Ценности как основа аксиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:13, контрольная работа

Краткое описание

XX век не только цинически переоценил и уничтожил многое из того, что считалось ценным в предшествующих столетиях, но и обострил, если так можно сказать, ценностный раскол в обществе, которое состоит из множества уникальных индивидов, различных рас и народов, социальных слоев и государств, имеющих свои ценностные ориентации, нередко противостоящие друг другу.

Содержание

Введение
1. Понятие «аксиология».
2. Ценности как основа аксиологии
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Философия права (3).doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Первым и наиболее распространенным вариантом является понимание ценности как значимости предметов и явлений действительности для человека, их способности удовлетворять его материальные и духовные потребности. При этом ценность как значимость есть момент взаимодействия субъекта и объекта.

Главный недостаток этой концепции заключается в сведении ценности к средству удовлетворения потребностей, т.е. по сути дела, к полезности как положительной значимости. При этом становятся практически неразличимыми и сама ценность как значимость, и ее объект-носитель, из-за чего при конкретном анализе понятие ценности переносится, как правило, на этот природный или социальный объект.

Представители второго варианта относят к ценностям лишь высшие общественные идеалы. С этой точки зрения ценности являются уже не средством, а целью, не сущим, а должным, и не случайно эта концепция оказалась наиболее популярной. С человеческими потребностями ценности-идеалы связаны лишь генетически, но, как и в первой концепции, имеют субъект - объектную основу.

Одновременно с первыми двумя подходами складывается третий, непосредственно объединяющий исходные основания первых двух. В нем ценность определяется как значимость и идеал одновременно6.

Такое ограничение не случайно, поскольку все три концепции рассматривают специфику ценностей с позиции марксизма именно как экономического материализма, что сразу же вызвало целый ряд затруднений.

Во-первых, субъектно-объектные отношения в полной мере соответствуют пониманию ценности лишь как значимости объекта для субъекта, тогда как во втором и третьем вариантах в понятие ценности включаются нормы (должное), цели и идеалы. В рамках отношения субъекта к объекту они уже необъяснимы, тем более что сами являются критериями подобных отношений.

Во-вторых, как уже отмечалось, сведение ценности к значимости приводит к неразличению ценности и ее материального носителя, а сведение ее к идеалу ведет, напротив, к отрыву ценности от ее материального основания.

В-третьих, оценка во всех трех концепциях представляется как субъектно-объектное отношение и способ определения ценности или высказывания о ней. Это приводит фактически к неразличению специфики ценности и оценки как исходных аксиологических категорий.

Поэтому есть все основания предположить, что специфика ценностей, их проявление и функционирование в обществе определяются не субъектно-объектными, а, прежде всего, и именно межсубъектными отношениями, и в них же, в свою очередь, реализуются. Отношения же субъекта к объекту с точки зрения его значимости определяет специфику оценки, а не ценности. Это позволяет четко различать понятия оценки как субъектно-объектного отношения и ценности, фиксирующей наиболее общие типы отношений между субъектами любого уровня от личности до общества в целом, исполняющем обратную нормативно-регулирующую роль в обществе. При этом имеются в виду отношения не только между личностью и обществом, о чем, как правило, упоминается в литературе, а все возможные варианты межчеловеческих отношений.

Ценность права не исчерпывается возможностями или способностями, заложенными в его свойствах7. Не менее существенно то, что право во второй своей ипостаси представляет собой глубинный элемент общественной жизни, не только призванный реализовать ряд основополагающих требований цивилизованного общества, но и вбирающий в себя ценности цивилизации и культуры. Более того, он сам становится такой в высшей степени значимой ценностью, что решающим образом зависит от стадии «восхождения» права, характера и глубины его гуманитарного содержания. Это и связано как раз с характеристикой права в качестве социального феномена, обладающего инструментальной и собственной ценностью.

Право обладает такими свойствами, благодаря которым возможно ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, строго определенную по содержанию, гарантированную государством систему типовых масштабов поведения, функционирующую постоянно и непрерывно во времени8.

Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп9. Иными словами, право в идеале (по определению) — это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому явлению, ценность упорядоченной социальной свободы, справедливости, консенсуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Термин «аксиология» (от греч. аxia - ценность и logos - слово, понятие, учение) — учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. В традиционном понимании - раздел философского знания, ориентированный на решение проблемы обоснования общезначимости и теоретического знания, и практического нравственного действия. Однако, являясь одной из фундаментальных проблем для всего гуманитарного и социально-научного познания, анализ ценностей входит в качестве аксиологического компонента не только в философские, но и во многие социологические, психологические, этнологические и другие концепции.

Содержание правовой аксиологии составляют субъективные ценностные отношения к праву, складывающиеся в том или ином обществе.

Ценности, в отличие от знания, не подлежат рациональной, доказательной проверке и обоснованию. Они представляют собой некие неразложимые (первоначальные) интеллектуально - эмоционально воспринимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохранению, к обладанию ими, к деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Все ценности, которые существуют в обществе, различаются по своей значимости и в совокупности составляют иерархическую систему, которая может значительно отличаться от систем ценностей других обществ и от ценностей различных классов и групп внутри общества.

Право в обществе в условиях цивилизации с аксиологической точки зрения — это не только необходимость, средство социального регулирования, но и социальная ценность, социальное благо.

Право обладает такими свойствами, благодаря которым возможно ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, строго определенную по содержанию, гарантированную государством систему типовых масштабов поведения, функционирующую постоянно и непрерывно во времени. И потому в цивилизованном обществе именно право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность общественной жизни, начала общественной дисциплины, нормальное функционирование всего общественного организма, действенность социального управления.

Право имеет и собственную ценность, которая в демократическом обществе приобретает доминирующее значение.

Велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными принципами права – это свобода, равенство, справедливость, мир.

Роль права, его ценность в отношении общества и государства проявляется в том, что с помощью права общество подчиняет себе государство, заставляет его функционировать в своих интересах. Ценность права для государства заключается в том, что право используется для организации, упорядочения деятельности самого государственного аппарата; выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Ценность же права для личности состоит в том, что оно закрепляет различные демократические права и свободы личности, охраняет личность и от самого государства, ставит преграду неоправданному вмешательству государства в личную жизнь гражданина.

Значение и ценность права определяются его ролью в упрочении и развитии демократии в обществе, утверждении режима законности. Право создает юридическую основу для борьбы с произволом, нарушением общепринятых норм поведения. Право обозначает известную свободу поведения людей, способствует утверждению общечеловеческих ценностей.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алексеев В.В. Теория права. - М., 1995.
  2. Выжленцев Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально - политический журнал. -1995. - №5.
  3. История государства и права зарубежных стран. / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенниковой. – М., 1996.
  4. История государства и права России. / Под ред. И.А. Исаева. - М., 1993.
  5. Коженевский В.Б. Правовое государство и некоторые особенности его формирования в Российской Федерации//Вестник Омского Университета. – 1997. - №1.
  6. Корельский В.М. Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.: Издательство НОРМА, 2002.
  7. Лазарев В.В. Общая теория права и государства.- М., Юристъ. - 1996.
  8. Мартышин О.В. Проблема ценностей в теории государства и права // Государство и право. – 2007. - №10.
  9. Марченко М.Н. Теория государства в вопросах и ответах: Учебное пособие.- М.: Издательство Проспект. - 2011.
  10. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. - М.: ИНФРА, 2010.
  11. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 1996
  12. Сырых В.М. Теория государства и права. - М.: Юридический дом Юстицинформ, 2009.
  13. Федоров Г. Гражданское общество и государство. – М., 1996.
  14. Федоров Г. Цель и ценность права // Закон и жизнь. – 2003. - №10-11.

1 Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 1996. С.41

 

2 Выжленцев Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально - политический журнал. -1995. - №5. С. 28

 

3 Сырых В.М. Теория государства и права. - М.: Юридический дом Юстицинформ, 2009. С. 25

 

4 Марченко М.Н. Теория государства в вопросах и ответах: Учебное пособие.- М.: Издательство Проспект. - 2011.

5 Федоров Г. Цель и ценность права // Закон и жизнь. – 2003. - №10-11. С. 31

 

6 Мартышин О.В. Проблема ценностей в теории государства и права // Государство и право. – 2007. - №10. С. 33

7 Коженевский В.Б. Правовое государство и некоторые особенности его формирования в Российской Федерации//Вестник Омского Университета. – 1997. - №1. С.  18

 

8 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. - М.: ИНФРА, 2010. С. 22

9 Федоров Г. Цель и ценность права // Закон и жизнь. – 2003. - №10-11.


Информация о работе Ценности как основа аксиологии