Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 15:04, шпаргалка

Краткое описание

1. ТГП как наука: понятие и основные черты. ТГП как учебная дисциплина.
понятие "теория государства и права" употребляется в двух смыслах (значениях): широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все учение о государстве и праве, т.е. юридическую науку в целом. В этом значении термин "теория государства и права" употребляется крайне редко, так как вместо него обычно используют такие понятия, как "юридическая наука", "правоведение", "юриспруденция".

Вложенные файлы: 1 файл

TGP.docx

— 296.06 Кб (Скачать файл)

жизни российского общества ставят задачу формирования новых теоретических положений.

4. Методологическая функция заключается в том, что вырабатываемые общей теорией методы

познания государственно-правовых явлений используются отраслевыми юридическими науками

как средство решения отраслевых теоретических проблем. Методологическая функция проявляется

и в разработке в рамках теории государства и права приемов и способов использования различных

областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции.

5. Идеологическая функция присуща всем общественным наукам, поскольку любая общественная

наука играет мировоззренческую роль. Теория государства и права неразрывно связана с политико-

правовой идеологией, т.е. с совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе

политического режима, правопорядка, законодательства, правовой системы и т.д. Теория

государства и права, в частности, вырабатывает u1080 и формулирует идеи, предложения по

совершенствованию действующего законодательства, улучшению деятельности органов

государства, укреплению правопорядка и т.д. Такого рода выводы проходят оценку различных

социальных групп населения и нередко вызывают диаметрально противоположные взгляды и

суждения. Множественность форм правовой идеологии в современном обществе объясняется

наличием различных подходов, способов восприятия идеологами закономерностей, открываемых

теорией государства и права, ибо наука и идеология хотя взаимосвязанные, но качественно

различные формы общественного сознания. Но ни идеологическая борьба, ни разнообразие

политико-правовых идей, взглядов, развиваемых отдельными идеологами, не влияют на

объективный характер положений, выводов общей теории как особой отрасли научного знания.

Эти объективные знания о государстве и праве независимо от того, в какой период и какими

идеологами они были получены, сохраняются, аккумулируются в теории, становятся ее

компонентом.

Современная юридическая наука бережно хранит политико-правовые знания философов и юристов

Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, которые не потеряли своего значения и в наши

дни.

6. Воспитательная функция проявляется в трех формах. Во-первых, она имеет обучающее

значение, так как призвана знакомить студентов юридических вузов с исходными понятиями

правовой науки, обучать приемам юридической техники, например правилам составления

юридических документов, толкования правовых норм и актов и т.д. Во-вторых, теория государства и права способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры,

поскольку дает знания о сущности, назначении государства и права в современном обществе. В-

третьих, вооружает государственные органы, должностных лиц, средства массовой информации

правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни. Особенно это касается

органов правосудия, прокуратуры, других правоохранительных органов.

7. Практически-организаторская (практически-организационная) функция, содержание которой

достаточно объемно и многообразно. Например, теория государства и права разрабатывает

рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению

правотворческой и правоприменительной деятельности государства, способствует своими

выводами принятию наиболее совершенных нормативных правовых актов, позволяет

своевременно выяв лять малоэффективные или устаревшие правовые нормы, правильно уяснить

содержание актов, выявить в них пробелы, противоречия, иные несовершенства, определяет

эффективность действия норм права и. актов, факторы, воздействующие на реализацию законов, и

т.д.

8. Прогностическая функция. Она состоит в том, что на основе выявленных закономерностей в

развитии государства и права общая теория выдвигает прогнозы (гипотезы) их дальнейшего

развития, осуществляя научное предвидение относительно не только отдельных государственно-

правовых институтов, актов, но и динамики преступности, дальнейшего развития государственно-

правовой жизни страны или группы стран и регионов.

Все названные функции связаны между собой, дополняют друг друга, а взятые в совокупности

способны дать наиболее полное представление о месте и роли теории государства и права в жизни

общества.

  1. Теории происхождения гос-ва и права.

Теологическая теория. Является одной из самых ранних. Зародилась в глубокой древности, но наибольшее развитие получила в период средневековья. Определенное распространение имеет в наше время. Самым известным ее представителем считается средневековый ученый-богослов Фома Аквинский (XIII в.). Не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Последние возникают одновременно и являются творениями божественного разума. Все, что существует на Земле, создано по воле Бога. Государство и право вечны, как и сам Бог. Государь рассматривается как наместник Бога на Земле, как "божий помазаник". Люди должны беспрекословно подчиняться государю, ибо его воля является воплощением божественной воли. Отсюда выступление против государя и государства - великий грех, поскольку это выступление против Бога. Патриархальная теория. Также является достаточно древней. Ее основоположниками считаются древнегреческие мыслители Платон и Аристотель (III-II вв. до н.э.). Определенное распространение имела в XVII (Филмер) и XIX (Михайловский) вв. Согласно этой теории государство возникает в результате разрастания семьи. Семья, увеличиваясь в размерах, первоначально приводит к возникновению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава семьи, патриарх, становится главой государства, монархом, власть которого является естественным продолжением власти патриарха, отца над своими детьми, подданными. Договорная теория. Ее именуют также теорией естественного права. Наибольшее развитие получила в XVII-XVIII вв., хотя истоки ее находят в трудах некоторых мыслителей Древней Греции V-IV вв. до н. э. К ее представителям относятся Гроций, Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Радищев и др. Суть теории состоит в том, что государство есть результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевались либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие, "золотой век" (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от Природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти, способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому, чтобы создать в обществе нормальную жизнь и обеспечить естественные права, люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу, представляющему их общие интересы, часть своих прав. Теория насилия. Возникла в XIX веке в двух вариантах: как теория внутреннего и как теория внешнего насилия. Основоположником теории внутреннего насилия является Дюринг. Согласно этой теории государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества, которая не желает подчиняться воле большинства. К основоположникам теории внешнего насилия относят Гумпловича и Каутского, которые причины возникновения государства видели в завоевании одного племени или народа другим племенем или народом. Государство создается как аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка. С этой же целью создается и право. Марксистская теория, которую нередко называют также классовой. Как и теория насилия, возникла в XIX в. Ее основоположниками были Маркс и Энгельс. Эту теорию полностью разделял Ленин, а советская наука и наука других социалистических стран считала ее единственно правильной. С точки зрения марксистской теории государство и право возникают как результат раскола общества на антагонистические классы (классы с непримиримыми противоречиями) и борьбы между ними. Она рассматривает возникновение государства и права как естественноисторический процесс, развивающийся по своим собственным законам. Развитие экономики в первобытном обществе приводит к возникновению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы (класс собственников, эксплуататоров и класс несобственников, эксплуатируемых) и классовой борьбе. Государство создается классом собственников как сила, с помощью которой класс несобственников удерживается в повиновении и при необходимости подавляется. Право же выступает как средство навязывания воли эксплуататоров всему обществу и прежде всего эксплуатируемым.

  1. Общественное устройство, власть и нормы поведения в первобытном обществе.

 

В период присваивающей экономики человек довольствовался тем, что давала ему природа,

поэтому занимался главным образом собирательством, охотой, рыболовством, а в качестве орудий

труда использовал также природные материалы - камни и палки.

Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т.е. общность

(объединение) людей, основанная на  кровном родстве и ведущая  совместное хозяйство. Родовая

община объединяла несколько поколений - родителей, молодых мужчин и женщин и их детей.

Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками

пищи, знатоками обычаев, ритуалов (лидеры). Таким образом, родовая община представляла собой

личный, а не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные

образования - в родовые объединения, племена, союзы племен. Данные образования также были

основаны на кровном родстве. Целью таких объединений были защита от внешнего нападения,

организация походов, коллективная охота и др.

Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система

половозрастного разделения труда, т.е. строгое распределение функций по жизнеобеспечению

общины. Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак, запрет кровосмешения,

поскольку оно вело к рождению неполноценных людей.

На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах

естественного самоуправления, т.е. той формы, которая соответствовала уровню развития

человека. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама

формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и ее члены

непосредственно осуществляли всю полноту последней.

В первобытной общине существовали следующие институты власти:

а) лидер (предводитель, вождь);

б) совет старейшин;

в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы

жизни.

В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость первых двух институтов

власти, т.е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои

функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путем выборов из числа

наиболее уважаемых членов общины, по их личным качествам.

Поскольку в первобытном обществе власть основывалась в значительной мере на авторитете

какого-либо члена общины, она называется потестарной, от латинского слова "potestus" - власть,

мощь. Помимо авторитета потестарная власть основывалась и на возможности жесткого

принуждения. Нарушитель правил поведения, жизни общины, ее обычаев мог быть строго наказан

вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть.

Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием общины или

советом старейшин. Его власть не была наследственной. В любой момент он мог быть смещен. Он

также участвовал наряду с другими членами общины в производственной работе и никаких льгот

не имел. Аналогично было положение и членов совета старейшин. Религиозные функции выполнял

жрец, шаман, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный

человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил, верил в возможность

их задобрить, чтобы они были благосклонны к нему.

Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны

следующие особенности:

1) верховная власть принадлежала  общему собранию членов общины, мужчины и женщины

обладали равными правами голоса;

2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на  профессиональной основе.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"