Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 14:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

TGP.docx

— 339.43 Кб (Скачать файл)

Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам.

39. Понятие  и признаки нормы права

Норма права – это установленное (или санкционированное) и охраняемое государством общеобязательное правило поведения.

Признаки нормы права:

  1. общеобязательность нормы означает, что она -

а) адресована неопределенному кругу лиц;

б) рассчитана на неоднократное применение,

в) является эталоном, «равным масштабом», применяемым к разным лицам и ситуациям;

  1. нормы права в своей совокупности образуют правовые институты, отрасли права и право в целом, т. е. нормы права составляют в своей системе содержание права в объективном смысле;
  2. норма находит свое выражение в признаваемых в данной правовой системе формах, т. е. источниках права (в зависимости от вида источника норма права либо устанавливается государством, например, путем утверждения нормативно-правового акта, либо санкционируется государством, например, если суд применяет обычай делового оборота);
  3. норма права регулирует общественные отношения, т. е. является социальной нормой;
  4. в отличие от других социальных норм норма права охраняется государством, в том числе и путем применения мер государственного принуждения;
  5. из нормы права вытекают права и обязанности участников правоотношения.

 

40. Различие  норм права по юридической  силе. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других разделах учебника).

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства,

-учреждающий федеральные органы  государственной власти;

-федеральные конституционные законы  — принимаются по вопросам, предусмотренным  и органически связанным с  Конституцией;

3) федеральные законы — акты  текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;

4) законы субъектов федерации  — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.

Виды подзаконных актов:

-указы и распоряжения Президента  РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

-постановления и распоряжения  Правительства РФ акты исполнительного  органа государства, наделенного  широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

-приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов  регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

-решения и постановления местных  органов государственной власти;

-решения, распоряжения, постановления  местных органов государственного  управления;

-нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;

-локальные нормативные акты  — предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от правового положения субъекта правотворчества различают нормативные акты:

-государственных органов;

-иных социальных структур (муниципальных  органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);

-совместного характера (государственных  органов и иных социальных  структур);

-принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

-общефедеральные;

-акты субъектов Российской Федерации;

-акты органов местного самоуправления;

-локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия существуют нормативные акты:

-неопределенно-длительного действия;

-временные.

41 Структура нормы права

 Под структурой правовой нормы понимается её внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей. Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих её функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, эти части характеризуют юридическую норму как автономное, в определённой мере самодостаточное правовое явление. 
Таких частей три: 1) гипотеза, 2) диспозиция, 3) санкция. 
Гипотеза (предположение) - элемент нормы права, указывающий на условия её действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путём закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость). 
Гипотезы правовых норм могут подразделяться на виды по следующим основаниям: 
а) по характеру содержания различают общие (абстрактные, определяющие условия действия норм об-щими родовыми признаками) и конкретные (казуистические, устанавливающие частные специальные условия действия нормы, например нормы УПК, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается); 
б) по степени определённости общая гипотеза может быть абсолютно определённой (только указывает факты, которые обусловливают действие нормы, например сроки давности), абсолютно неопределённой (не указывает никаких фактов, с которыми связано её действие, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные условия действия нормы, например применение нормы на территории закрытого военного подразделения); 
в) по степени сложности гипотезы подразделяются на однородные (если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы) и составные (если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств). 
Диспозиция (юридическое расположение сторон) - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, её ядром (например, в гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон - покупателя и продавца, наследника и наследодателя, кредитора и должника; в уголовном праве и других охранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещённых деяний - нельзя убивать, красть, грабить, хулиганить и т. п.).

Диспозиции тоже весьма разнообразны и классифицируются по следующим основаниям: 
а) по способу описания - на простые (содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков, так как они достаточно очевидны; например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идёт о предельно ясном деянии), описательные (содержащие признаки правомерного либо противоправного поведения; например, ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует "бандитизм" как 1) создание устойчивой; 2) вооруженной; 3) группы лиц (банды); 4) в целях нападения на граждан или организации; 5) а равно руководство такой группой); отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта; например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы); бланкетные (содержащие ссылку на другой нормативно- правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к соответствующему закону); 
б) по своей юридической направленности выделяются предоставительно-обязывающие (содержат двусторонние правила поведения, например, арендодателя и арендатора); обязывающие (указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должника по договору займа); управомочивающие (указывают на вид и меру возможного поведения, например, избирателя); рекомендательные (указывают на желательность либо целесообразность того или иного поведения, в котором заинтересовано общество и государство, например, не посещать по туристическим путёвкам страны, где существует реальная опасность для жизни и здоровья граждан); запрещающие (указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность, например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии). 
3. Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).

Для примера возьмём какую-либо простейшую норму права и проанализируем её элементы. Так, в соответствии с российским избирательным законодательством граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать; лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности. 
Гипотезой здесь является часть фразы: "граждане РФ, достигшие 18 лет" - вот два условия, при наличии которых гражданин имеет право избирать в орган власти. Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения - участие в выборах, в голосовании. Наконец, последняя часть нормы - санкция (в данном случае неблагоприятная, ибо связана с правонарушением) - предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке, т.е. право, предусмотренное диспозицией. 
Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы своё место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. 
Вопрос о структуре правовой нормы является дискуссионным. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же учёных-юристов придерживаются трёхзвенной структуры правовой нормы, состоящей из вышерассмотренных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.

42. Регулятивные и правоохранительные нормы права. В юридической науке в зависимости от отрасли различаются нормы государственного, административного, трудового, колхозного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

Особенно важно разграничение правовых норм по их роли в регулировании общественных отношений на регулятивные (правоустановительные), правоохранительные и специализированные.

Регулятивные и правоохранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений. А.С. Пиголкин считает неправильным деление норм на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. "Учитывая то, что любая норма имеет представительно обязывающий характер, что она касается по крайней мере двух субъектов, необходимо сделать вывод, что любая норма права управомочивает одно лицо регулируемого отношения и обязывает другое. Здесь, по сути дела, смешиваются две различные вещи - норма права и ее выражение в статьях, пунктах и параграфах нормативных актов. И под видом классификации норм права дается классификация статей нормативных актов. Это особенно видно на примере, когда одна и та же правовая норма может быть выражена в разных статьях нормативных актов и в форме запрещения, и в форме обязывания". В подтверждение своей позиции автор приводит пример, где одна и та же норма права, обязывающая родителей оказывать помощь детям, выражена в одних нормативных актах в форме предписания, а в других - в форме запрета.

Правоохранительные нормы предусматривают меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Они рассчитаны на неправомерное поведение людей и всегда содержат санкции. Взаимодействие регулятивных и правоохранительных норм заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые выражают отрицательную реакцию государства на их неправомерное поведение. Они направлены на охрану регулятивных норм и несут в себе государственное принуждение. Правоохранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно принудительных мер защиты субъективных прав.

Например: ст. 306 ГК РФ: "В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом".

Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение людей и составляют большинство норм права.

Например: п. 3 ст. 261 ГК РФ: "Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц".

Регулятивные нормы, в свою очередь, по характеру правил поведения подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественных отношений права на совершение определенных положительных действий. Такой, например, была норма ч. 5 ст. 100 КоБС РСФСР, устанавливавшая право родителей отозвать данное ими согласие на усыновление, если решение об усыновлении еще не вынесено. Другим примером может быть ст. 301 ГК РФ, в которой говорится, что "собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения". Социальный смысл управомочивающих норм заключается в предоставлении гражданам и другим субъектам права определенной и гарантированной государством возможности поведения.

Управомочивающие нормы отражают различия между государством и иными институтами гражданского общества. Например, в отношении граждан действует норма международного права, в которой определяется, что гражданам разрешено все, что не запрещено. В то же время государственным служащим разрешены только те действия, которые определены рамками их должностных полномочий.

43. Представительно обязывающий  характер правовых норм. Правовая норма имеет представительно-обязывающий характер. 
      Поэтому норма права является установленным и обеспеченным государством, общеобязательным, формально определенным правилом поведения. 
      В соответствии со своим характером норма права имеет логическое выражение структуры – «если…, то… иначе…». Норма права – это не содержание и не форма всего права, а только его часть. 
      Выделяют следующие элементы структуры нормы права: 1) гипотеза – часть нормы права, указывающая на условия вступления нормы права в действие. В этой части нормы права излагаются те фактические обстоятельства, наличие которых ведет к возникновению у лиц юридических прав и обязанностей; 2) диспозиция – часть нормы права, содержащая правило поведения субъектов права, попавших в указанные в гипотезе условия. Она раскрывает само правило поведения, а также содержание юридических прав и обязанностей лиц; 3) санкция – часть нормы права, предусматривающая последствия нарушения правовой нормы. Назначением санкции является побуждение субъектов действовать по предписаниям данной нормы права. Санкция указывает на поощрительные или карательные меры, которые должны наступить в том случае, если будет нарушено или соблюдено правило, которое указано в диспозиции. 
      Гипотезы в зависимости от их структуры могут быть: 1) простые (одно условие реализации нормы права); 2) сложные (несколько условий реализации нормы права). 
       В зависимости от способа изложения: 1) абстрактные, указывающие на общие условия действия нормы права; 2) казуистические, связывающие реализацию нормы права со строго определенными частными случаями. 
       Диспозиции в зависимости от своей структуры могут быть: 1) простые (один вариант поведения); 2) сложные (несколько вариантов поведения). 
По степени определенности они различаются: 
 
1) на абсолютно определенные; 
2) относительно определенные; 
3) неопределенные; 
 
В зависимости от действия диспозиции могут быть: 
 
1) управомочивающие, предоставляющие права на совершение не противоречащих закону действий; 
2) запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания. 
 
Санкции в зависимости от своего состава могут быть: 1) простые (одна мера наказания); 2) сложные (несколько мер наказаний). 
 
По отраслевому признаку они делятся: 1) на уголовные; 2) административные; 3) дисциплинарные; 4) гражданские и др. 
 
По характеру последствий: 1) на правовосстанавливающие; 2) штрафные. 
 
По степени определенности санкции делят: 
 
1) на абсолютно определенные, указывающие меру юридической ответственности; 
2) относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания; 
3) альтернативные, предлагающие из нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один. 
 
В соответствии со своим представительно-обязывающим характером нормы права имеют следующие признаки: 
 
1) государственно-властный характер; 
2) общеобязательность; 
3) формальная определенность; 
4) обеспеченность.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"