Эволюционные процессы развития государства и права в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности эволюции права, его историю и развитие, которое в жизни человека играет огромное значение. Это возможность пользоваться всеми правами, которые записаны в Конституции – основном законе страны. Для достижения поставленной цели мы должны решить следующие задачи: - показать как шло развитие права начиная с рабовладельческого и феодального строя, как постепенно, в ходе истории, складывались общие правила – правовые нормы; - рассмотреть основные правовые теории развития права; - раскрыть революционность в развитии права, которое коренным образом изменила тип государственного устройства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
I. Изучение процессов становления права ………………………………………..4
1.1 Понятие и сущность права…………………………………………………..4
1.2 Эволюция в развитии права………………………………………………….5
1.3 Основные правовые теории развития права………………………………17

II. Правовая революция в современной России………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….....27

Список используемой литературы…………………………………………….......28

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 54.87 Кб (Скачать файл)

Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройство России.

С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное  развитие России, как и других союзных  республик, утрачивает свою самостоятельность, оригинальность. Республиканская Конституция  в значительной степени копирует Союзную.

Вторая Конституция  РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед  за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила «Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик». Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Третья Конституция  РСФСР была принята 21 января 1937 года , вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

Четвертая Конституция  - Конституция (Основной Закон) РСФСР  от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей - советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития - построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов.

Внешнеполитические  цели и задачи РСФСР связывались  с противостоянием двух мировых  систем - капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой  арене, созданием новых международных  отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.

 Конституция  РСФСР 1978 года была идеологизированным документом. Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавались государственной идеологией (преамбула, ст.6). Государство провозглашалось основным орудием построения социализма и коммунизма. Закреплялась руководящая роль КПСС, которая, согласно Конституции, придавала научно обоснованный характер борьбе народа за победу коммунизма (ст.6). В соответствии со ст.8 Конституции трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности. Статья 20 Конституции РСФСР упоминала о коммунистическом идеале; ст. ст. 45, 49 - о целях коммунистического строительства. 

Глубокие  перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после  провала августовского путча 1991 года, распад СССР  не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно  менялась.

 С  учетом поправок 1989-1992 годов Конституция  РФ приобрела принципиально новые  черты: отказ от социалистической  модели общественного развития, монопольного положения КПСС  в политической системе, признание  идеологии плюрализма, концепции  разделения властей.

Из официального названия страны и республик в  составе РФ были исключены определения  «советская», «социалистическая», что  означало признание несостоятельности  социалистической модели развития. Страна стала называться Россией - Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие  форм собственности, в том числе  частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года.

Существенно преобразовывалось государственное  устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и  областей добились статуса республик  в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. На основе федеративного договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция  органов государственной власти Федерации и её субъектов; устанавливались гарантии территориальной целостности России. Прекращением существования СССР было обусловлено исключение из Конституции статей, ограничивающих суверенитет России. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность её внешней и оборонной политики.

Необходимость конституционных перемен назревала  объективно.  

1.3. Основные  правовые теории развития права

Проблема  теории развития права в науке  является дис куссионной.

Одна  из школ называется «позитивизмом», согласно которой право - это особая форма  политики. Иначе говоря, оно является сводом правил, созданных и установленных (от латинского posit – «установленный», отсюда и термин «позитивизм») верховной политической властью, то есть государством, и исполняемых этим государством. Эта правовая теория, кстати, широко распространена не только в России. Она признается во многих других странах, в том числе и в США.

Договорная (естественно-правовая) теория. Ее родоначальники (Пла тон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Согласно естественно-правовой теории, человеку от рождения при суще естественное право, которое включает в себя право на жизнь, сво боду, достоинство, неприкосновенность и частную собственность. Госу дарство создает позитивное право в форме законов. Естественное право по отношению к позитивному является высшим, поскольку воплощает справедливость, а принципом позитивного права является целесообраз ность.

Крупнейший  этап в развитии правовой теории и  правовой практики - римское право. Римскими юристами более двух тысячелетий  назад были обоснованы и реализованы  идеи, до сих пор входящие в основу правового регулирования общественных отношений. Римские юристы впервые  обосновали деление права на публичное  и частное. Согласно определению  одного из крупнейших римских юристов  Ульпиана (III в. до н.э.), к публичному праву принадлежат нормы о положении Римского государства как целого, к частному праву - нормы о положении отдельных лиц. Например, дороги, храмы считались объектами регулирования публичного права, а собственность, семья, наследство и др. - объектами регулирования частного права. Деление права на публичное и частное укоренилось в правовых традициях, прошло сквозь века и государства и существует до сих пор.

Римское право было сложным. Сложность его  была адекватной развитым общественным отношениям. Римское право включало, во-первых, так называемое цивильное  право. Сюда входили нормы первого  кодификационного акта - Законов XII таблиц (середина V в. до н.э.), последующие постановления народных собраний, а также комментарии римских юристов к законам. Термин «цивильное» происходит от слова «цивитас», что значит «город», «городская община». Подразумевалось, что цивильное право - это права граждан. Впоследствии этот термин лег в основу термина «цивилистика», его назначение более узкое, он стал означать гражданское право, как область норм, регулирующих имущественные отношения. Цивильное право древнего Рима - это право писаное, применительно к современной терминологии - законодательство и практика его применения.

Во-вторых, римское право включало так называемое преторское право. Преторы в древнем Риме были крупными должностными лицами (сначала их было два, потом восемь). Одной из главных функций было разрешение судебных дел, коллегия преторов была высшей судебной инстанцией. Деятельность преторов была первой целенаправленной попыткой разрешить противоречия между стабильностью закона и динамикой развития общественных отношений. Не посягая на текст Законов XII таблиц, преторы нашли своеобразный путь их обхода. При вступлении в должность они издавали специальные эдикты. В них они стали постепенно отходить от текста законов и устанавливать правила, которыми должны были руководствоваться судьи при рассмотрении уголовных и гражданских дел. С течением времени преторский эдикт стал в Риме источником права, совокупность таких эдиктов образовала преторское право. Применительно к нашей терминологии - это руководящие указания судебной практике.

В-третьих, римское право включало «право народов». Оно включало нормы, традиции, обычаи других стран и территорий, сначала  находившихся с Римом в торговых отношениях, а затем становившихся  римскими провинциями. Это право  отличалось большей гибкостью, с  его помощью преодолевались устаревшие древнеримские правовые традиции. В  современной правовой практике ближе  всего к «праву народов» стоит  международное частное право.

В римском  праве были представлены почти все  правовые отрасли, но особого развития достигло гражданское право, регулирование имущественных отношений, прежде всего отношений собственности. По-видимому, этим объясняется непреходящая ценность римского права для будущих поколений.

В понятие  право римские юристы непременно включали естественное право, как олицетворение  начал добра и справедливости. Они проводили различие между  естественным правом и позитивным правом, по полагали что в правовой реальности достигается их органическое единство. «Изучающему право, - писал Ульпиан, - надо прежде всего узнать, откуда происходит слово jus (право); оно получило свое название от Justitia (справедливость), ибо... право есть искусство добра и справедливости». В римском праве основные проблемы правовой теории и практики получили столь глубокое раскрытие, что оно составляет подлинную энциклопедию правовых знаний.

Теория  естественного права во времена  Г. Гуго отражала стремление буржуазии санкционировать автори тетом естественного права принципы свободного предпринимательства, конкуренции и формального равенства.

«Право - это историчес кое явление. Своим происхождением оно не обязано волеизъявлению законодателя. Оно, как и язык, не уста навливается договором, не вводится по чьему-либо ука занию, не дается от бога, а возникает и развивается по степенно и незаметно, в силу стихийного образования соответствующих норм общения, добровольно принимае мых людьми.    

Эволюция  права совершается непроизвольно, сама собой, приноравливаясь к потребностям времени, поэто му людям лучше всего не вмешиваться в этот процесс; а держаться проверенных временем порядков и обычаев. Право - это, прежде всего, правовые обычаи (историчес ки сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия)».

Отношение к теории естественного права  в отечественном правоведе нии неоднозначно. Для советского периода характерно открытое непри нятие естественно-правовых взглядов, которые оценивались как метафи зические и субъективные. В последние годы отношение к тео рии естественного права подвергается пересмотру: от скрытого неприня тия и сдержанных оценок до восторженного признания этой доктрины единственно верным учением. Конституция Российской Федерации 1993 г. признает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». По мнению комментато ров, данная норма не свидетельствует о безусловном признании естест венно-правовой доктрины, а лишь связывает возникновение прав чело века с фактором его рождения.

Слабая  сторона данной теории заключается  в том, что государствен но-правовые явления рассматриваются как продукт человеческого разу ма и воли. Такая трактовка происхождения государства и права является субъективно-идеалистической, так как игнорирует объективные эконо мические и социально-политические факторы. Положительной сторо ной естественно-правовой теории является признание приоритета есте ственного права над позитивным.

Близко  к этой теории примыкает теологическая концепция — офици альная доктрина Ватикана, автором которой является Фома Аквинский (XII—XIII в.в.). Естественное право имеет божественное проис хождение. Недостаток — теологическая теория имеет объективно-идеали стический характер, так как ставит государство и право в зависимость от воли Бога. Положительный момент этой теории заключается в том, что теологи рассматривают естественное право как неотчуждаемое и неиз менное право человека.

Психологическая теория (Л. Петражицкий, З. Фрейд, Фрезер и другие) рассматривает государство и право как результат психобиологических свойств человека, его инстинктов и влечений. По Фрейду, человеку свой ственны агрессивные импульсы, которые можно подавить только с по мощью принуждения. Фрезер полагал, что люди испытывают потреб ность подчиняться силе и такой силой является государство.

Теория  «естественного» права в свою очередь опирается на психологическую  теорию, разработанную в начале 1900-х  годов российским юристом польского  происхождения Петражицким. Он утверждал, что основополагающие правовые принципы обусловлены психологией человека, и их можно проследить даже в поведении детей. Ребенок скажет «это - моя игрушка», настаивая тем самым на своем имущественном праве. Или же «ты мне обещал...», реализуя контрактное право. Фраза «он первый меня ударил» - подразумевает уголовное право, а «папа мне разрешил» - конституционное право. Петражицкий называл такие правовые прототипы «правовыми эмоциями», составляющими «интуитивное» право.

Информация о работе Эволюционные процессы развития государства и права в России