Функции механизма и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 01:33, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним из
важнейших в общей теории государства.
Это связано, во-первых, с тем, что в функциях проявляется сущность
государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит
предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых,
функции государства определяют его структуру.

Содержание

Введение._________________________________________ 2-3стр.
1.Функции государства: понятие, классификация _________ 4-14стр.
Понятие функций государства________________15-22стр.
Классификация функций государства__________ 23-43стр.
Форма и методы реализации функций _________ 44-45стр.

2. - Механизм государства
2.1 - Понятие, признаки механизма государства____________21-
2.2 - Орган государства как элемент механизма государства:
понятие, признаки, классификация
3. - Заключение
4. - Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа теория государство и права.docx

— 44.38 Кб (Скачать файл)

 

деятельности.

 

Некоторые авторы относят, например, к числу функций современного Российского

 

государства обеспечение народовластия, видят основное назначение такой функции в

 

осуществлении государством посредством представительных и иных органов власти

 

волеизъявления народа по руководству обществом. Или – учет и координацию

 

интересов различных групп населения, отыскание и проведение в жизнь таких

 

решений, которые поддерживались бы разными социальными слоями. В

 

действительности же обеспечение народовластия, развитие демократии представляет

 

собой не какую-то отдельную функцию ны- нешнего Российского государства, а один

 

из закрепленных в главе 1 Конституции Российской Федерации основных принципов

 

его организации и деятельности, одну из основ конституционного строя. То же

 

самое относится и к обеспечению государством социального компромисса. Эти и

 

другие принципы Российского государства пронизывают

 

См.: Морозова Л.Л. Функции Российского государства на современном этапе //

 

Государство и право. 1993. № 6. С. 103-104.

 

2 См.: Лифшиц Р.З. Государство  и право в современном обществе: необходимость

 

иоиых подходов // Сов. государство и право. 1990. № 10. С. 17.

 

все его функции, оказывают активное воздействие на их развитие, лежат в основе

 

выполнения каждой из них.

 

В процессе исторического развития государства в его функциях происходят

 

изменения: одни из них отпадают, другие – углубляются и видоизменяют свое

 

содержание, третьи – возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются

 

свойственными определенной исторической эпохе экономической и

 

социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным

 

назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с

 

учетом его принадлежности к определенному типу государства.

 

 

    1. Классификация функций государства

Изучение эволюции функций государства, практическое использование научных знаний в этой области предполагает, прежде всего, упорядочение всего государственно-правового материала, который накопила теория государства в этой области.

 

Для этого, как отмечалось выше, в познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлении и процессов попросту невозможно.

 

В юридической науке существует множественность классификаций функций государства. Это объясняется различными классификационными критериями. В качестве оснований классификации нередко избираются объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения и т.д.

 

В рамках данной работы остановимся на классификации функций государства по следующим основаниям:

 

- по причинам (источникам) возникновения функции государства  можно подразделить на:

 

а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

 

б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

 

- по времени действия  они делятся на:

 

а) постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования;

 

б) временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением

 

К числу основных можно отнести классификацию функций государства, базирующуюся на принципе разделения властей. Соответственно функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью органов, принадлежащих к определенной ветви власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной.В Конституции РФ разделение властей закреплено в качестве одного из основополагающих принципов конституционного строя страны. Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование.Однако, по мнению Венгерова А.Б. "…Классификация функций, опирающаяся на разделение властей, не у всех ученых-юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, собственно, не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т. д.

 

Происходит, по их мнению, смешение функций государства и государственной власти.Функции же государства - это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией.Поэтому в теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций (по направленности) на внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государством (внешняя функция)."Если внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, то внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении. Системы внешних и внутренних функций тесно связаны между собой, взаимодействуют в определенном единстве, дополняя друг друга. Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции основные и неосновные .Основные функции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период .Основные функции государства группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения, множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой сфере общественной жизни .Необходимо помнить, что термин "неосновные функции" условный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.Важно подчеркнуть, что основная функция — не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленностью система многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов.Поскольку не возможно охватить весь спектр функций Российского государства в одной работе, мы будем рассматривать только основные функции государства на современном этапе.В рассматриваемый период, Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции:

- экономическая;

- социальная;

- развития культуры, науки  и образования;

- налогообложения и взимания  налогов;

- экологическая;

- охраны прав и свобод  граждан, всех форм собственности,

- правопорядка.

В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции взаимопомощи и сотрудничества с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие — получили дальнейшее, адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи — возникли вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).

1.3.Форма и методы реализации  функции.

 

Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов. Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы представляют собой способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства.В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства (проф. В.М. Сырых). Под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым располагает государство. К неправовым формам относят контрольную, идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную), иные виды государственной деятельности. Данная классификация не отличается четкими критериями, поскольку, например, контрольная деятельность государства также регламентируется нормами права.Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функций государства, согласно которой выделяются правовые и организационные формы (проф. М.И. Байтин).Среди правовых обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную. Правовые формы связаны с изданием юридических актов; организационные - чаще всего реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению принятых юридических актов. К организационным формам можно отнести создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор кадров специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство, статистику и др.

Что касается методов выполнения функций государства, то долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:

1) метод нормативного  правового регулирования;

2) метод принуждения, используемый  при нарушении общеобязательных  государственных предписаний;

3) метод рекомендаций, т.е. ориентация на конкретный вариант  поведения или действий, желательных  с точки зрения государства, и  метод поощрения, побуждающий следовать  этому варианту, стимулирующий общественно  полезную деятельность;

4) метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически  устроенного государства универсальное  значение, поскольку распространяется  на сферу не только частных, но и публичных интересов. Например, договорный метод применяется  для распределения предметов  ведения между Российской Федерацией  и ее субъектами, между различными  регионами, властными структурами  и т.д. Так, в ч. 4 ст. 66 Конституции  РФ установлено, что отношения  автономных округов, входящих в  состав края или области, могут  регулироваться не только федеральным  законом, но и договором между  органами государственной власти  округа и органами государственной  власти края или области;

5) методы надзора и  контроля. Государство, в частности, лицензирует отдельные виды предпринимательской  деятельности, а также некоммерческих  организаций, стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество.

В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечения законности и правопорядка большую роль играет прокурорский надзор за исполнением действующих законов и других нормативных правовых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и всеми субъектами права;

6) метод информационного  влияния на общество посредством  оповещения населения о принятых  государственных решениях, путем  ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования  информационных потоков и т.д. Информационное влияние относится  к косвенным методам воздействия  на сознание и поступки людей, формируя информационное поле  вокруг отдельных политических  процессов, мероприятий, событий, институтов, политических и государственных  деятелей. Посредством информационного  влияния возможно ускорить развитие  социальных и юридических конфликтов, а также локализовать, смягчить  их.

Возможно выделение и иных, кроме названных, методов осуществления функций государства, но перечисленные являются основными, определяющим образом воздействующими на функционирование государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        2. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА.

2.1.  Понятие, признаки  механизма государства.

Функции государства реализуются через государственный механизм. В юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом государства понимают аппарат государства, т.е. систему его органов, с помощью которых осуществляется государственная власть (проф. М.И. Байтин, проф. М.Н. Марченко); другие включают сюда органы государства и государственные организации. При этом различаются два вида государственных организаций: 1) осуществляющие охранительную функцию государства (вооруженные силы, полиция, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения); 2) реализующие экономическую и социально-культурную функции (образовательные, научно-исследовательские учреждения, предприятия связи, транспорта и др.).

 

Органы государства образуют государственный аппарат. Включение государственных организаций в механизм государства обусловлено тем, что государство не только является политической организацией, но и выполняет экономическую, культурную, социальную и иные функции. Государственные организации непосредственно претворяют в жизнь государственно-властные предписания и создают материальные и духовные блага.

 

Таким образом, механизм государства понимается в двух аспектах: в узком смысле -- как органы государства и в широком -- как совокупность государственных органов и учреждений.

 

Принято выделять следующие особенности механизма государства:

 

1) это целостная иерархическая  система государственных органов  и учреждений. Целостность обеспечивается  едиными принципами организации  и деятельности, едиными задачами  и целями;

 

2) первичные структурные  звенья механизма составляют  государственные органы и учреждения;

 

3) механизм служит средством  осуществления государственной  власти и функций государства;

 

4) для обеспечения государственно-властных  велений механизм имеет

 

непосредственные орудия принуждения -- тюрьмы, вооруженные силы и др.;

 

5) сложность и многообразие  органов государства и государственных  организаций.

Информация о работе Функции механизма и права