Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 15:04, шпаргалка

Краткое описание

1. ТГП как наука: понятие и основные черты. ТГП как учебная дисциплина.
понятие "теория государства и права" употребляется в двух смыслах (значениях): широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все учение о государстве и праве, т.е. юридическую науку в целом. В этом значении термин "теория государства и права" употребляется крайне редко, так как вместо него обычно используют такие понятия, как "юридическая наука", "правоведение", "юриспруденция".

Вложенные файлы: 1 файл

TGP.docx

— 296.06 Кб (Скачать файл)

 

  1. Понятие, признаки и виды органов гос-ва.

 

Государственный аппарат, принципы организации и деятельности которого мы только что рассмотрели, представляет собой организованную в единое целое систему государственных органов. Органы государства - это части, элементы государственного аппарата, его самые первичные звенья, т.е. это то, из чего складывается государственный аппарат. Поэтому чтобы получить более глубокие представления о государственном аппарате, необходимо рассмотреть вопрос о понятии и классификации органов государства. В научных работах и учебниках по теории государства и права можно встретить различные определения органа государства, однако принципиальных расхождений в этих определениях, считаю, нет. В них обычно обращается внимание на то, что органы государства состоят из государственных служащих, являются структурными элементами государственного аппарата, обладают относительной самостоятельностью, наделены властными полномочиями, осуществляют определенные задачи и функции государства. Исходя из этого, органу государства можно дать следующее краткое определение: это структурно обособленная часть государственного аппарата, которая наделена властными полномочиями и с помощью которой осуществляются определенные задачи и функции государства. Вместе с тем данное определение не раскрывает в полной мере понятия государственного органа, поскольку не охватывает всех существенных его признаков. Поэтому рассмотрим эти признаки. Во-первых, орган государства - это определенная организация, т.е. какое-то объединение людей. Как организация, орган государства имеет свою внутреннюю структуру и состоит из государственных служащих - лиц, занимающих государственные должности и выполняющих в связи с этим определенные государственные функции. Во-вторых, орган государства - это государственная организация. Каждый орган государства создается и функционирует как определенное звено, часть государственного аппарата. В-третьих, орган государства - это структурно обособленная часть государственного аппарата. То есть каждый орган государства, хотя и является частью государственного аппарата, все же представляет собой относительно самостоятельную государственную организацию, занимающую соответствующее место в системе государственных органов. В-четвертых, орган государства - это организация, которая осуществляет определенные задачи и функции государства и участвует в управлении обществом. Каждый орган государства призван решать какие-то государственные задачи, выполняя для этого соответствующие функции. В связи с этим каждый орган государства участвует в управлении обществом, осуществляя целенаправленное воздействие либо на общество в целом, либо на ту или иную сферу общественной жизни. В-пятых, каждый орган государства, чтобы быть способным осуществлять те или иные задачи и функции государства и управлять общественными делами, наделяется определенными властными полномочиями, т.е. возможностью, а также способностью решать какие-либо государственные вопросы. Властные полномочия органа государства выражаются в его компетенции и закрепляются в соответствующих законодательных (нормативно-правовых) актах. В-шестых, каждый орган государства для осуществления своих властных полномочий наделяется необходимой материальной базой. Он имеет финансовые и иные материальные средства, бюджетное финансирование, свой счет в банке. Таковы, как представляется, существенные признаки органов государства, которые в своей совокупности позволяют понять, что же такое орган государства. В заключение вопроса о понятии органа государства хотелось бы обратить внимание еще и на то, что в законодательстве (например, в Конституции РФ) и литературе встречается (и довольно часто) понятие «орган государственной власти». В этой связи возникает закономерный вопрос: это одно и то же или нет? Полагаю, что в настоящее время данные понятия употребляются обычно как идентичные, т.е. под органами государственной власти имеются в виду органы государства и наоборот. В то же время понятию «орган государственной власти» может придаваться либо узкое, либо широкое значение. Например, в советской науке понятию «орган государственной власти» обычно придавалось узкое значение, так как в СССР и других социалистических государствах органами государственной власти считались не все, а только представительные органы государства (в СССР это были Советы). При широкой трактовке к органам государственной власти помимо органов государства могут быть отнесены также руководящие органы государственных учреждений и предприятий, представленные их администрацией. Теперь о классификации органов государства. Поскольку государственный аппарат многих современных государств состоит из довольно значительного числа органов, которые различаются по порядку образования, объему и характеру властных полномочий, выполняемым функциям и другим признакам, их необходимо классифицировать, подразделив на определенные виды. Как и любая классификация, классификация государственных органов может проводиться по различным основаниям, среди которых наиболее значимыми являются: порядок образования, объем властных полномочий, характер компетенции, функциональное назначение. С учетом порядка образования (способа возникновения) органы государства принято подразделять на первичные и производные. Первичные органы возникают либо в порядке престолонаследия (монархи в наследственных монархиях), либо избираются населением, получая властные полномочия от избирателей (парламенты, президенты в президентских республиках). Производные органы создаются первичными, которые и наделяют их соответствующими властными полномочиями (органы исполнительной власти, органы прокуратуры и т.д.). Близким к этому является деление органов государства на выборные и назначаемые. Здесь в основу классификации кладется порядок или способ формирования органов государства. Выборные органы избираются или населением (например, парламент), или другими органами государства (например, избрание парламентом президента в парламентских республиках), а назначаемые формируются путем назначения одних органов другими (например, министерства). В зависимости от объема властных полномочий органы государства подразделяются на высшие и местные. Полномочия высших органов распространяются на всю территорию государства (или территорию субъекта федерации - в федеративных государствах), а полномочия местных органов государства - только на территорию соответствующих административно-территориальных образований (провинций, районов, городов и т.д.). Применительно к федеративным государствам эту классификацию можно несколько видоизменить и органы государства подразделить на высшие органы федерации или федеральные (действуют на всей территории федерации), высшие органы субъектов федерации или региональные (действуют в пределах территории субъекта федерации) и местные (действуют в пределах территории соответствующих административно-территориальных образований). По характеру (широте) компетенции органы государства подразделяются на органы общей и органы специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать достаточно широкий круг вопросов (например, парламент, президент, правительство), а органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении только какого-то одного вида деятельности (например, министерство финансов, министерство образования, министерство юстиции). Исходя из функционального назначения (характера выполняемых задач) органы государства могут быть подразделены на законодательные (парламент), исполнительно-распорядительные (правительство, министерства), судебные (суды) и контрольные (прокуратура, налоговая полиция и т.д.). Нередко подобную классификацию органов государства проводят, исходя не столько из функционального назначения органов государства, сколько из принципа разделения властей. Правда, в этом случае выделяют не четыре, а только три группы органов государства: законодательные, исполнительные и судебные. Ничего не имея против такого деления органов государства, хочу вместе с тем отметить, что данная классификация не всегда охватывает все органы государства (например, в нашей стране органы прокуратуры не вписываются ни в законодательные, ни в исполнительные, ни в судебные органы) и не является универсальной, так как применима только к тем государствам, где принцип разделения властей получил практическую реализацию. В учебниках по теории государства и права можно встретить классификацию органов государства и по некоторым другим основаниям. Так, например, с учетом длительности действия различают постоянные и временные органы, а исходя из способа принятия решений - коллективные и единоначальные.

 

  1. Понятие и стадии гос управления. Гос управление и самоуправление.

Характеристика государственной власти будет неполной, если не рассмотреть хотя бы основные вопросы государственного управления. Дело в том, что государственная власть неразрывно связана с государственным управлением, поскольку государственное управление является способом осуществления, реализации государственной власти. В научной и учебной литературе государственное управление чаще всего определяется как целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом или отдельные его сферы для выполнения стоящих перед обществом задач. Вместе с тем нужно иметь в виду, что государственное управление может быть истолковано как в узком, так и в широком смыслах. Государственное управление в узком смысле - это целенаправленное воздействие на общество в целом или отдельные его сферы не всех органов государства, а только органов исполнительной власти, которые нередко называют органами государственного управления. Как деятельность органов исполнительной власти государственное управление в отечественной юриспруденции изучается наукой административного права, именуемой также наукой государственного управления. Государственное управление в широком смысле - это целенаправленное воздействие на общество в целом или отдельные его сферы не только органов исполнительной власти, но и всех других органов государства и даже всего механизма государственной власти. Само собой разумеется, что не все звенья механизма государственной власти и не все органы государства в равной мере участвуют в государственном управлении. Как отмечается в литературе, одни государственные органы имеют собственно властные, решающие полномочия (например, парламент или министр) и непосредственно занимаются государственным управлением. Другие обладают лишь консультативными полномочиями (например, Экономический и социальный совет во Франции). Третьи занимаются проверкой соблюдения законов, контролем (например, уполномоченный по правам человека), наблюдением за исполнением (Счетная палата). Такие органы не столько управляют, сколько участвуют в государственном управлении. Могут существовать и смешанные, государственно-общественные органы, которые тоже в какой-то мере выполняют управленческие задачи. Иногда некоторые функции государственных органов передаются общественным органам или организациям, органам местного самоуправления, которые в этом случае также выполняют задачи государственного управления. Государственное управление в широком смысле изучается различными гуманитарными науками, в том числе и наукой теорией государства и права. Государственное управление, в каком бы смысле мы его не рассматривали (узком или широком), всегда протекает как определенный, длящийся во времени процесс. И как процесс в своем развитии оно проходит несколько стадий. Обычно выделяют четыре стадии: стадию сбора, обработки и оценки информации; стадию разработки и принятия управленческого решения; стадию исполнения управленческого решения; стадию контроля за исполнением управленческого решения. Стадия сбора, обработки и оценки информации является первоначальной стадией управленческого процесса и считается подготовительной. Как такового, государственного управления на этой стадии еще нет, а имеет место сбор, обработка и оценка информации, которая необходима для принятия управленческого решения. Поэтому прежде чем принять, вынести решение, нужно получить требуемую информацию, обработать ее и оценить на предмет полноты и достоверности. Стадия разработки и принятия управленческого решения считается основной, центральной стадией управленческого процесса, поскольку выражает самое главное в управлении, его, можно сказать, квинтэссенцию. Чтобы управлять, нужно принимать решения, потому что в решениях закладываются все необходимые основы предстоящего управления. Управленческие решения могут быть двух видов - нормативные и индивидуальные. Нормативные решения носят общий характер. Они адресуются неопределенному кругу лиц и рассчитаны на неопределенное число типичных ситуаций. Такие решения содержат нормы права и оформляются в виде определенных нормативно-правовых актов (законов, указов Президента, постановлений Правительства и т.д.). Индивидуальные решения носят уже конкретный характер, так как адресуются конкретным лицам и рассчитаны на конкретную ситуацию. Такого рода решения содержат индивидуально-конкретные правовые предписания и оформляются в виде различных индивидуально-правовых актов (приказов, решений, постановлений и т.д.). Стадия исполнения управленческого решения характеризует государственное управление с фактической стороны. Для того чтобы управление достигло своей цели, решение, в котором эта цель заложена, должно быть исполнено, реализовано. Только путем исполнения управленческих решений можно реально, фактически осуществить управление. При этом надо иметь в виду, что исполнение нормативных решений носит многократный характер (они исполняются, пока действуют), а исполнение индивидуальных решений является, как правило, разовым. Стадией контроля за исполнением управленческого решения завершается процесс управления. Собственно говоря, здесь управления, как такового, уже нет, ибо оно фактически заканчивается на предыдущей стадии. Однако без организации надлежащего контроля за исполнением управленческих решений нет гарантии того, что эти решения будут своевременно и надлежащим образом исполняться. Контроль за исполнением управленческих решений (причем как нормативных, так и индивидуальных) возлагается либо на соответствующие органы государства, либо на соответствующих должностных лиц. От государственного управления следует отличать самоуправление, которое является в сущности единственным способом реализации социальной власти в первобытном обществе, но имеет вместе с тем достаточно широкое распространение и в государственно организованном обществе, особенно современном. Самоуправление - это самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. В отличие от государственного управления самоуправление не связано с деятельностью государства, его органов. При самоуправлении народ непосредственно или через выборные органы самостоятельно решает вопросы своей жизнедеятельности, без вмешательства органов государства. В государственно организованном обществе самоуправление наиболее широко представлено деятельностью различных негосударственных организаций (политических партий, религиозных и общественных организаций, других негосударственных объединений граждан), которые самостоятельно решают все свои внутренние вопросы. Государство осуществляет, как правило, лишь внешний контроль за деятельностью этих организаций, предъявляя к ним некоторые требования. Например, отдельные негосударственные организации должны быть официально зарегистрированы в соответствующих государственных органах, ни одна негосударственная организация не может нарушать закон, заниматься антигосударственной или антиобщественной деятельностью и т.д. Только в случае невыполнения предъявляемых требований государственные органы вправе вмешаться во внутренние дела негосударственной организации и пресечь противоречащую требованиям государства деятельность. В государственно организованном обществе самоуправление может проявляться и в других формах (например, участие в референдумах, сходах, выборах, собраниях и т.п.), но наибольший интерес в плане соотношения государственного управления и самоуправления представляет местное самоуправление. Местное самоуправление - это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Из этого определения вытекают следующие признаки местного самоуправления. Во-первых, местное самоуправление не является осуществлением государственной власти и, следовательно, не относится к государственному управлению. Это самостоятельная форма народовластия на местах, власть населения соответствующих административно-территориальных образований (города, района, села и пр.). Во-вторых, местное самоуправление - это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Население соответствующих территорий (административно-территориальных образований), осуществляя самоуправление, самостоятельно решает те или иные вопросы местного значения на свои финансовые и другие средства и под свою ответственность. В-третьих, местное самоуправление - это деятельность, которая осуществляется населением либо непосредственно, либо через органы местного самоуправления. Основными формами непосредственного участия населения являются местные референдумы, выборы органов местного самоуправления, сельские сходы. Что же касается органов местного самоуправления, то они автономны. Они не входят в систему государственных органов (органов государственной власти) и не соподчинены друг другу. Свои функции органы местного самоуправления осуществляют в пределах административно-территориальных границ (города, района, села и т.д.), в рамках своих полномочий, на свои финансовые и иные средства и под свою ответственность. В-четвертых, местное самоуправление - это деятельность, которая осуществляется, исходя из интересов населения, с учетом его исторических и местных традиций. Местное самоуправление не тождественно местному управлению, поскольку последнее может быть двух видов: государственным и негосударственным. Местное государственное управление может осуществляться как выборными органами государства (в СССР - местные органы государственной власти, народные суды), так и назначаемыми государственными органами и должностными лицами (например, префекты департаментов во Франции, воеводы в Польше, губернаторы в Таиланде и т.д.). Местное негосударственное управление осуществляется либо непосредственно населением, либо органами местного самоуправления. То есть оно выражается в местном самоуправлении. Существуют разные модели местного управления. В одних государствах оно может быть преимущественно государственным управлением, в других - преимущественно самоуправлением, в третьих - и тем, и другим одновременно. В Российской Федерации местное управление выступает преимущественно в качестве местного самоуправления. В то же время не исключается и местное государственное управление. Оно выражается, например, в деятельности местных органов государства (городских или районных прокуратур, управлений или отделов внутренних дел и т.д.). Кроме того, органы местного самоуправления могут сочетать в своей деятельности как функции местного самоуправления, так и функции государственного управления. Согласно ст.132 Конституции РФ «органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств». В этом случае реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Таким образом, государственное управление и самоуправление - это разные формы управленческой деятельности, которые вместе с тем могут быть тесно связаны между собой и взаимно переплетены.

 

  1. Понятие и элементы формы гос-ва. Факторы, влияющие на форму гос-ва.

Обычно под формой государства подразумевают устройство или организацию государственной власти. В русском языке слово «форма» имеет достаточно много значений. Так, под формой понимают внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение, оформление какого-либо содержания; структуру чего-либо; вид или тип чего-либо; установленный образец, порядок представления чего-либо и т.д. Форму государства, исходя из этих значений, можно интерпретировать и как внешнее выражение, оформление содержания государства, и как его структуру, и как вид или тип государства. Однако понятие формы государства основывается, прежде всего, на философском учении о форме, согласно которому форма – это внешнее выражение, организация, строение, структура содержания. С точки зрения философии нет, и не может быть содержания вообще, есть только оформленное содержание, и любой предмет или явление действительности представляет собой единство формы и содержания. Вследствие этого форма государства и трактуется как внешнее выражение, организация, строение, структура его содержания, под которым, т.е. содержанием, подразумевается государственная власть. Определение формы государства как устройства, организации государственной власти не является вместе с тем исчерпывающим. В отечественной теории государства и права понятие формы государства принято раскрывать через ее элементы. К ним чаще всего относят форму правления, форму государственного устройства и политический режим, хотя некоторые авторы ограничиваются только формой правления и формой государственного устройства. Под формой правления (ее именуют также формой государственного правления) обычно понимают организацию верховной (высшей) власти в государстве. То есть форма правления говорит о том, как устроена высшая власть в государстве, в каких конкретно государственных органах она выражена, каков порядок образования этих органов и как они взаимодействуют друг с другом и с населением. В учебниках по теории государства и права встречается и более широкая трактовка формы правления. Некоторые авторы под формой правления понимают способ организации государственной власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением. Подобный подход к пониманию формы правления, как представляется, не позволяет четко разграничить форму правления и форму государственного устройства и по сути дела ведет к их отождествлению. Разделяя мнение о том, что форма правления характеризует в государстве организацию только верховной власти и ее органов, хочу вместе с тем отметить, что форма правления определяется организацией не всех без исключения высших органов государственной власти, а преимущественно высших представительных (законодательных) и исполнительных органов. Особенно это касается современных государств. Под формой государственного устройства (ее именуют также формой национально-государственного устройства, формой политико-территориального устройства, формой территориального устройства и т.д.) понимается уже территориальная организация государственной власти. Форма государственного устройства, как принято считать, характеризует территориальное (точнее политико-территориальное) устройство государства, взаимоотношения между государством как целым и его составными частями, между центральными, региональными и местными органами государственной власти. Государство, как известно, представляет собой территориальную организацию. Оно организуется, оформляется в пределах собственной территории. Территория государства, как правило, подразделяется на определенные части, в связи, с чем в государстве создаются не только центральные органы, действующее на всей территории страны, но и органы, действующие на соответствующей части этой территории. Ими могут быть как региональные, так и местные органы государственной власти. Форма государственного устройства как раз показывает, на какие части подразделяется территория государства, каково правовое положение этих частей и управляющих ими органов, каковы взаимоотношения этих частей и их органов с государством в целом и его центральными органами. Понятию «государственное устройство» в научной литературе (особенно в политической) иногда придают более широкий смысл, подразумевая под государственным устройством либо государственный, либо общественный строй. В этой связи некоторые исследователи обращают внимание на неопределенность термина «форма государственного устройства» и предлагают заменить его другими, например, такими, как «форма политико-территориального устройства», «форма территориально-политического устройства», «форма территориального устройства» и т.д. Однако едва ли в этом есть необходимость. Термин «форма государственного устройства» достаточно прочно вошел в понятийный аппарат науки теории государства и права для обозначения территориального устройства государства и государственной власти и, как правило, не вызывает среди исследователей серьезных разногласий в его истолковании. Наконец, политический режим (его именуют также государственным или государственно-правовым режимом), который многими авторами тоже рассматривается в качестве элемента формы государства, определяется чаще всего как совокупность методов и способов осуществления государственной власти. То есть в данной интерпретации политический режим характеризуют методы и способы, которые используются при осуществлении государственной власти, а значит в процессе государственного управления обществом. В этом плане политический режим является показателем уровня демократии в стране, прав и свобод личности, реальности участия населения в управлении государством и обществом. Надо заметить, что в учебной и научной литературе понятие «политический режим» используется в широком и узком смыслах. В широком смысле политический режим рассматривается как явление политической жизни общества и его политической системы, в узком – как совокупность методов и способов осуществления государственной власти. В теории государства и права понятие «политический режим» используется обычно в узком смысле, в связи с чем отдельные авторы предпочитают именовать его государственным режимом. Итак, характеристика формы государства через элементы позволяет раскрыть ее с разных точек зрения и получить о ней более глубокие представления. Вместе с тем форма правления, форма государственного устройства и политический режим, как совершенно обоснованно отмечают некоторые государствоведы (например, проф. В.Е. Чиркин), не исчерпывают собой всех проявлений формы государства и не дают о ней полного и целостного представления. Они раскрывают лишь основные, главные ее стороны, но не всю форму государства в целом. Поэтому наряду с элементной характеристикой целесообразен и более широкий подход, позволяющий рассматривать форму государства как организационно-функциональную структуру государства, выражающую способ организации и осуществления государственной власти во всех ее проявлениях. Подводя итог, можно дать следующее краткое определение формы государства: это организация государственной власти, выраженная главным образом в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Среди факторов, влияющих на форму государства можно отметить:  
1.особенности исторического развития государства;  
2.исторические традиции;  
3.различные политико-правовые идеи;  
4.национальный состав населения;  
5.внешние факторы (международное положение и т.д.).  
Прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая борьба и её результаты.

на форму государства помимо его содержания влияют и другие факторы, причем как внутреннего, так и внешнего свойства. К внутренним факторам, т.е. таким, которые складываются внутри страны, наряду с принадлежностью государственной власти каким-либо классам, сословиям или социальным группам относятся, например, соотношение политических сил в стране, уровень культуры народа, его исторические и национальные традиции, национальный состав населения, размер территории страны, господство той или иной идеологии и др. К внешним факторам, т.е. таким, которые складываются уже за пределами страны, относятся, например, заимствование опыта государственного строительства других, как правило, более развитых стран, международная обстановка, географическое положение страны, экономическая, политическая и иная зависимость государства от других государств. Таким образом, на форму каждого отдельно взятого государства влияют и могут повлиять самые различные факторы, что и обусловливает многообразие государственных форм, включая формы правления, формы государственного устройства и политические

  1. Монократическая, поликратическая и сегментарная форма гос-ва.

Монократическая форма государства характеризуется единовластием. Государственная власть концентрируется в руках либо монарха, либо диктатора, либо военной хунты, либо органов правящей партии (например, коммунистической) и т.д. При этом не имеет принципиального значения, принадлежит власть одному органу или системе определенного рода органов. Разделение властей в монократическом государстве отсутствует. Участие населения в формировании органов государственной власти или не допускается, или носит формальный характер. Местного самоуправления нет. Устанавливаются, как правило, авторитарные и тоталитарные режимы, которые опираются на принуждение, насилие, обязательную государственную идеологию, носящую иногда религиозный характер. Для монократической формы государства зачастую характерны огосударствление экономики и всей общественной жизни, крайне элитарный характер государственной власти и отсутствие подлинно демократических прав и свобод личности. Монократическая форма имеет несколько разновидностей. Выделяются, в частности, такие, как: теократическая монократическая форма государства, существующая в странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и др.); экстремистская монократическая форма (в фашистских и полуфашистских государствах); милитаристская монократическая форма (современный Ирак); монократическая государственная форма тоталитарного социализма. Любая из этих форм может быть прикрыта парламентской оболочкой, могут существовать выборные органы, конституция, провозглашаться права и свободы личности, однако в действительности все это реального значения не имеет. Поликратическая форма государства (ее называют также полиархической) является прямой противоположностью монократической. Для нее характерны разделение властей, децентрализация управления территориями, высокая степень автономности административно-территориальных и иных образований, наличие местного самоуправления. Институты государственной власти формируются населением путем свободных, демократических выборов. Права и свободы личности гарантируются государством. Существует политический и идеологический плюрализм. Экономика отделена от политики и государства. Выделяются (правда, с некоторой долей условности) две разновидности поликратической формы: традиционная и постсоциалистическая. Первая сложилась в большинстве демократических стран после Второй мировой войны и считается зрелой разновидностью поликратической формы государства. Другая еще переживает период своего становления. Сегментарная форма государства является промежуточной, поскольку сочетает в себе черты монократической и поликратической форм. Она присуща государствам с полудемократическими и авторитарными режимами и в значительной степени носит олигархический характер. В таких государствах преобладающую роль играют кланы, племена, сословия, семьи, олигархические группы. Разделение властей отсутствует, но допускается разделение ролей между различными органами по управлению обществом. Существуют элементы местного самоуправления и автономии территориально-административных единиц. Нет безраздельного господства какого-либо органа или должностного лица, но имеется лидирующий орган или доминирующее должностное лицо. Государственная власть открыта только для частичного давления на нее со стороны определенных заинтересованных групп. Политический плюрализм существует в ограниченном виде. Это выражается в том, что-либо законом устанавливается ограниченное число разрешаемых государственной властью политических партий (Индонезия, Нигерия, Сенегал), либо применяются меры, ограничивающие создание новых партий (например, Египет). Демократические права и свободы личности признаются в конституциях, но на практике носят ограниченный характер.

 

  1. Монархическая форма правления: понятие основные черты, разновидности.

Монархия (от греч. «monarchia» – единовластие, единодержавие) – это такая форма правления, при которой высшая государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (фараона, царя, короля, императора, шаха и т.д.), является пожизненной и передается по наследству. Монархия – наиболее древняя форма правления. Подавляющее большинство рабовладельческих и феодальных государств были монархиями. В современном мире из 192 государств более сорока имеют монархическую форму правления. Как форма правления монархия характеризуется следующими признаками.

Во-первых, высшая государственная власть в монархии полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. Во-вторых, монарх является несменяемым главой государства и осуществляет государственную власть пожизненно. В-третьих, власть монарха передается по наследству. В-четвертых, монарх осуществляет государственную власть по своему усмотрению, независимо от воли населения страны. В-пятых, монархическая форма правления характеризуется юридической безответственностью монарха, т.е. монарх не несет за результаты своего правления юридической , а также политической ответственности. Все монархии принято подразделять на абсолютные (или неограниченные) и ограниченные. В абсолютной монархии государственная власть полностью и безраздельно принадлежит монарху и не ограничена каким–либо представительным (законосовещательным или законодательным) органом. Зародившись в глубокой древности (древневосточные деспотии), абсолютные монархии просуществовали почти до конца XX в. По мнению ряда государствоведов в современном мире абсолютных монархий в чистом виде уже нет, но полуабсолютные монархии еще встречаются (например, Саудовская Аравия). В ограниченной монархии в отличие от абсолютной власть монарха всегда ограничена властью какого-либо представительного органа, обладающего определенными законосовещательными или законодательными полномочиями. К ограниченным относятся сословно-представительная и конституционная монархии. Сословно-представительная монархия, существовавшая при феодализме, характеризуется тем, что власть монарха в какой-то мере ограничена обладающим законосовещательными полномочиями сословно-представительным органом – собранием представителей различных сословий (духовенства, дворянства, верхушки третьего сословия), созыв и объем полномочий которого полностью зависели от воли монарха. Конституционная монархия, возникшая в эпоху буржуазных революций, характеризуется уже тем, что власть монарха на основе конституции или актов, имеющих конституционное значение, ограничивается законодательной властью парламента, являющегося органом народного представительства. Правда, степень ограничения власти монарха и организация самой верховной власти не во всех конституционных монархиях одинаковы. В этой связи их принято подразделять на дуалистические и парламентарные (парламентские). В дуалистической монархии (от лат. «dualis» – двойственный) верховная государственная власть разделена между парламентом, который является органом законодательной власти и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть. При этом монарх обладает значительными властными полномочиями. Он имеет право налагать вето на закон, принятый парламентом, распускать парламент по своему усмотрению, издавать акты (указы, декреты и т.п.), по юридической силе равные законам парламента. Для управления страной монарх формирует правительство, ответственное только перед ним, назначает министров и других должностных лиц. Дуалистическая монархия считается формой правления, переходной от абсолютной к парламентарной монархии. Ее возникновение связывается с выступлениями против абсолютизма в XVIII-XIXвв., в результате которых возник компромисс между растущей буржуазией и еще достаточно сильным дворянством. Дуалистическая монархия имела место в Германии, Турции, Таиланде, Ливии и многих других странах. В настоящее время такой формы правления в чистом виде, как принято считать, не существует, хотя полудуалистические монархии встречаются (например, в Непале, Иордании, Марокко). Парламентарная монархия в отличие от дуалистической является более прогрессивной формой правления. Большинство современных монархий (Великобритания, Бельгия, Испания, Нидерланды, Швеция, Япония и др.) имеют именно эту форму правления. Здесь уже нет дуализма между законодательной и исполнительной властью, поскольку правительство формируется не монархом, а парламентом из представителей политических партий, получивших большинство мест в парламенте, и ответственно оно за свою деятельность тоже перед парламентом. Монарх является главой государства и по конституции может обладать достаточно широким кругом полномочий. Однако эти полномочия во многом носят номинальный характер, так как монарх либо по существующей традиции их не использует (например, право абсолютного вето, которым обладает монарх Великобритании не используется с 1707 г.), либо не может осуществлять их самостоятельно (например, монарх может назначать министров, но выполняет он при этом волю парламента). Поэтому в парламентарной монархии монарх по большей части является лишь символом нации. Он, как принято считать, царствует, но не правит.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"