Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 14:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

TGP.docx

— 339.43 Кб (Скачать файл)

 

15вопр Современная  форма государственного устройства  в Российской Федерации

В Российской Федерации насчитывается 83 субъектов, которые относятся к:

1) республикам;

2) автономным округам;

3) автономной области;

4) областям;

5) краям;

6) городам федерального  значения.

Особенность автономной области и автономных округов состоит в том, что они (исключение составляет Чукотский автономный округ) одновременно входят в состав других субъектов Федерации -- краев или областей.

Федеративное устройство Российского государства основывается на ряде принципов. Первым из них следует отметить государственную целостность. Этот принцип означает, что Российская Федерация -- единое, нераздельное государство, включающее в свой состав государственные образования, не имеющие права выхода из Федерации. Запрет на выход из состава государства субъектов федерации соответствует международному праву и мировому опыту федеративного устройства.

С государственной целостностью тесно связан другой принцип федеративного устройства России -- единство системы государственной власти. Федеральные органы власти и органы власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему государственной власти. Федеральные органы государственной власти распространяют свои полномочия на всю территорию Федерации, органы субъектов Российской Федерации -- на территорию соответствующего субъекта.

К принципам федеративного устройства России относится равноправие и самоопределения народов в Российской Федерации. Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик. Самоопределение наций может осуществляться в различных формах, но в рамках единого государства.

Еще один принцип федеративного устройства России -- равноправие субъектов Российской Федерации. Это равноправие, прежде всего, проявляется:

- в равенстве прав и  обязанностей субъектов Федерации;

- в равных пределах  компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной  компетенцией самой Российской  Федерации;

- в равном представительстве  всех субъектов в Совете Федерации.

 

16вопр ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СУВЕРЕНИТЕТ — способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Г.с. означает верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам. В буквальном смысле "суверенитет" означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, верховной властью в обществе. Г.с. есть важнейшая характеристика государственной власти, отображающая верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в определении своего политико-юридического статуса, выбора экономического, социального и политического развития. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве, независимости и неделимости. Конституция РФ закрепила новый подход к Г.с. Статья 4 о Г.с. следует за статьей 3, в которой закреплен суверенитет народа, этим подчеркиваются их неразрывная связь и исходное значение суверенитета народа. С позиции современных подходов к данной проблеме государство может считаться суверенным только при условии, что оно реализует волю народа и что его система управления демократична.

 

Суверенитет России выражается в сфере исключительных прав (прерогатив), закрепленных за нею Конституцией РФ. К ним отнесены: признание верховенства федерального права над правом субъектов Федерации (единство правового пространства); неприкосновенность границ РФ и ее территориальная целостность; единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем; наличие единых Вооруженных сил; право государства на защиту своего суверенитета и прав граждан, включающее право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения; право на защиту национальных интересов и интересов граждан вовне (международная политика и связанная с ней внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность); признание государственной монополии на управление важнейшими отраслями народного хозяйства, на основные стратегические природные ресурсы, производство и товары.

 

 

17вопр Структура  государственного аппарата

В любой стране сложившийся государственный аппарат — это единая целостная (общая) система. Она, в свою очередь, состоит из ряда частных систем. Каждая такая система включает однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности государственные органы.

Наиболее важные частные системы современного государственного аппарата следующие: система органов законодательной власти, система органов исполнительной власти, система органов судебной власти, система органов прокуратуры'. В России в соответствии с принципом разделения властей, который официально признан и конституционно закреплен (ст. 10 Конституции Российской Федерации), государственные органы являются носителями законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти.  

Специфическими признаками органов гос-ва, входящих в гос-ный аппарат, являются следующие: а) формирование их по воле гос-ва и осуществление ими своих функций от имени гос-ва; б) выполнение каждым гос-ным органом строк определенных, установленных, законодательном порядке видов и форм деятельности; в) наличие у каждого гос-ного органа юридически закрепленных ных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его мест роль в гос-ном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими гос-ными органами и организациями; г) наделение гос-ных органов полномочиями гос-ве властного характера. Будучи составными частями одного и того же гос-ного аппарата органы любого гос-ва отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой или гос-ной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими государственных функций. Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает на то, из чего складывается гос-ный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования. В любой стране сложившийся гос-ный аппарат выступает как единая целостная (общая) система. Она распадается на ряд частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциям, внутренне строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные личные гос-ные органы. Наиболее важными частными системами современного гос-ного аппарата, в зависимости от порядка их создания и характера выполняемых ими задач, являются следующие: - система представительных органов государственной власти, - система исполнительно-распорядительных органом гос-ной власти, - система судебных и правоохранительных органов гос-ной власти, и том числе органон конституционного надзора. Каждая из систем является носителем соответствующей гос-ной власти -законодательной, исполнительной и судебной.

 

18вопр  Механизм государства - это система государственных органов, организаций и учреждений, при помощи которых государство осуществляет свои функции.

Структура механизма государства – это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.  
Структура механизма государства включает:  
1.Государственные органы, находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства)  
2. государственные организации, подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность данного государства ( вооруженные силы, милиция)  
3. государственные учреждения, подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах. (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).  
4.государственные предприятия, подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно -экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.  
5. государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.  
6. организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности гос. аппарата.  
Механизм государства и его структура исторически изменяются, зависят от конкретных задач, стоящих перед государством на определенном отрезке его развития. Первичным структурным элементом механизма государства является гос.орган.  
Мех Г – это система специальных органов, с помощью которых Г осуществляет свои функции. Г обеспечивает свои функции через систему органов Г носящее название гос. аппарат. Традиционно под гос аппаратом понимают сис-му органов при помощи которых осуществляются задачи и функции Г (каждый гос орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата которая осуществляет от имени Г его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области.) Деятельность Г по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции Г подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти. 

 

19вопр Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

Как видно из определения, государственный орган имеет определенные признаки:

1. Все органы государства  образуются в законодательном  порядке, который определяет их  компетенцию, другими словами, образование  и функциональная деятельность  органа государства осуществляется  на строго правовой основе.

2. Орган государства является  самостоятельным элементом государственного  аппарата, действует специализированно  в системе других органов.

3. Органы государства  тесно взаимодействуют между  собой. Они образуют единый социальный  организм, главной задачей которого  является обеспечение нормального  функционирования общества, защита  законных прав и интересов  личности, охрана внешней безопасности  и территориальной целостности  государства.

Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. По указанным признакам государственные органы можно подразделить на три основные группы: представительные органы; исполнительные органы; судебные (правоохранительные) органы, в том числе органы конституционного надзора.

К числу представительных государственных органов относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Глава государства. В подавляющем большинстве стран глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти. В конституционных монархиях главой государства формально считается монарх.

МЕСТНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА

Исполнительная, власть на местах осуществляется либо органами местного самоуправления, либо назначаемыми центральной властью должностными лицами, либо совместно теми и другими органами при строгом разграничении их компетенций.

СУДЕБНЫЕ (ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Суд— это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА

Существование государства неразрывно связано с вооруженными силами (войском, армией). Они всегда играли заметную роль в решении внутренних и внешних задач государства и сейчас являются важным элементом его механизма. 

 

 

20.ПРИНЦИПЫ  ОРГАНИЗАЦИИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  АППАРАТА

    Государственный  аппарат – это  совокупная  связь  органов  государства,

основанная на их субординации и распределении властных полномочий.

    Стало  быть,  государственный  аппарат  –  это  воплощение,   выражение

государственной  власти  подобно  тому,  как  атрибуты  монархической  формы

правления  (трон,  скипетр,  одежда,  корона)  являются  ее  признаками.   В

специальном, более узком значении  под  государственным  аппаратом  понимают

лишь систему государственных  органов,  наделенных  властными  полномочиями.

При   этом   «специальными   властными   полномочиями,   необходимыми    для

осуществления   возлагаемой   на   них   работы,   наделены    все    звенья

государственного  аппарата.   В   целом   ими   охватываются   все   стороны

государственной деятельности».

    Правовая форма  деятельности государственного  аппарата  носит  властный

характер  и  реализуется  в  общеобязательных   предписаниях,   адресованных

соответствующим  адресатам.  Она  складывается  из   следующих   трех   форм

деятельности: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной

    Правотворческая  – особая форма  деятельности  государственных  органов,

направленная на разработку и издание нормативно-правовых актов.

    Правоприменительная  деятельность –  сложный  процесс,  выступающий  как

способ  и  средство  организации  реализации  права;  как  стадия  правового

регулирования;  как  юридический  факт;  как  элемент  механизма   правового

регулирования.  Применение  права   –   всегда   действие,   акт   поведения

управомоченного лица.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"