Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 19:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)



 

35. Принципы  организации и деятельности государственного аппарата.

Государственный служащий и должностное лицо.  Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

1) нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

2) непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

3) полнота, в соответствии с ней происходит предва-рительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

4) самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также  две группы принципов организации  и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

1) разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

2) демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

3) гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

4) законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

5) профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

6) гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;

7) национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;

8) федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

К организационным  принципам относятся:

1) иерархичность; 2) дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; 3) ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий; 4) сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; 5) соотношение отраслевых и территориальных начал управления.

Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют  действие только на отдельные органы механизма государств.

Государственный служащий - это лица находящиеся  на государственной службе, занимающие должности в центральном и местном аппарате государственного управления, в судебном аппарате и некоторых других органах. Состав служащих неоднороден. Они трудятся в различных государственных и негосударственных организациях, занимаются частной практикой, имеющей государственный характер (нотариусы). Государственные служащие -- разновидность служащих, которые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права. До принятия закона об основах государственной службы термин «государственный служащий» трактовался в литературе в широком и узком смысле. В широком смысле государственным служащим признавалось лицо, которое занимало в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственной организации: государственном органе, на предприятии, в учреждении, иной организации. А в узком смысле -- гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке установленном правовыми актами, должность в государственном органе. При этом под должностью понималась штатная единица государственной организации, которой соответствует служебное положение лица, замещающего ее. Главным в изложенной концепции является признание государственными служащими служащих, как государственных органов, так и других государственных организаций, не являющихся таковыми. Служащие же государственных органов относятся к их особой категории, участвующей в той или иной степени в осуществлении задач и функций государства. В соответствии с законом об основах государственной службы государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, признаки государственного служащего сводятся к тому, что он: а) гражданин Российской Федерации; б) замещает государственную должность в государственном органе; в) замещает в таком органе должность государственной службы; г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью; д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти или временно или постоянно занимающее в государственных учреждениях (госучреждениях), предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее их по специальному полномочию.

Должностными  лицами в статьях уголовного кодекса Российской Федерации (России) признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Негосударственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к  числу должностных лиц, несут  уголовную ответственность по статьям  настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

36. Понятие  и сущность бюрократии. Демократический  и бюрократический  централизм.

 Наибольшую  разработку получила веберовская  теория, которая составила фундамент  современной практики государственного управления во многих западных странах.

Основные положения  этой теории состоят в следующем:

1) бюрократы  являются профессиональными управленцами, без которых не может существовать ни одно общество в государственно организованной форме. Иначе говоря, это слой профессионально подготовленных людей, назначение которых - компетентное управление государственными делами. Они представляют собой абсолютно необходимую часть государственного аппарата и хотя сами не создают никаких материальных ценностей, тем не менее выполняют социально полезные функции;

2) бюрократическая  организация - это рациональное  институциональное устройство для решения сложных задач управления в обществе и характеризуется ведением дел компетентными и бесстрастными исполнителями в полном соответствии с законом;

3) упорядоченность  делопроизводства, т.е. наличие обязательных регламентированных процедур, соблюдение которых строго необходимо для каждого чиновника и отступление от которых расценивается как должностной проступок;

4) иерархическая  организация, основанная на строго  установленной должностной субординации;

5) внутриорганизационная  деятельность, осуществляемая в форме письменных документов, которые подлежат длительному хранению;

6) все чиновники  должны быть хорошими специалистами в сфере не только собственных обязанностей, но и норм права;

7) свобода от  субъективных влияний при принятии  решений, т.е. обезличенность функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей.

В понятие «бюрократия» часто вкладывается различный смысл. Для М. Вебера бюрократия - рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков государственных чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло.

В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм -- болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть «бюро», т. е. письменного стола, конторы, «конторовластие», а по сути дела власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов - именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности ими манипулировать в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный -- в групповой или личный, т. е. «государственные задачи превращаются в канцелярские», а «канцелярские задачи -- в государственные». Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.

Пожалуй, самый  важный закон бюрократического аппарата -- сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата - верный признак его бюрократического загнивания.

Антиподом и  самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика -- надежное лекарство против этой болезни.

37. Понятие,  структура, методологические основы анализа политической системы общества. 

Критерии отбора элементов политической системы. Политическая система- это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимодействие граждан и государства. Компонентами политической системы являются: 1) Совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения). 2) Политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы. 3) Политические нормы и традиции. 4) Политическое сознание. 5) Политическая деятельность.

Используя различные  методологические приёмы (подходы), можно выявить ряд критериев, позволяющих обосновать и расшифровать приведённое определение политической системы. 1) Генетический подход - концентрирует внимание на обусловленности политических явлений экономическими и социальными факторами. а) Критерий экономической детерминации политики проявляется в отношениях собственности и производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в отношениях распределения и управления. б) Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что политика является результатом общественного развития. в) Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и её элементов с определёнными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности этих групп выступают мотивационными факторами в формировании политических организаций. 2) Институциональный подход - позволяет обозначить характеристики политических явлений. а) Суть этого подхода отражает организационный критерий - отдельные индивиды не могут выступать в виде элементов политической системы, они представляют лишь "материал", из которого в определённых условиях формируются система и её элементы. 3) Системный подход - политическая система, как и любая целостная система, имеет интегративный (элементы в системе приобретают такие качества, которыми вне системы они не обладают) и антиэнтропийный (способность системы противостоять своему исчезновению) характер. 4) Субстанциональный подход - помогает выявить первооснову всего политического. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм её осуществления - политическая система. 5) Функциональный подход связан с рассмотрением политической системы с точки зрения направлений ее деятельности, особенностей протекания политического процесса и реализации политического режима как системой в целом, так и ее отдельными институтами или группами институтов. 6) Регулятивный подход отражает особенность функционирования политической системы общества на основе политических норм всей системы нормативного регулирования (обычаев, традиций, принципов, воззрений, норм права, морали, корпоративных норм и т.д.). 7) Идеологический подход отражает особенность взглядов, идей, представлений тех или иных исследователей на проблему бытия политической системы общества, направлен на формулирование конкретной политической теории. Коммуникативный подход представляет собой анализ политической системы с позиции системообразующих связей и отношений между различными ее институтами. 8) В качестве самостоятельного следует выделить личностный подход при исследовании политической системы, тем более что в философском понимании первичным элементом системы считается человек, сущность которого есть совокупность всех общественных отношений. Личность в политической системе выступает в различном политико-правовом состоянии.

Политическая  власть - система волевых отношений  классового общества, которые обусловлены интересами социальных слоёв и классов, выраженными в деятельности политических организаций. Уровни реализации политической власти: 1) Власть конкретных политических объединений (партий, общественно-политических организаций и движений). 2) Коалиционный уровень власти, отражающий совокупность властных устремлений, или нескольких социально однородных политических организаций, или блока политических организаций. 3) Общеполитический уровень власти. В общем можно сказать, что политическая система это сложное и многогранное явление.

38. Основные  субъекты политической  системы:  государство, политические партии, движения, общественные организации, объединения и т.п. Политическое сознание.

Субъекты политич системы - Г, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой информации и т.д. Учитывая степень вовлечённости в политическую жизнь, реализацию власти, можно выделить следующие группы субъектов политической системы: 1) Собственно политические организации - это те организации, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть. Это государство и политические партии. 2) Не собственно политические организации - они также осуществляют политическую власть, но это лишь один из аспектов из деятельности (профсоюзы). 3) Неполитические организации - эти организации вообще не участвуют в осуществлении политической власти (спортивные общества). Государство как субъект политической системы - в историческом плане Г можно считать первой политической организацией. Г занимает центральное место в политической системе. Особенности: 1) Примиряя различные социальные группы, государство дало жизнь политической системе. Безусловно, что государство на всём протяжении человеческого развития выступало как "миротворец", но с другой, именно оно дважды ввергало своих подданных в мировые войны. 2) Через государство индивид "включается" в политическую систему общества. Вместе с тем, всегда между государством и отдельными гражданами существует комплекс противоречий, который в целом характеризуется как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. 3) Государство выступает политической организацией экономически господствующего класса. Но надо отметить, что такое состояние для государства характерно лишь в период кризисов. 4) Государство стало первым результатом политической деятельности людей. Оно играет роль надклассового арбитра, устанавливает "правила игры" для политических партий и объединений. 5) Государство - важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. 6) Политическая система находится в постоянном движении, модификации. Когда же возникают чрезвычайные ситуации, особая роль в их разрешении отводится государству.

39.Право и другие  социальные нормы как регулятивная  основа политической системы.

Политические отношения  и политическая практика.  Г непосредственно связано с правом и проводит через него свои установления. Право не существует без Г, оно является его непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, порождается не ей, а Г в процессе особой государственной деятельности – правотворчества. Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и выполняет по отношению к Г роль организующего фактора, закрепляя структуру органов Г, их компетенцию, ответственность. Конечно, право ни в коем случае не является универсальным средством организации гос власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой Г. Политика – это принципиальное направление деятельности Г относительно существующих слоев общества, есть участие в делах Г, направление Г, определение форм, задач, содержания его деятельности. Общим для госуд политики и права является то, что они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием, складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических сил, находящихся у власти. Следовательно, право является инструментом политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования общественных отношений, которые соответствуют политике Г, реализации стоящих перед ней целей и задач. Но нельзя считать равнозначными масштабы воздействия на общественные отношения политики и права. Политика охватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. В организаторской, идеологической и воспитательной работе используются как правовые, так и неправовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание, организация. Это разнообразие придает политике способность воздействовать на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же напротив относительно консервативно, формально определенно, менее подвижно в своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те же сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать вывод, что политика является основой права, определяет его главное содержание, опосредует влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из важнейших средств реализации политики, отражает экономические интересы политических сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику Г.

Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так как это специфическое  явление, обладающее особыми свойствами, присущими только ему. Право придает политике гос аппарата четкую нормативную конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить Г. На современном этапе развития российского общества совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни – одно из направлений его демократизации, что означает возрастание организующей роли права в отношении государства.

Политическая  система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса. Содержание политического процесса в современной России составляет реализацию принятой в 1993 г. Конституции, которая предполагает построение в стране демократического правового социального светского государства, соблюдающего права и свободы человека, и гражданского общества, взаимодействующего с этим государством. Более конкретно смысл последних реформ означает укрепление и повышение эффективности исполнительной власти, реформирование государственного аппарата, развитие рыночных отношений, утверждение прозрачности в действиях государственных органов, партий, общественных организаций, развитие политического плюрализма и конструктивной оппозиции власти. 
На содержание политического процесса оказывает влияние состояние политической системы, всех политических институтов и политических отношений, а именно: степень разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной власти; уровень централизации (децентрализации) власти; взаимодействие партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы принятии и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных, региональных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, уровень коррумпированности, степень бюрократизации чиновничества). На состояние политического процесса в данной стране оказывают влияние также мировые тенденции. 
Одной из наиболее распространенных современных мировых тенденций является демократизация. Отечественный политолог В. Никонов, определяя направленность политического процесса в современной России, полагает, что для придания ему демократической направленности необходимо соблюдение двух принципов.

42.Государство  и церковь. Светские и теократические  государства.

Государство и  церковь в среде демократии существуют как самостоятельные институты. Государство решает интересы всего общества, а церковь - интересы только верующих граждан. Такое государство называется светским. В таком государстве сферы деятельности церкви и власти разграничены. Светский характер государства не запрещает оказывать материальную поддержку из государственного бюджета церквям и религиозным общинам. В Конституции РФ записано, что Россия является светским государством, то есть в нашей стране, нет законодательных оснований, считать какую либо религию государственной или общеобязательной. В светском государстве церковь отделена от образования, преподавание религиозных знаний должно осуществляться через специальные духовные учебные заведения, воскресные школы, или частным образом. Религиозное воспитание в светском государстве - это функция семьи а не государства. В теократическом государстве государственная и религиозная идеология соединены. Религиозные нормы здесь являются основой для законодательных норм. Как правило, в этих государствах глава церкви и глава государства одно и тоже лицо.




 

40.Виды  политических систем. Соотношение  политической, экономической, социальной и правовой систем в обществе.

В зависимости  от политического режима выделяют следующие виды политических систем: 1) Демократические. 2) Тоталитарные.

В зависимости  от общественно-экономической формации: 1) Политические системы рабовладельческих обществ. 2) Политические системы феодальных обществ. 3) Политические системы буржуазных обществ. 4) Политические системы социалистических обществ.В зависимости от географического положения: 1) Европейская политическая система. 2) Североамериканская политическая система. 3) Азиатская политическая система и т.д. Алмонд и Паул в зависимости от степени культурной дифференциации и секуляризованности политических систем предложили следующую классификацию: 1) Примитивные политические системы - минимум структурной дифференциации, люди отстранены от участия в политической системе. 2) Традиционные политические системы - дифференцированная политическая структура, люди находятся "рядом" с политической системой. 3) Современные политические системы - люди принимают активное участие в функционировании политической системы. По характеру взаимодействия политических систем с внешней средой: 1) Закрытые (СССР). 2) Открытые (Великобритания, Франция и т.д.).Среди базовых моделей политических систем выделяют: 1) Командная, ориентированна на использование принудительных, силовых методов в управлении. 2) Соревновательная, основной доминантой существования которой служит противостояние, противоборство различных политических и социальных сил. 3) Социопримирительная, нацелена на поддержание социального консенсуса и преодоление конфликтов.

 Правовая  система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного Г. Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии, и т.д. Правовая система каждого Г отражает закономерности развития общества, его исторические, национально-культурные особенности. Каждое Г имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других Г, так и отличия от них, то есть специфические особенности. Соотношение экономики с политикой и правом долгое время не изучалось. В настоящее время принято считать, что экономика определяет содержание как политики, так и права. Экономика является системой отношений, которые возникают в сфере производства, распределения и потребления материальных благ, поэтому нельзя игнорировать ее влияние на формирование политики и права государства. Таким образом, сущность и содержание права предопределяет система экономических отношений, так как выражение в праве экономических факторов является прямой необходимостью и определенной закономерностью правового развития. Все нормативные правовые акты, которые будут составлены без учета экономических закономерностей и условий, экономической необходимости, не будут действовать, так как остаются лишь на бумаге.

Политика государства  является средством оптимального решения задач, стоящих перед обществом, их определяет политика, которая имеет непосредственную связь с государством. С помощью политических решений общество реагирует на жизненные ситуации. Политика может быть реальной, когда отражает интересы всего населения государства и определяет объективные закономерности функционирования конкретной политико-правовой системы. Самые важные решения политики осуществляются через право, которое собирает в себе наиболее значимые политические интересы и, таким образом, становится инструментом их достижения.

Важным является также соотношение права и  государства, которое выражается:

1) в единстве (право и государство – средства социальной регуляции, которые имеют общее происхождение и т. д.);

2) различии, выражающемся в различных социальных назначениях, форме, структуре и содержании;

3) взаимодействии, выражающемся в наличии разных форм влияния права и государства друг на друга;

Анализируя структуру  системы права, нужно рассматривать  ее в соотношении с внешней  формой права – системой законодательства, что позволит правильно и полно определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Соотношение законодательства и права:

1) норма права является первичным элементом системы права, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт, который издается в определенной форме, содержит распределенные по группам нормы права;

2) система законодательства по объему представленного материала намного шире системы права, так как включает в себя содержание положений, которые не могут быть отнесены к праву;

3) в отличие от законодательства, деление права на отрасли и институты базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не одинакова с внутренней структурой системы законодательства потому, что вертикальная структура системы законодательства построена, учитывая юридическую силу нормативно-правовых актов, компетенцию издающего их органа в системе субъектов нормотворчества;

5) система права имеет объективный характер, а система законодательства строится под влиянием субъективного мнения законодателя. Размежевание правом и системой законодательства вызвано также потребностями систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства.

Таким образом, определение оптимального соотношения  между системой права и системой законодательства – это прежде всего  система характеристик, которая  позволяет различить два понятия  теории права, выражающиеся в доступности и сокращении большого количества повторяющихся актов, реализации деятельности по их согласованию и правильному, эффективному применению на практике.

41.Место  и роль государства в политической  системе, его взаимодействие с  институтами  политической системы. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.

Место и роль государства в политической системе, его взаимодействие с институтами политической системе. Большое теоретическое и практическое значение имеет определение место государства в политической системен общества. Государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать как важную составную часть этой системы, как её особое звено. Это обусловлено следующими обстоятельствами: 1) В отличие от других элементов политической системы государство охватывает всё население проживающее на его территории 2) Обладает монополией на правотворчество 3) располагает специальным аппаратом управления и принуждения 4) Обладает системой юридических средств воздействия на общественные отношения 5) является единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти. Занимая особое место в политической системе общества, государство может подменить эту систему, что и происходит с тоталитарным и фашистским режимом. Чрезмерное вмешательство государства в политическую жизнь общества приводит к беззаконию и произволу. Поэтому важно конституционно установить и реально обеспечит пределы деятельности государства, вывести из сферы его влияния те политические отношения, которые должны быть свободны от его регулирования. Нормальное функционирование политической системы обеспечивается правовым регулированием деятельности политических партий и общественных организаций которое сводится к следующему: никто не может быть принуждён к вступлению в какую либо партию или организацию; партии и общественные объединения свободно создаются на основе уставных документов и регистрации; эти политические институты не должны ущемлять основные права и свободы граждан; Решение политических партий не обязательны для органов государства; создание организационных структур политических партий недопустимо в государственных органах; действие государственных органов и должностных лиц по ограничению деятельности партии запрещены законом; Партии и общественные организации не могут призывать к свержению конституционного строя и пропагандировать национальную, социальную и религиозную роль.

Признаки государства, отличающие его от других организаций  и учреждений общества.

1) государство  - это политическая организация всего общества, а никакой - то его части. Население составляют граждане или подданные, хотя предполагается социальная дифференциация. Сюда не входят иностранцы, беженцы, лица без гражданства. 2) публичная власть, которая стоит над обществом и предполагает его разделение на управляемых и управляющих. Публичной властью называют аппарат власти управления, состоящий из особого слоя людей. Свои должности эти люди занимают путём избрания, наследования, назначения. Аппарат принуждения так же является элементом публичной власти. Он состоит из особых отрядов вооружённых людей (армия, полиция, разведка, ИТУ). Публичная власть всегда и во всех государствах выражала интересы господствующих кругов. 3) территориальное деление населения любое государство может осуществлять только на определённой территории, разбиваемой на административно - территориальные единицы. Их назначение заключение в организации государственной власти и управления на определённой территории. 4) суверенитет, под которым понимается верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере. Верховенство означает способность государства самостоятельно устанавливать правила поведения, правопорядок, определять права и обязанности граждан, всех институтов общества. 5) учреждение обязательных платежей, взыскиваемых с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществления социальных программ. 6) флаг, герб, гимн.

43.Представительная  и непосредственная формы демократии и их роль в политической системе общества.

Представительная демократия — политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительная  демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Принципиальным  недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения

Непосредственная  демократия (Прямая демократия ) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

Кроме формы  для коллективного принятия и исполнения решений существует и еще одна ветвь проявлений прямой демократии.

Imperare sibi maximum imperium est (Власть над собой — высшая власть) по словам Сенеки. Принятие, исполнение и личная ответственность за результаты принятых решений, которые не относятся к сфере совместно-принимаемых решений и используются как функция частного бытового назначения.

Непосредственная (прямая) демократия может существовать как отдельная целостная форма (Древняя Греция V и IV веков до н. э., Великий Новгород в XII-XV веках), так и в виде самостоятельно-встроенного элемента в другие демократические системы. В своём развитии прямая демократия проходит путь от общинно-вечевой самоорганизации до электронной демократии. Концепция прямой демократии стоит в центре информационной теории демократии.

непосредственная  демократия — это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики.

Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.

Варианты и  направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государственного управления).

Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).

Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.

44.Понятие  и определение права. Методологические  подходы к анализу природы  права. Право в объективном  и субъективном смысле.

Право — это  система обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Право возникает  на определенном этапе человеческого  развития. Люди первобытнообщинного  строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тот далекий период зарождались и религиозные нормы. Право появилось гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство.

Возникновение государства и права обусловлено  общественными потребностями, а именно:

необходимостью  установления стабильности и единого  порядка отношений новой общности людей — народа, населяющего ту или иную территорию;

необходимостью  поддержания единого порядка  в условиях расслоения общества на социальные слои (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало существенно различным, что вызывало неустранимые противоречия и конфликты;

необходимостью ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами. Праву присущи следующие специфические признаки.

-Право состоит  из норм, т. е. из правил поведения, которые являются общеобязательными.

-Исполнение  норм права обеспечивается и  охраняется государством

-Нормы права  обязательно выражены в официальной  форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.).

-Юридические  нормы отличаются формальной  определенностью.

-Нормы права  образуют не совокупность, а именно  систему, причем систему разветвленную  и детализированную, отличающуюся  внутренним единством, согласованностью  и логической взаимосвязью.

Право в объективном  смысле - это система норм (привил поведения), непосредственно исходящих  от государства или признаваемых государством в качестве регуляторов  общественных отношений при решении соответствующих юридических дел. Иными словами, право в объективном смысле - это массив регулирующих общественные отношения норм, представляющих собой объективированный результат волеизъявления правотворческих органов, а также совокупность правил поведения, применение которых (например, некоторых обычаев) при регулировании общественных отношении санкционируется государством.

Субъективное  право представляет собой единство трех возможностей поведения, иными словами, возможностей поведения трех видов, а именно: обладатель субъективного права, т.е. управомоченное лицо располагает, во-первых, возможностью самостоятельно, своими .действиями (бездействием) объективно проявить себя в своем определенном поведении (например, может дать деньги взаймы); во-вторых, может требовать определенного поведения от иных лиц (например, возврата денежной суммы, переданной им заемщику); в-третьих, он может обращаться в соответствующие компетентные органы государства в связи с необходимостью защиты нарушенного права путем применения мер государственного принуждения (например, в суд с исковым заявлением о взыскании заработной платы за работу в выходные дни).

45.Нормативность,  общеобязательность, формальная определенность, системность, волевой характер права. Право как государственный регулятор общественных отношения.

НОРМАТИВНОСТЬ ПРАВА — основополагающая черта права, означающая, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью.

ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ  ПРАВА — признак права, означающий, что правовые установления (нормы) обязательны для всех, кому они адресованы, они действуют, не ограничиваясь кругом определенных лиц, во времени и в пространстве. 

ФОРМАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПРАВА — специфическая характеристика права, означающая, что принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре нормативного содержания и т.д.).

СИСТЕМНОСТЬ ПРАВА — характерная особенность права, означающая, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм. 

волевой характер — право выражает государственную волю, а через нее — классовые, религиозные, общечеловеческие и иные интересы.

Право — один из регуляторов общественных отношений. Воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению. Но право не единственный социальный регулятор. В систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм: 
— обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.);

— религиозные  нормы;

— нормы общественных объединений (корпоративные нормы);

— нормы морали.

Право является таким социальным регулятором, который может включать любые из перечисленных норм. Поэтому есть некие общие черты, свойственные всем социальным нормам, и есть нечто такое, что выделяет право из системы социальной регуляции. 
К общим свойствам социальных норм относится то, что все они: 
— являются своего рода образцами, стандартами, масштабом поведения; 
— служат ориентиром в выборе того поведения, которое в данное время при данных обстоятельствах одобряется обществом или определенной его частью;

— выполняют  организующую роль в поведении людей; 
— служат инструментом социального контроля.

46.Классовое,  общесоциальное, религиозное, национальное, расовое в сущности права.

Хронологически  первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно  определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.

Более прогрессивным  является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и др.

Наряду с этими  основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства. 
В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п. 
В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские кварталы, ограничении их свободы передвижения и т.п.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой. 

       



 

 

 

47. Основные концепции правопонимания: естестественно-правовая, историческая, марксистсткая, нормативистская,  психологическая,  общесоциологическая.

Естественно правовая. Суть: Главное — это духовное, идейное, нравственное начало, Приоритет над нормативным и реальным началами. Право — это возведённая в закон справедливость, в рамках данной доктрины разделяется право и закон, так как закон может быть не правовым. Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.). После Второй мировой войны идёт процесс возрождения естественного права.

Историческая. Суть теории:Право — это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно. Законодатель должен максимально выражать «общее убеждение нации». Право основано на общих интересах, солидарности (многопартийность в парламенте), создание норм международного права — нормы договора (фиксированное согласие) или обычай (молчаливое согласие). Творец права — не законодатель, а народ; Народ-правотворец → основной источник права — обычай. Негативное отношение к кодификации права в лучшем случае — излишне и даже вредно, так как законодатель может исказить волю народа.

Марксистское  понимание сущности права заключается в том, что право есть лишь возведенная в закон воля господствующих классов, воля, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов. Право обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное влияние на все сферы жизни общества, сохраняя при этом свою классовую природу.

«Право в социалистическом обществе становится воплощением и средством подлинной свободой людей, поскольку оно выражает и закрепляет те реальные, материальные условия жизни, те формы общественных отношений, при которых исключается всякая возможность эксплуатации человека человеком, политического и духовного подавления личности и при которых люди получают свободу – реальную, всеобщую и равную для всех членов общества»  

нормативистская — учение, отождествляющее право с установлениями (предписаниями), одобренными государственной властью. В основе данного типа правопонимания — представления о нормативности как основополагающем признаке праве.

Психологическая. Суть: Психика людей — это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и право. Делится на два вида права — позитивное право и право каждой личности. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Роль правосознания и правовой культуры чрезвычайно важна.

Общесоциологическая. Суть: Право — это не то, что задумано и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений («живое право»). Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности (Паунд: «Право — то, что решил судья»). Источник познания права — это непосредственное наблюдение жизни, поступков; изучение обычаев и документов (договоры, завещания, сделки).

48.Экономика,  политика, принципы права. Справедливость как главный принцип права.

Принципы права — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву  в целом (общеправовые), его отдельным  отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве,к межотраслевым  - принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

Виды принципов  права:

Общеправовые (общие) - выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой и правоприменительной деятельности государства.

К числу этих принципов, в частности, относятся  следующие:

- верховенства  права

- законности

- равенства всех  перед законом (равноправия)

- взаимной ответственности  личности и государства

- ответственности  при наличии вины

Межотраслевые выражают общее в содержании нескольких смежных (родственных) отраслей права (например, общими для таких отраслей права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право, являются принцип гласности судопроизводства и принцип состязательности при отправлении правосудия).

Отраслевые лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права. Например, принципом гражданского права является принцип полного возмещения убытков, принципом уголовного права - принцип индивидуализации наказания.

Справедливость  тесно связана с правом и оказывает  на него большое влияние. Современная юридическая наука относит справедливость к сфере не только морали, но и выделяет три ее аспекта: нравственный, социальный и правовой.

Нравственный  аспект состоит в том, что те или  иные государственно-правовые явления  и процессы оцениваются с точки зрения добра и зла, добродетели, долга и т.д.

Справедливость  с социальной точки зрения, или  социальная справедливость, предполагает прежде всего многообразные отношения, связанные с экономикой, политикой и духовной сферой. Система социальной справедливости требует соответствия между правами и обязанностями личности, между деянием и воздаянием, между трудом и вознаграждением, равенство людей перед законом и судом и т.д.

Правовой аспект справедливости означает проникновение  требований справедливости в ткань законодательства, в принципы и содержание правовых предписаний, в организацию и осуществление правосудия и т.д. Например, в Гражданском кодексе Российской Федерации говорится о принципе справедливости при использовании аналогии права. В Уголовном кодексе специально выделен принцип справедливости как основа применения наказания и иных мер уголовно-правового характера (ст. 6 УК). Справедливым считается наказание, соответствующее характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного.

49.Соотношение  убеждения и принуждения в  праве.  Статика и динамика права.

Убеждение и  принуждение — универсальные  методы социального управления, которые присущи различным регуляторам, в особенности праву.

 Убеждать  — значит склонять субъектов  к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, расширяя свободу выбора.

Убеждение может  осуществляться в правовой сфере  через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д.

Г- во и общество прежде всего должны максимально использовать методы убеждения в правовом регулировании как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

К важным формам убеждения относятся правовоспитательная  работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.

 Принуждать  — значит склонять людей к  определенной деятельности

посредством силового давления (вопреки воле управляемых) ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществлять  в правовой сфере через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.

Особенности принуждения:

1) представляет  собой более жесткий метод  воздействия права на субъектов;

2) является второстепенным, применяемым после убеждения,  методом

3) осуществляется  в особой процессуальной форме,  установленной в праве;

4) выступает  не как самоцель, а как средство  исправления и перевоспитания,

т.е. включает в  себя черты убеждения правонарушителей и других членов

общества в  необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.

Во многом убеждение  и принуждение воплощаются в праве в двух соответствующих методах — диспозитивном и императивном

Динамика права  и статика права — два тесно взаимосвязанных состояния и два взаимодействующих аспекта бытия права как особого социального регулятора. С одной стороны, само официальное установление права в его статике (в виде системы правовых норм, т.е. того, что общеобязательно в данном государстве) осуществляется на основе и в соответствии с действующим правом, в рамках и в форме регулятивного проявления его юридической силы. С другой стороны, право действует в тех формах и сферах, которые закреплены в статичном праве, «праве в книгах».

Статика и динамика права выступают как две взаимосвязанные, дополняющие и предполагающие друг друга стадии (и формы проявления) единого процесса правовой регуляции: чтобы право действовало как регулятор, оно сперва должно быть установлено как регулятор. Правоустановление (установление права в его статике) представляет собой исходную стадию правового регулирования — правовое регулирование в его абстрактно-общей форме, не конкретизирующей регулятивно-правовое значение норм применительно к конкретному поведению конкретного лица в конкретных условиях. Действие права (право в его динамике) — это завершающая стадия правового регулирования, правовое регулирование в его предельно конкретизированной форме — в виде конкретизации общего регулятивно-правового значения абстрактной нормы применительно к конкретному поведению конкретного лица в конкретных условиях.

Обе эти стадии и формы правовой регуляции — и абстрактная и конкретная формы правовой регуляции, т.е. и право в статике, и право в действии, — имеют один и тот же механизм правового регулирования в виде юридико-логической конструкции нормы права. Право действует (т.е. в конкретной форме воздействует на конкретное общественное отношение) по той же нормативно-регулятивной схеме, по которой в абстрактной форме им уже урегулированы соответствующие типы общественных отношений.




 

 50.Социальное назначение права. Функции права: понятие и виды.

Социальное назначение права состоит в том, чтобы  регулировать поведение людей. Однако установленные государством правовые нормы не могут выполнять регулирующей роли без сложного механизма их реализации.

Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы, иначе говоря, они теряют свое социальное назначение. «Право ничто, – замечает Л.С. Явич, – если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества».

Под реализацией  права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в  жизнь путем правомерного поведения  субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан).

Реализация права  всегда связана только с правомерным  поведением людей, т.е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом – это бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное – нарушает.

Функции права  — это наиболее существенные направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права: историческая цель и служебная роль в жизни общества.

Многообразие  путей влияния права на различные  отношения между людьми обусловливает наличие у него множества функций. Однако среди такого многообразия функций необходимо выделить отдельные виды правовых функций. Итак, в рамках теории государства и права приводится следующая классификация:

• основные и  иные общие функции права;

• производные  от основных функции права: общие  и частные;

• функции отраслей права, правовых институтов и отдельных правовых норм.

Основанием приведенной выше классификации функций права является двуединый критерий, который предполагает выявление степени воздействия права на общественные отношения, характера и цели такого воздействия.

Таким образом, по характеру воздействия на общественные отношения главной среди остальных правовых функций является регулятивная функция права. Данная функция права состоит в правовом регулировании, общесоциальном, воспитательном и культурном воздействии права на общественные отношения.

По цели воздействия  на общественные отношения регулятивная функция права подразделяется на три общих основных, собственно юридических функции права:

1. Регулятивно-статическая  функция права — данная функция состоит в закреплении в соответствующих правовых нормах и институтах того, что составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, а также последующего развития данных явлений.

2. Регулятивно-динамическая  функция права — данная функция направлена на обеспечение процесса достижения намеченных правовых задач, а также на запрограммирование результатов такого процесса.

3. Регулятивно-охранительная  функция права — данная функция  состоит в предупреждении и пресечении преступлений и иных правонарушений, в защите и восстановлении нарушенного права. Кроме того, регулятивно-охранительная функция права направлена на вытеснение и ликвидацию отживших, не соответствующих новым условиям, вступающих в противоречие с законом общественных отношений.

Следует отметить, что регулятивно-статическая и  регулятивно-динамическая функции составляют позитивное регулирование права. Регулятивно-охранительная функция права составляет негативное регулирование права.

Помимо общей  основной собственно юридической регулятивной функции права, выделяют также общую неосновную несобственно юридическую функцию права — воспитательную. Воспитательная функция права выражает общесоциальную, идеологическую часть воздействия права на общественные отношения.

Данная правовая функция направлена на правовое воспитание граждан, на формирование у них правосознания и правовой культуры у общества. Кроме того, воспитательная функция права в самом общем виде способствует формированию правового государства на территории Российской Федерации.

Целесообразно также выделить второй критерий разделения функций права — сфера регулируемых общественных отношений. Согласно данному критерию, как было указано выше, в отдельную группу выделяют следующие производные от основных правовые функции:

1. Общие —  экономическая, политическая, социально-культурная  функции.

2. Частные — экологическая, налоговая и др.

3. Функции отраслей  права:

• конституционное  право — функция закрепления прав и свобод человека и гражданина;

• уголовное  право — функция определения  деяний, которые признаются преступными, и установление наказаний за их совершение и др.

4. Функции правовых  институтов — производные от  основных и отраслевых функций права:

• гражданское  право — функция приобретения права собственности;

• семейное право  — функция института усыновления (удочерения) и др.

5. Функции правовых  норм — производные от основных, отраслевых и функций правовых институтов:

• конституционное  право — учредительная функция;

• трудовое право  — поощрительно-ориентационная функция;

• особенная  часть уголовного права — запретительная функция.

51.Понятие типа  права. Исторические типы права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, выделенные на основе формационного подхода.

ТИПЫ ПРАВА: различные подходы. 

Типология права - это его  специфическая классификация, производимая в основном с позиции следующих подходов. 

В рамках первого (формационного) главным критерием выступают  социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода, решающим фактором общественного развития, который  детерминирует соответствующий тип надстроечных элементов; государство и право.

В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.  
ДОСТОИСТВО - продуктивна сама идея право на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество. 

СЛАБАЯ СТОРОНА - формационный подход не позволяет в должной мере учесть конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридическую специфику права. В рамках данного подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют такие типы права; 

1) национальные правовые системы (это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства); 

2) правовые семьи (это  совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования).

Различают следующие правовые семьи; общего права, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.  
ДОСТОИНСТВО данной типологии заключается в том, что выделены национально-исторические, конкретно-географические и техническо-юридические признаки, которые весьма определенно характеризуют  
право.  
СЛАБОЙ СТОРОНОЙ является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов в природе права.  
МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации. Понятие общественно-экономической формации составляет фундамент марксистского понятия истории. 

ФОРМАЦИЯ - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. 

Уровень развития производственных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные  
изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Вывод о том, что решающей силой исторического процесса являются материальные производственные отношения (экономический базис) , дал "твердое основание для представления развития общественных формаций  
естественно-историческим путем ". Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.  
Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического  
строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса, в общности основных черт классовой структуры общества, оказывающей определяющее влияние на классовое содержание государства и права.  

Господство производственных отношений одного типа в различных странах, относящихся в силу этого к одной общественно-экономической формации, обуславливает общность классовой сущности государства в этих странах. Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо  
классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.  
ФОРМАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ, лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основных типа эксплуататорского государства; рабовладельческое, феодальное, буржуазное- и последний исторический типсоциалистическое государство, которое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе  
должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление.  
Перечислим основные характеристики различных типов государства, выделяемых на основании данной концепции. 

Рабовладельческий тип государства - первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство - это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств - защита собственности рабовладельцев на средства, в том числе на рабов.  
Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации.  
Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти. которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов. Конкретно режим демократического государства выражается в следующем; Во-первых, такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества. 

Изменения, происходящие в современном цивилизованном мире, безусловно, потребуют корректировки тех положений, которые изложены в данной главе учебника. класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений. Как утверждают основоположники марксизма - ленинизма, буржуазный тип государства – последний тип  
эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического общества обуславливают неизбежность пролетарской революции, перехода государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа государства, а затем  
полное отмирание государственности как таковой. 

Социалистический  тип права – это высший тип  правовой системы общества, диаметрально противоположный всем типам правовой системы общества, диаметрально противоположный всем типам  
эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся классов, служит классовым  
регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшей фазе: коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.  
В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. Что же касается специфического пути развития государственности ряда стран и народов Азии и Африки, то применение общих методологических принципов требует всестороннего учета исторических и национально - этнографических особенностей различных стран. В этой связи вводится понятие переходной  
государственности. 

Государства капиталистического пути развития по мере формирования производственных отношений, ориентированных преимущественно на частную собственность, должны перейти к буржуазному типу государства.  
Важное место в марксистско-ленинской типологии занимает положение о смене исторических типов государств, преемственности в развитии государства и права различных типов. Первопричиной смены исторических типов государства считается социально - экономическое развитие общества. 




 

 

 

 

 

 

 

 

52.Правовая  система  общества: понятие, структура.  Классификация правовых систем. Характеристика основных правовых семей.

Познание сущности и социальной природы права определяет нахождение общих черт, закономерностей, признаков, лежащих в основе функционирующих национальных систем права.

Понятие «национальная правовая система» – одно из самых обширных по содержанию и включает в себя всю без исключения совокупность правовых явлений и процессов, которые действуют в какой-либо отдельно взятой стране.

В каждой стране работает свое право – своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, которая имеет свою специфику и индивидуальные черты.

Наряду с этим такие различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов). При этом каждая из этих групп включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.

Знаменитый французский  юрист Р. Давид (эксперт в области сравнительного изучения права) такие группы однородных национальных систем позитивного права назвал «правовыми семьями», «семьями систем права». Эти названия обширно используются и в российской литературе.

Р. Давид в  своей классификации различных  национальных систем позитивного права (и их объединения в соответствующие «правовые семьи», «семьи систем права») отталкивается от двух критериев, анализируемых и учитываемых в их совокупности.

1. Юридико-технический критерий (структура действующего права, источники права, юридическая терминология, конструкции, концепции, правовые принципы, методы и практика работы юристов и т. д.).

2. Идеологический критерий (политические и экономические, философские принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).

Этот подход дает возможность понимать под национальной правовой системой исторически сложившуюся совокупность норм права отдельной страны, а также употребляемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, которые призваны обеспечить подобающее функционирование действующих норм права.

Классификация правовых систем. Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет произвести типологию правовых систем на основе анализа их сходств и различий. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями.

Для выделения  основных правовых семей наиболее существенными, по мнению большинства ученых[кто?], являются три группы критериев: исторический генезис (то есть возникновение их развития); система институтов права и структура правовых семей. С учетом этих критериев выделяют[кто?]: страны континентальной Европы (а также латинской Америки, некоторые страны Африки и Турции); англосаксонскую правовую семью (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия); религиозно-правовые семьи (ислам, иудаизм); социалистическую семью (Китай, Вьетнам) и семью обычного права (экваториальная Африка, Мадагаскар).

Наиболее распространенными и известными являются классификация французского учёного Рене Давида и классификация, предложенная К. Цвайгертом и Г. Котцем. В соответствии с классификацией Рене Давида выделяют романо-германскую; англо-саксонскую; религиозную (восточную, в основе которой лежат два критерия — идеологический фактор (религия, философия) и юридическая техника); социалистическую, а также ряд других правовых семей. Подход К. Цвайгерта и Г. Котца основывается на понятии правового стиля, которое учитывает пять факторов — происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа правовых институтов и способы их толкования; идеологический фактор. По ней различаются романская, германская, скандинавская, английская, американская, социалистическая и индуистская семьи, а также право ислама.

Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы всех стран континентальной  Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права в правовых системах этой семьи — нормативный акт.

В результате колонизации  романо-германская система распространилась на обширные территории, где в настоящее время действуют правовые системы, принадлежащие к этой семье или родственные ей. Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, в результате которой мы сталкиваемся с романо-германской системой в ряде стран, которые не были под господством европейцев, но куда проникали европейские идеи и где были сильны прозападные тенденции. Вне Европы относящиеся к романо-германской семье правовые системы обрели некоторые специфические черты, которые требуют их разбивки по разным подгруппам. Во многих странах сумели «освоить» европейское право. Но во всех этих странах существовала еще до рецепции собственная цивилизация, имевшая свои правила оценки поведения и свои институты. Рецепция поэтому во многих случаях была лишь частичной: определенная часть правоотношений (и особенно личный статус) регламентировалась традиционными нормами. Рене Давид «Основные правовые системы современности»

Англо-саксонская правовая семья

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи была Англия.

В основах этой правовой системы — принцип stare decisis (лат. стоять на решенном), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту.

Религиозная правовая семья

Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает  священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право(шариат) и иудейское право (галаха).

53.Право, правовая  надстройка отношении  правовая  система. Национальная правовая  система  и международное право, их соотношение и взаимосвязь.

Понятия права  и правовой системы соотносятся  как часть и целое. Если под  правом традиционно понимаются исходящие  от государства общеобязательные нормы, то правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Понятия правовой надстройки и правовой системы охватывают в принципе одинаковые рамки правовой реальности, однако они не могут  заменить друг друга, ибо характеризуют, во-первых, различные аспекты одного и того же момента реальности, во-вторых, разный уровень проникновения в нее. Надстройка отражает самый общий уровень правовой системы, поэтому здесь внимание концентрируется на наиболее обобщенных проявлениях правовой действительности .

Национальная правовая система  – конкретно-историческая социальная реальность, находящаяся в сложных взаимосвязях и взаимодействии с другими частями данного общества: с определенными экономическими отношениями, государством, моралью, культурой – всем комплексом социальных институтов и ценностей.

Вот почему нельзя признать приемлемой проводимую рядом буржуазных ученых – специалистов по сравнительному правоведению идею о якобы существующем "праве" как юридическом явлении вне и независимо от государственных границ, например идею о романо-германском праве, представлявшем собой будто бы "право" и тогда, когда известные юридические принципы и категории разрабатывались только университетами и существовали только в виде явлений культуры ("право университетов"). Такого рода "право" в действительности представляло собой не что иное, как формы правосознания, компоненты правовой культуры, которые обретали качества права в юридическом смысле лишь в той мере, в какой объективировались в правовых актах конкретных западноевропейских стран, т.е. в национальных правовых системах.

Национальная правовая система  в принципе отличается единством, "суверенностью". Хотя история знает факты существования  в пределах одной страны нескольких параллельно действовавших правовых систем (например, в эпоху феодализма), все же в конечном счете общей тенденцией является формирование в стране единой, "суверенной" национальной юридической системы.

Она выражает единство экономического базиса, выступает одним из проявлений государственного суверенитета страны. Национальная правовая система впитывает особенности экономического, политического, исторического и национального развития страны, существующие в ней общественно-политические традиции, специфику культурной и нравственной сторон жизни общества, национального быта, правовых традиций и мышления. Это во многом определяет фактическую роль и ценность данной правовой системы, ее положение в общей структуре социального нормативного регулирования и, следовательно, соотношение с другими регуляторами: моралью, религиозными и иными корпоративными нормами, неправовыми обычаями.

Национальная правовая система  – это единичное и конкретное явление в мире правовых явлений. Особенности же правовых систем тех  или иных эпох и цивилизаций выражены в двух других понятиях – "исторический тип права" и "структурная общность" ("семья правовых систем"),

На́днациона́льное пра́во — форма международного права, при которой государства идут на сознательное ограничение некоторых своих прав и делегирование некоторых полномочий наднациональным органам. Нормативные акты, издаваемые такими органами, как правило имеют большую юридическую силу, чем акты национального законодательства. Наиболее ярким примером наднационального права является Право Европейского союза.

Междунаро́дное пра́во — совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.

В международном  праве выделяются три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Наднациональное право. Совокупность норм, регулирующих межгосударственные отношения.

Междунаро́дное публичное пра́во — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

Международное публичное право включает в себя следующие отрасли и институты:

Дипломатическое право и консульское право

Международное воздушное право

Международное гуманитарное право

Международное космическое право

Международное атомное право

Международное морское право

институт исключительной экономической зоны

институт континентального шельфа

институт территориального моря

Международное уголовное право

Международное экономическое право

Международное право охраны окружающей среды

Право международной безопасности

Право международных договоров

Право международных организаций

Право прав человека

Межотраслевые институты:

 

институт международно-правовой ответственности

институт правопреемства

Также в науке  международного права отдельно от особых институтов выделяют Общую часть  международного публичного права.

Междунаро́дное ча́стное пра́во (МЧП) — совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые,трудовые и иные отношения, осложнённые иностранным элементом.

Основная специфика  международного частного права — наличие в регулируемых правоотношениях иностранного элемента и использование коллизионных норм

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"