соответствии с Конституцией РФ» от 24 декабря 1993 г. № 2288.

 

  1. Учебная литература

 

    1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / М. В. Баглай. – М. : Норма – Инфра – М, 2002. – 800 с.
    2. Государственное право Российской Федерации / под ред. О. Е. Кутафина. – М. : юрид. литература, 2006. – 462 с.
    3. Казанцев, Ю. Д. Конституционное право России : учеб. пособие / Ю. Д. Казанцев, В. Г. Стрекозов. – М. :  Новый Юрист, 2000. – 456 с.
    4. Коваленко, А. И. Конституционное право России / А. И. Коваленко. – М. : Закон и правопорядок, 2001. – 208 с.
    5. Козлова, Е. И. Конституционное право РФ : учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М. : Юристъ, 2004. – 480 с.
    6. Черниловский, З. М. Всеобщая история государства и права / З. М. Черниловский. – М. : Юристъ, 2000. – 368 с.
    7. Чиркин, В. Е. Основы государственной власти / В. Е. Чиркин. – М. : Юристъ, 2003. – 526 с.

 

  1. Специальная литература

 

      1. Авакьян, С. А. Президент Российской Федерации : эволюция конституционно – правового статуса / С. А. Авакьян // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. – М., 1998. - № 1.
      2. Зиновьев, А. В. Концепция первоочередных поправок в Конституцию России / А. В. Зиновьев // Правоведение. – 2000. - № 4.
      3. Мартышин, О. В. Конституцию РФ 1993 года как памятник эпохи / О. В. Мартышин // Государство и право. – 2004. - № 4.

 

 

1 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2002. – С.276.

2 Баглай М. В. Указ. соч. – М., 2002. – С.280.

3 Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. – М., 2000. – С. 123.

4 Черниловский З. М. Указ. соч. – М., 2000. – С. 123.

5 Мартышин О. В. Конституция РФ 1993 года как памятник эпохи // Государство и право. 2004. № 4.

 


 



Информация о работе Этапы развития Конституции Российской Федерации