Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:57, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является осветить функции государства их методы и формы. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику самого понятий "государство" и определить его содержание. Показать признаки и классификацию государственных функций 2. Дать представление об основных внутриполитических и внешнеполитических функциях современного государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. Функции, содержание и признаки государства.
1.1 Понятие «Функции государства». 4
1.2 Признаки функций. 5
1.3 Классификация функций. 6
II. Внутренние функции государства.
2.1 Экономическая. 8
2.2 Социальная. 9
2.3 Природоохранительная. 10
2.4 Защита прав и свобод граждан 11
III. Внешние функции государства.
3.1 Защита от нападения из вне. 12
3.2 Сотрудничество с другими странами. 13
3.3 Функция поддержки мирового порядка 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 16

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 42.66 Кб (Скачать файл)

Вмешательство государства имеет определенные пределы. Оно сводится, как правило, к: а). выработке экономической политики; б). управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и тд. в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, к стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма, охране прав потребителя и пр. г). регулированию внешнеэкономических отношений государства. В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно, например для современного этапа развития России. Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.

 

 

 

2.2 Социальная. 

Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех чле-  
нов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. В правовом государстве распределение материальных благ осуществляется и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями. Ныне многие государства объявляют себя не только правовыми, но и социальными, что закреплено в их конституциях. Таковым государством является и Россия.

В статье 7 пункте 1 Конституции  Российской Федерации в частности  сказано: “Российская Федерация  – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека”.3

Социальная политика правового государства предполагает:  
1)Распределение социальных благ независимо от трудового вклада в  
целях обеспечения достойного уровня жизни для всех.

2)Государство выделяет необходимые средства на здравоохранение,  
культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу  
транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства. 

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной систем, поощряется деятельность, способствующая укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 ). Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (статья 39 пункт3). Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.  
Только в условиях свободы и экономической самостоятельности  
производителей материальных и духовных благ государство в состоянии  
проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

 

 

 

2.3 Природоохранительная.

Непосредственно примыкает  к социальной экологическая функция, которая 
обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать 
экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. 
Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает 
естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно 
создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. 
Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее 
необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех 
организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды. В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств. В основе осуществления функции лежат следующие принципы: 
1).Природные богатства подлежат охране со стороны государства 
независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет. 
2).Использование природных богатств должно быть рациональным. 
3).Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и 
строгая ответственность за его нарушение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Защита прав  и свобод граждан

 
Переход России от тоталитаризма  к демократическому правовому государству возвел в ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

Под общественным порядком понимается система общественных отношений, регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.) Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет собой систему общественных отношений, которые складываются главным образом в общественных местах и по своему обеспечивают свободу и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций. Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.

За все виды правонарушений посягающие на общественный порядок установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя. Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами. 
Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их 
имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой 
административные и уголовные наказания.

 

 

 

 

 

III. Внешние функции государства.

 

3.1 Защита от  нападения из вне. 

Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

Согласно Конституции  Российской Федерации “Защита Отечества  является 
долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин 
Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным 
законом.” Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет. За воинское преступление - преступления против установленного порядка несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность (уголовную). Санкции за различные виды воинских преступлений предусмотрены в статьях 238 - 269 Уголовного Кодекса . К особым вооруженным государственным организациям относятся: 
1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.

2. Служба безопасности. Она  предназначена для защиты государственной 
безопасности и конституционного строя от внешних посягательств. 
3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Сотрудничество  с другими странами. 

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В 
Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со 
всеми странами. В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества. 
Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.) 
Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими 
государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и 
регулировать. 1) Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство. Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др. 2) Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке. Ни одно государство не может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства. 3) Культурные отношения: Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое. 4)Участие в охране окружающей Среды: В настоящее время остро встал 
вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в 
центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве. В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями. Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше 
и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, 
также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде 
государств правительство принимает различные меры к нарушению 
нормативных актов по охране природы.

3.3 Функция поддержки  мирового порядка

 

Функция поддежки мирового порядка предполагает деятельность по 
сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс озраровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, тероризмом. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.  Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ.

Функция поддежки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие 
мирового сообщества в урегилировании межнациональных конфликтов. Это 
обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением 
прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует 
международного вмешательства. События в Югославии и Боснии - яркие 
примеры участия мирового сообщества в качестве посредников в 
урегулировании межэтнических конфликтов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В своей работе я рассмотрела  основные функции и их составляющие. Цель данной работы достигнута. Таким  образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что функции  государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления  и развития государства. Функции  государства - это основные направления  его деятельности, обусловленные  объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей  решать общие дела. Содержание этих дел обуславливается исторически  определенным характером общества.

Следовательно в разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства приоритетное место занимает экономическая функция, в других - в область политики, отсюда   повышенное внимание к реализации функции государственной власти и т.д.

Исчезают одни функции, возникают другие. Поэтому, классификация функций, которая приведена в данной курсовой работе не является конечной. По данной теме существует множество вопросов, часть из которых я попыталась  раскрыть в данной работе. Это такие как: более подробное изучение форм и методов выполнения функций, анализ различных теорий классификации функций государства. Поставленные задачи были выполнены и мы узнали, что классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние. Конечно, такая тема как “функции государства” будет актуальной и через несколько десятков и даже сотен лет, пока существует такой институт как государство. Я думаю, что данная тема еще не “исчерпала” себя, и дальше будет изучаться и подвергаться изменениям, в результате развития государства.

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1.Байтин М.И. Теория  государства и права. Саратов,1997.

2.Глебов А.П. Новое поколение учебников по Теории государства и права. / Государство и право. 1997. -№4.

3.Лазарев В.В. Теория  государства и права: Актуальные  проблемы. - М., 1992.

4.Морозова Л.А. Функция Российского государства на современном этапе / Государство и право. 1993. № 6.

5.Теория государства и  права: учебник для вузов. Под  ред. В.М.Корельского, В.Д.Перевалова. - М.,2002.

6.Спиридонов Л.И. “История  государства и права”. -СПб. -1999 г.

7.Венгеров А.Б. (ред.) “Теория  государства и права”. -М.: Юристъ 

-1995 г.

 

 

 

 

 

 

1 Теория государства и права: курс лекций Под ред. Марченко М.Н.. - М.,1998. с.80

2 Теория государства и права: учебник для вузов. Под ред. В.М.Корельского, В.Д.Перевалова. - М.,2002. с.146

3 Конституция Российской Федерации. – М., 1993

 


Информация о работе Функции государства