Характеристика стадий федерального законотворчества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:47, контрольная работа

Краткое описание

Несмотря на различие в подходах к пониманию законотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Законотворчество - это основное направление социальной деятельности, создающее условия для существования и воспроизводства самого общества. Законотворчество реализует поиск правовых форм, которые обеспечивали бы в наибольшей степени равновесное состояние общества, разумное «сцепление» его членов в общественной жизни. А законодательный процесс выступает при этом основным фактором деятельности, такой социальной «сцепки».

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы теории гос права.docx

— 44.75 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Одно из важнейших направлений  государственной деятельности - законотворчество. В его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под законотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания нормативно - правовых актов компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента законотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Несмотря на различие в  подходах к пониманию законотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Законотворчество - это основное направление социальной деятельности, создающее условия для существования и воспроизводства самого общества. Законотворчество реализует поиск правовых форм, которые обеспечивали бы в наибольшей степени равновесное состояние общества, разумное «сцепление» его членов в общественной жизни. А законодательный процесс выступает при этом основным фактором деятельности, такой социальной «сцепки».

Как и всякая юридическая  деятельность, законотворческая деятельность представляет собой систему действий и операций, направленных на правовой результат. Системность законотворческих действий и операций предполагает их взаимную согласованность, единство и  последовательность. Как один из важнейших  и основополагающих видов юридической  деятельности, законотворческая деятельность, должна осуществляться в рамках определенных правовых процедур и правил. Такая процессуальная урегулированность призвана обеспечить создание качественного закона, соответствующего реальным правовым потребностям общества.

 

 

 

 

 

 

1. 1. Характеристика стадий федерального законотворчества в России.

      Становление правовой системы - это длительный процесс, который происходит поступательно, т.е. через создание отдельных нормативных актов. Нормативный акт - это завершающее звено и непосредственный результат правотворческой деятельности. Соответственно, правотворческий процесс есть порядок последовательных операций, в результате которых в правовую систему вливается новый элемент. Любой процесс, в том числе, и правотворческий, протекает в определенных формах и может быть разбит на стадии.

        Логично было бы сделать вывод о том, что в процесс правотворчества не следует включать организационные действия, содействующие непосредственной правовой работе над нормативным актом. В частности к правотворчеству не относится деятельность по учету, анализу и обобщению предложений о совершенствовании законодательства, организационные мероприятия по совершенствованию работы правотворческих органов и т.д. Собственно правотворчество - это деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию нормативных актов, совершаемая компетентными органами.

Как любая процессуальная деятельность правотворчество представляет собой официальный порядок осуществления  юридически значимых действий. Соответственно, возникает ряд взаимосвязанных  взаимоотношений, например, правоотношения по поводу подготовки и принятия нормативного акта, т.е. соответствующие права  и обязанности. Это обязанность  подготовить и обсудить законопроект, право внести его на рассмотрение правотворческого органа, право этого  органа рассмотреть проект и вынести  по нему решение и т.д. Возникшие  правоотношения носят как государственно-правовой, законодательная инициатива, принятие закона и т.д., так и административно-правовой характер- дача поручения подчиненному органу подготовить проект.

Как любая процессуальная деятельность правотворчество возникает  лишь при наличии определенного  юридического факта. Основанием возникновения  правотворческого процесса является принятие официального решения о подготовке проекта нормативного акта.

Говоря о стадии правотворческого процесса, можно определить ее как  самостоятельный этап процедурных  действий по формированию государственной  воли, организационно обособленный комплекс тесно связанных между собой действий, которые направлены на создание данного нормативного акта. Стадия правотворческой деятельности всегда выступает этапом процесса по подготовке и приданию официального значения нормативному акту. Определение количества стадий зависит от понимания сущности правотворческого процесса. Некоторые ученые, определяя правотворчество как процедуру официального происхождения проекта нормативного акта в правотворческом органе, вселяют стадии законодательной инициативы, обсуждения законопроекта, его принятие и опубликование.

    Таким образом, законодательный, протекает в определенных формах и может быть разбит на стадии, иными словами, это - совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания. Стадия - это самостоятельный этап процедурных действий по формированию государственной воли, организационно обособленный комплекс тесно связанных между собой действий, которые направлены на создание данного нормативного акта. Стадия правотворческой деятельности всегда выступает этапом процесса по подготовке и приданию официального значения нормативному акту.

Законодательный процесс  состоит из следующих основных стадий:

законодательная инициатива;

предварительное рассмотрение законопроекта;

рассмотрение законопроекта  и принятие закона Гос. Думой;

рассмотрение и одобрение  закона Советом Федерации;

подписание и обнародование  закона Президентом РФ.

Наряду с основными  стадиями в законодательном процессе могут присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:

преодоление разногласий, возникших  между Советом Федерации и  Государственной Думой в связи  с отклонением Советом Федерации  принятых Государственной Думой  законов:

повторное рассмотрение Гос. Думой и Советом Федерации  законов, отклоненных Президентом  РФ.

1. 2. Законодательная инициатива.

Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива - представляет собой внесение законопроекта  в Государственную Думу субъектами, имеющими на это право.

В юридической литературе принято выделять два вида официального вынесения проекта на рассмотрение.

Первый - кооперативное внесение, когда законотворческий орган обязан рассмотреть поставленный вопрос, т.к. связан волеизъявлением инициатора проекта.

Второй - факультативное внесение, когда от руководства законотворческого  органа зависит, поставить ли в повестку дня внесенный проект или оставить его без рассмотрения, направить  ли для доработки или редактирования.

Такая градация необходима для характеристики права законодательной  инициативы. В содержании права законодательной  инициативы входят следующие элементы: действие, совершать которое оно  предоставляет возможным, правомочные осуществлять его субъекты, последствия реализации этих действий.

    По первому элементу права законодательной инициативы в специальной литературе высказываются две точки зрения: согласно одной из них, под "правом законодательной инициативы следует понимать возможность вносить проект на рассмотрение представительного органа власти. Представители другой точки зрения дают более широкое толкование. Они включают сюда "право вносить готовые законопроекты и предложения о разработке и принятии новых законов, отмене и изменении действующих.

      В настоящее время порядок осуществления права законодательной инициативы на уровне Федерации определяется в основном Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания. Локальный характер данного акта и, соответственно, ограниченные регулятивные возможности объективно не позволяют посредством только регламентных норм урегулировать весь комплекс отношений, складывающихся в процессе реализации права законодательной инициативы.

Обязательными компонентами официального внесения законопроекта  в законодательный орган, вытекающими  из права законодательной инициативы, являются: получение законопроекта  от субъекта законодательной инициативы, обеспечение его дальнейшего прохождения в законодательном органе. В соответствии со ст.106 Регламента Государственной Думы, вносимые в Государственную Думу законопроекты представляются субъектами законодательной инициативы Председателю палаты. На Председателя возлагается обязанность принять представленный проект и направить его в один из комитетов Государственной Думы для проверки на соответствие требованиям, предъявляемым к его оформлению. Председатель не вправе определять судьбу законопроекта самостоятельно, тормозить его прохождение в парламенте. Решающее значение имеет доведение проекта до сведения самого законодателя, который во всех без исключения случаях должен принять предложенный проект к рассмотрению, включив его в повестку дня своего заседания. На субъекта законодательной инициативы возлагается обязанность представления законопроекта в строгом соответствии с установленными правилами. При этом законодательный орган вправе потребовать соблюдения данного условия, а при его несоблюдении - возвратить законопроект инициатору. На федеральном уровне возвращение законопроекта для выполнения инициатором установленных требований сформулировано в Регламенте как право Совета Государственной Думы.

Существенной характеристикой, позволяющей раскрыть содержание понятия  права законодательной инициативы, является то, что субъектами этого  права выступают носители государственной  власти

Согласно ст.104 Конституции  РФ правом законодательной инициативы обладают:

Президент РФ;

Совет Федерации;

члены Совета Федерации;

депутаты Государственной  Думы;

Правительство РФ;

законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения;

Верховный Суд РФ по вопросам своего ведения;

Высший Арбитражный Суд  РФ по вопросам своего ведения.

1.3. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Федеральным Собранием

       По общему правилу основными формами законодательной инициативы признаются законопроект и законодательное предложение. Процессуально-правовым последствием официального внесения в законодательный орган законодательного предложения и законопроекта является то, что они в равной степени определяют собой начало стадии законодательной инициативы, которым служит факт передачи соответственно законопроекта или законодательного предложения о его разработке на рассмотрение законодательного органа. Именно с момента принятия официального решения о подготовке проекта нормативного акта возникает определенное правоотношение, и с этого момента все действия по созданию нормативного акта качественно отличаются от действий, совершавшихся ранее и представляющих собой не законодательный процесс, а предшествующие ему условия и предпосылки.

       Необходимым условием внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы является представление:

1) пояснительной записки  к законопроекту, содержащей предмет  законодательного регулирования  и изложение концепции предлагаемого  законопроекта; 

2) текста законопроекта,  с указанием на титульном листе  субъекта права законодательной  инициативы, внесшего законопроект;

3) перечня актов федерального  законодательства, подлежащих признанию  утратившими силу, изменению, принятию в связи с принятием данного закона;

4) финансово-экономического  обоснования (в случае внесения  законопроекта, реализация которого  потребует материальных затрат);

5) заключения Правительства  РФ в случаях, предусмотренных  ч.3 ст.104 Конституции РФ.

         По поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета Правовое управление Аппарата Государственной. Дума осуществляет правовую экспертизу законопроекта.

 

 1.4. Рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой.

Рассмотрение законопроекта  Государственной Думой осуществляется в трех чтениях. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта  в первом чтении обсуждается его  концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта  Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.

Государственная Дума обсуждает  основные положения законопроекта  и высказывает предложения и  замечания в форме поправок, рассматривает  предложения об опубликовании при  необходимости проекта для обсуждения.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная  Дума может:

1) принять законопроект  в первом чтении и продолжить  работу над ним с учетом  предложений и замечаний в  виде поправок;

2) отклонить законопроект;

3) принять закон. 

В случае принятия законопроекта  в первом чтении Государственная  Дума устанавливает срок подачи поправок к законопроекту и внесении его  на второе чтение. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся субъектами права законодательной  инициативы в ответственный комитет. Ответственный комитет изучает  и обобщает внесенные поправки. На основании внесенных в законопроект поправок ответственный комитет  составляет таблицу поправок, рекомендуемых  комитетом к принятию, таблицу  поправок, рекомендуемых к отклонению, таблицу поправок, по которым не было принято решений. Текст законопроекта  с учетом поправок, рекомендуемых  к принятию, таблицы поправок направляются ответственным комитетом в Совет  Государственной Думы для включения  в календарь рассмотрения палатой  вопросов во втором чтении.

Информация о работе Характеристика стадий федерального законотворчества в России