Функции теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции.
Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.12 Кб (Скачать файл)

В структурном, равно как и в  других отношениях Российская Федерация  представляет собой весьма сложное, многомерное явление. В качестве ее структурных составных частей - субъектов Федерации выступают  как другие государства (республики), так и государственные образования (края, области, города федерального значения, автономная область, и автономные округа). В настоящее время в составе  Российской Федерации насчитывается 89 субъектов. Из них: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального подчинения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Большинство автономных округов - субъектов РФ входит в состав других субъектов РФ - краев и областей. Один из них (Чукотский автономный округ, расположенный на территории Магаданской  области) в настоящее время имеет  прямые связи с «центром» в  лице федеральных органов власти, управления и др.

Весь перечень субъектов Российской Федерации и их названия закреплены конституционно (п. 1 ст. 65 Конституции  РФ). В конституционном порядке  определены также все их виды, главные  отличительные особенности каждого  из них, а кроме того - характер отношений  субъектов РФ между собой и  с Российской Федерацией в целом. Статья 4 Конституции РФ, констатируя, что Российская Федерация состоит  из республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области  и автономных округов, в то же время  устанавливает, что все субъекты РФ, независимо от их видов, равноправны  во взаимоотношениях как между собой, так и с федеральными органами государственной власти.

Разумеется, речь идет лишь о формально-юридической  стороне взаимоотношений субъектов  Российской Федерации, а не об их фактическом  равенстве. Существование последнего в принципе проблематично с учетом весьма значительных различий субъектов  РФ по размерам занимаемой ими территории, по численности и плотности населения, по уровню развития экономики в целом  или отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также по другим параметрам. Именно в силу этих различий и иных объективных и субъективных причин одни из субъектов РФ являются донорами в федеральный государственный бюджет, а другие, наоборот, выживают за счет дотаций из федерального бюджета.

Однако не только в практическом, но и в формально-юридическом  плане субъекты РФ не во всем равны. Наиболее зримо это проявляется, в частности, в том, что одни из них по своему статусу являются государствами  со всеми вытекающими из этого  для них преимуществами, а другие - лишь государственными образованиями. Исходя из формально-юридического и  фактического неравенства субъектов  Российской Федерации, ее зачастую характеризуют  как «асимметричную» федерацию.

Российская Федерация создается  и функционирует на основе строго определенных принципов, которые закрепляются в Конституции РФ и детализируются в текущем законодательстве. В  наиболее общем и в то же время  концентрированном виде они представлены в ст. 5 Конституции РФ. В ней  официально провозглашается и конституционно закрепляется, что «федеративное  устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении  народов Российской Федерации.

Охарактеризуйте основные формы объединений  государств в современном мире.

В мире существуют следующие формы  межгосударственных образований.

Содружество - организационное объединение  суверенных государств для долговременного  и взаимовыгодного сотрудничества, характеризующееся наличием общих  признаков и определённой степени  однородности в политической, экономической, правовой, культурной и языковой сферах. Содружество в будущем может  перерасти либо в конфедерацию, либо в федерацию. В целом содружество  схоже с конфедерацией, но имеет  существенное отличие от неё, прежде всего, в том, что политическая, экономическая, социальная и иная интеграция характеризуется  устойчивостью, существование объединения  не ставится в зависимость от достижения какой-либо цели, в то время как  конфедерация - это всегда временный  союз государств, цель объединения  которых конкретно определена. В  качестве примера обычно приводится Британское Содружество. Также сюда некоторые относят Европейский  союз, представляющий собой устойчивое объединение государств, цель интеграции которых имеет длящийся характер, кроме того в рамках объединения  созданы свои органы власти и формируется  система законодательства, закрепляется приоритет общеевропейского законодательства над национальным. Существует мнение, что Европейский союз в будущем  может преобразоваться в федеративное государство.

Протекторат - основанное на соглашении неравноправное объединение государств, в котором более слабое государство  передаёт в пользу более сильного право осуществления части принадлежащих  ему суверенных прав (как правило  внешнюю политику и обеспечение  безопасности) на условиях сохранения собственной государственности  и получения взамен политической, военной, финансовой и иной поддержки.

Ассоциированное государство - вид  протектората, представляющий собой  переходную форму внешней зависимости  подчинённой территории, которая  находится между статусами колонии  и самостоятельного государства. Подобные отношения существуют, к примеру, у Пуэрто-Рико с США, Монако с Францией, Ватикана с Италией.

Доминион - самоуправляющаяся колониальная территория в составе монархии, имеющая  большую степень самостоятельности, которая в последующем получила независимость, но при этом продолжает признавать в качестве главы государства  прежнего монарха. Подобный статус имели  бывшие самоуправляющиеся территории Британской Империи: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский  Союз, Ньюфаундленд; в настоящий  момент - члены Британского Содружества.

Кондоминиум - основанное на договоре совместное владение или управление определённой территорией (государством) двумя или несколькими государствами (Англо-Египетский Судан до 1956 года, в настоящее время под совместным управлением Франции и Испании  находится Андорра).

Уния - общность монархических государств, возглавляемая одним монархом.

Личная уния - устанавливается между  монархическими государствами, как  правило, случайно в результате того, что одно и то же лицо становится одновременно наследником двух монархов в различных государствах, в которых  условия и порядок престолонаследия различны (уния Великобритании с Ганновером, уния Голландии с Люксембургом).

Реальная уния - форма объединения  монархий, где законодательством  государств устанавливается специальный  порядок престолонаследия, предусматривающий, что наследник трона в одной  стране является одновременно наследником  во всех государствах, составляющих унию (Австро-Венгрия, уния Норвегии и Швеции).

Империя - сложное колониальное государство, созданное насильственным путём, которое  управляется метрополией. Такими были в своё время Римская Империя, Британская Империя, Российская Империя, Османская Империя, Цинская империя.

Фузия - временная переходная форма, представляющая собой слияние в  одно государство двух или нескольких государств, населённые одним этносом, которые ранее входили в единое государство (объединение ФРГ и  ГДР в 1990 году, воссоединение Южного и Северного Вьетнама в 1976 году, а  также Южного и Северного Йемена в 1990 году).

3. Покажите и обоснуйте  место и роль государства в  политической системе общества. Попробуйте сделать это наглядно (в виде схемы)

Государство является центральным  элементом политической системы, т.к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без  государства не может быть и политической системы. Место и роль государства  в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые  ставят государство в особое положение  по сравнению с другими субъектами политической системы.

Черты государства, определяющие его  положение в политической системе, таковы:

- универсальность государственной  власти. Государство - это организация,  которая объединяет все общество  в целом, универсальная организация.  Ни одна другая организация  не может конкурировать с государством  по сфере охвата масс;

- государство обладает монополией  на государственное принуждение.  Только оно располагает армией, милицией и т.д. Хотя определенными  средствами воздействия обладают  и другие организации, эти средства  не являются столь действенными;

- государство создает правовую  основу организации и деятельности  для других элементов политической  системы, для их формирования. Во внутренние дела других  организаций государство вмешиваться  не должно, но внешне именно  оно оформляет их деятельность.

- государство обладает монополией  на налоги и в руках государственной  власти сосредоточен бюджет;

- государство обладает суверенитетом,  является его главным субъектом,  основным источником реализации  политической власти. Вокруг него  объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты  представляют интересы и позиции  тех или иных категорий и  группировок граждан в политической  системе, то государство выражает  всеобщий интерес;

- прерогатива государственной  власти как составляющая его  суверенности. Означает, что государство  может разрешить, запретить, приостановить  на своей территории деятельность  любой другой власти, любых других  субъектов политической системы.

- государство обладает единством  законодательных, управленческих  и контрольных функций, это  единственная полновластная организация  в масштабе всей страны.

Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественнополитической  жизни.

Следует отметить, что государство  лучше характеризовать не столько  как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет  личность, в то время как особым звеном является государство.

 

Место государства в политической системе общества

 
   

 

Выступает официальным представителем всего общества

Специфичность и четкость границ политического пространства. Территориальные пределы на которые  распространена его власть.

 

Орган власти, правового принуждения, активно использующий санкции поощрения  и наказания за соблюдение или  нарушение установленных норм.

Выполняет общественные функции, обеспечивает и защищает основные права  и свободы человека и гражданина.

 

Устанавливает общеобязательные правила поведения - юридические  нормы. Правотворческая функция  государства.

Обладает специальным  аппаратом, при помощи которого выполняются  соответствующие функции.

 
     

Рис. 1

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации  (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 2009. №  7.

2. Декларация о государственном  суверенитете Российской Советской  Федеративной Социалистической  Республики (Принята в г. Москве 12.06.1990) // Ведомости СНД и ВС  РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

3. Азаров С.О. Юридическая сущность  конфедерации и федерации // Общество  и право. 2011. № 3.

4. Вишняков В.Г. Проблемы укрепления  территориальной целостности Российского  государства // Законодательство  и экономика. 2011. № 10.

5. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А.  Проблемы теории государства  и права. Учебник. - М.: Статут, 2005. С.81.

6. Демин А.В. Теория государства  и права. - М.: НОРМА, 2010., - 641 с.

7. Европейский союз: Прошлое, настоящее,  будущее / Под ред. Ю.А. Борко.  Т. 1: Документы Европейского союза. - М.: Статут, 2008. - 643 с.

8. Затонский В.А. Государство,  политика, право, выборы: актуальные  вопросы теории и практики  демократии участия // Право и  политика. 2011. №5.

9. Кембаев Ж.М. Проект объединения  государств Европы и мира Л.А.  Камаровского // Журнал российского  права. 2011. № 1.

10. Марченко М.Н. Проблемы общей  теории государства и права  (государства): Учебник: В 2-х томах. - М.: НОРМА, 2007. Т. 1. 712 с.

11. Малахов В.П. Многообразие  методологий современной теории  государства и права: культурологическая  методология. - М.: Проспект, 2009. - 582 с.

12. Мелехин А.В. Теория государства  и права: Учебник. 2-е изд., перераб.  и доп. - М.: БЕК, 2010. - 448 с.

13. Теория государства и права:  Учебник для юридических вузов  / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов,  А.В. Мицкевич и др.; под ред.  А.С. Пиголкина. - М.: ГроссМедиа, 2009. - 585 с.

14. Теория государства и права:  Учебник для вузов / Отв. ред.  д.ю.н. проф. В.Д. Перевалов. - М.: Логос, 2007. - 613 с.

15. Теория государства и права:  Учебник / Под ред. В.К. Бабаева.  М.: Проспект, 2006. - 660 с.

16. Шумилов В.М. Правоведение: учебник. - М.: Статус, 2009. - 771 с.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Функции теории государства и права