Шпаргалка по предмету "Общая теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:48, шпаргалка

Краткое описание

Краткий курс по предмету "Общая теория государства и права"

Содержание

1. Общая теория государства и права в системе юридических и общественных наук.
2. Методология общей теории государства и права.
3. Общая характеристика догосударственной эпохи.
4. Основные теории происхождения государства и права.
5. Предпосылки и пути возникновении государства и права.
6. Понятие типологии государства и права.
7. Формационный подход к типологии государства и права.
8. Цивилизационный подход к типологии государства и права.
9. Понятие и структура политической системы общества.
10. Понятие и сущность государства.
11. Функции государства.
12. Понятие формы государства.
13. Форма правления.
14. Форма государственного устройства.
15. Политический (государственный) режим.
16. Понятие механизма государства. Государственный аппарат.
17. Органы государства и их классификация.
18. Государственный служащий. Должностное лицо.
19. Органы государственной власти.
20. Органы государственного управления.
21. Судебные органы.
22. Контрольно-надзорные органы.
23. Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов.
24. Понятие и многообразие регуляторов общественных отношений.
25. Место права в системе социальных регуляторов.
26. Право и мораль.
27. Право и корпоративные нормы.
28. Право и религия.
29. Плюрализм учений о сущности права.
30. Естественная школа права.
31. Социологическая школа права.
32. Историческая школа права.
33. Нормативная школа права.
34. Психологическая школа права.
35. Признаки права.
36. Объективное и субъективное право.
37. Публичное и частное право.
38. Функции права.
39. Право и политика.
40. Право и экономика.
41. Понятие и классификация правовых принципов.
42. Характеристика общих принципов права.
43. Понятие правового регулирования, его предмет и пределы.
44. Способы воздействия права на общественные отношения.
45. Методы правового регулирования.
46. Типы правового регулирования.
47. Механизм правового регулирования: понятие и структура.
48. Понятие и признаки правовой нормы.
49. Классификация правовых норм.
50. Структура правовой нормы.
51. Понятие и виды гипотезы.
52. Понятие и виды диспозиции.
53. Понятие и виды санкции.
54. Соотношение правовой нормы и статьи нормативного правового акта.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы на вопросы по общей теории права..doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

8.Цивилизационный  подход к теории  государства и  права. В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:1) современных и древних;2) западных, восточных, православных и др.В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств.Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства. 

9.Понятие  и структура политической  системы общества. Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.Политическая система имеет следующую структуру:1) субъекты политической системы2) политическое сознание – теории, убеждения, которые определяют осуществление политической деятельности;3) политические отношения, которые появляются между субъектами в процессе осуществления государственной власти;4) политическая деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;5) политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;6) политическая культура, которая представляет собой систему ценностей, применяемую для регулирования функционирования внутри системы.Субъектами политической системы являются: 1) государство; 2) политические партии; 3) общественные организации и объединения; 4) политические движения; 5) церковь; 6) органы местного самоуправления.Функции политической системы: 1) выработка целей развития общества, планирование; 2) определение стратегического развития общества; 3) политическая интеграция общества; 4) регулирование политических процессов; 5) соблюдение интересов разных социальных групп общества; 6) создание единого влияния на социально важные отношения.Виды политических систем: 1) распределительные, которые характеризуются распространением власти государства на все сферы общественной жизни и определением в ведении государства процесса создания и распределения произведенного национального продукта; 2) рыночные, которые опираются на свободное предпринимательство и товарно-денежное распределение материальных и духовных благ. Государство же призвано обеспечивать лишь координацию совместной работы субъектов, не затрагивая их самостоятельность в производственной деятельности; 3) смешанные.Государство – это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы. Государство имеет характерные признаки, а именно:1) является единственным официальным представителем всего населения в территориальных географических границах;2) обладает суверенитетом;3) имеет специальный государственный управленческий аппарат, который призван обеспечить последовательную реализацию его воли и задач;4) специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат;5) обладает монополией на правотворчество. Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан, регламентируют деятельность самого государства.Теоретические и практические поиски людей направлены на создание таких отношений между государством и политической системой, когда они были бы не враждебными, а взаимодополняющими. 

10.Понятие  и сущность государства. Государство – это:1) территориальное образование;2) организация политической власти, которая осуществляет управление обществом, необходима как для реализации классовых задач, так и общественных дел;3) особая публичная власть, которая не сливается с обществом, отделена от общества;4) сложный и организованный механизм управления. Государственная власть осуществляется органами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти – власть общественная, реализация которой характеризуется отсутствием специальных публичных учреждений. В данном случае управление обществом или социальной группой осуществляется при помощи институтов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих вне их; можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении.Поскольку государство выражено в органах, которые занимаются только организацией общественной жизни и сами ничего не производят, оно имеет право на сбор денежных средств с населения. Налоги, сборы, займы идут на содержание государственного аппарата и экономическое обеспечение политики. Эта характеристика государства производна от его понимания как публичной власти.Власть государства распространяется на определенную территорию, в отличие, например, от власти, которая существовала в первобытном обществе. Она распространялась на всех членов рода вне зависимости от их местонахождения.Государство обладает суверенитетом.Суверенитет:1) верховенство власти внутри страны;2) независимость по отношению к властям всех лиц и организаций, находящихся в пределах страны, а также за пределами территории государства.Из двух признаков, которые являются составными частями суверенитета, раньше отмечали главным образом второй (независимость, неповиновение государства как суверена надгосударственной организации или другому государству).Государство, которое прежде всего реализует себя как орудие социального компромисса, должно отвечать уровню развития демократии в обществе.Правовое государство – это демократическое государство, власть которого, а также формирование, функционирование базируются на праве, высшее предназначение которого заключается в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение законности и правопорядка является основой прочности демократии и жизненности правового государства. Правовое, демократическое, цивилизованное государство – это то, рубежи власти которого жестко основываются на праве, а также высшее предназначение которого заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. При этом и правовое государство, и демократия предполагают нужные для любого общества законность и правопорядок.Государство – очень сложное явление, в ряду его основ, которые оказывают непосредственное влияние на его суть и социальное назначение, в конкретных исторических условиях развития отдельных стран:1) религиозный фактор (Пакистан, Иран, и др.);2) национальный фактор (например, прибалтийские государства).Хотя это еще не означает, что все данные факторы должны находиться в определении государства вообще. При этом достаточно отталкиваться от его наиболее общих начал – классового и общечеловеческого.. 

11 функции государства. Динамичная сторона государства реализуется в его функциях. Каждому типу государства характерны свои функции. Одни авторы в функциях усматривают прежде всего проявление сущности государства, другие – классовой сущности, третьи – его социальное назначение, четвертые  - основные направления его деятельности, пятые – предметно – политическую направленность государства. В определении функций государства следует исходить из динамической (функциональной) стороны государства – государственной власти. Функции государства – это главные направления и основные способы осуществления государственной власти. Классифицируются функции государства по различным критериям, в частности по сферам государственной деятельности, видам государственной политики, способам ее осуществления и другим основаниям. Функции государства связаны с его сущностью, а также функции государства отражают цели и задачи государства. Функции государства осуществляются в определенных формах и при помощи определенных методов. Критерии классификации функции государства: 1)по времени действия: постоянные и временные; 2)по значимости: основные и дополнительные; 3)по направленности: внутренние и внешние. Также некоторые ученые выделяют общесоциальные и классовые функции.Характеристика основных внутренних функций государства. Экономическая , т.е. государство определенным образом регулирует экономические отношения (армия – собственность государства); правоохранительная (защита населения, охрана правопорядка, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки); социальная (забота о личности, и в первую очередь поддержка и помощь социально незащищенным  слоям  населения); идеологическая (духовная ценность, одна совокупность духовных ценностей, разрабатывается идеологическая программа для всего общества); экологическая (государство регулирует использование природных ресурсов и охраняет окружающую среду); хозяйственно – организаторская (организация производства, поощрение предпринимательства, управление внутренней торговлей); взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет; управление образованием, наукой, культурой; Характеристика внешних функций государства. К ним относятся: защита государственных границ, организация таможни, решение иных вопросов национальной безопасности; дипломатические и торгово – экономические отношения с другими странами, участие в деятельности международных и межгосударственных отношений; культурный, научный и информационный обмен с другими государствами; борьба за мир, разоружение, неприменение силы в отношениях между государствами и народами, обуздание агрессоров; участие в международном контроле за обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан во всех странах мира; участие в реализации межгосударственных экономических, культурных и социальных программ; функция экспальсии, захват чужих территорий. Она характерна для древних времен. Помощь своим гражданам вне страны.  

12.Понятие  формы государства.  Сущность государства, его содержание неотделимы от его формы. Вопрос о форме государства возникал еще с древних времен. Так, например, Аристотель выделял три правильные и три неправильные формы правления, в зависимости от того сколько человек правит. Существуют различные точки зрения относительно понятия «формы государства». Его трактуют в узком смысле (только форма правления) или в широком  (совокупность формы правления, формы государственного устройства и политического режима). Различают по форме правления монархии и республики. К категории монархий относят не только государства, где в действительности власть принадлежит монарху, но и государства, в которых у монарха нет реальной власти. Под республиканскую форму правления попадают и государства, в которых гражданская политическая активность существенно ограничена, политические права и свободы грубо нарушаются, т.е. как монархии, так и республики могут быть реальными и номинальными. Существует точка зрения, когда предлагается различать внутреннюю и внешнюю форму государства: под внутренней понимается демократия, которая является разновидностью политического режима, а под внешней  понимается совокупность форм правления и государственного устройства. В настоящее время форма государства рассматривается как совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Под формой правления понимается организация верховной власти в государстве, взаимоотношение органов государства между собой и с населением; под формой государственного устройства – административно – территориальная организация государства и соотношение его частей и с государством в целом; под политическим режимом – совокупность способов и методов осуществления власти в государстве. В научной литературе нет единого подхода к пониманию формы государства. Т.о., форма государства – это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность.  

13.форма правления. Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, ее взаимоотношение с другими государственными органами и гражданами (подданными). По форме правления государства делятся на монархии и республики. Монархия – такая форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит одному лицу (королю, императору и т.п.). Признаки монархии: наличие единоличного главы государства, который пользуется своей властью пожизненно; наличие у монарха особых полномочий (неприкосновенность личности, имущества); монарх не несет юридической ответственности и содержится за государственный счет; власть передается как правило по наследству.Монархия характеризуется тем, что верховная власть, как правило, является наследственной (в исключительных случаях – выборной), бессрочной (пожизненной) и безответственной перед населением (ответственной толь перед Богом). Монархии бывают неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные). В ограниченных монархиях верховная власть монарха сочетается с органами сословного представительства. Они бывают двух видов: парламентарные и дуалистические. В парламентарных монархиях правительство формируется партией, получившей во время выборов большинство в парламенте. Или же блоком партий, которые располагают большинством в парламенте. Главой правительства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом  депутатов. Власть монарха ограничена. Законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Дуалистические монархии характеризуются тем, что в них правительство формируется монархом вне зависимости. 

14.Форма  государственного  устройства. Под формой государственного устройства одни авторы понимают только как

территориально –  организационную структуру государства, другие включают еще и характер взаимоотношениймежду его составными частями и центральной властью, третьи определяют ее исключительно как способ организации

государственного  единства. Форма государственного устройства – это способ организации единства и

дифференциации государства. По форме государственного устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (конфедерации, федерации). Унитарное – единое государство, которое централизовано и неделимо. Оно состоит лишь из административно – территориальных образований, а иногда включает и национально – территориальные образования, которые могут отличаться некоторым национальным, культурным своеобразием, не имеют своих парламентов, правительства и все органы на местах подчинены центральной власти. Признаки унитарного государства: одна конституция; единая система законодательства; единая система высших законодательных исполнительных и судебных органов; единая денежная система; единая налоговая и кредитная система; единые вооруженные силы; единое гражданство. Сложное государство – это государство, в состав которого входят территории, которые пользуются определенной самостоятельностью. Конфедерация – это союз государств, образованный для решения некоторых совместных задач. Образуются конфедерации на основе договора, предусматривающего свободу выхода ее субъектов. В ней отсутствуют единые органы власти, каждое государство сохраняет свой суверенитет, имеет свою денежную систему, вооруженные силы, гражданство. Федерация – это союзное государство. Федерации образуются по территориальному и национальному принципу. Создание федераций может основываться на договоре, т.е. через объединение независимых унитарных государств или преобразование унитарного государства в федеративное, возможно создание конституционной федерации, где права субъектов федерации определяются федеральным центром. Признаки федерации: территория ее состоит из территорий ее субъектов; может быть как общая конституция, так и конституция субъектов; у субъектов могут быть собственные законодательные, исполнительные и судебные органы; может быть как гражданство федерации, так и гражданство субъекта; во внешних отношениях участвует федерация в целом. Виды федерации: национальные (СССР); территориальные (США – территориальная федерация).

 

15.Политический (государственный)  режим – это совокупность методов осуществления государственной власти, выражающих ее отношение к управляемым. В форме государства политический режим является ее главным элементом. Классификацию политических режимов осуществляют по различным критериям. Разграничение политических режимов, как полагает известный французский правовед М.Дюверже, зависит от того, каковы идеологический базис и официальные доктрины природы власти, как формируются органы государственной власти, каковы их структура и распределение функций между ними, насколько ограничены их полномочия. В связи с таким подходом Дюверже выделяет: режим слияние властей (когда законодательная и исполнительная функции осуществляются одним органом, например, в абсолютных монархиях); режим разделения властей (например, в президентских республиках); режим сотрудничества властей (в парламентарных республиках). Политический режим касается всей политической жизни общества, форм и методов властвования. В соответствии с этим политические режимы делятся на демократические и антидемократические, зачастую вне зависимости от формы правления. антидемократические режимы (выделяют режимы десполитические, тоталитарные, авторитарные и др.) отличает жесткая централизация власти, контроль за средствами массовой информации, нетерпимость к инакомыслию, культ вождя, опирающийся на государственное принуждение и пр. Демократические (либеральные) режимы характеризуются осуществлением государственной власти на основе принципа разделения властей, выборности и сменяемости государственных органов, реализацией прав человека, политическим плюрализмом и др. Признаки демократического режима: разнообразие в общественной жизни; свобода  личности  в экономической сфере; действует принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная); существуют эффективные механизмы воздействия населения на государственную власть; гарантированность прав и свободы граждан; создаются и легально действуют аппозиционные партии. 

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Общая теория государства и права"